КомпьюАрт

2 - 2022

Размышления о настоящем и будущем фотокниг

Есть ли будущее у фотокниг? Задав этот вопрос, можно услышать различные мнения: от категорично-пессимистичного «стагнация неизбежна» до осторожно-оптимистичного «продолжаем работать, несмотря на известные трудности». Эта публикация — попытка разобраться, как обстоят дела сейчас, оценить перспективы этого направления и рассказать о проблемах и актуальных тенденциях.

В течение нескольких лет до начала пандемии мировой рынок фотокниг демонстрировал пусть и небольшой, но стабильный рост, однако темпы его год от года замедлялись. В России ситуация несколько отличается, причем не в лучшую сторону. До 2016 года включительно (пока еще работал фактор новизны и не был исчерпан потенциал для экстенсивного развития) наблюдался рост сегмента фотокниг как в количественном, так и в денежном выражении. Затем рынок достиг своего насыщения и наступил период стабилизации. В 2019 году наметилась новая тенденция: небольшой рост этого рынка в денежном выражении при одновременном сокращении в количественном. Иными словами, стала уменьшаться доля недорогой продукции. В это же время стали постепенно сворачивать свой бизнес многие из тех, кто так не смог найти формулу успеха.

Время идет, проблемы остаются

Несмотря на то что сервисы по изготовлению фотокниг активно работают в России уже более десяти лет, узнаваемость этого продукта по­прежнему невелика. Поэтому тем, кто принимал решение попробовать заработать в этом сегменте, приходилось не только вкладываться в рекламу своего сервиса, но и заниматься просветительской деятельностью, чтобы донести до потенциальных заказчиков информацию о том, что представляет собой этот продукт, чем он отличается от привычных фотоальбомов и в чем заключается его ценность в сравнении с тысячами цифровых снимков, хранящихся на жестком диске личного компьютера, в ленте соцсетей или в «облаке».

Благодаря развитию технологий сейчас можно заказать фотокнигу практически на любой вкус и кошелек

Благодаря развитию технологий сейчас можно заказать фотокнигу практически на любой вкус и кошелек

В результате образовался замкнутый круг. Небольшой объем заказов не позволяет рассчитывать на получение стабильной прибыли, и новые игроки не могут позволить себе тратить значительные средства на рекламу и продвижение продукта (помимо необходимых вложений в дополнительное оборудование и приобретение материалов). Как следствие, изготовление фотокниг в лучшем случае так и остается одним из многих направлений деятельности — и, увы, далеко не самым прибыльным.

Одним из редких исключений (которые, как известно, лишь подтверждают общее правило) является компания netPrint. На ее долю приходится почти две трети всех фотокниг, изготавливаемых в России, а доходы от продажи этой категории продукции составляют более половины всей выручки компании. И этот пример показывает, что задача все­таки имеет решение. Другое дело, что терпения, настойчивости и финансовых ресурсов, чтобы найти его методом проб и ошибок, хватает далеко не у всех.

Одна из фундаментальных проблем заключается в том, что изготовление фотокниг в корне отличается от традиционного полиграфического производства, а следовательно, требует принципиально иного подхода. Это касается самых разных аспектов: подбора оборудования, организации производственного процесса, методов работы с клиентами и т.д. Иными словами, прийти в обычную типографию и сразу начать делать фотокниги не получится. Требуется кардинальная перестройка всего производственного процесса.

Помимо печатной машины понадобится специфическое оборудование для послепечатной обработки. Причем стоимость последнего обычно даже превосходит затраты на покупку печатной машины.

Чтобы привлечь широкую клиентскую базу, нужно иметь возможность производить максимально разнообразную продукцию — от недорогих бюджетных вариантов до эксклюзивных изданий. Впрочем, есть и альтернативный путь: сейчас некоторые игроки рынка сознательно отказываются от производства недорогой продукции, чтобы получать более высокую прибыль — пусть даже ценой потери большого количества малорентабельных заказов.

Еще одна проблема — высокая трудоемкость. При изготовлении высококачественных фотокниг в твердой обложке с отделкой из дорогих материалов автоматизировать удается далеко не все операции. Соответственно, значительно возрастает доля ручного труда, а выполнение этой части работ под силу лишь высококвалифицированным (и, соответственно, высокооплачиваемым) специалистам.

Еще одно необходимое условие — внедрение принципиально новых технологий и средств допечатной подготовки, которые обеспечивают предельно высокую степень автоматизации всех процессов. Ведь далеко не все клиенты, заказывающие фотокниги, имеют четкое представление о технике обработки и допечатной подготовке цифровых изображений, верстке и прочих процессах. В отличие от обычных книг и периодических изданий фотокнигу обычно заказывают в единственном экземпляре — что делает нерентабельным привлечение штатных художников, верстальщиков и других специалистов к работе над каждым заказом. Соответственно, процесс создания макета фотокниги должен быть максимально простым и понятным даже для тех, кто ни разу не имел дела с профессиональными программами верстки и обработки фотографий. Кроме того, компоновка макета не должна отнимать у пользователя много времени — в противном случае он просто откажется от этой затеи. А это значит, что большинство этапов допечатной подготовки придется автоматизировать. Кроме того, необходимо предоставить в распоряжение заказчиков обширную библиотеку готовых шаблонов, шрифтов, графических элементов и стилей.

Техническое качество исходных изображений имеет очень важное значение при печати фотокниг

Техническое качество исходных изображений имеет очень важное значение при печати фотокниг

Ситуация осложняется тем, что сейчас многие потенциальные заказчики не хотят либо не имеют возможности устанавливать специализированное ПО для создания макета фотокниги. Следовательно, необходимо создавать онлайн­конструктор с веб­интерфейсом — а это влечет за собой дополнительные затраты и сложности.

Еще одной актуальной проблемой, тормозящей развитие бизнеса по выпуску фотокниг, является отсутствие на рынке готовых программных продуктов, в которых были бы интегрированы системы приема онлайн­заказов и загрузки изображений, конструктор для создания макета книги силами пользователя и другие необходимые элементы. Как следствие, компаниям, решившим развивать направление фотокниг, приходится либо заказывать разработку такого ПО, либо создавать его собственными силами. В некоторых случаях удается сократить затраты, используя готовые программные продукты, дополненные собственными модулями, однако все перечисленные варианты требуют существенных затрат и немало времени на отладку программной части и ее органичную интеграцию в производственный процесс.

Впрочем, оборудование и программное обеспечение — это еще далеко не все статьи расходов. Одним из непременных условий успешной работы является качественный сервис. Необходимо организовать удобные пункты приема, обработки и выдачи заказов, службу оперативной и недорогой доставки готовой продукции и т.д. Далеко не все готовы заниматься этим самостоятельно, и в ряде случаев практикуется своеобразное разделение труда: приемом и доставкой заказов (а в некоторых случаях также и подготовкой макетов) занимается одна компания, а непосредственно печатью и изготовлением фотокниг — другая. Такая схема вполне работоспособна, однако требует четкого взаимодействия всех участников, добиться которого стоит немалых усилий. Кроме того, типография в этом случае должна будет смириться с тем, что прибыль от совместной деятельности придется делить с кем­то еще.

Еще одной проблемой — пусть и не самой существенной, но, тем не менее, актуальной — является невысокое техническое качество исходных фотографий. Всё чаще материалом для фотокниг служат снимки, сделанные при помощи встроенных камер смартфонов и других мобильных устройств. Некоторые пользователи и вовсе имеют в своем распоряжении лишь изображения низкого разрешения, загруженные с личных страничек социальных сетей, фотохостингов и т.п. Соответственно, используемые для верстки фотокниг инструменты должны обеспечивать автоматическую цветокоррекцию, качественное масштабирование (экстраполяцию), фильтры повышения четкости и другие средства обработки, позволяющие получить на выходе оптимальный результат с минимальным участием пользователя.

ЦПМ на коне

Теперь посмотрим, что происходит в сфере оборудования. Главной тенденцией последнего десятилетия стали структурные изменения парка печатающих устройств, применяемых для изготовления фотокниг. Сейчас наиболее распространенными являются электрографические аппараты как с сухим, так и жидким тонером. Далее следует традиционная «мокрая» химическая технология печати фотографий (с которой, собственно, всё и начиналось), однако ее доля год от года уменьшается. Это обусловлено объективными причинами: в частности, сокращением объемов выпуска соответствующих фотоматериалов и реагентов в сочетании с ростом цен на них. И наконец, третью строчку с большим отставанием занимают струйные печатающие устройства с чернилами на водорастворимой основе. Пока это малочисленный, но в то же время самый быстрорастущий сегмент.

Если говорить о российских реалиях, то в нашей стране значительная доля фотокниг сейчас также печатается на цифровых печатных машинах. В отечественных компаниях для этой цели применяются ЦПМ семейства HP Indigo (в частности, 7600, 7900, 10000 и 12000), некоторые модели Ricoh (C7100X, C9200 и др.), Konica Minolta серии bizhub PRESS, Xerox и др.

ЦПМ HP Indigo 12000

ЦПМ HP Indigo 12000

Почему же именно ЦПМ столь популярны и востребованы в компаниях, занимающихся изготовлением фотокниг? Если разобраться, то такой выбор обусловлен сразу несколькими причинами.

Во­первых, ЦПМ обеспечивают низкую (по сравнению с «химическими» минилабами и струйными принтерами) себестоимость продукции (а следовательно, позволяют предложить заказчикам конкурентоспособные цены при сохранении приемлемой нормы прибыли) и обладают высокой производительностью — что дает возможность сократить сроки выполнения заказов даже при резких колебаниях спроса и пиковой загрузке.

Во­вторых, цифровые печатные машины позволяют использовать очень широкий спектр материалов — в том числе плотную, фактурную и дизайнерскую бумагу, тонкий картон и пр. Это значительно расширяет номенклатуру выпускаемой продукции (можно выбирать тип бумаги и переплета, а также конструкцию и материал обложки), способствуя, таким образом, привлечению более широкого круга заказчиков (в том числе корпоративных). Кроме того, характеристики многих ЦПМ позволяют печатать не только страницы, но и обложки фотокниг, что позволяет оптимизировать производственный процесс и сократить издержки.

ЦПМ Ricoh C9200

ЦПМ Ricoh C9200

И в­третьих, как уже было упомянуто выше, для большинства российских типографий направление фотокниг не является основным. Благодаря универсальности ЦПМ позволяют своим владельцам зарабатывать на выполнении других заказов, даже если фотокниг печатается мало.

Для полноты картины стоит отметить, что в силу своей универсальности цифровые печатные машины не являются идеальным инструментом для печати фотокниг, и наряду с перечисленными выше достоинствами им присущи и определенные недостатки. Наиболее существенными из них являются проблемы с точностью цветопередачи, наиболее заметные на черно­белых фотографиях. Даже при регулярной калибровке оборудования высокоскоростная поточная печать не гарантирована от возникновения определенных отклонений и случайных дефектов, вызванных внешними факторами. Впрочем, по словам сотрудников компаний, занимающихся изготовлением фотокниг, на недостатки цветопередачи, не слишком глубокий черный цвет, неравномерный глянец и другие нюансы, как правило, обращают внимание лишь профессиональные фотографы.

Массовый переход на ЦПМ позволил значительно расширить предлагаемый заказчикам ассортимент фотокниг

Массовый переход на ЦПМ позволил значительно расширить предлагаемый заказчикам ассортимент фотокниг

Завершая этот раздел, нельзя не отметить, что массовый переход от традиционной «мокрой» химической печати к использованию ЦПМ весьма благотворно отразился как на предлагаемом ассортименте продукции, так и на стоимости фотокниг. Именно благодаря «цифре» стало возможным изготовление недорогих фотокниг на скрепке или на пружине с мягкой обложкой. Их появление способствовало привлечению немалой аудитории новых клиентов — главным образом благодаря демократичному ценнику. Кроме того, сейчас заказчики могут выбирать материал для печати своей фотокниги из огромного количества типов бумаг — чего нельзя было даже представить в период доминирования химической печати. А это, в свою очередь, позволяет значительно расширить опции послепечатной обработки.

Нерадостные перспективы

Хотелось бы закончить этот обзор на оптимистичной ноте, но, увы: если оценивать ситуацию максимально объективно, становится понятно, что перспективы направления фотокниг в России сейчас весьма туманны. Компании, нашедшие методом проб и ошибок свой путь на этом рынке, продолжают работать более или менее стабильно. Однако в нынешних непростых условиях руководители подавляющего большинства из них не видят смысла инвестировать в развитие и продвижение направления фотокниг. В отсутствие новых идей интерес заказчиков неизбежно снижается, а загрузить печатные машины и другое оборудование типографии сейчас гораздо выгоднее производством упаковки и этикетки.

Негативное влияние оказывает снижение покупательной способности населения и общая нестабильная ситуация: не будем забывать о том, что фотокниги не являются предметом первой необходимости. Многие игроки рынка отмечают заметное сокращение количества заказов на фотокниги с отчетами о путешествиях (что вызвано рядом объективных причин), да и клиенты свадебных фотографов теперь всё чаще покупают снимки в цифровом виде, не заказывая печать.

В силу объективных причин за пару последних лет количество заказов фотокниг о путешествиях заметно сократилось

В силу объективных причин за пару последних лет количество заказов фотокниг о путешествиях заметно сократилось

В силу объективных причин за пару последних лет количество заказов фотокниг о путешествиях заметно сократилось

Если говорить о долгосрочной перспективе, то, пожалуй, решающим фактором является качественное изменение потребительской аудитории. Уже подросло поколение тех, для кого печать фотографий на бумаге или другом физическом носителе не имеет ценности и практического смысла. Не секрет, что для многих людей моложе 30 лет куда более удобным и привычным способом продемонстрировать снимки друзьям и знакомым является публикация в социальных сетях. Ускоряется темп жизни, и большинству из нас сейчас некогда (а зачастую просто лень) просматривать сотни еженедельно появляющихся в ленте фотографий и отбирать из них действительно интересные и ценные кадры, достойные быть увековеченными на бумаге. Всё это неизбежно приводит к сокращению количества потенциальных заказчиков фотокниг.

Свадебные фотокниги пока востребованы, но спрос на них постепенно сокращается

Свадебные фотокниги пока востребованы, но спрос на них постепенно сокращается

В таких условиях одной из приоритетных задач для производителей фотокниг является удержание уже сложившейся аудитории постоянных клиентов. Ее костяк составляют профессиональные фотографы, специализирующиеся на съемке свадеб, ежегодных школьных фотографий и выпускных фотоальбомов. Такие клиенты предъявляют повышенные требования к качеству печати и срокам, но при этом приносят наиболее прибыльные и объемные заказы. К сожалению, их активность имеет сильно выраженную сезонность (школьные фотоальбомы — с апреля по июнь, пик свадеб — с июня по октябрь).

Весьма привлекательны и корпоративные заказы. Обычно фотокниги, посвященные каким­либо проектам, выставкам или юбилеям, заказывают тиражом от нескольких десятков до пары сотен экземпляров. Для таких изданий, как правило, выбирают качественную бумагу, твердый переплет и обложку из дорогих материалов с премиальной отделкой (тиснение, лакирование, цифровое облагораживание и пр.). Естественно, что это соответствующим образом отражается как на стоимости продукта, так и на прибыли, которую получает ее изготовитель. Известны случаи, когда цена одного экземпляра превышала 10 тыс. руб. Однако с подобными заказами обращаются не так уж и часто, и поэтому рассчитывать исключительно на них вряд ли имеет смысл.

В 2016 и 2017 году наблюдался всплеск интереса к печати фотокниг с изображениями квадратного формата (1:1)

В 2016 и 2017 году наблюдался всплеск интереса к печати фотокниг с изображениями квадратного формата (1:1)

Если говорить о ближайшем будущем, то одной из первостепенных задач для тех, кто хочет остаться в этом бизнесе, является поиск новых идей, которые могли бы придать фотокнигам новое качество в глазах потребителей. И здесь важно держать руку на пульсе, отслеживать актуальные тенденции. Ведь рынок фотокниг — как, впрочем, и многих других потребительских товаров — подвержен влиянию моды. Так, в 2016 и 2017 году наблюдался всплеск интереса к печати изображений с соотношением сторон 1:1, обусловленный высокой популярностью одной известной социальной сети. А в 2018 году самым популярным направлением стала стилизация снимков под фотокарточки камер моментальной печати Polaroid. Возможно, кому­нибудь действительно удастся выловить из этого быстро меняющегося потока крупицы золота и вдохнуть новую жизнь в постепенно увядающее направление фотокниг. Во всяком случае, очень хотелось бы на это надеяться. 

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства