КомпьюАрт

4 - 2020

Еще один шанс для типографий

Не секрет, что в последние годы типографии переживают не лучшие времена. Бурное развитие онлайновых СМИ, лавинообразный рост популярности мобильных устройств и массовый переход на потребление медиаконтента в цифровом виде привели к катастрофическому сокращению объемов выпуска многих традиционных видов полиграфической продукции — в частности книг, журналов, газет и т.д. Пожалуй, единственное направление, которое год от года демонстрирует устойчивый рост и позволяет получать стабильную прибыль, — это изготовление упаковки. Впрочем, есть надежда на то, что в ближайшем будущем список потенциально привлекательных для типографий видов продукции пополнит одноразовая посуда из бумаги и картона. Есть ли для этого объективные предпосылки? Давайте разбираться.

В начале текущего года после ввода суровых ограничительных мер во многих регионах России значительно увеличилось количество людей, регулярно заказывающих готовую еду с доставкой на дом. Транспортируемые клиентам блюда, как правило, расфасовываются в специальные контейнеры (ланч-боксы) или посуду (стаканы с крышкой, лотки и пр.) — разумеется одноразовые. Таким образом, увеличение количества заказов готовой еды естественным образом повлекло за собой рост спроса на одноразовую посуду и различные емкости для расфасовки продуктов питания.

Бумажные коробки для упаковки различных видов готовых блюдБумажные коробки для упаковки различных видов готовых блюд

Бумажные коробки для упаковки различных видов готовых блюд

Бумажные коробки для упаковки различных видов готовых блюд

По официальной статистике, в минувшем году совокупная стоимость реализованной в России одноразовой посуды составила примерно в 40 млрд руб. И более 85% этого объема составляют изделия российского производства. Наверное, у многих читателей уже созрел вопрос: какое отношение к этому имеют типографии? Немного терпения, скоро мы вплотную приблизимся к ответу на этот вопрос…

В настоящее время примерно 80% рынка приходится на изделия из разных видов пластика и полимеров, и лишь немногим менее 20% — на одноразовую посуду из бумаги и картона. Основная причина такого положения вещей — экономическая.

По большому счету, весь процесс изготовления пластиковой посуды сводится к выполнению одной операции — термоформованию. Технологическая цепочка изготовления одноразовой посуды на бумажной или картонной основе включает больше операций, а для их выполнения требуется более сложное и дорогостоящее оборудование. Именно поэтому при сопоставимой стоимости исходного сырья производство посуды из бумаги или картона обходится дороже, чем из пластика. Для предприятий, специализирующихся на приготовлении и доставке готовой еды, приобретение одноразовой посуды является дополнительной статьей расходов, и поэтому желание сэкономить именно на этом компоненте вполне понятно.

Впрочем, уже в ближайшие годы ситуация может кардинально измениться. Дело в том, что многие из широко применяемых в настоящее время видов пластика (в частности, полиэтилен) очень долго разлагаются в естественных условиях. Таким образом, ежедневно выбрасываемые в огромных количествах пластиковые изделия и их части являются серьезным фактором, ухудшающим экологическую ситуацию. Разумеется, эта проблема вызывает озабоченность как у общественных организаций, так и у органов государственной власти.

Недавно появилась пока не подтвержденная официально информация о том, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации предпринимает серьезные усилия для того, чтобы на законодательном уровне добиться полного запрета производства в нашей стране одноразовой посуды из традиционных (не биоразлагаемых) полимеров. И если этот проект действительно будет претворен в жизнь (а точнее, в нормативный документ), то структура российского рынка одноразовой посуды в одночасье кардинально изменится.

Здесь стоит отметить, что производители, ответственно подходящие к вопросам охраны окружающей среды, сейчас постепенно заменяют (там, где это возможно) традиционные виды пластика (в частности, полиэтилен) на биоразлагаемые полимеры. Например, для изготовления изделий с небольшим сроком службы (к которым как раз и относится одноразовая посуда) в настоящее время широко применяется полилактид (ПЛА) — термопластичный алифатический полиэфир, мономером которого является молочная кислота. Этот материал получают в результате молочнокислого брожения (ферментации) сахаров кукурузы или другой биомассы. Однако пока доля изделий из биоразлагаемых пластиков не превышает 3% совокупного объема рынка одноразовой посуды. Таким образом, главным кандидатом на освободившуюся нишу станет одноразовая посуда из бумаги и картона, доля которой даже в нынешних условиях гораздо больше.

Если абстрагироваться от экологического аспекта, у бумажной и картонной посуды есть и чисто утилитарные преимущества по сравнению с пластиковой: более высокая механическая прочность и гораздо меньшая теплопроводность. Так, если сравнить одноразовые стаканы, изготовленные из бумаги и пластика, то последний гораздо легче сминается даже при незначительном усилии. Да и держать в руке бумажный стакан с горячей жидкостью гораздо комфортнее, чем пластиковый. Кроме того, из бумаги можно создавать трансформируемые изделия — например контейнеры для лапши-вок, которые раскладываются в удобную широкую тарелку. 

Трансформируемый бумажный контейнер для лапши-вок

Трансформируемый бумажный контейнер для лапши-вок

Плохая новость заключается в том, что для изготовления одноразовой посуды из бумаги и картона требуется специализированное оборудование. И здесь есть как минимум две специфические особенности.

Во-первых, необходимо придать исходному материалу влаго- и жиростойкость. Наиболее простой, но в то же время и самый затратный вариант — ламинация бумажных заготовок тонким слоем полимера. Даже если в типографии уже имеется термальный ламинатор для декорирования полиграфической продукции, то для изготовления одноразовой посуды он вряд ли подойдет по чисто экономическим соображениям: здесь необходим промышленный ламинатор.

Более сложный вариант — нанесение расплава специального полимера на бумажные заготовки. Оборудование для выполнения этой технологической операции гораздо дороже, однако при больших объемах производства себестоимость продукции получается заметно ниже.

Во-вторых, чтобы трансформировать вырубленные заготовки в изделия, также требуется специализированное оборудование. И оно, увы, не является универсальным: одна машина способна изготавливать только тарелки, другая — стаканы и т.д. Таким образом, чем шире ассортимент выпускаемой продукции, тем больше понадобится дополнительного оборудования, и тем выше окажутся первоначальные затраты.

Учитывая вышеизложенное, производство одноразовой посуды из бумаги и картона как таковое для типографии вряд ли будет интересно. Ведь необходимо не только приобрести специализированное оборудование (которое, кстати, надо еще где-то разместить), но еще найти и нанять квалифицированных специалистов, которые будут его эксплуатировать и обслуживать. Совсем другое дело — организовать производственный процесс таким образом, чтобы задействовать в технологической цепочке часть уже имеющегося оборудования и персонала.

Одно из важных преимуществ одноразовой посуды из бумаги и картона — простота декорирования и брендирования

Одно из важных преимуществ одноразовой посуды из бумаги и картона — простота декорирования и брендирования

Одно из важных преимуществ одноразовой посуды из бумаги и картона — простота декорирования и брендирования

Одним из наиболее очевидных вариантов является ставка на выпуск декорированной и брендированной продукции — в частности, одноразовой посуды с уникальным графическим оформлением для сетевых доставок, магазинов при АЗС и т.п. Благо, напечатать монохромное или цветное изображение на бумажной или картонной заготовке значительно проще, чем на пластике (кстати, именно поэтому для брендирования пластиковой упаковки довольно часто применяются наклейки, бумажные бандажи, обечайки и прочие ухищрения).

Такой подход позволит не только открыть новое направление бизнеса, но и загрузить работой уже имеющиеся в типографии печатные машины и вырубные прессы для печати разверток изготавливаемых изделий и вырубки заготовок. Кроме того, для выпуска некоторых видов упаковки, таких как коробки для гамбургеров и пирожных, можно задействовать фальцевально-склеивающие линии. И, разумеется, предложить заказчику услуги по разработке оригинального дизайна.

Конечно, описанный вариант не является чудодейственной палочкой-выручалочкой, которая способна гарантировать успех. Ведь как минимум понадобится серьезно вложиться в новое оборудование и увеличить штат — что в нынешних условиях является непростым и крайне рискованным шагом. Кроме того, придется конкурировать с производителями, которые уже не первый год работают на рынке и специализируются именно на изготовлении одноразовой посуды.

Многое зависит от того, будет ли в нашей стране принят закон о запрете выпуска одноразовой посуды из небиоразлагаемых полимеров. Если это действительно произойдет, на рынке разом освободится огромная ниша, и занять в ней свое место станет гораздо проще.

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства