Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

2 - 2021

Дайджест весенних мероприятий 2021 года

Андрей Крылов
krylov1971@rambler.ru

Весной текущего года было несколько событий, которые доказывают, что любимая «отрасль переработки информации» выходит из оков пандемии, — это две крупные выставки: non/fictio№22 и «ПродЭкспо», встреча с издателями в Российской государственной библиотеке и молодежная конференция в техникуме им. Л.Б. Красина.

О ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№22

Ярмарка non/fictio№22 прошла в конце марта. Путь к читателю оказался непрост — эта ярмарка должна была состояться еще в декабре прошлого года, но пандемия COVID­19 внесла свои коррективы. Однако, чем дольше ожидание, тем радостнее встреча. Читатели соскучились по запаху типографской краски (если легкие работают на 100%), ощущению приятной тяжести книги в руке, шелесту перелистываемых страниц, а самое главное — по живому человеческому общению.

Москва, Гостиный двор. За час до открытия выставки-ярмарки

Москва, Гостиный двор. За час до открытия выставки-ярмарки

Во второй раз в своей истории ярмарка работала в комплексе «Гостиный двор». Как показал 2019 год, эта просторная и расположенная в самом центре города площадка была оценена по достоинству и участниками, и посетителями ярмарки (об этом событии см. материал в «КомпьюАрт»1’2020).

В non/fictio№22 приняли участие 288 крупных и малых издательств, книготорговых предприятий и институтов культуры из 19 стран — на стендах участников и в программе ярмарки были представлены Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Исландия, Испания, Италия, Канада, Китай, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Франция, Швеция и Эстония. Посетителей ожидали лучшие новинки отечественной и зарубежной литературы самой разной направленности: художественной, публицистической, научной и научно­популярной, мемуарной, биографической, деловой, справочной, детской, гастрономической и т.д.

Продолжая многолетнюю традицию, на входе в основную зону ярмарки была расположена коллективная экспозиция некоммерческого партнерства «Альянс независимых издателей и книгораспространителей», объединяющего книжные организации из Владивостока, Вологды, Екатеринбурга, Казани, Москвы, Оренбурга, Санкт­Петербурга и Твери. В этом году на коллективном стенде «Независимого Альянса» гостей non/fictio№22 ожидали 49 малых издательств, участие которых в ярмарке состоялось при поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям. Статистику по работающим издательствам смотрите далее.

В первый день работы ярмарки с журналистами общались педагог Евгений Ямбург 
и издатель Ирина Прохорова  В первый день работы ярмарки с журналистами общались педагог Евгений Ямбург 
и издатель Ирина Прохорова

В первый день работы ярмарки с журналистами общались педагог Евгений Ямбург
и издатель Ирина Прохорова

В программе non/fictio№22 насчитывалось около 400 мероприятий, которые в течение всех пяти дней проходили в режиме нон­стоп на дискуссионных площадках, а также на стендах участников ярмарки. Дискуссионных площадок в общей сложности было десять,

Как всегда, в программе ярмарки приняли участие известные прозаики, поэты, драматурги, публицисты, иллюстраторы, переводчики, литературные критики, ученые, педагоги, кинематографисты, путешественники, деятели культуры и общественные деятели.

Программа non/fictio№22 включала также онлайн­ и офлайн­встречи с иностранными авторами и деятелями культуры. В их числе — писатель Антонио Муньос Молина (Испания), владелец издательства Francesco Brioschi Editore Франческо Бриоски, директор Итальянского института культуры в Москве Даниэла Рицци (Италия), директор Пинакотеки Брера и национальной библиотеки Брайденсе Джеймс Брэдберн (Канада), нейробиолог, специализирующийся в области исследований головного мозга, Дик Свааб (Нидерланды), писатель, философ, журналист и фотограф Мортен А. Стрёкснес (Норвегия), писатель Януш Вишневский (Польша), а также целый ряд спикеров из Франции: переводчики Ив Готье и Анн Кольдефи­Фокар, писатели Николя Матье, Бернар Миньер и Люси Пьерра­Пажо.

Программа иллюстраторов «ДНК книги»

В день открытия ярмарки в программе иллюстраторов состоялось выступление Анны Горской и Димитрия Миронова (Эстония) на тему «Воображаемая Эстония: про эстонскую иллюстрацию в Москве, локдаун и его преодоление». Искусствовед Эмеше Ревес (Венгрия) пригласила на лекцию «Венгерская детская иллюстрация сегодня», а завершила программу этого дня творческая встреча с художником­иллюстратором Кириллом Златковым (Болгария), модератором которой станет Майя Праматарова.

Гости ярмарки слушали лекции художников­иллюстраторов Евгения Подколзина «К.С. и иллюстрированная книга».

Круглый стол на тему «Иллюстрирование литературы для детей про города и путешествия. Задачи, проблемы и пути их решения. Взгляд со всех сторон» был организован издательствами «Лингва­Ф» и «Пешком в историю». Участниками круглого стола стали директор Издательского дома «Лингва­Ф» Елена Фесенко, директор издательства «Пешком в историю» Екатерина Каширская, директор музея «Садовое кольцо» Ольга Иванова­Голицына, художники Фёдор Владимиров, Елизавета Казинская и Алексей Капнинский.

День комиксов

Комиксы — один из самых быстрорастущих сегментов книжного рынка в России. За последние 10 лет он изменился до неузнаваемости — по всей стране работают специализированные магазины комиксов, а в книжных магазинах теперь есть целые отделы, в которых представлены все направления этого искусства: супергероика, манга, графические романы на серьезные темы и произведения российских авторов.

Пока комиксам отводится свое «тепличное» пространство

Пока комиксам отводится свое «тепличное» пространство

На non/fiction раздел «Комиксы» впервые появился в 2019 году. А на проходившей в конце марта ярмарке в нем были представлены издательства Alt Graph, Bubble, Zangavar, «Бумкнига», «Комикс Паблишер», «Палма Пресс», «Пешком в историю», «Терлецки комикс» и «Чук и Гик».

Участников раздела ждали лекции об истории французских комиксов в России, научно­популярных рисованных историй для детей, детективных комиксов, независимых российских комиксов, графических романов на тему исторической памяти. А все завершилось еще одним круглым столом «Как издавать и продавать комиксы российских авторов?».

Creative Writing School

Литературные мастерские Creative Writing School — это проект Майи Кучерской и Натальи Осиповой, в рамках которого каждый может сочинять литературные тексты и совершенствовать навыки творческого письма. Проект работает очно и онлайн с лучшими современными авторами разных жанров.

Также на non/fictio№22 была представлена программа, включающая авторские мастер­классы CWS по творческому письму, презентации, цифровой перформанс и дискуссию о том, по каким учебникам и книгам стоит учиться писать. Участники программы: Майя Кучерская, Наталья Осипова, Елена Авинова, Ольга Славникова, Галина Юзефович, Мария Карайчева, Юлия Виноградова, Ольга Фатеева, Егор Апполонов и др.

Программа Политеха

Политехнический музей представил на ярмарке non/fictio№22 новинки из серии «Книги Политеха». В ходе живого диалога лучшие выпускники Школы эксплейнеров Политеха представили пять новинок научно­популярной литературы, помогли разобраться в непростых научных идеях, представленных в книжной серии музея, и обсудили с посетителями, как эти идеи меняют мир вокруг нас. Предметом обсуждения стали книги «Автономия. Как появился автомобиль без водителя, и что это значит для нашего будущего» Лоуренса Бернса и Кристофера Шульгана, «Хаос. Создание новой науки» Джеймса Глика, «Легко ли плыть в сиропе» Генриха Эрлиха и Сергея Комарова, «Время живых машин» Сьюзан Хокфилд и «Луна. История будущего» Оливера Мортона.

День Науки

Одним из ключевых событий ярмарки стал День Науки, приуроченный к проведению Года науки и технологий в России. Соорганизаторами и участниками Дня Науки на non/fictio№22 стали АНО «Национальные приоритеты», Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, НИТУ «МИСиС» и российские образовательные проекты Центр «Архэ», Magisteria, «Синхронизация».

В рамках Дня Науки перед гостями non/fictio№22 выступили психофизиолог, популяризатор науки, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ, спикер TEDx Полина Кривых — с лекцией «Почему книга, а не сериал?»; заместитель директора по науке ИМБ РАН кандидат биологических наук Анна Кудрявцева — с лекцией «Животные на страже нашего здоровья и долголетия»; главный редактор издательства Rosebud кандидат философских наук Виктор Зацепин с докладом «Пол Фейерабенд — злейший враг науки?».

Традиционно «парад антикварных книг» проходит параллельно основным событиям

Традиционно «парад антикварных книг» проходит параллельно основным событиям

«Территория познания»

Российская государственная детская библиотека выступила куратором «Территории познания» на международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№22.

Ключевой темой детской площадки тоже стала наука. Молодые художники Московского Политеха под руководством художника Никиты Терёшина подготовили специальное «научное» дизайн­оформление. Детей с родителями встречали конструкции, посвященные мировым научным достижениям.

В смешанном формате (онлайн + офлайн) прошли встречи с зарубежными авторами и художниками: Холли Вебб (Великобритания), Себастьяном Мешенмозером (Германия), Бенжаменом Лакомбом (Франция), Габриэллой Барух (Израиль).

Целая серия событий, организованных совместно с Итальянским институтом культуры, была посвящена современной итальянской детской литературе и иллюстрации.

Раздел «Книга: Гастрономия и путешествия»

Раздел «Книга: Гастрономия и путешествие» существует на ярмарке non/fiction с 2013 года и охватывает кулинарное искусство, страноведение, путешествия, культурологию и ряд других интереснейших аспектов.

Слева направо: директор Российской книжной палаты — филиала ФГУП «ИТАР-ТАСС» Елена Ногина, главный редактор журнала «Университетская Книга» Елена Бейлина и начальник отдела поддержки издания и цифровизации энциклопедий Департамента государственной политики в области средств массовой информации Минцифры России Александр Воропаев

Слева направо: директор Российской книжной палаты — филиала ФГУП «ИТАР-ТАСС» Елена Ногина, главный редактор журнала «Университетская Книга» Елена Бейлина и начальник отдела поддержки издания и цифровизации энциклопедий Департамента государственной политики в области средств массовой информации Минцифры России Александр Воропаев

Особенности национальной кухни той или иной страны неразрывно связаны с ее историческими и культурными традициями, и задача раздела — проследить эту взаимосвязь. «Книга: Гастрономия и путешествия» — это попытка познать национальную кухню через историю и культуру страны и, наоборот, историю и культуру — через кулинарное искусство.

В программе раздела ежегодно принимают участие авторы популярных кулинарных книг, профессиональные повара, путешественники, рестораторы, блогеры и другие интересные рассказчики.

Постоянный раздел non/fiction «Антикварная книга и букинистика» является преемником Книжной антикварной ярмарки, которая впервые состоялась ещё в 2005 году. Несмотря на то что область книжного антиквариата остается довольно узкой и обособленной от других направлений рынка старого искусства, Книжной антикварной ярмарке удалось не только выжить, но и укрепить свои позиции. За время существования ярмарка завоевала популярность и доверие ценителей и коллекционеров старинной книги.

Очень удачным оказался симбиоз элитарного букинистического мероприятия (букинистика традиционно относится к самым авторитетным сферам коллекционирования) и крупнейшей выставки современной литературы. На non/fiction одновременно можно оценить историю и актуальное состояние издательского дела.

Цифры отрасли…

В Российской государственной библиотеке 21 апреля текущего года прошла традиционная отраслевая конференция «Состояние и проблемы российского книгоиздания и книгораспространения. Прогноз на будущее».

Вот такой у нас мониторинг! (Немного вогнутый график действующих издательств из Минцифры)

Вот такой у нас мониторинг! (Немного вогнутый график действующих издательств из Минцифры)

В конференции приняли участие ведущие специалисты книгоиздательской отрасли: представители издательств, книготорговых организаций и библиотек, агрегаторов информационных ресурсов, профессиональных ассоциаций и союзов, представители отраслевых министерств и ведомств.

А это информация из Российской книжной палаты

А это информация из Российской книжной палаты

В рамках конференции участники книжного рынка имели возможность обменяться актуальной аналитической информацией о ситуации в отрасли, обсудить тенденции основных сегментов и стратегии ведущих игроков, оценить эффективность осуществляемых мер по ее поддержке и оздоровлению, выработать дальнейшие направления развития.

Организаторами мероприятия выступили ООО «ИД «Университетская Книга», Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета, Российская государственная библиотека.

Стенды типографий, выпускающих этикетку, всегда напоминают витрины елочного базара: потенциальные заказчики срезают нужные экземпляры

Стенды типографий, выпускающих этикетку, всегда напоминают витрины елочного базара: потенциальные заказчики срезают нужные экземпляры

Алекандр Воропаев отметил: «Сегодня, в период пандемии, книжная отрасль как никогда нуждается в мониторинге экономического и финансового состояния книгоиздания и книгораспространения, а также в актуальной аналитической информации, характеризующей книжный выпуск в России, объем книжного рынка, а также ряд других показателей развития отечественной книжной отрасли в сравнении с показателями развития книгоиздания и книгораспространения в зарубежных странах.

В связи с этим в настоящий момент крайне важно вести непрерывный мониторинг “пульса” отрасли, оперативно отслеживать проблемы, с которыми сталкиваются участники рынка, вовремя угадывать новые тренды, способные вывести отрасль из экономического кризиса».

ПродЭкспо 2021, или Бриллиантовая полиграфия

В день открытия выставки ПродЭкспо 2021 «КомпьюАрт» стал участником Всероссийской практической конференции «Современная пищевая упаковка 2021». На ней обсуждалась ситуация на рынке упаковочных решений, потребности заказчиков и конечных потребителей, новые инструменты расширения каналов сбыта, методы улучшения свойств продукта, а также технологии оптимизации производственных процессов.

В работе конференции принял участие крупный поставщик расходных материалов — компания «Дубль В». Из выступления представителя компании Людмилы Чекалкиной: «На печатном рынке в период пандемии положительную динамику показало только производство упаковки и этикетки. Происходит усложнение конкурентной среды. Со стороны заказчиков ставятся предельно жесткие условия в отношении стоимости и качества упаковки. Мы наблюдаем удлинение сроков оплаты расходных материалов и одновременно удорожание материалов, расходников и сервиса оборудования».

Как всегда, самым дорогим продуктом на продовольственной выставке стала черная икра. Но ярославская типография «Азимутпринт» пока икрой не торгует и запомнилась другим. Их продукция — этикетка, которая вызывает особый интерес. В планах типографии — установка нового этикеточного оборудования уже в этом году, что является подтвержденим слов, приведенных выше, о том, что «этикетка в пандемию не просела».

Еще этой весной строили будущее…

В Московском техникуме креативных индустрий им. Л.Б. Красина перед майскими праздниками завершилась III Молодежная научно­практическая конференции «Пространство открытых идей и креативных решений». Цель конференции — развитие творческого и исследовательского потенциала обучающихся образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования и школ города Москвы и регионов.

Представитель компании «Дубль В» Людмила Чекалкина на Всероссийской практической конференции «Современная пищевая упаковка 2021» в первый день работы ПродЭкспо 2021

Представитель компании «Дубль В» Людмила Чекалкина на Всероссийской практической конференции «Современная пищевая упаковка 2021» в первый день работы ПродЭкспо 2021

Всего в конференции приняло участие 129 студентов и 16 школьников. На первый этап, который проводился в заочном формате, было подготовлено 85 научных статей под руководством преподавателей. Статьи представлены по направлениям четырех секций, предназначенных для студентов: «Дизайн и реклама», «Издательское дело», «Печатное дело», «Социальные проекты», и секции школьников «Галактика творческих идей и решений». В рамках конференции была проведена практическая секция «Медиапресс­технологии упаковочного производства», где студенты техникума Красина продемонстрировали навыки освоения специальности «Производство изделий из бумаги и картона».

Менеджер типографии «АзимутПринт» Наталия Сауренко: «Многие посетители выставки пытались отклеить камни, думая, что они настоящие. На самом деле эти великолепные бриллианты выполнены у нас цифровым 3D-лакированием»

Менеджер типографии «АзимутПринт» Наталия Сауренко: «Многие посетители выставки пытались отклеить камни, думая, что они настоящие. На самом деле эти великолепные бриллианты выполнены у нас цифровым 3D-лакированием»

В числе жюри (на переднем плане, слева направо: Михаил Мякишев (компания BOBST СНГ) и Александр Ворожцов (Московский Политех)

В числе жюри (на переднем плане, слева направо: Михаил Мякишев (компания BOBST СНГ) и Александр Ворожцов (Московский Политех)

Секции второго этапа было организованы в комбинированном формате. Участие студентов из Казахстана, Рыбинска и других Московских колледжей обеспечивалось с помощью облачной платформы дистанционно. Доклады оценивались исключительно внешними экспертами из числа работодателей и партнеров техникума Красина, среди которых были представители крупнейших издательств: «Просвещение», «Красная Звезда», «Бомбора», «Альпина Паблишер», «КноРус»; представители полиграфической отрасли: печатных центров «ФАН» АО «Профиком», «ВМС­Принт»; доценты вузов Москвы: Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина, Московского политехнического института, Московского энергетического института; представители бизнес­сообщества: «Элемент Лизинг» группы компаний «Базовый Элемент», «BOBST СНГ»; Объединения «Выставочные залы Москвы» и др. 

При подготовке публикации использовались материалы с сайтов:
www.moscowbookfair.ru;
www.prod­expo.ru;
www.krasina.mskobr.

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства