КомпьюАрт

4 - 2020

Коротко о главном, или Полиграфия на рубеже 2020/2021 года

По традиции в преддверии Нового года принято подводить итоги уходящего года и давать оценку тенденциям, которые определят развитие полиграфического рынка в следующем году. Но в связи с охватившей весь мир пандемией коронавируса COVID-19 делать прогнозы стало очень проблематично, так как на развитие событий оказывает влияние очень много непредсказуемых факторов, в числе которых неопределенность с дальнейшим развитием пандемии, вводимые ограничения в связи с коронавирусом, объемы государственной поддержки и сферы, которых она коснется, разработка действенных вакцин, скорость их производства и доступность для различных слоев населения, а также множество других глобальных и локальных факторов.

Самыми важными итогами 2020 года следует назвать адаптацию большей части отрасли к создавшейся нестабильной ситуации и надежды на небольшой рост рынка в следующем году. В отдельных областях, таких как производство упаковочной и этикеточной продукции, положение совсем не критичное, а даже, наоборот, наблюдается устойчивый рост объема заказов. Попробуем сравнить ситуацию в России и за рубежом, и оценить, что готовит наступающий 2021 год.

Ситуация в России

В последнем квартале уходящего года силами редакции и подрядных организаций был проведен опрос около 3 тыс. профильных компаний рекламного и издательско-полиграфического сегментов рынка. Результаты хоть, мягко говоря, и не радужные, но все-таки дают небольшой повод для оптимизма и надежды на улучшение ситуации в отрасли в 2021 году.

Согласно данным федерального объединения немецких полиграфистов BVDM, в сентябре
2020 года обозначился легкий рост индекса делового климата: +1,2 пп. по сравнению
с августом, но это все равно на 2,5 пп. меньше сентябрьских значений 2019 года

Согласно данным федерального объединения немецких полиграфистов BVDM, в сентябре
2020 года обозначился легкий рост индекса делового климата: +1,2 пп. по сравнению
с августом, но это все равно на 2,5 пп. меньше сентябрьских значений 2019 года

Согласно итогам опроса, ситуация с пандемией коронавируса в России повлияла на деятельность 92% отраслевых компаний. При этом треть из них смогла сохранить численность персонала, а еще почти треть была вынуждена сократить штат более чем на 25%. В среднем общее падение доходов в отрасли в 2020 году по отношению к 2019-му превысило 42%. Объем заказов сократился у 65% предприятий, при этом катастрофическое падение оборота произошло почти у 29% компаний. Небольшой рост объемов наблюдался лишь у 15% компаний, которые заняты в сфере производства упаковки и этикетки. Также слабым утешением является то, что 38% респондентов попытались выйти на смежные рынки, что повлекло за собой приобретение нового оборудования и/или программного обеспечения. Тем не менее 46% респондентов с оптимизмом смотрят в будущее и ожидают рост объема заказов в 2021 году, в то время как дальнейшее сокращение прогнозируют представители лишь 23% компаний.

Данные Росстата за первые три квартала 2020 года более оптимистичны. Как видно из приведенной ниже таблицы, согласно данным федеральной службы государственной статистики, оборот предприятий, занятых в сфере производства бумаги и бумажных изделий, снизился чуть более чем на 1%, а в целом в полиграфической отрасли сократился на 7%.

ОБОРОТ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИЮЛЕ 2020 ГОДА

Вид деятельности Сентябрь 2020 г.,
млрд руб.
В % к Январь-сентябрь 2020 г.
в %
к январю-сентябрю 2019 г.
сентябрю 2019 г. августу 2020 г.
Производство бумаги и бумажных изделий 101,7 115,3 106,2 98,9
Полиграфическая деятельность и копирование носителей информации 24,8 85,3 108,5 93,0

В России с большим опозданием (26 мая 2020 года) включили деятельность в области СМИ и производства печатной продукции для предприятий с основным кодом ОКВЭД 18.11 (печатание газет) в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от ухудшения ситуации из-за распространения коронавируса COVID-19. Таким образом, воспользоваться мерами господдержки смогли лишь издатели книг, газет, журналов, телекомпании, радиостанции, сетевые издания и информационные агентства, а также предприятия, занятые в сфере печатания газет. В списке упомянутых мер государственной поддержки для отечественных СМИ оказались следующие послабления: полугодовая отсрочка по уплате всех налогов, кроме НДС, а также арендных платежей при использовании недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, отсрочка по уплате страховых взносов, реструктуризация выплат, сформировавшихся в период предоставления отсрочки по уплате налогов и страховых взносов, сроком на один год ежемесячно равными долями, беспроцентные кредиты на неотложные нужды и выплату зарплат, льготные кредиты по ставке 2% на любые цели, мораторий на банкротство, проведение плановых и внеплановых проверок. Также для названных организаций стала возможна прямая финансовая поддержка в виде субсидий, которые можно потратить на зарплаты, оплату долгов за коммунальные услуги из расчета 1 МРОТ на каждого сотрудника.

Ситуация в Европе

Согласно данным различных европейских опросов полиграфических компаний, проведенных в текущем году, приблизительно у 94% предприятий упали доходы из-за уменьшения количества и объемов коммерческих заказов, обусловленных обстоятельствами, связанными с пандемией коронавируса COVID-19, при этом у 75% — весьма серьезно. По итогам трех кварталов 2020 года объем заказов сократился вдвое почти у трети компаний, занятых в сфере рекламной, издательской и полиграфической деятельности, а у половины опрошенных организаций — более чем на треть. При этом практически во всех европейских странах отрасли были оказаны различные меры государственной поддержки, в числе которых были налоговые послабления, надбавки за сокращенный рабочий день, субсидии, льготные, в том числе беспроцентные, кредиты и гарантии государственных учреждений, компенсации лизинговых платежей и арендной платы и пр.

Прогнозы

Очевидно, что последствия пандемии коронавируса COVID-19 для полиграфической отрасли будут ощущаться и в следующем году. Насколько они будут серьезными или даже катастрофическими, будет всецело зависеть от развития ситуации и решений, принимаемых как правительством, так и локальными властями. Если вводимые ограничительные меры приведут к очередному глубокому экономическому кризису в России, то закрытие большого числа предприятий станет практически неизбежным.

Скорее всего, перенос популярных международных полиграфических выставок на более поздние сроки в 2021 году продолжится. Понимая это, организаторы выставок начинают предпринимать активные действия по переходу своей деятельности в виртуальное пространство. Однако пока непонятно, насколько востребованным окажется такой формат участия в виртуальной выставке. В частности, в какой мере он будет способен заменить живое общение экспонентов с потенциальными клиентами, а также насколько виртуальные демонстрации оборудования смогут полноценно компенсировать наглядные процессы изготовления образцов полиграфической продукции, которые можно, как говорится, пощупать непосредственно на выставке. Тем не менее полиграфическая отрасль стала осваивать интернет- технологии семимильными шагами. И это не только прием заказов, но и общение с потенциальными клиентами, включая регулярное проведение вебинаров, рассылки по электронной почте, виртуальные демонстрации нового оборудования и технологий. Привычным и даже обязательным стал перевод части сотрудников на удаленную работу. Всё это может привести к изменению подходов к бизнесу и сдвигам в организации работы. В результате могут поменяться видение и потребности, что окажет существенное влияние на производство полиграфической продукции. Не понятно, останется ли потребность в учебниках, книгах, журналах, рекламных каталогах и буклетах. Сокращение выставок и различных массовых мероприятий приведет к падению спроса на различную оформительскую и декоративную продукцию.

Похоже, что полиграфическую отрасль в 2021 году ждут серьезные и даже отчасти непредсказуемые перемены.

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства