КомпьюАрт

3 - 2021

Лаки для спецэффектов

Лаки в печати используются для придания печатной продукции дополнительных свойств, например защиты от повреждений, создания водоотталкивающего слоя и т.п. В последнее время лакировку также производят по воле дизайнеров для получения специальных визуальных эффектов. Для того чтобы понять, какие лаки обладают теми или иными возможностями, мы пройдемся от общего к частному, шаг за шагом.

Где и как применяются лаки

Для изготовления упаковки из картона и блистера, этикетки, обложек книг и журналов, открыток, а также рекламной продукции в полиграфии часто применяют лакирование. Использование лаков защищает оттиск от попадания грязи и повреждений, увеличивает его устойчивость к истиранию, придает ему защитные свойства против жира и влаги, снижает запах краски и оптимизирует послепечатную обработку, а кроме того, придает продукции особые свойства и различные уникальные спецэффекты.

Для лакирования применяют самое различное оборудование. Раньше в офсетных печатных машинах отсутствовали лакировочные секции, поэтому лак наносили при помощи красочного и увлажняющего аппаратов.

Сейчас нормой является наличие офсетной машины с одной, а лучше с двумя лакировальными секциями, отдельной лакирующей или трафаретной машины либо дополнения к офсетной машине в виде секции лакирования и сушки. Так, водно­дисперсионные лаки требуют ИК­сушки, УФ­отверждаемые — привычной ультрафиолетовой ламповой (UV) или светодиодной (LED­UV) сушки. Печатная машина с секцией УФ­лакирования или трафаретная машина могут дополняться секцией голографического лакирования.

Основные виды лаков

Есть ряд параметров, по которым классифицируют лаки: вязкость, технология закрепления, физическая и химическая стойкость, оптические свойства, технология нанесения, пригодность лаковой пленки к обработке после печати, другие специальные свойства. Но чаще всего лак классифицируют по происхождению его основного компонента:

  • на масляной основе (масляные);
  • на водной основе (водно­дисперсионные);
  • на основе органических растворителей (сольвентные);
  • УФ­отверждаемые (УФ­лаки).

Степень глянца определяется количеством наносимого лака.

Масляные лаки в полиграфии

По составу масляные лаки в полиграфии схожи с масляными красками, используемыми в офсетной и высокой печати. В них тоже есть смолы, растительные и минеральные масла, разные вспомогательные добавки, только нет красящих веществ.

Printvarnish Neutral — полуматовый масляный лак с высокой стойкостью к истиранию

Printvarnish Neutral — полуматовый масляный лак с высокой стойкостью к истиранию

Сходные по составу и свойству с красками на основе масла масляные лаки позволяют максимально экономить на внедрении лакирования в процесс офсетной печати. Основные достоинства применения масляных лаков:

  • хорошая сочетаемость с красками;
  • отличная адгезия к различным запечатываемым материалам;
  • высокая эластичность лаковой пленки;
  • подходят те же расходники, что и для красок (формные пластины, корректирующие добавки, смывки и т.д.);
  • машины при лакировании работают в том же режиме, что и при печатании красками.

Недостатки масляных лаков:

  • долгое время закрепления;
  • низкий глянец;
  • постепенное изменение оптических свойств (пожелтение) лаковой пленки;
  • остаточный запах.

Из­за большого времени высыхания масляных лаков страдает скорость производства, толщина лакового слоя, усложняется технология, что ограничивает стапель, а кроме того, приходится применять порошок от отмарки, который снижает степень глянца.

Вследствие низкого глянца и пожелтения лаковой пленки сильно снижается декоративный эффект. Чтобы было меньше пожелтения, лак накладывается выборочно.

Не рекомендуется использовать масляные лаки в упаковке для пищевых продуктов из­за характерного остаточного запаха олифы.

Масляные лаки в полиграфии наносят красящим аппаратом машины офсетной или высокой печати на сухие и сырые оттиски. Они закрепляются посредством впитывания и окисления. Для ускорения закрепления применяется еще ИК­сушка. Сухой остаток масляных лаков достигает 50%.

Водно-дисперсионные (ВД) лаки

Эти лаки состоят из смеси дисперсий полимеров, смол, растворяемых щелочью, дисперсий воска, добавок, образующих пленку, компонентов для увлажнения и защиты от вспенивания. Обычно в качестве растворителя служит вода, но бывает, что для ускорения высыхания применяют спирт.

Глянцевый водно-дисперсионный лак

Глянцевый водно-дисперсионный лак

Сегодня водно­дисперсионные лаки считаются наиболее универсальными. Их основные достоинства:

  • отличный глянец;
  • высокий уровень стойкость пленки из лака против химического и физического воздействия;
  • отсутствие запаха;
  • экологичность (если не содержит спиртовых добавок).

Благодаря отличному глянцу ВД­лаки хорошо подходят для украшения печати. Высокая устойчивость против физического и химического воздействия защищает краску и не позволяет повредить ее. Отсутствие запаха, экологическая чистота и устойчивость к холоду позволяет широко использовать ВД­лаки в упаковке для продуктов питания, в том числе подвергающихся замораживанию.

На основе водно­дисперсионных композиций выпускаются ароматические и металлизированные лаки. Также одна из новых технологий покрытия магнитным лаком позволяет получать объемный (3D) эффект.

Недостатки ВД­лаков:

  • коробление тонкой бумаги;
  • плохо удерживается на ряде невпитывающих поверхностей.

Водно­дисперсионные лаки в полиграфии наносятся в печатных секциях станков или с применением особого оборудования для лакирования.

Совмещение ВД­лаков в полиграфии с водоразбавляемыми красками дает высокую совместимость красящих и лакирующих материалов, а также схожесть технологии покраски и лакирования.

Наибольшим числом подходящих видов водно­дисперсионных лаков обладает офсетная печать. Лак наносит красочный аппарат офсетной машины в специальной секции или увлажняющий аппарат — все зависит от его вязкости. ВД­лаки для офсетной печати из акриловой или стиролакриловой смолы имеют очень хороший глянец и устойчивость на поверхности, а также быстро высыхают.

ВД­лаки закрепляются, испаряясь и впитываясь. Чтобы ускорить высыхание, лак можно обдувать горячим воздухом или сушить ИК­лучом. Оставшийся после высыхания объем водно­дисперсионных лаков варьируется от 30 до 70%.

Сольвентные лаки

Сольвентные лаки закрепляются благодаря испарению растворяющих соединений. Закрепление лаков ускоряется за счет сушки горячим воздухом. Оставшийся после высыхания объем лаков на растворяющих соединениях с органической основой составляет 20­40%.

Преимущества лаков на органических растворителях:

  • быстрая фиксация;
  • хорошая адгезия с различными запечатываемыми материалами;
  • отличный глянец.

Для такого лака характерно использование специальных машин для нанесения лака, а также трафаретной, флексографической и глубокой печати.

Применение лаков с испаряемыми растворителями в флексографии обеспечивает высокую совместимость красящих и лакирующих материалов, а также схожесть технологии покраски и лакирования.

Недостатки лаков на органических растворителях:

  • попадание испарений в атмосферу;
  • взрыво­ и пожароопасность;
  • наличие запаха.

Способность оставлять запах делает этот тип лаков малоподходящим для производства упаковки для пищевых продуктов. Широко известны глиттерные и перламутровые лаки на сольвентной основе.

Вредные и легковоспламеняющиеся растворители, содержащиеся в лаках, заставляют использовать дорогие воздухоочистительные системы и противовзрывные устройства.

УФ-лаки

Ультрафиолетовый лак или УФ­отверждаемый лак назван так потому, что лаковая пленка отверждается в результате реакции полимеризации под действием ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн от 250 до 400 нм. В зависимости от химического состава полимеризация УФ­лаков может протекать по радикальному или катионному механизму.

УФ­лаки на основе акриловых мономеров полимеризуются по радикальному механизму, а на основе эпоксидных соединений — по катионному механизму. В состав обоих видов УФ­лаков входят фотоинициаторы и различные добавки. Полиграфические УФ­лаки не содержат растворителей и после полимеризации все 100% нанесенного на оттиск лака образуют твердую прозрачную глянцевую или матовую пленку. Иными словами, полиграфические УФ­лаки имеют сухой остаток в 100%.

На процесс полимеризации по радикальному механизму затрачиваются доли секунды после ультрафиолетового облучения. Полимеризация по катионному механизму протекает значительно медленней — пленка отверждается через 1­2 с после облучения, но затвердевший слой продолжает полимеризоваться в темноте в течение 1­2 суток. Вследствие этого более широкое применение нашли УФ­лаки, полимеризующиеся по радикальному механизму. Среди лаков, закрепляющихся под действием УФ­излучения, катионные образуют особое семейство.

Преимущества радикальных лаков:

  • быстрая фиксация;
  • очень высокая степень глянца;
  • высокая физическая и химическая стойкость лакирующей пленки;
  • экономичность;
  • широкие технологические возможности.

При этом подобные УФ­лаки имеют следующие недостатки:

  • наличие запаха;
  • низкая адгезия к масляным краскам;
  • во время высыхания выделяется озон;
  • появление аллергии при попадании на кожу;
  • дороговизна.

УФ-лаки на катионной основе

Речь идет об УФ­лаках на основе кислотоотверждаемых эпоксидных систем. Фотоинициаторами для них служат специальные соединения (четвертичные ониевые соли кислот Льюиса, например триарилсульфониевые соли), которые под воздействием УФ­облучения распадаются с образованием активного катиона, инициирующего полимеризацию. В качестве связующего пленкообразователя выступают эпоксидные смолы — обычно низковязкие алифатические эпоксиды, полимеризующиеся по катионному механизму с раскрытием эпоксидного цикла.

Главные особенности катионных УФ­лаков — низкая чувствительность к кислороду и дальнейшая полимеризация даже в темноте. Начальный мощный импульс УФ­облучения необходим для высокого выхода инициирующих катионов. Скорость катионных композиций закрепления ниже, чем у радикальных, зато внутренние напряжения в отвержденном полимере успевают релаксировать за счет конформационных перегруппировок макромолекулярных цепей. Поэтому катионные УФ­материалы имеют очень высокую адгезию, в том числе к проблемным субстратам.

Применение катионных композиций целесообразно, только когда требуется очень высокая адгезия к пластикам, металлам или при жестких требованиях к термостойкости и химической устойчивости лакированного оттиска. Еще одно достоинство катионных систем — отсутствие проблем с раздражающим действием и запахом, которые присущи радикальным лакам.

При этом материалы с катионным механизмом отверждения чувствительны к действию спиртов и влаги, неизбежно присутствующих в офсетном способе печати.

Радикальные УФ-лаки

Состав УФ­лаков, полимеризующихся по радикальному механизму, представляет собой смесь жидких акриловых мономеров и смол, фотоинициаторов, кремнийорганических соединений, поверхностно­активных веществ, пеногасителей.

УФ­лаки не отверждаются на воздухе и под воздействием тепла, не высыхают в лакировальной секции, однако для этого следует исключить прямое попадание солнечных лучей на жидкий УФ­лак. Снижения вязкости ультрафиолетового лака добиваются путем его подогрева при интенсивном перемешивании или добавлением специальных разбавителей.

Жидкий полиграфический УФ­лак на основе акриловых мономеров является бесцветной густой жидкостью с характерным запахом, который исчезает после полимеризации. Однако если УФ­лак частично впитался в бумагу, ультрафиолетовые лучи могут не достичь этих молекул и оттиск сохранит характерный запах. Слишком интенсивное облучение может привести к пожелтению и отслаиванию лака.

Среда жидкого УФ­лака высокореактивна (агрессивна) для кожи человека, однако полимеризованная лаковая пленка имеет нейтральную реакцию.

Способы нанесения УФ-лаков

Основным условием получения высококачественной лаковой пленки является достаточное время растекания. Оно напрямую зависит от длины транспортера и скорости работы машины. Поэтому при покупке оборудования нужно обратить внимание на расстояние между модулем нанесения УФ­лака и УФ­сушкой. Кроме того, необходимо устройство для подогрева лака (обычно до 30­40 °С). Нагрев лака снижает его вязкость, а следовательно, он лучше растекается. Однако бумага в момент нанесения УФ­лака остается холодной, что неизбежно снижает температуру УФ­лака, а значит и качество оттиска. Подогрев оттиска после нанесения УФ­лака до секции УФ­сушки позволяет заметно улучшить глянец (это возможно при наличии промежуточной ИК­сушки). Также важна опция удаления противоотмарывающего порошка, избыток которого на оттиске может привести к повышенной шероховатости на поверхности лаковой пленки. При лакировании тонкой бумаги нужно предварительно убедиться в возможностях машины (современное оборудование позволяет работать с материалами плотностью от 60 г/м2 и выше).

УФ­лаки для трафаретной печати отличаются от офсетных и флексографских большей вязкостью: около 2­3 с DIN 4 против 40­60 с DIN 4. Кроме того, эти УФ­лаки содержат очень большое количество поверхностно­активных веществ (ПАВ). ПАВ служат для снижения поверхностного натяжения лаковой пленки и лучшего растекания по запечатываемой поверхности. Если УФ­лак по каким­либо причинам не содержит достаточного количества ПАВ, то высохшая лаковая пленка будет иметь структуру трафаретной сетки.

Так как краски и лаки для флексографской печати имеют приблизительно одинаковую консистенцию, они могут наноситься из последней секции, которую можно назвать печатной. Широкое распространение УФ­лакирования во флексографской печати вызвано полным отсутствием проблем в использовании этой технологии — УФ­лаки прекрасно ложатся «в линию» на водные, органические и УФ­отверждаемые краски. Основным видом работ, выполняемых с помощью данного вида печати, является изготовление этикеток и упаковки на различных материалах (бумага, металлизированная бумага, различные пленки), что делает применение УФ­лака незаменимым.

Лакирование можно производить с помощью цифровых лакировальных машин. Подобные цифровые машины позволяют создавать различные оптические эффекты путем сплошного или выборочного УФлакирования без применения печатных форм. Это дает возможность выполнять лакирование оттисков с фиксированной себестоимостью, которая не зависит от тиража и сложности работы, а также использовать переменные данные, когда область лакирования меняется в пределах тиража для каждого экземпляра оттиска.

Цифровые лакировальные машины имеют довольно простую конструкцию, напоминающую всем известные струйные принтеры. Как правило, машина имеет сушильное ИК­устройство, которое служит для разогревания нанесенного печатными головками слоя лака для большей равномерности слоя, и устройство для УФ­отверждения, закрепляющее лак.

Лакирование осуществляется жидким прозрачным УФ­лаком, который создает равномерную пленку на участках, выбранных для лакирования. Лаковая пленка быстро закрепляется под воздействием УФ­облучения. Цифровая печатная машина может быть дополнена второй печатной секцией, при помощи которой на оттиск могут наноситься струйными чернилами переменные данные.

Типы УФ-лаков

Кроме глянцевых УФ­лаков существуют также матовые и шелковистые (полуматовые) лаки.

Особое место в лакировании занимают декоративные УФ­лаки, создающие особые визуальные эффекты, к которым следует отнести:

  • выборочное лакирование;
  • придание глянца и/или матового эффекта;
  • придание текстуры, рельефа, узора;
  • эффекты флуоресценции, люминесценции, перламутра;
  • глиттеры, пигменты;
  • термохромный УФ­лак;
  • ароматический;
  • можно выделить «золотые» УФ­лаки.

Выборочный УФ-лак

Лакирование УФ­лаками нашло широкий спрос в рекламной и глянцевой индустрии. Высокая степень глянца или матовости, которую способны воспроизвести УФ­лаки, особенно при трафаретном способе нанесения, придает изданиям «гламурность». Особый шик издания приобретают за счет выборочного УФ­лакирования. Полет фантазии дизайнера по созданию визуальных эффектов при помощи УФ­лаков может ограничить только бюджет издателя.

Выборочное лакирование

Выборочное лакирование

Технологии выборочного УФ­лакирования различны. Одна из технологий основана на изготовлении лакировальных полотен из термостабилизированного полиэстра. Благодаря специально обработанному верхнему слою обеспечивается нанесение тонкой равномерной лаковой пленки, сокращается время, необходимое для растекания лака и, как результат, обеспечивается высокий глянец оттиска. Полотна для лакирования выпускаются толщиной 1,15 и 1,35 мм для плоттерной и ручной резки. Поставляются в листах максимальной шириной 1270 мм. Полотна для ручной резки имеют специальный светочувствительный слой, обеспечивающий на поверхности полотна образование четкого изображения, которое можно вырезать. Лакировальные полотна могут использоваться во всех современных печатных машинах для косвенного и прямого лакирования как в двухвалковых, так и в камер­ракельных лакировальных секциях.

Недостатком этой технологии для конечных потребителей можно считать низкий уровень детализации выборочного УФ­лака. Иными словами, даже при плоттерной резке минимальный размер элемента (печатного или пробельного) ограничен 3­4 мм. Но зачастую требуется покрыть лаком заголовок, выполненный шрифтом с засечками.

Для этого лучше всего подходит флексографский или трафаретный способ нанесения УФ­лака. Однако при этом не следует забывать, что допуски на совмещение лакового покрытия с лакируемым изображением существенно выше, чем при совмещении красок. Обычно это 1­2 мм, для трафаретного полуавтомата или с ручной подачей листов — 2­3 мм.

Текстуры, рельефы и узоры при лакировании полиграфическими УФ­лаками образуются за счет использования специальных текстурных лаков. Выбор получаемых узоров чрезвычайно широк, например: эффект водяных капель, мелкого песка, ледяного узора, апельсиновой корки и пр.

Структурно-тактильные лаки

В настоящее время линейка лаков со структурно­тактильным эффектом включает лаки со следующими эффектами: «чеканки по металлу», «шипучих пузырей», с эффектом песка, липкости, абразивности и тактильности по Брайлю. Они дают возможность получить требуемый рельеф и текстуру запечатываемой поверхности оттиска, что повышает зрительное и тактильное восприятие и обеспечивает выделение элементов изображения.

Данные виды лаков являются УФ­отверждаемыми. Вводимые в состав лаков различные микрогранулированные порошки придают слою лака широкий спектр свойств и разнообразные текстурированные и тактильные эффекты.

Лак с эффектом «чеканки по металлу»

Лак с эффектом «чеканки по металлу»

Эти лаки имеют хорошую адгезию к поверхности различных запечатываемых материалов, таких как мелованная и металлизированная бумага, картон, самоклеящиеся и невпитывающие материалы, что значительно расширяет области применения данных лаков. Это, например, такие печатные изделия, как упаковка, этикетки, POS­материалы, представительская продукция, календари, рекламные конструкции, сувенирная продукция, баннеры, плакаты, брошюры, каталоги, буклеты, книги, журналы.

Короткое время закрепления УФ­лаков обеспечивает высокую производительность процессу лакирования. Однако значительная толщина лаковой пленки структурно­тактильных лаков не удовлетворяет требованиям послепечатной обработки лакированных оттисков из­за недостаточной их эластичности. Оттиски, лакированные этими лаками, не рекомендуют резать, фальцевать и биговать.

Особенности применения структурно­тактильных лаков связаны с их физико­химической природой и дисперсностью частиц, входящих в их состав. Стабилизация довольно крупных по размеру частиц порошков требует увеличения вязкости и тиксотропности лаков. Это оказывает влияние на способ реализации процесса лакирования. В настоящее время только трафаретный способ лакирования в полной мере удовлетворяет этим свойствам и требованиям и только он обеспечивает требуемый рельеф слоя лака.

В состав структурно­тактильных лаков входят порошки с низкой дисперсностью, что заметно ограничивает репродукционно­графические возможности подобных лаков. При этом репродукционно­графические возможности и структурно­тактильные эффекты существенно зависят от параметров трафаретной сетки: чем выше линиатура применяемой сетки, тем меньше высота получаемого рельефа и расход лака.

Выбор сетки трафаретной формы является важным этапом подготовки к качественному лакированию, поскольку вместо него может произойти простая фильтрация связующего через сетку. Поэтому при работе со структурно­тактильными лаками рекомендуется применение низколиниатурных сеток с 15­54 лин./см.

Структурно­тактильные лаки имеют высокую вязкость, поэтому перед началом работы необходима их предварительная подготовка.

Стандартная вязкость лаков, измеренная с помощью кружки DIN 4 мм, составляет 150­200 с при 25 °С. Вязкость требуется снизить разбавителем для лаков УФ­отверждения до 100­150 с в зависимости от конкретного вида лака и микроклиматических условий в печатном цехе.

Для низколиниатурных трафаретных сеток расход лака варьируется от 10 до 30 м2/л. При выполнении заливки 10%, например, крупного текста и листа формата А1 одного литра лака хватает приблизительно на 500 оттисков.

Вследствие большой толщины лакового слоя отверждение отлакированных листов необходимо выполнять с использованием, как минимум, двух ртутных ламп высокого давления со спектральным составом излучения в диапазоне 200­450 нм и суммарной мощностью до 200 Вт/см. Скорость конвейера отверждающего устройства должна быть не более 0,3 м/с.

Преимуществом данного типа материалов является возможность работы с длительными перерывами, даже на ночь, при условии предварительной защиты их от солнечного света и пыли. Смывать печатные формы рекомендуется специальными смывками для УФ­материалов.

Лак с эффектом «чеканки по металлу» (hammer effect varnish). Трафаретный лак УФ­отверждения с эффектом «чеканки по металлу» позволяет получить тактильный эффект за счет белых пузырьков на поверхности оттиска. Данный лак рекомендуется для контурной обводки и фоновой заливки.

Максимально воспроизводимая линиатура растрового изображения равна 30 lpi. Минимальная ширина воспроизводимого штрихового изображения составляет 850 мкм.

Рекомендуемый номер трафаретных сеток — 24­36 лин./см. Более гладкая поверхность получается с использованием сетки 36, а более шероховатая поверхность — 24.

При загустении лака в банке вводят до 10% рекомендованного разбавителя для лаков УФ­отверждения. В случае появления проблемы с адгезией необходимо нанести специальный ВД­ или УФ­праймер.

Для обеспечения надежности качественного лакирования из­за различных характеристик поверхности невпитывающих материалов необходимо проведение предварительных тестов.

Массовый расход составляет до 25 м2/л. Для УФ­отверждения рекомендуют ультрафиолетовые ртутные лампы высокого давления с суммарной мощностью 160­200 Вт/см. Скорость конвейера устройства отверждения — 20 м/мин.

При изготовлении печатной формы прямым способом применяют способ нанесения на оборотную и ракельную стороны сетки по схеме «1+3». При косвенном способе изготовления формы применяют пленки, которые специально разработаны для УФ­печати. Печатные трафаретные формы требуется смывать специальными смывочными растворами для УФ­лаков. Формы можно оставлять на ночь, при этом необходима защита от попадания пыли и прямых солнечных лучей.

Лак с эффектом «шипучих пузырей» (fizzy bubbles varnish). Трафаретный лак УФ­отверждения с эффектом «шипучих пузырей» дает тактильный эффект за счет пузырьков на поверхности материала. Рекомендуется для выполнения крупного текста, контурной обводки и фоновой заливки. Максимальная линиатура растрового изображения равна 90 lpi. Минимальная ширина штрихового изображения составляет 280 мкм. Массовый расход лака — до 50 м2/л.

Рекомендуется применение трафаретных сеток с 48­61 лин./см. Для создания более гладкой поверхности покрытия используют сетку 48, а для получения более шероховатой поверхности покрытия материала — 61.

Песочно­сахарный лак (sand & sugar varnish). Это полупрозрачный трафаретный лак УФ­отверждения, который придает поверхности оттиска глиттерный песочно­сахарный эффект. Он дает возможность получить шероховатый тактильный эффект. Рекомендуется для контурной обводки и фоновой заливки.

Максимально воспроизводимая линиатура растрового изображения составляет 15 lpi. Минимальная ширина воспроизводимого штрихового изображения равна 1,7 мм. Рекомендуется применение сеток с номерами 15­18 лин./см. Массовый расход составляет до 10 м2/л.

Липкий лак с низким уровнем скольжения (sticky varnish). Это прозрачный трафаретный лак УФ­отверждения с тактильным антискользящим эффектом. Он рекомендуется для выполнения крупного текста, контурной обводки и фоновой заливки. Максимально воспроизводимая линиатура растрового изображения равна 90 lpi. Минимальная толщина воспроизводимого штрихового изображения составляет 280 мкм.

Рекомендуется применение сеток с более чем 36 лин./ см.
Массовый расход составляет до 50 м2/л.

Тактильный лак с эффектом Брайля (Braille varnish). Данный высоковязкий прозрачный трафаретный лак УФ­отверждения дает гладкий тактильный эффект рельефных капель. Рекомендуется для контурной обводки и фоновой заливки.

Максимально воспроизводимая линиатура растрового изображения равна 20 lpi. Минимальная толщина воспроизводимого штрихового изображения составляет 1,3 мм. Рекомендуется применение трафаретных сеток с 12­25 лин./см. Массовый расход лака составляет до 20 м2/л.

Другие специальные лаки

Перламутровый лак представляет собой обычный лак с введенной в него добавкой, которая и придает лаковой пленке желаемый вид. Существуют различные добавки, которые обеспечивают множество эффектов. Перламутровые УФ­лаки действительно позволяют значительно видоизменить оттиск и не вызывают особых проблем при нанесении.

Глиттерный лак — это УФ­лак с добавлением специальных добавок — глиттеров (блесток). Глиттеры — это мелкие блестящие частицы различных фракций и оттенков. Например, золото, серебро, многоцветный, лиловый, бирюзовый, рубиново­красный, зеленый и др. Для печати используются глиттеры 50 и 200 мкм. Порошки более мелких фракций называются пигментами, и здесь также предусмотрен широкий выбор гаммы.

Глиттерный лак

Глиттерный лак

Термохромный лак дает возможность получать изображения, которые проявляются при определенной температуре. Иными словами, при обычной температуре лак темный, а при температуре выше, например, 30 °С становится прозрачным — для этого достаточно прикоснуться к отлакированной поверхности или подышать на нее.

Ароматические лаки. Добавление капсул с ароматическими веществами при нанесении лака придает изделию определенный аромат. В журналах и каталогах это может быть парфюм, а в туристических каталогах — запах моря, экзотических пряностей и т.д.

Золотые лаки — это водные металлические пасты, предназначенные для нанесения через лакировальную секцию с камер­ракельной системой. От традиционных металлизированных масляных офсетных красок (металлизированных Pantone) их отличает гораздо больший металлический глянец. Главной трудностью при работе с этими УФ­лаками становится необходимость постоянно очищать анилоксовый вал, так как его ячейки быстро забиваются частицами металлической пудры. Постоянные остановки высокоскоростной печатной машины для очистки анилокса сильно снижают целесообразность использования золотых лаков, что тормозит массовое внедрение подобных материалов.

Twin­лакирование. Существует очень красивый эффект «дрип­офф». Для его создания в полиграфии применяется твин­лак. Два специально подобранных лака — выборочный матовый УФ­лак в печатной секции и сплошной глянцевый УФ­лак — последовательно наносятся в лакировальной секции офсетной машины. Tвин­лак в полиграфии идеально создает эффект воды.

Твин-лакирование

Твин-лакирование

УФ­лакирование с получением голографического эффекта. Технологический процесс голографического УФ­лакирования заключается в следующем. На лакировальной машине наносится слой УФ­лака, для чего может быть использован любой лакировальный аппарат: офсетный, валковый или трафаретный. После этого лист проходит через модуль трансферного переноса, в котором в контакт со слоем неотвержденного УФ­лака вводится пленка с голографическим изображением. Одновременно под действием УФ­излучения происходит полимеризация лакового слоя.

Пленка с голографическим изображением выводится из контакта с листом и сматывается в рулон для повторного использования, а на поверхности листа остается голографическое изображение. В зависимости от характеристик поверхности бумажного листа или картона голографическая пленка может быть применена от 6 до 15 раз.

Для обозначения данного процесса получения голографического изображения на лаковом слое применяется нескольких терминов: Cust&Cure, UV Casting и голографический УФ­трансфер.

Вариацией данной технологии является отделка продукции с использованием полиграфической фольги. При этой технологии дорогая голографическая фольга для горячего тиснения заменяется на обычную полиграфическую фольгу, что повышает оперативность и гибкость в производстве, а также снижает затраты на расходные материалы. При горячем тиснении картона сначала выполняется тиснение обычной полиграфической фольгой, а затем требуемый голографический эффект получают путем выборочного лакирования УФ­лаком в комбинации с технологией Cust&Cure.

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства