Итоги выставок upakovka и «Продэкспо 2022»
В данной публикации мы подведем итоги двух выставок: upakovka и «Продэкспо 2022». И та, и другая выставка по счету были 29-ми. Они прошли по очереди в ЦВК «Экспоцентр» в конце января и начале февраля 2022 года соответственно.
Подготовка к обеим выставкам проходила в непростое время — в сложных условиях пандемии. Но даже в этих обстоятельствах отрасль упаковки продолжает развиваться. Кроме того, выставка предложила удобную платформу для личного общения участников рынка упаковки и смежных отраслей.
upakovka
Сегодня, когда у РФ ограничена возможность свободного товарооборота с рядом стран, выставка upakovka вновь на четыре дня стала эффективной b2bплощадкой для продвижения бизнеса, обмена опытом и информацией о новых технологиях и современном оборудовании упаковочной отрасли. Как и в предыдущие годы, она соседствовала с Международной специализированной выставкой пластмасс и каучуков interplastica. В общей сложности более 600 компаний из 26 стран приняли участие в обеих выставках. За четыре дня 17 тыс. посетителей со всей России, стран СНГ и дальнего зарубежья побывали на upakovka и interplastica в поисках новых технологических решений для упаковочной и полимерной отраслей.
Производители упаковочного оборудования, готовой упаковки, печатного оборудования всегда понимали важность новых каналов сбыта и необходимости поиска новых клиентов на международных и региональных выставках.
На стендах экспонентов — крупнейших российских и зарубежных производителей и поставщиков, уже традиционно можно было увидеть упаковочное и фасовочное оборудование, оборудование для розлива напитков и жидкостей, оборудование для выдува ПЭТтары, оборудование для непищевого сектора, полиграфическое оборудование, оборудование для маркировки и штрихкодирования, а также готовые упаковочные решения — тару и упаковку из различных материалов.
Одним из ключевых разделов выставки upakovka уже на протяжении нескольких сезонов является направление «Печать для производства упаковки и этикетки» — Print for Packaging. В этом году на выставке можно было увидеть производителей оборудования и технологий для печати, поставщиков печатных материалов и полиграфических решений, а также типографии. Участие приняли компании Uteco Converting, B2Print, «ВИПСистемы», «ПрофПресс», «Бронко», COMEXI и другие.
В своем интервью директор проекта upakovka Екатерина Антонова отметила: «За два года рынок, конечно, переориентировался. Многие компании выходят на маркетплейсы, уходят в онлайн, но упаковка нужна всем. Именно поэтому мы рады, что компании представляют здесь и готовые упаковочные решения, и упаковочное оборудование. Также у нас активно развивается направление технологии розлива. Представлены такие компании, как KHS, Krones, Heuft, “Пром Групп”, Aetna Group. Также мы активно развиваем направление печати для производства этикетки и упаковки. В этом году впервые в выставке приняли участие компании Heidelberg и Uteco Converting. Я очень рада, что, несмотря на все сложности и ограничения, мы смогли открыть выставку. В выставке участвуют более 150 компаний из 11 стран мира. Посетители приехали из России, стран СНГ, Казахстана, Узбекистана. Хотелось бы добавить, что ежегодно в рамках национальных павильонов в выставке принимают участие компании из Германии, Италии и Турции».
«Гейдельберг-СНГ»
Как уже отмечалось, компания «ГейдельбергСНГ» впервые приняла участие в выставке upakovka. Специалисты компании представили решения для производства упаковки и этикетки от Heidelberg и партнеров. Центром экспозиции и объектом особого внимания посетителей стенда стала рулонная этикетка, напечатанная на машинах Gallus и предоставленная полиграфическими компаниями — клиентами «ГейдельбергСНГ»: «Ареал», «Эталон и К», «ЗападВосток», «ЭЛТек», Print Agency, «Ремас».
Стенд компании «Гейдельберг-СНГ» на выставке upakovka
Директор по продажам полиграфического оборудования «ГейдельбергСНГ» Сергей Слободчиков дал оценку прошедшему событию: «Первый опыт участия в выставке upakovka стал для нашей компании успешным. Вопервых, такое мероприятие — это отличная возможность прямого общения, что в сложной эпидемиологической обстановке особенно ценно. Вовторых, во время мероприятия удалось установить новые контакты среди полиграфистов, которые рассматривают возможность приобретения флексографского оборудования. А втретьих, мы смогли ближе познакомиться и лучше узнать аудиторию «соседнего» рынка — непосредственно производителей товаров, которым требуется упаковка или этикетка». Сергей Слободчиков отметил, что ниша крупных производителей полиграфического оборудования на выставке была представлена лишь несколькими игроками, что стало дополнительным плюсом участия в upakovka для «ГейдельбергСНГ». «Мы надеемся, что проекты, запущенные по итогам выставки, реализуются поставкой новых машин под брендами Heidelberg, Gallus и других производителей, представленных в линейке нашего оборудования», — подчеркнул Сергей Слободчиков.
Будто с длинной тонкой ветки отрезались этикетки! Особое внимание посетителей стенда привлекала рулонная этикетка, напечатанная на машинах Gallus и предоставленная полиграфическими компаниями — клиентами «Гейдельберг-СНГ»
«ВИП-Системы»
На стенде компании АО «ВИПСистемы» можно было ознакомиться с характеристиками машин HÖRAUF серии BMP для изготовления бумажных стаканов и бумажных упаковочных контейнеров.
У машин HÖRAUF практически безграничные возможности: можно производить цилиндрические контейнеры (тубы), конусные стаканы, стаканы с квадратным дном или овальные, стаканчики с ручками, можно запаивать стаканы пластиком или закрывать картонной крышкой, а также выпускать контейнеры любой формы и объема. Кроме того, можно ознакомиться с номенклатурой производимого оборудования в видеоверсии, получить презентации и печатные брошюры.
На стенде компании «ВИП-Системы»
В основе успеха компании HÖRAUF в области производства машин для изготовления бумажных стаканчиков лежит тот факт, что заказчикам предлагаются проекты и готовые решения для выпуска бумажных стаканчиков по самым высоким в упаковочной промышленности стандартам.
К качеству питьевых стаканчиков рынок предъявляет наиболее высокие требования. Такие стаканчики, особенно для горячих напитков, требуют высочайшего качества герметизации боковых швов и донышек. Технология сборки оборудования отвечает строжайшим стандартам и требованиям машиностроительной промышленности.
Деловая программа
Неотъемлемая профессиональная составляющая выставки upakovka — деловая программа innovationparc, которая направлена на предоставление информации по актуальным темам, имеющим особое значение для упаковочной отрасли в России. innovationparc фокусируется на таких темах, как устойчивое развитие и сокращение пищевых отходов, ответственное потребление и производство в рамках циркулярной экономики, переход ритейла на экологичную упаковку и многое другое.
В рамках деловой программы innovationparc состоялcя «День цифровых инноваций в упаковке и этикетке». Партнерами конференции стали ГК «Дубль В», Konica Minolta, «НИССА Центрум», Ricoh Rus и ГК «РуссКом».
Еще одним ключевым моментом является направление технологии для производства, розлива и упаковки напитков — тема, которая также очень актуальна среди участников выставки благодаря многочисленным ключевым игрокам отрасли. В рамках конференции «Какой будет упаковка напитков через 5 лет?», организованной Союзом производителей соков, воды и напитков (СОЮЗНАПИТКИ), докладчики рассмотрели тенденции в индустрии напитков на ближайшие пять лет.
upakovka состоялась!
Главным трендом на выставке стала тема вторичной переработки и экологизации упаковки как процесса достижения устойчивого развития. В зоне деловой программы innovationparc ГК «EcoPartners» (юнит «ЭкоТехнологии») установила свой фандомат для приема упаковки на переработку. В течение четырех дней участники и посетители могли сдавать как пластиковые бутылки, так и алюминиевые банки. По завершении выставки все собранные пластиковые отходы отправились на переработку на Тверской Завод Вторичных Полимеров (входит в ГК «EcoPartners»).
Переход к циркулярной экономике, расширенная ответственность производителя, переработка и вторичное использование упаковки, а также сокращение материалоемкости упаковочных материалов, — все эти вопросы были рассмотрены на конференции НКПак «Упаковка: как обеспечить устойчивое развитие без снижения качества жизни?». В обсуждении приняли участие представители ГП «Готэк», ООО «Георг Полимер», Danaflex, ГК «EcoPartners», Ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный Сбор» и другие авторитетные эксперты отрасли. Также впервые в рамках innovationparc состоялась сессия «Экологические практики: бизнес или потребитель?». В ходе дискуссии участники попытались ответить на вопросы: готов ли потребитель платить за экологичность и зачем ритейлу переходить на экологичную упаковку?
На стенде компании «Дубль В» посетители могли получить веер-коллекции новых бумаг и картона
Александр Бойко, генеральный директор НКПак, председатель Подкомитета ТПП РФ по развитию упаковочной индустрии, отметил: «Выставка upakovka — для нас событие всегда значимое. И то, что выставка проходит в полноценном формате, — это очень важно, потому что мы получаем прекрасные возможности для общения, можем посмотреть воочию на то, что предлагает нам сегодня и машиностроение, и производитель упаковки. Что касается деловой программы, то и организаторы выставки, и организаторы мероприятий приложили очень серьезные усилия для того, чтобы программа была содержательной и привлекла достаточно большое количество специалистов. В части нашей конференции были представлены отличные эксперты. Это вызвало очень хороший отклик у посетивших конференцию специалистов, тем более что сама тема конференции достаточно актуальна сегодня. Мы постарались соединить в ней вопросы производства передовых видов упаковки с требованиями охраны окружающей среды и экологии. На мой взгляд, слушатели получили исчерпывающую информацию, касающуюся вопросов расширенной ответственности производителя и законодательства в этой сфере. Тема эта очень важна, потому что всем нам сегодня известны требования собирать отходы упаковки с целью их утилизации и превращения во вторичные ресурсы. Этому способствует не только активность самого упаковочного рынка, но и активность государственных органов, которые взялись за это дело очень серьезно. Устойчивое развитие в сфере упаковки не должно вести за собой снижение качества жизни».
Образцы этикеток для, наверное, самого дорого российского деликатеса — черной икры. На них ярославская типография Azimutprint имитирует блеск и привлекательность драгоценных камней
«Продэкспо 2022»
Крупнейшая в России и Восточной Европе международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства состоялась в начале февраля.
В 29й раз «Экспоцентр» организовал выставку при поддержке Министерства сельского хозяйства РФ и под патронатом Торговопромышленной палаты РФ.
По данным Общероссийского рейтинга выставок, «Продэкспо» лидирует по размеру выставочных площадей, профессиональному интересу, охвату рынка и входит в десятку мировых смотров продовольственной тематики.
Несмотря на сложный период, связанный с ограничениями на фоне пандемии, «Продэкспо» продолжает оставаться главной демонстрационной и коммуникационной площадкой продовольственной отрасли.
Экспозиция
Рядом с производителями мороженого уже традиционно работали стенды типографий, производителей этикетки и упаковки. Менеджеры и технологи на полиграфических стендах не скрывали сегодняшние проблемы с поставками бумаги, роста цен на расходники, нехватку кадров. Но, с другой стороны, они доносили важную мысль, что в ковидные времена «надо быть ближе к еде, которая дает типографиям хорошие заказы, а следовательно, прибыль».
На «Продэкспо 2022» был представлен широкий ассортимент продуктов питания и напитков, включая алкоголь. В выставке приняли участие 2023 компании из 54 стран: от Австрии и Абхазии до Эстонии и Южной Осетии.
Национальные экспозиции организовали Азербайджан, Армения, Бразилия, Ирландия, Италия, Испания, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Португалия, Северная Македония, Сербия, Турция, Узбекистан, Уругвай, Франция, ШриЛанка, Южная Осетия.
Россию на выставке представляли 1503 компании. В том числе были организованы региональные коллективные экспозиции, объединяющие более 300 производителей из 46 субъектов Российской Федерации: от Республики Адыгея до ХантыМансийского автономного округа — Югры.
Некоторые регионы организовывали даже по два коллективных стенда в различных тематических салонах. Впервые коллективные экспозиции представили Республика Коми, Республика Крым, Удмуртия, Иркутская, Липецкая, Мурманская, Новгородская области, Кузбасс, Ненецкий АО.
Свежие идеи и технологии, в том числе для ритейла, упаковочные решения и готовая упаковка на любой вкус и случай, в том числе праздничная и новогодняя, были представлены по следующим тематикам: «Упаковочные решения», «Стеклотара», «Новогодние подарки. Оборудование и услуги».
Специалисты Центра подбора персонала, организованного АО «Экспоцентр» при поддержке кадрового агентства «Афина», оказывали помощь работодателям в подборе персонала. В этом году на выставке также работали эксперты по лизингу персонала, организации бригад работников для складской логистики, общественного питания, торговли, производства и оперативного управления этими бригадами.
Деловая программа
Знаковыми событиями стали пленарная сессия «Российская система качества: тренды, проблемы, перспективы» и сессия «Производители на пути к деловому совершенству».
В рамках деловой программы выставки «Продэкспо 2022» состоялся круглый стол «FOOD PACK: стратегии «визуальной силы» для региональных гастрономических брендов». Организатором мероприятия выступили Торговопромышленная палата Российской Федерации при поддержке Школы дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и АО «Экспоцентр».
Стенд с работами победителей конкурса
В мероприятии приняли участие представители торговопромышленных палат, отраслевых ассоциаций, высших учебных заведений, дизайнеры упаковки пищевой продукции, региональные производители. В рамках круглого стола прошла выставка работ студентов Школы дизайна по дизайну упаковки НИУ ВШЭ.
В ходе дискуссии эксперты обсудили актуальные вопросы: С чего начать разработку бренда? Как визуально выделить свой продукт? На какие аспекты обратить внимание при визуализации гастрономического бренда?
Интересной для полиграфии была и конкурсная программа: XVII Международный конкурс на лучшую упаковку и этикетку для пищевой и парфюмернокосметической продукции и напитков «ПродЭкстраПак2022».
В иллюстрированном каталоге конкурса «ПродЭкстраПак-2022» были собраны работы дизайнеров упаковки, присланные на конкурс
В конкурсе приняли участие российские и зарубежные предприятия — производители и потребители упаковки, а также дизайнстудии, рекламные агентства, типографии, занятые в сфере создания упаковочной и этикеточной продукции, продвижения торговых марок и брендов на рынке потребительских услуг.
Конкурс проводился в следующих номинациях:
- «Упаковка для продовольственных товаров и напитков»;
- «Этикетка для продовольственных товаров и напитков»;
- «Упаковка для парфюмернокосметической и фармацевтической продукции»;
- «Инновации в упаковке»;
- «Продукт выбирает упаковку»;
- «Транспортная тара».
Членами жюри было отмечено значительное увеличение количества работ, представленных на конкурс, несмотря на сложный изза пандемии год. Причем характерной особенностью в этом году стало то, что работы представили как производители, так и потребители тароупаковочной и этикеточной продукции.
География участников широкая: Томск, Красноярск, Пермь, Владимир, Ижевск, Челябинск, Новосибирск, Алтайский край, Курская, Калужская, Самарская и Тверская области, Казань, Тула, Воронеж, РостовнаДону, Ярославль, СанктПетербург и Ленинградская область, Москва и Московская область, а также Республика Беларусь и Польша. Жюри высоко оценило качество работ, современный дизайн и новизну материалов.
Торжественная церемония награждения победителей XVII Международного конкурса «ПродЭкстраПак» состоялась 7 февраля, в день открытия выставки «Продэкспо 2022». Участники церемонии отметили большую работу оргкомитета по проведению конкурса.
Победители конкурса «ПродЭкстраПак2022» получили право принять участие в ежегодном всемирном конкурсе на лучшую упаковку WorldStar Packaging Awards, проводимом World Packaging Organisation (WPO).
И вот обе выставки закончились. На них, как всегда, встретились старые знакомые: потребители и производители. Оптимизм внушает то, что на сайтах организаторов показаны планы на 2023 год. И в планах стоят даты уже 30х по счету выставок «Упаковка» и «Продэкспо 2023», которые, если ничего не изменится, пройдут с 24 по 27 января и с 6 по 10 февраля 2023 года соответственно!