КомпьюАрт

2 - 2021

Технологии и стандарты управления цифровым рабочим потоком

Николай Дубина

В эпоху глобальной цифровизации компании стараются автоматизировать свои бизнес­процессы по максимуму. В первую очередь это касается ежедневной рутины. Для упрощения и ускорения таких бизнес­процессов или их частей и существует автоматизация рабочих потоков (workflow).

Технология «workflow» применима к операциям, которые сотрудники совершают каждый день и у которых есть четкая структура. Если бизнес­процесс простой и движется по одному и тому же пути, его можно автоматизировать с помощью workflow­систем. Для этих задач существует несколько этапов, а алгоритм принятия решений можно структурировать.

То есть сама система управления рабочими потоками совсем не нова. Она не считается чем­то новым даже в виде IT­решений. Совсем другое дело, когда мы говорим об управлении цифровыми рабочими потоками цифровыми же методами. Но обо всем по порядку.

Рабочий поток — это согласованная совокупность правил и действий, обеспечивающая получение готовой продукции. Рабочий поток существует в тех случаях, когда организация отдельных стадий производства следует определенным правилам, согласованным между собой, базирующимся на поддержке соответствующего программного обеспечения (Workflow Engine). В таком представлении программное средство определяется как инструмент, нацеленный на работу с определенным оборудованием.

Рабочий поток в полиграфии зависит от стадии печатного процесса: допечатной, печатной и послепечатной. Он определяет используемые стандарты и существует в некоторой технологической среде, которая постоянно совершенствуется.

Рабочий поток оказывает влияние на основные показатели полиграфического бизнеса, среди которых можно выделить:

  • рост производительности и повышение эффективности производства;
  • уменьшение издержек;
  • расширение и улучшение качества услуг;
  • увеличение прибыли.

Задача управления рабочим потоком определяется применением гибкой и эффективной системы его организации, а также нужного оборудования и различных вариантов работы программного обеспечения.

Применение цифровой информации в полиграфии

Современное полиграфическое производство имеет дело с тремя формами использования цифровой информации: в форме исходного материала, в качестве информации для настройки оборудования и управления ресурсами, в форме продукта полиграфического производства.

Так, для электронного издания применим термин Cross Media Publishing (CMP), который определяется как издательская подготовка, независимая в отношении средств информации. Таким образом, «цифровой образ» может быть как реализован в печатном издании, так и записан на каком­либо носителе, передан по Интернету и т.д. В этой технологии все данные, включая допечатные, печатные и послепечатные процессы, представляются в цифровой форме и могут быть доступны через сеть.

Сочетание электронных и печатных средств определяет содержательную характеристику полиграфического мультимедийного продукта. Использование различных носителей информации определяет издания со смешанными носителями (Mixed Media Publishing; MMP).

Реализация принципа управления рабочими потоками на базе цифровой информации обеспечивается применением совместимых интерфейсов и печатных технологий, ориентированных на использование цифровых кодов.

Область цифровой обработки в полиграфии предполагает подготовку цифрового оригинала, содержащего всю информацию о заказе, включая содержательный и технологический аспекты. Информация может передаваться по сети или с помощью цифрового носителя.

Цифровой поток данных содержит не только печатаемую информацию, но и информацию для электронного управления процессом печати. С его помощью осуществляется предварительная настройка машин, задание производственных параметров, соединение машин друг с другом и объединение управляющих воздействий машин и производственных участков с помощью сети.

Идентичность «цифровых образов» (Digital Master) для печатных или электронных средств информации позволяет применять метод управления на основе формирования цифрового рабочего потока — Digital Workflow (DWF), в котором параметры производственных операций определяются цифровым кодом, сформированным в процессе подготовки издания к печати и в процессе формирования заказа. Например, определение формата листа для печати издания, набора красок, тиража, вида фальцовки, количества скоб для сшивки, вида упаковки и т.п.

Цифровой workflow синхронизирует процессы управления технологическим аспектом и управления ресурсами организации. Применение сетевых технологий повышает эффективность этой синхронизации.

Применение метода управления на базе DWF в допечатной подготовке позволило активизировать сетевые решения по объединению работы оборудования на основе цифровых данных в процессе печати и расширить их использование в послепечатных процессах.

Цифровой рабочий поток следует рассматривать как совокупность технических средств и программного обеспечения, реализующую процессы преобразования исходной информации, управления технологическим оборудованием и планирования, а также управления ресурсами фирмы.

Процесс построения цифрового рабочего потока может быть осуществлен двумя основными способами:

  • применение готовых программных пакетов поддержки рабочего потока;
  • использование разнообразного программного и аппаратного обеспечения для организации отдельных операций за счет объединения решений различных производителей.

Структура цифрового технологического процесса

Процесс перехода печатного производства на применение метода управления на базе организации цифрового рабочего потока можно разделить на несколько этапов:

  1. Цифровая подготовка изображения и текста.
  2. Настольная издательская система.
  3. Цифровой монтаж листа.
  4. Цифровое изготовление форм.
  5. Интегрированное компьютерное производство.

На первом этапе используют цветные сканеры и прочие системы, на базе которых осуществляется ввод изображения, цифровая цветокоррекция, цветоделение, запись информации, набор, экспонирование.

Второй этап связан с внедрением настольных издательских систем. Эта технология базируется на программном обеспечении, позволяющем вводить и обрабатывать тексты и графику на одном рабочем месте, проводить их верстку и выводить их с помощью экспонирующих устройств.

На третьем этапе применяют экспонирующие устройства для вывода пленок или печатных форм в формате печатной машины. На этом уровне применяют необходимое программное обеспечение для цифрового монтажа листов, спуска полос, верстки и изготовления полноформатных фотоформ.

Переход на четвертый этап формирования DWF предполагает цифровое изготовление форм с помощью технологии «компьютер — печатная форма». Здесь осуществляется непосредственный переход к печатной форме от цифрового монтажа, минуя изготовление пленочных фотоформ. В большинстве случаев это происходит путем лазерной записи непосредственно формной пластины.

Пятый этап организации печатного производства на базе реализации цифрового рабочего потока связан с интегрированием на компьютерной основе методов формирования полиграфического заказа, организации и управления цифровым производством, выпуском изданий на цифровых носителях.

Применение цифровых методов позволяет повысить качество послепечатных процессов за счет использования цифровых методов управления качеством продукции. Здесь большое значение имеют данные для предварительной настройки машин и устройств послепечатной обработки: данные для обрезки (для резальной машины), информация для фальцовки (фальцевальная машина), данные для переплетных работ (брошюровочная машина). В результате цифровой код может значительно улучшить качество печатного продукта.

Цифровой рабочий поток

Допечатные операции при использовании цифровых технологий чаще всего отделены от собственно печати и представляют собой отдельную группу работ, выполняемую вне стен типографии. Это привело к возникновению новой формы организации — препресс­фирм, которые становятся клиентами типографий. В некоторых случаях функции препресс­фирм выполняют препресс­службы издательств, типографий, дизайн­студии, рекламные бюро и пр.

Цифровой вид издания определяет форму его представления в компьютере в виде файлов, над которыми выполняются соответствующие технологические операции преобразования информации, включая работу с базами данных. Цифровая форма представления информации позволяет передавать оригиналы на пробный оттиск, фотовыводные устройства (имиджсеттеры), установки по экспонированию печатных форм (плейтсеттеры), на печатные машины (при использовании бесконтактной печати).

Исходные документы, предназначенные для печати, принимаются препресс­службами в качестве входных данных. Их обработка определяет первый этап управления цифровым рабочим потоком. Здесь исходный материал проверяется на наличие ошибок и загружается на специальный файл­сервер фирмы. На этом сервере также размещаются различные версии верстальных пакетов, используемые шрифты, необходимые ссылки. Исходный материал находится в специальной папке с правами только для чтения (неприкасаемая копия).

Обычно препресс­службы в качестве технической базы используют компьютеры PC или Macintosh. В качестве формата передачи данных (исходного файла) рекомендуется применять PDF­формат (Portable Data Format). Преимущество PDF­формата в рабочем потоке определяется следующими причинами:

  • открытый характер формата, как возможность поддержки независимых клиентов;
  • уменьшенный размер файла за счет автоматического сжатия;
  • объектно­ориентированный характер ссылок на страницы документа (на отдельную страницу в PDF — то есть возможна работа с совокупностью страниц (конвейером страниц), в отличие от PS, когда для исправления одной страницы необходимо переработать все страницы сразу);
  • кросс­платформенный характер формата, позволяющий его применение в ПО различных платформ.

Для верстки исходных материалов наибольшее применение нашли следующие пакеты:

  • Adobe InDesign — программа верстки, представляет собой прикладной пакет, интегрированный с программами Photoshop, Illustrator, Photoshop и Acrobat. Пакет кросс­платформенный и используется как в ОС Windows, так и в ОС Macintosh. InDesign отличается повышенной эффективностью организации рабочего потока, позволяя работать в своей среде программам Illustrator и Photoshop;
  • QuarkXPress — также довольно распространенная программа верстки, содержащая инструменты не только для создания страниц, но и их оформления. Пакет можно использовать также и для подготовки электронных публикаций. База данных пакета содержит обучающие материалы, а дополнительные модули, созданные сторонними разработчиками, значительно расширяют возможности исходного пакета.

Системы управления рабочим потоком допечатных процессов

Программные системы для цифрового управления данными (DAM — digital asset management) преобразовывают файлы, разрешают доступ к ним, осуществляют передачу и ряд проверок.

Другое направление связано с реализацией задачи управления содержанием оригинала. Эта система называется управлением контента (Content Management, CM).

В основном CM ориентировано на интернет­приложения и веб­контент. В последнее время различия между DAM и CM уменьшаются, так как средства для организации работы с постоянно изменяющимся оригиналом включают в себя инструменты изменения содержания, и наоборот.

Большинство подобных систем управления ориентировано на организацию процесса работы с файлами. Такие системы обычно поддерживают регистрацию и проверку на входе и выходе рабочего потока, ведут версии оригиналов, указывают на возможности упрощения работы. DAM­приложения поддерживают метод OPI (Open Prepress Interface) и др.

Технология OPI представляет собой эффективный способ замены файлов изображений большого объема малообъемными копиями с сохранением возможности работы с ними.

Метод OPI также известен как метод автоматической замены изображений (Automatic Picture Replacement, APR), суть которого состоит в перемещении с рабочих станций сверхбольших файлов на специальные мощные серверы с особыми приемами вызова файлов на обработку. Это позволяет значительно снизить трафик в локальных сетях. Например, изображение с высоким разрешением может занимать 40 Мбайт, в то время как изображение с низким разрешением — 100 Кбайт.

На практике OPI­сервер создает копию изображения с низким разрешением, которая помещается в макет страницы и далее используется верстальщиком. Эта копия содержит комментарии со специальной информацией об используемом изображении, которые доступны тем, кто работает с этим материалом. Копия низкого разрешения может быть передана заказчику для дополнительной проработки макета, просмотра заказа или установлена на сервере препресс­службы. Передача информации на печатные устройства по этой технологии осуществляется по высокоскоростным линиям сети с помощью системы постоянной подкачки данных (spooling) на выводное устройство, что обеспечивает их непрерывную работу. Однако современные параметры высокоскоростного сетевого оборудования позволяют уменьшить влияние OPI­технологии.

Предварительная проверка файлов издания

Префлайтинг (Prefliting) — термин, дословно переводится «перед полетом» и в авиационной терминологии означает предполетную проверку требований безопасности, которую пилоты проводят перед взлетом. В печатном деле префлайтинг означает проверку заказа с целью определения скрытых недочетов в файлах.

Префлайт­инженер обычно проверяет заказ на пропущенные элементы, утверждает формат, цвет, шрифты, проверяет разрешение, используемое цветовое пространство и другие операции, связанные с качественной подготовкой заказа к изданию.

Для решения указанных проблем префлайтер использует соответствующее программное обеспечение. Оно позволяет автоматизировать предварительную проверку файлов и исправлять данные, что позволяет сделать рабочий процесс максимально гладким, бесшовным. Например, определять пропуск различных элементов: куски текста, пропуски в изображениях, дефекты шрифтов и т.п., при этом выполняется проверка всех связей и ссылок файла.

В качестве цели префлайтинга выступает также и решение проблемы правильного указания обрезки и других размеров, сведений по макетированию.

Также важно в процессе префлайтинга указать области печати «в обрез», за которыми не должны размещаться важные элементы заказа. Например, неправильно расположенные метки обрезки, изменение этих меток по индивидуальным потребностям, метки фальцовки и пр.

Автоматизированный спуск полос

Одним из направлений автоматизации управления рабочим потоком в допечатной подготовке является спуск полос. Здесь программные средства автоматически собирают полосы на основе хранящихся на сервере подготовленных материалов, в соответствии с заложенными в программах шаблонами. Развитие этого подхода предполагает построение программного обеспечения нового уровня, ориентированного на применение методов искусственного интеллекта.

Используемые стандарты и форматы

TIFF/IT-P1

Перед появлением формата PDF/X для обмена цифровыми материалами использовался другой формат файла. Так же как PDF/X, он поддерживался и поддерживается ассоциацией DDAP. Это формат TIFF/IT­P1, который продолжает достаточно активно использоваться.

Многие рассматривают его как цифровой эквивалент пленки. Формат является популярным у создателей и пользователей файлов высокого разрешения.

Формат TIFF/IT (Tagged Image File Format for Image Technology) стал стандартом в 1993 году под именем ANSI IT 8.8­1993. После его начальной регистрации в ANSI (American National Standards Institute) формат подвергся существенной переработке перед представлением в ISO, где он получил наименование TIFF/IT­P1 (P1 — это Profile 1). Спецификации TIFF/IT­P1 — прямое подмножество полного стандарта TIFF/IT. Стандарт TIFF/IT­P1 возник, когда организации, разрабатывающие стандарты, а также сообщество разработчиков программного обеспечения поняли, что из­за сложности формата освоение полного TIFF/IT требует значительных усилий и вряд ли будет осуществляться рядовыми пользователями.

Спецификации TIFF/IT­P1 перекрыли возможности семи различных, используемых типов файлов, среди которых: FP (Final Page), CT (Continuous Tone), LW (Linework) и НС (High­Resolution Contone). Но ассоциация DDAP рассматривает все эти типы файлов как соответствующие стандарту. Файлы TIFF/IT­P1 в принципе должны работать в среде из перечисленных выше файлов. Но на всякий случай ассоциация DDAP рекомендует применять проверочную передачу файлов между отправителем и получателем перед выполнением основной работы.

Основная проблема с файлами TIFF/IT­P1 состоит в том, что они являются чрезвычайно большими. Из­за размера их нередко бывает трудно передавать по сетям.

На web­сайте ассоциации DDAP есть официальные документы, статьи и обучающие программы, которые предоставляют разнообразную информацию относительно стандарта TIFF/IT­P1 и его использования.

SWOP

Спецификация на рулонную офсетную печать (Specifications for Web Offset Publications, SWOP) была важным полиграфическим инструментом начиная с первого официального выпуска в 1976 году. Цель SWOP — спецификация параметров, необходимых для гарантии качества. В стандарт SWOP заложена идея сделать так, чтобы материалы, подготовленные в различных препресс­фирмах или в рекламных агентствах, могли бы быть напечатаны вместе, в одной печатной форме и во всем соответствовали требуемому качеству.

Первоначально SWOP был создан для обслуживания классического аналогового мира полиграфических камер, пленки, пробных оттисков на основе пленки. Удивительно, но цифровой обмен материалами, который стал стандартным методом, не изменил основных спецификаций SWOP. Для успешной подготовки и печати необходимо выдерживать линиатуру растра; углы поворота растра; общую площадь покрытия печатной краской; проведение треппинга; оптическую плотность; растискивание; баланс серого и другие параметры. Эти спецификации для аналоговой технологии на основе пленки оказываются применимыми и к цифровым технологиям работы с файлами и самой печати.

Типичным примером является американский стандарт мягкой пробы (soft­пробы) ANSI/CGATS TR 001, имеющий наименование «Graphic Technology­Color Characterization Data for Type 1 Printing» («Данные по технологии работы с цветом для целей печати, тип 1»). Это набор команд для использования стандартизированных методик измерения и калибровки при условии, что информация о цвете представлена в цифровом виде SWOP­пробы.

Главным в работе типографии является соответствие оттисков переданной SWOP­пробе. Существуют рекомендации SWOP для производства рулонной и листовой печати, а также web­печати. Когда типография получает цифровые файлы, она должна обработать их в соответствии со спецификациями SWOP, чтобы гарантировать при печати отсутствие или резкое сокращение проблем, например таких, как муар или недостающие элементы. Высококачественные процессы печати практически обязательно требуют применения SWOP­технологий (SWOP­спецификаций).

DSF

Концепция DSF (Digital Smart Factory, Цифровое управление фирмой) предполагает использование в управлении верхних уровней интеллектуальных систем поддержки решений. Это важнейшее перспективное направление развития информационных технологий, которое только начинает применяться к управлению полиграфическими предприятиями.

Это направление в качестве подсистем предполагает специальную клиентскую систему (customer­facing); бизнес­систему, производящую финансовый обсчет всех операций; производственную систему, управляющую совокупностью оборудования, снабжением и сбытом. Все эти подсистемы широко обмениваются друг с другом разнообразной информацией. Идея DSF состоит в том, что современное применение информационных технологий, во­первых, тесно связывает все стороны деятельности фирмы с информационной точки зрения, во­вторых, создает условия для существенно более качественного управления. Все это выливается в повышение эффективности производства и улучшение отношений с клиентами и контрагентами.

Комитет DSF действует под эгидой надотраслевого Совета по научно­исследовательским и опытно­конструкторским работам при фирме NAPL и объединяет пользователей современных информационных технологий во всех отраслях. Связь полиграфии с этим комитетом идет через подкомиссию IDEAlliance, занимающуюся проблемой соответствия данных.

PDF 1.4 и 1.5

Формат PDF широко распространен и играет роль стандарта передачи информации и при производстве печатной продукции. PDF­формат, разработанный фирмой Adobe, носит открытый характер, реализован с различными дополнениями и усовершенствованиями целым рядом сторонних разработчиков.

Когда фирма Adobe выпустила в 2001 году пакет Acrobat 5, она также объявила о создании формата PDF 1.4, значительно модернизировав предыдущую версию спецификации PDF. В формате были расширены многочисленные функции, которые специфичны для производства печатной продукции. Теперь они включали более мощный алгоритм сжатия, позволяющий достичь меньших размеров файла; более точное отображение документов при выводе на печать; функцию ссылки («referencing»), позволяющую PDF­документам подключаться друг к другу на основе анализа содержания; более точное описание границ изображения внутри листа (art box); точные значения обрезки (trim box), точные размеры листа с учетом «выпусков» (bleed box); улучшенное управление типографскими метками, такими как точечные метки, контрольные цветные полосы и метки обрезки; а также созданная в пакете Illustrator ссылочная модель издания (в низком разрешении) на основе CMYK­пространства.

Позже фирма Adobe выпустила вариант спецификации PDF 1.5 — версию, нацеленную на совместное использование с новым пакетом Acrobat 6. Среди декларированных преимуществ этого варианта формата: дальнейшие усовершенствования сжатия файлов; способность выборочно осматривать или скрывать содержание PDF­документа; расширенная поддержка внедрения и воспроизведения мультимедиа; дополнительные опции для кодирования документов; возможность использовать стилизованный текст на полях форм и в комментариях разметки; дополнительные типы комментариев и другие изменения.

PDF/X и PDF/X-1A

Стандарт PDF/X расширяет использование формата PDF в направлении обмена файлами (file eXchange, отсюда индекс X в наименовании). Главная цель состоит в том, чтобы гарантировать создателям PDF­файлов, что при их пересылке в пункте назначения гарантируется правильность содержания файла. Эта гарантия особенно важна для рекламных агентств и издательств иллюстрированных журналов.

В начале этих изменений были попытки переключиться на цифровой аналог пленки шли по линии развития формата TIFF/IT­P1, который имел множество ограничений. Недостатки использования TIFF/IT­P1 и соответствующих спецификаций для передачи и обработки рекламных материалов и объявлений привели к поиску альтернативных решений. Формат PDF/X и стал результатом этих усилий. Группа, продвигающая формат PDF/X, включает Ассоциацию по объединению издательской и рекламной деятельности (Digital Distribution of Advertising for Publications Association — DDAP) и Международную Ассоциацию по допечатным процессам (International prepress Association — IPA).

Использование формата PDF/X уже предполагает, по сути, технологический процесс cross­media. Это выражается в том, что формат нацелен и на обычный вывод на печать, и итоговый материал в виде web­страниц, и пересылку по электронной почте, и работу с PDA. Версии файла для этих целей несколько расходятся, решение об автоматическом преобразовании PDF/X­файла в нужный вид принимается перед передачей файла в службу препресс, типографию или другое требуемое место. Такая схема позволяет уменьшить возможные ошибки и увеличить способность управлять конечным видом издания.

Указанное направление работ привело к тому, что упомянутая выше ассоциация DDAP и ассоциация NAA (Американская Газетная Ассоциация — Newspaper Association of America) предложили разработку стандарта на основе формата PDF специально для цифровых рекламных материалов. Эти две группы предложили группе CGATS, которая распространяет стандарты для полиграфической промышленности в США, возглавлять разработку спецификаций этого стандарта. CGATS согласилась, но с условием, что стандарт будет создаваться с учетом специфики не только цифровых рекламных объявлений, но и для целей печатного производства в целом.

Так появился стандарт ISO 15930­1:2001 (ISO, International Organization for Standardization — Международная организация по стандартизации, главный международный орган, удостоверяющий стандарты). Этот стандарт основан на использовании модификации формата PDF/X — формате PDF/X­1a. Таким образом, ISO 15930­1:2001 одновременно является и прикладным стандартом, и спецификацией формата файла. Стандарт определяет то, что может или должно быть включено в файл, например все шрифты, используемые в файле, должны быть встроенными. Этот стандарт ISO также определяет, как файл PDF/X­1a должен выполняться, например декларируется, что шрифты на растровом процессоре должны заменяться на встроенные.

Такой стандарт имеет ряд преимуществ при передаче заказов. Он делает операции отправки и приемки надежными и устойчивыми. Поскольку это открытая спецификация, любой участник имеет право пользоваться ею без платы за лицензию.

Как подмножество спецификации PDF, формат PDF/X­1a создает файлы, которые могут быть открыты и отображены в любом средстве просмотра PDF­файлов. Это само по себе огромное преимущество перед форматом TIFF/IT­P1. К тому же любой технологический процесс, пригодный для создания PDF­файлов, может также обрабатывать файлы PDF/Х­1a. Важное преимущество PDF/X­1a состоит в том, что гарантируется одинаковость отображения PDF­файлов, созданных в любой системе.

В настоящий момент ведутся исследования по созданию второй спецификации формата PDF/X­3, которая поддерживает управление цветом прямо в файле. В текущем варианте (PDF/X) это невозможно, и управление цветом должно осуществляться отдельно.

PPML/VDX

В число стандартов, которые интересны цифровым типографиям, относятся «Язык разметки персонализированной печати» / «Обмен переменными данными» (Personalized Print Markup Language / Variable Data eXchange — PPML/VDX). Язык (можно также говорить «формат») РPML/VDX — это спецификации стандартного языка разметки XML, специально созданные для нужд переменной и персонализированной печати. Напомним, что это такой вид печати, в котором каждый последующий оттиск может отличаться от предыдущего в части переменных данных. Язык PPML/VDX создан группой PODI (Print On Demand Initiative, «Инициативная группа по проблемам печати по требованию»). В работе этой группы участвовал ряд ведущих разработчиков алгоритмов переменной печати, которые ставили своей целью разработку надежных программ, взаимодействующих с известными программными продуктами.

Благодаря достаточно широкой поддержке своего развития, язык PPML/VDX стал распространяемым в США стандартом, признанным ассоциациями ANSI и CGATS.

Примером вопросов, решаемых с помощью PPML/VDX, является надежность сетевых сообщений и дистанционное управление распределенными базами данных — важные элементы печати по требованию.

Технологии

CIP3

Первая реальная попытка создания специального порядка работ и соответствующих стандартов для функционального взаимодействия на разных стадиях полиграфического процесса была предпринята Консорциумом по интеграции допечатных, печатных и послепечатных процессов (Cooperation for Integration of prepress, Press and Postpress, CIP3), организованным крупнейшими полиграфическими фирмами мира в середине 90­х годов.

Консорциум CIP3 разработал специальный формат файла для полиграфии, названный Print Production Format (PPF). Этот формат был принят изготовителями как оборудования, так и программного обеспечения и в настоящее время уже достаточно широко используется полиграфическими фирмами.

Рабочие группы CIP3 функционировали на базе Франховерского института компьютерной графики (IGD) в Дармштадте, Германия. Главным спонсором являлась фирма «Гейдельберг» (Heidelberg), специалисты которой определяли идеологию большей части разработок. Вся разработка спецификаций была сделана открытой, и это привлекло к инновационному процессу CIP3 более 30 участников, что и сделало его широко известным.

В своем конкретном проявлении технология CIP3 оказалась направлена на ряд важных, но ограниченных по числу операций, сторон полиграфической деятельности. В допечатных вопросах эта деятельность охватывала только проблемы размещения материала, в печатной стадии — приводку красок и их использование, а из послепечатных операций реально включала только обрезку.

Технология (стандарт) CIP3 была ориентирована на достаточно крупные, интегрированные производства печатной продукции, опирающиеся на мощную сетевую поддержку. Спецификации PPF­файла как раз и предназначены для описания управления полиграфическими процессами. При этом печатная машина имеет интерфейс формата CIP3 и принимает массив данных PPF.

К преимуществам использования технологии CIP3 относят увеличение загрузки производства, лучшую проверку качества, более быструю подготовку к работе, уменьшенный расход бумаги и краски. PPF­файл включает растровое изображение низкого разрешения (для общего контроля), достаточно подробную информацию о цвете и соответствующие команды настройки красочных аппаратов, ряд других подробностей, команды для процедур обрезки и фальцовки.

Преимущества цифрового технологического потока проявляются в следующем:

  • сокращение времени наладки машин, обусловленное компьютерными методами управления технологическими процессами;
  • экономия материалов — как за счет сокращения числа промежуточных технологических процессов, так и за счет уменьшения выхода макулатурных листов;
  • повышение качества печати за счет точности воспроизведения тонопередачи, стандартизации технологического процесса, управления цветом в допечатной обработке;
  • более эффективное управление качеством, обусловленное возможностью исключения ошибок в использовании формных материалов, реализацией входного и выходного контроля данных с помощью специализированного программного обеспечения;
  • возможность перехода к цифровым системам получения пробы, исключая изготовление цветоделенных фотоформ;
  • внесение корректурных изменений без потери материала, за счет оперативного изменения содержания данных;
  • обеспечение сохранности данных, позволяющей исключить непроизводительные временные и экономические расходы, с помощью систем резервирования (Backup), устройств защиты, применения средств разрешенного доступа;
  • уменьшение числа ручных и вспомогательных работ, требующих дополнительной рабочей силы. Последнее изменяет структуру и квалификацию персонала типографии;
  • повышение требований к квалификации персонала как участвующего непосредственно в производственном процессе (например, появляются новые профессии в допечатном процессе), так и поддерживающего  работу компьютерных систем (системные администраторы);
  • развитие методов децентрализованной публикации за счет пространственного разделения процессов изготовления форм, экспонирования, изготовления проб, печати и т.п. на базе сетевых технологий.

Нелегким делом оказалось написать программное обеспечение, которое могло бы генерировать СIР3­файлы, а затем работать с ними, то есть выполнять заложенные в них команды. Но в итоге фирмам Heidelberg, Adobe, Graphics MicroSystems, MAN Roland, Muller­Martini и другим удалось разработать полезную реализацию.

Возможно, самой полезной и широко принятой специалистами является уже не раз упоминавшаяся функция предварительной настройки подачи краски. Эта операция использует данные с допечатной стадии, которые позволяют автоматизировать регулировку подачи краски как при подготовке к работе, так и во время работы печатной машины.

В итоге технологию CIP3 можно охарактеризовать как краткую остановку на пути к действительно полной автоматизации, которая предполагается в будущем и в направлении которой уже много лет ведутся экспериментальные исследования. Еще в 2000 году была декларирована замена этой технологии на CIP4, а также тесно связанная с этим замена формата PPF на многообещающий формат JDF.

Технология CIP4 и формат JDF

Технологию CIP4, преемника CIP3, принято расшифровывать несколько иначе — это International Cooperation for the Integration of Process in Prepress, Press, Postpress (Международный консорциум в области интеграции процессов в допечатной, печатной и послепечатной стадиях). Цель исследовательской группы CIP4 состоит в том, чтобы по­новому и в расширенном виде описать спецификацию взаимодействия цепочки полиграфических процессов. Новый выбранный формат файла описания был назван Job Definition Format (JDF). Технология СIР4 и продолжающаяся разработка формата JDF — результат сотрудничества в первую очередь таких фирм, как Adobe, Agfa, Heidelberg и MAN Roland.

Большая часть начальной работы, которая позже влилась в технологию CIP4, была частной разработкой фирм Adobe и Agfa. У Adobe имелся так называемый формат описания работ Portable Job Ticket Format (PJTF); a Agfa, ранний последователь формата PJTF, вводил новшества своей системы управления рабочим потоком Apogee. Сотрудничающие фирмы поняли — чтобы стать успешным, формат должен был быть открытым, то есть не быть собственностью разработчиков. Доступ к спецификациям должны иметь все заинтересованные партнеры, а не только ограниченная группа крупных фирм. Adobe и Agfa разумно предпочли привлечь к разработке спецификаций как можно больше сил и возложить на существовавшую тогда исследовательскую группу CIP3 обязанности общего руководства. Примерно в то же время группа CIP3 сделала возможным членство даже самых мелких компаний и ввела штат индивидуальных консультантов.

Формально цель CIP4 состоит в том, чтобы «стимулировать компьютерную интеграцию всех процессов, которые могут быть рассмотрены в полиграфической промышленности, и особенно спецификацию стандартов для нового формата JDF». Этот новый формат, кстати, базируется на использовании языка разметки XML, что позволяет сделать JDF­файл более компактным и гибким (но более трудным в своем создании для программиста). Как и PPF­файл, он прежде всего концентрируется на технологических процессах производства печатной продукции (в расширенном по сравнению с PPF варианте), но может также служить и для целей электронной коммерции и передачи экономической информации на верхнее звено управления фирмой.

Спецификации файла имеют дело с тремя главными взаимодействующими аспектами единого рабочего потока:

  • цель продукции, определяющая, что производить, в том числе детализируемое описание самой работы (например, сфальцованная определенным способом брошюра из трех тетрадей);
  • функциональные параметры, описывающие, как выполнить данную операцию, включая такие факторы, как порядок работ, проверка многочисленных согласований и готовности к переходу на выполнение очередной операции;
  • специальные регулируемые вообще и во время работы в частности параметры и условия, которые позволяют гибко реагировать на ситуацию и предлагать измененные, возможно, новые решения и алгоритмы.

Прикладные программы еще на допечатной стадии создают JDF­файл, который затем передается по локальным (возможно, и более крупным) сетям и ведет рабочий поток. Наряду с описанием задания он может содержать и другую производственную информацию. Файл используется подключенными к сети устройствами и программным обеспечением, которые анализируют значения данных в файле, иногда обрабатывают и воспринимают их как управление.

Расширение Job Messaging Format (JMF), часть технологии СIР4, определяет структуру сообщений, которыми обмениваются отдельные программы и устройства при работе JDF­файла.

О том, какие данные могут быть отображены в файле JDF, рассказывает спецификация формата, в которой детально расписаны все возможные тэги, атрибуты и их предназначение. Как и в случае с любым языком разметки, там нет ничего сверхъестественного. JDF — список XML­тэгов, которые решено использовать в полиграфической отрасли. Как водится среди множества языков разметки, все записи четко структурированы. Так, в общей структуре можно выделить разделы продукции, содержащие описание планируемой продукции, и разделы процессов (или групп процессов). Раздел продукции содержит описание промежуточных продуктов или конечного продукта, а разделы процессов содержат информацию о технологических операциях. Отдельные процессы объединяются в соответствующий групповой раздел. Так, процесс цифровой печати может быть объединен в один раздел с комплектовкой блоков и шитьем.

В настоящее время в проекте CIP4 участвуют более 150 фирм в качестве разработчиков и экспериментальных площадок для непростой отладки новаций. Уже выпущено около трех десятков программных продуктов, основанных на работе с JDF­файлом. Все это дает общее представление о том, что за технологией CIP4­JDF будущее. Это подтверждается преимуществом данного направления в рабочих потоках полиграфического производства. 

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства