Еще один шанс для типографий
Не секрет, что в последние годы типографии переживают не лучшие времена. Бурное развитие онлайновых СМИ, лавинообразный рост популярности мобильных устройств и массовый переход на потребление медиаконтента в цифровом виде привели к катастрофическому сокращению объемов выпуска многих традиционных видов полиграфической продукции — в частности книг, журналов, газет и т.д. Пожалуй, единственное направление, которое год от года демонстрирует устойчивый рост и позволяет получать стабильную прибыль, — это изготовление упаковки. Впрочем, есть надежда на то, что в ближайшем будущем список потенциально привлекательных для типографий видов продукции пополнит одноразовая посуда из бумаги и картона. Есть ли для этого объективные предпосылки? Давайте разбираться.
В начале текущего года после ввода суровых ограничительных мер во многих регионах России значительно увеличилось количество людей, регулярно заказывающих готовую еду с доставкой на дом. Транспортируемые клиентам блюда, как правило, расфасовываются в специальные контейнеры (ланч-боксы) или посуду (стаканы с крышкой, лотки и пр.) — разумеется одноразовые. Таким образом, увеличение количества заказов готовой еды естественным образом повлекло за собой рост спроса на одноразовую посуду и различные емкости для расфасовки продуктов питания.
Бумажные коробки для упаковки различных видов готовых блюд
По официальной статистике, в минувшем году совокупная стоимость реализованной в России одноразовой посуды составила примерно в 40 млрд руб. И более 85% этого объема составляют изделия российского производства. Наверное, у многих читателей уже созрел вопрос: какое отношение к этому имеют типографии? Немного терпения, скоро мы вплотную приблизимся к ответу на этот вопрос…
В настоящее время примерно 80% рынка приходится на изделия из разных видов пластика и полимеров, и лишь немногим менее 20% — на одноразовую посуду из бумаги и картона. Основная причина такого положения вещей — экономическая.
По большому счету, весь процесс изготовления пластиковой посуды сводится к выполнению одной операции — термоформованию. Технологическая цепочка изготовления одноразовой посуды на бумажной или картонной основе включает больше операций, а для их выполнения требуется более сложное и дорогостоящее оборудование. Именно поэтому при сопоставимой стоимости исходного сырья производство посуды из бумаги или картона обходится дороже, чем из пластика. Для предприятий, специализирующихся на приготовлении и доставке готовой еды, приобретение одноразовой посуды является дополнительной статьей расходов, и поэтому желание сэкономить именно на этом компоненте вполне понятно.
Впрочем, уже в ближайшие годы ситуация может кардинально измениться. Дело в том, что многие из широко применяемых в настоящее время видов пластика (в частности, полиэтилен) очень долго разлагаются в естественных условиях. Таким образом, ежедневно выбрасываемые в огромных количествах пластиковые изделия и их части являются серьезным фактором, ухудшающим экологическую ситуацию. Разумеется, эта проблема вызывает озабоченность как у общественных организаций, так и у органов государственной власти.
Недавно появилась пока не подтвержденная официально информация о том, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предпринимает серьезные усилия для того, чтобы на законодательном уровне добиться полного запрета производства в нашей стране одноразовой посуды из традиционных (не биоразлагаемых) полимеров. И если этот проект действительно будет претворен в жизнь (а точнее, в нормативный документ), то структура российского рынка одноразовой посуды в одночасье кардинально изменится.
Здесь стоит отметить, что производители, ответственно подходящие к вопросам охраны окружающей среды, сейчас постепенно заменяют (там, где это возможно) традиционные виды пластика (в частности, полиэтилен) на биоразлагаемые полимеры. Например, для изготовления изделий с небольшим сроком службы (к которым как раз и относится одноразовая посуда) в настоящее время широко применяется полилактид (ПЛА) — термопластичный алифатический полиэфир, мономером которого является молочная кислота. Этот материал получают в результате молочнокислого брожения (ферментации) сахаров кукурузы или другой биомассы. Однако пока доля изделий из биоразлагаемых пластиков не превышает 3% совокупного объема рынка одноразовой посуды. Таким образом, главным кандидатом на освободившуюся нишу станет одноразовая посуда из бумаги и картона, доля которой даже в нынешних условиях гораздо больше.
Если абстрагироваться от экологического аспекта, у бумажной и картонной посуды есть и чисто утилитарные преимущества по сравнению с пластиковой: более высокая механическая прочность и гораздо меньшая теплопроводность. Так, если сравнить одноразовые стаканы, изготовленные из бумаги и пластика, то последний гораздо легче сминается даже при незначительном усилии. Да и держать в руке бумажный стакан с горячей жидкостью гораздо комфортнее, чем пластиковый. Кроме того, из бумаги можно создавать трансформируемые изделия — например контейнеры для лапши-вок, которые раскладываются в удобную широкую тарелку.
Трансформируемый бумажный контейнер для лапши-вок
Плохая новость заключается в том, что для изготовления одноразовой посуды из бумаги и картона требуется специализированное оборудование. И здесь есть как минимум две специфические особенности.
Во-первых, необходимо придать исходному материалу влаго- и жиростойкость. Наиболее простой, но в то же время и самый затратный вариант — ламинация бумажных заготовок тонким слоем полимера. Даже если в типографии уже имеется термальный ламинатор для декорирования полиграфической продукции, то для изготовления одноразовой посуды он вряд ли подойдет по чисто экономическим соображениям: здесь необходим промышленный ламинатор.
Более сложный вариант — нанесение расплава специального полимера на бумажные заготовки. Оборудование для выполнения этой технологической операции гораздо дороже, однако при больших объемах производства себестоимость продукции получается заметно ниже.
Во-вторых, чтобы трансформировать вырубленные заготовки в изделия, также требуется специализированное оборудование. И оно, увы, не является универсальным: одна машина способна изготавливать только тарелки, другая — стаканы и т.д. Таким образом, чем шире ассортимент выпускаемой продукции, тем больше понадобится дополнительного оборудования, и тем выше окажутся первоначальные затраты.
Учитывая вышеизложенное, производство одноразовой посуды из бумаги и картона как таковое для типографии вряд ли будет интересно. Ведь необходимо не только приобрести специализированное оборудование (которое, кстати, надо еще где-то разместить), но еще найти и нанять квалифицированных специалистов, которые будут его эксплуатировать и обслуживать. Совсем другое дело — организовать производственный процесс таким образом, чтобы задействовать в технологической цепочке часть уже имеющегося оборудования и персонала.
Одно из важных преимуществ одноразовой посуды из бумаги и картона — простота декорирования и брендирования
Одним из наиболее очевидных вариантов является ставка на выпуск декорированной и брендированной продукции — в частности, одноразовой посуды с уникальным графическим оформлением для сетевых доставок, магазинов при АЗС и т.п. Благо, напечатать монохромное или цветное изображение на бумажной или картонной заготовке значительно проще, чем на пластике (кстати, именно поэтому для брендирования пластиковой упаковки довольно часто применяются наклейки, бумажные бандажи, обечайки и прочие ухищрения).
Такой подход позволит не только открыть новое направление бизнеса, но и загрузить работой уже имеющиеся в типографии печатные машины и вырубные прессы для печати разверток изготавливаемых изделий и вырубки заготовок. Кроме того, для выпуска некоторых видов упаковки, таких как коробки для гамбургеров и пирожных, можно задействовать фальцевально-склеивающие линии. И, разумеется, предложить заказчику услуги по разработке оригинального дизайна.
Конечно, описанный вариант не является чудодейственной палочкой-выручалочкой, которая способна гарантировать успех. Ведь как минимум понадобится серьезно вложиться в новое оборудование и увеличить штат — что в нынешних условиях является непростым и крайне рискованным шагом. Кроме того, придется конкурировать с производителями, которые уже не первый год работают на рынке и специализируются именно на изготовлении одноразовой посуды.
Многое зависит от того, будет ли в нашей стране принят закон о запрете выпуска одноразовой посуды из небиоразлагаемых полимеров. Если это действительно произойдет, на рынке разом освободится огромная ниша, и занять в ней свое место станет гораздо проще.