КомпьюАрт

4 - 2022

Год несбывшихся прогнозов

Подходит к концу 2022 год, а это значит, что близится время подводить его итоги и строить планы на 2023­й. Нужно признать, что год назад никто не предполагал, что ситуация в нашей стране в целом и в полиграфической отрасли в частности приведет к тому, что мы сейчас имеем. Что лидеры рынка, такие как HP, Xerox, Epson и многие другие, не только прекратят поставки своего оборудования, но некоторые из них даже закроют свои представительства в РФ. Тем не менее изменения — это новые возможности. К сожалению, повода для радости, что в России появятся производители отечественного печатного оборудования, нет от слова «совсем». Просто на смену американской и европейской печатной технике постепенно приходит китайская. Большинство японских компаний пока еще не закрыли свои представительства, но при этом ведут сильно ограниченную бизнес­деятельность и стараются ее не афишировать.

В частности, компания Kyocera продолжает осуществлять сервисное обслуживание и поставки расходных материалов и запчастей для своей техники.

Компания Konica Minolta также сохранила сервисную службу, но при этом продолжает проекты в области системной интеграции и софтверных решений. Поставки оборудования в РФ Konica Minolta пока не осуществляет.

Компания Heidelberg осталась в РФ только в лице своего партнера  — компании «ХД РУС», которая продолжает поставки расходных материалов и запчастей, а также сервисное обслуживание оборудования Heidelberg и поставки оборудования Masterworks и Polar. Печатное оборудование Heidelberg и Gallus попало в пятый пакет санкций, поэтому поставки новых и б/у машин пока невозможны, а вот резальное оборудование Polar еще доступно для поставок в России. При этом если раньше компания продавала лишь топовые модели Masterworks, то теперь стала возможна поставка высекальных прессов и фальцевально­склеивающих линий начального уровня, которые предназначены для китайского рынка, в том числе решений для работы с гофрокартоном.

Некоторые компании либо предчувствуя грядущие проблемы, либо в силу перспективности поставок в будущем оборудования китайских производителей начали работу в направлении организации поставок и обслуживания соответствующей техники еще в 2021 году. Например, компания «НИССА Центрум» подписала соглашение о сотрудничестве с компанией Hanway и начала поставки ее ЦПМ в 2021 году, что позволило ей стать в 2022­м эксклюзивным поставщиком данной техники  на территории России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии и Узбекистана. Приводим ответы Михаила Кувшинова, директора по развитию компании «НИССА Центрум», на вопросы по теме «Итоги и прогнозы».

КомпьюАрт: Подведите, пожалуйста, краткие итоги 2022 года для вашей компании. В каких сегментах рынка был рост, а в каких наблюдалось сокращение спроса?

Михаил Кувшинов, директор по развитию компании «НИССА Центрум»

Михаил Кувшинов, директор по развитию компании «НИССА Центрум»

Михаил Кувшинов: 2022 год — исторический как для «НИССА Центрум», так и для всей страны, да и мира в целом. В 1995 году мы поставили первую в России машину Indigo. В начале 2022­го — последнюю. Затем настала пора переизобретения себя. К сентябрю задача формирования продуктового портфеля из оборудования компаний из дружественных стран была успешно завершена. Удалось сохранить главное — мы по­прежнему поставляем технологии успеха, базирующиеся на лучшем оборудовании, доступном в стране, обеспеченные сервисной поддержкой, качество которой хорошо известно нашим клиентам. Спрос на новые промышленные цифровые решения резко упал в первой половине года, с осени наблюдаем серьезное его восстановление.

КА.: Удалось ли вашей компании в 2022 году обеспечить поставки оборудования и материалов в прежнем ассортименте или пришлось перейти на их аналоги?

М.К.: Запасные части и расходные материалы для оборудования цифровой печати — непростой вопрос по всей стране. В условиях, когда вендоры с разной степенью активности препятствуют поставкам в Россию, говорить можно, к сожалению, лишь о кусочных, частичных решениях. Да и вообще — это работа, любящая тишину.

По сменившему западные бренды китайскому оборудованию в нашем продуктовом портфеле мы видим не просто хорошие перспективы и интерес клиентов, а прекрасные результаты. Дальше всего мы продвинулись в области цифровой печати по гофрокартону с Hanway, подразделением HanGlory Group. Это не удивительно — сотрудничество мы начали еще в 2021 году, реализовали несколько проектов. Новый, поистине знаковый проект сейчас в стадии реализации. Мы всерьез рассчитываем изменить лицо отечественной гофроотрасли, до последнего времени лишь поверхностно затронутой цифровизацией.

В области цифровой этикетки с сентября в нашем портфеле решения HanGlobal, еще одного подразделения HanGlory Group. ЦПМ LabStar 330S установлена и работает в нашем московском демо­зале. Новые марки, да еще из Китая — это всегда риски. С демо­машиной мы в значительной мере взяли их на себя. И продаем не буклеты и образцы (они­то всегда красивые), а реальное железо, обеспеченное практическим опытом наших сервис­инженеров. Эти инвестиции уже оправдывают себя. В стадии реализации — несколько проектов.

В области печати книг, буклетов, транзакционной печати мы предлагаем решения HanGlobal Kirin, цветные и ч/б рулонные машины. Конкуренция в этой области довольно высокая, но мы видим реальное продвижение.

Настоящей находкой стало для нас и всего российского рынка сотрудничество с Vision. Малоизвестная за пределами Китая компания оказалась мощным производителем с потрясающей квалификацией (но рудиментарным маркетингом). За десятилетия истории контрактного производителя для всевозможных китайских брендов Vision приобрела высочайшую квалификацию. И их переход к зарубежной экспансии очень для нас удачно пришелся на 2021­22 годы. Первые финишные машины Vision уже прибыли к российским клиентам — их качество и конструктивное исполнение наши сервис­инженеры оценивают как впечатляющие. А в продуктовом портфеле Vision еще много интересного, включая узкорулонные флексомашины, конечно богато оснащенные разнообразными конвертинговыми опциями.

КА.: Какие новые технологии или решения, появившиеся в 2022 году, на ваш взгляд, являются наиболее значимыми для отрасли?

М.К.: Не думаю, что в 2022 году что­то новое создано в мировом масштабе. А вот нового для России хватает. И нашу часть я уже описал. Мне представляется, что перспективы в разных околополиграфических сегментах разные. Где­то застой, если не катастрофа, а где­то рост. Растущую нишу выбрать все же можно. А вот сосредоточиться на текучке и надеяться, что все само как­то утрясется и вернется обратно — верный путь в никуда.

КА.: Есть ли признаки локализации производства полиграфического оборудования и материалов?

М.К.: Признаки есть. Как говорится, мы умеем производить хорошее впечатление. К сожалению, это почти всё,что мы можем производить. Если серьезно — есть точечные успехи. Например, легкое постпечатное оборудование. Вспомогательные расходные материалы, технологически несложные. Даже флексо (но не офсетные) краски. Но в целом локальный производитель просто не в состоянии решить проблемы отрасли. Слишком маленький у нас рынок в деньгах, чтобы это окупить. А экспортные перспективы невелики.

КА.: Делать какие­либо прогнозы в сегодняшней ситуации очень сложно, но, тем не менее, если не как прогноз, то как пожелание — что потребуется полиграфическому рынку и вашей кампании в частности в 2023 году? Какие меры государственной поддержки были бы для вас актуальны?

М.К.: В нашей отрасли рынку понадобятся прежде всего решения для производства упаковки и этикетки. Чтобы понять, какие именно, — понадобятся светлые головы в компаниях — производителях упаковки. Господдержка? Думаю, этих производителей упаковки, наращивающих новое производство, и нужно поддержать. Еще государство (и оно это уже делает) должно пристальное внимание уделить развитию логистики на направлениях Востока и Юга.

Сергей Антонов, председатель Совета директоров компании «Автоном»

Сергей Антонов, председатель Совета директоров компании «Автоном»

Сергей Антонов, председатель Совета директоров компании «Автоном», также ответил на приведенные выше вопросы и изложил свое видение итогов 2022 года: «Оценка по трем прошедшим кварталам следующая: товарный оборот остался на прежнем уровне по сравнению с первыми тремя кварталами 2021 года, но произошли существенные изменения в ассортименте поставляемого товара. Продажи оборудования резко уменьшились, увеличились продажи расходных материалов (бумага для плоттеров, картриджи, чернила и запчасти).

В этом году на первом месте стояла и стоит задача удовлетворить дефицитный спрос наших многочисленных клиентов на прежний ассортимент материалов,  о поставках новых материалов и оборудования речь не шла. Удалось организовать параллельные поставки ряда товаров, но не всего прежнего ассортимента.

Что касается значимых новых технологий или решений, появившихся в 2022 году, — это «грустный вопрос»… Наш в недалеком прошлом важный партнер — компания Hewlett Packard продолжает развивать оборудование для широкоформатной печати как в области латексных технологий, так и HP PageWide. Есть очень значимые новинки.  Уверен, они окажут существенное влияние на отрасль широкоформатной печати, но будет ли возможность их поставок в Россию по параллельному бизнесу, пока под большим вопросом.

Локализации производства полиграфического оборудования и материалов пока больше на уровне разговоров, реально локализация начнется после снятия эпидемиологических ограничений в Китае.

В сегодняшней ситуации делать прогнозы не то что очень сложно, а просто нереально. Очень много факторов, влияющих на прогнозы, начинающихся со слова «если…». Для нашей Группы компаний актуальны господдержки, которые сейчас оказываются по программам для компаний — производителей импортозамещающей продукции. В первую очередь это дешевые кредиты».

Предельно подробные ответы на наши вопросы дал Андрей Макачёв, генеральный директор компании «Смарт­Т».

КомпьюАрт: Подведите, пожалуйста, краткие итоги 2022 года для вашей компании. В каких сегментах рынка был рост, а в каких наблюдалось сокращение спроса?

Андрей Макачёв, генеральный директор компании «Смарт-Т»

Андрей Макачёв, генеральный директор компании «Смарт-Т»

Андрей Макачёв: В целом по итогам 2022 года мы имеем рост оборота по сравнению с 2021 годом. Прирост мы получили за счет повышения спроса в различных промышленных отраслях, в то время как в рекламной отрасли у нас просадка, которая, впрочем, наблюдается повсеместно по объективным причинам — уход целого ряда зарубежных рекламодателей и закрытие большого количества розничных магазинов одежды и парфюмерии повлекло снижение объемов производства наружной и интерьерной рекламы. А вот в сегменте промышленного раскроя и постпечатной обработки ситуация, наоборот, весьма позитивная. И это мы напрямую связываем с переходом от закупок готовой продукции из­за рубежа к собственному производству.  Особый успех был достигнут у нас в поставках раскройных комплексов iECHO и режущих плоттеров VULCAN: по итогам года мы занимаем третье место в мире среди дистрибьюторов iECHO (после США и Турции) и опять же третье место — среди дистрибьюторов VULCAN (после Китая и Индии).

КА.: Удалось ли вашей компании в 2022 году обеспечить поставки оборудования и материалов в прежнем ассортименте или пришлось перейти на их аналоги? Расскажите, пожалуйста, подробнее про новые материалы и оборудование, поставляемые вами в РФ.

А.М.: В связи с санкциями на ряд наших товаров поставки из Европы оказались проблематичны, здесь пришлось принимать сложные решения. Но в целом нам удалось выполнить все свои обязательства перед клиентами.

Среди новинок отмечу каландровый термопресс эконом­класса TitanJet RTX23­1600, который весной этого года был очень оперативно разработан по нашему запросу и уже летом начались его поставки. Вообще, мы сумели в этом году расширить модельный ряд каландров как в эконом­классе (предлагая, в том числе, маслонаполненные каландры), так и в классе промышленного высокопроизводительного оборудования. При этом мы отмечаем повышение спроса на каландры для операций дублирования различных материалов и термофиксации (при прямой печати по текстилю). Но и спрос на сублимационный термоперенос на текстиль сохраняется. 

Очень громкого успеха мы добились с новым для нашей компании продуктом — компактными режущими плоттерами VULCAN. Это две модели: VULCAN SC­350 с листовой подачей для скоростной резки стикеров и этикеток и планшетная VULCAN FC­500VC/FC­800VC для упаковки, POS­материалов и различной полиграфической продукции. Несмотря на невысокую цену, эти плоттеры обладают отличным функционалом и благодаря наличию камеры для считывания QR­кодов способны легко работать с утра до вечера с минимальным вмешательством оператора. Примечательно, что уже несколько наших клиентов через две­три недели после приобретения одного станка, удостоверившись в его эффективности и надежности, покупали у нас и вторую модель. По их словам, наличие двух разных плоттеров закрывает практически все потребности типичной типографии в постпечатной обработке. Общее количество установленных нашей компанией плоттеров VULCAN уже в начале декабря перевалило за 200 экземпляров. Это отличный результат для нового продукта.

Оказался востребован новый лазерный раскройщик Photonim P1827 Scan Pro с рабочим полем 250´180 см, позволяющий вырезать детали большого размера, например делать крой спальных мешков для швейных производств. Отличительной особенностью этого раскройщика является наличие системы автоматического распознавания контуров отпечатанного кроя с помощью камеры. Благодаря этой опции станок просто незаменим на производстве спортивной формы и профессиональной экипировки.

Новинками от компании Mimaki стали режущие плоттеры CG­130AR (ширина 130 см) и CG­60AR (ширина 60 см), в которых появилась уникальная функция резки и биговки листовых материалов (например, картона). До 550 г/см2 (самое высокое значение среди плоттеров в этом классе) увеличена сила давления ножа и повышена скорость резки относительно моделей предыдущего поколения.

Целый ряд интересных новинок представила компания iECHO:

X­Y­каттер VK, позволяющий распускать отпечатки по вертикали и горизонтали, предназначен для производства постеров, плакатов, а также обоев с цифровой печатью (станок имеет датчики слежения за положением линии вертикального реза относительно ножей);

цифровой тигель MCT для производства коробок из картона и гофрокартона с вырезкой и биговкой со скоростью до 5 тыс. листов формата А3 в час. Машина будет востребована у производителей тиражной упаковки;

широкоформатный раскройщик серии SK, имеющий механизм перемещения портала по принципу магнитной левитации, что повышает точность реза и скорость перемещения портала на холостом ходу.

Интересную новинку представила компания Polyprint  — скоростной футболочный принтер NextG на головках EPSON i3200, имеющий производительность до 60 темных футболок в час. Учитывая популярность в России DTG­технологии в целом и принтеров Polyprint в частности, несложно предсказать этой модели светлое будущее.

Также хочу обратить внимание, что в нашу группу входит компания «КОВЧЕГ», которая в этом году дополнила ассортимент поставляемого оборудования целым рядом принтеров китайского производства премиального класса.

Здесь особого внимания заслуживают новые планшетные УФ­принтеры: ARK­JET UV6090 G5i с рабочим столом 60´90 см для сувенирного производства, и промышленный гигант ARK­JET F2132 с областью печати 2100´3200 мм для решения практически любых задач — от производства рекламных конструкций до печати на элементах корпусной мебели. На прошедшей осенью выставке «Реклама­2022» посетители стенда компании «КОВЧЕГ» высоко оценили эти принтеры, отметив их доступность, — цена на аналогичные станки японского или европейского производства выше как минимум в два­три раза. Кстати, сразу после выставки состоялось несколько инсталляций этих машин. Мы находимся на постоянной связи с нашими новыми клиентами и рады получать исключительно положительные отзывы о работе наших принтеров.

Наряду с оборудованием для УФ­печати, из новинок компании «КОВЧЕГ» стоит отметить сублимационный принтер ARK­JET SUB 1900 для текстильной печати на синтетических тканях и трикотаже с максимальной производительностью 140 м2/ч.

КА.: Какие новые технологии или решения, появившиеся в 2022 году, на ваш взгляд, являются наиболее значимыми для отрасли?

А.М.: Пожалуй, наибольший фурор среди наших продуктов произвел режущий плоттер для этикеток VULCAN SC­350, который чудесным образом сумел совместить в себе профессиональную функциональность и удобство использования с доступной ценой.

КА.: Есть ли признаки локализации производства полиграфического оборудования и материалов?

А.М.: Нет, таких признаков мы не наблюдаем.

КА.: Что, на ваш взгляд, потребуется полиграфическому рынку в 2023 году?

А.М.: Мы рассчитываем на дальнейший процесс локализации производств в различных отраслях, что должно обеспечить новый спрос на печать рекламных брошюр и постеров, этикеток, упаковки и другой полиграфической продукции.

Вот как прокомментировал итоги года для компании Андрей Слободчиков, руководитель отдела маркетинга «ХД РУС»: «2022 год — очень сложный. Мы продолжили работать под новым названием «ХД РУС». Юридически компания не изменилась, остались теми же ИНН, расчетный счет и т.д. Санкционные ограничения оказали на отрасль сильное влияние. Часть оборудования и расходные материалы, произведенные в ЕЭС, попали под ограничения. Это отразилось на нашей работе. Сегодня мы продолжаем работать, соблюдая все ограничения, и надеемся на позитивные изменения в новом году. Мы привезли и ввели в эксплуатацию все новое оборудование, законтрактованное до 24 февраля. В частности, печатные машины: Speedmaster CX 92 в Нижнем Новгороде, Speedmaster CX 75 в Москве, Speedmaster SX 74 в Смоленске, фальцевальная линия Stahlfolder TH 82 в Костроме, резальное оборудование Polar в Нижнем Новгороде и Туле, послепечатное упаковочное оборудование в Пензе, устройства CTP в Грозном и Твери.

Наши зарубежные партнеры Polar Mohr и Masterwork продолжают сотрудничество. Ждите в ближайшем будущем новостей об инсталляциях оборудования.

Андрей Слободчиков, руководитель отдела маркетинга компании «ХД РУС»

Андрей Слободчиков, руководитель отдела маркетинга компании «ХД РУС»

Мы продолжаем поставлять на рынок практически весь ассортимент расходных материалов, некоторые позиции от новых поставщиков. Отметим отличные результаты тестов на производстве офсетных красок из Южной Кореи, которые мы уже поставляем на российский рынок. Сохранены все сбытовые структуры компании, задействованные в реализации расходных материалов. Мы поддерживаем складские запасы красок, офсетных пластин, офсетной резины и вспомогательной химии для обеспечения бесперебойной работы всех наших заказчиков. Как и ранее, мы продолжаем осуществлять сервисное обслуживание всего спектра нашего оборудования и поставку запасных частей. Также возобновлены специальные программы по продаже и установке запасных частей».

Юлия Арешко, генеральный директор группы компаний «Русском»

Более эмоциональные ответы на аналогичные вопросы дала Юлия Арешко, генеральный директор группы компаний «Русском»: «Наши главные итоги: мы отпраздновали 30­летний юбилей группы компаний, преодолели санкционный кризис, сохранили и приумножили нашу команду, стали еще профессиональнее и крепче — и это самый главный результат.

Нам удалось наладить «параллельный импорт» и восстановить поставки по 95% ассортимента. Помимо этого, мы также установили отношения и начали поставки оборудования от новых поставщиков из Китая (режущие плоттеры, металл для сублимации, широкоформатные ламинаторы, каландры для сублимационного термопереноса) и Южной Кореи (пленка для ламинирования, чернила для широкоформатной печати).

Если говорить о полиграфической отрасли, то выделить наиболее значимое сложно — новых интересных решений было много. Но самое главное сейчас — не это, а общая ситуация в отрасли, касающаяся дефицита поставок и удорожания расходных материалов. Были новости о выкупе российских производственных мощностей (производство бумаги) российскими предпринимателями. Но назвать это локализацией сложно. Мне лично известен пока только один состоявшийся и работающий проект по разработке и созданию отечественного аналога термоклеевых переплетных машин.

Нам всем, не только полиграфистам, но всем тем, кто живет, работает и делает бизнес в России, потребуется огромное терпение и выдержка. И мужество. Но МЫ — РУССКИЕ. Мы справимся!»

Александр Расторгуев, менеджер по продукции Roland в Группе компаний «ЛРТ»

Александр Расторгуев, менеджер по продукции Roland в Группе компаний «ЛРТ»

Своим мнением о состоянии дел поделился Александр Расторгуев, менеджер по продукции Roland в Группе компаний «ЛРТ»: «Мы успешно продолжаем поставки  оборудования и расходных материалов от большинства  наших поставщиков. Объемы продаж остались примерно такими же (из расчета валютных цен) по сравнению с  аналогичными 11 месяцами 2021 года. Помимо техники Roland, мы поставляем также струйные широкоформатные принтеры и расходные материалы Xerox, Canon, HP, Konica Minolta, Epson и других известных мировых брендов. Можно отметить, что в текущей ситуации мы не только не потеряли, но и смогли нарастить ассортимент поставляемой нашей компанией продукции на территорию РФ. Все товары можно найти на нашем официальном сайте lrt.ru. Из новых интересных значимых решений, получивших активное развитие в 2022 году, можно отметить рост спроса на текстильные DTF­принтеры. К сожалению, признаков локализации производства полиграфического оборудования и материалов пока практически не видно.

Прогнозы на будущее делать сложно, но жизнь продолжается, потребности в печатной продукции в нашей стране никуда не делись. Мы видим, что наши клиенты следуют разными путями, чтобы сохранять и развивать свои производства. Конечно, хорошо, если бы можно было платить поменьше налогов. А если серьезно, то в текущем режиме мы все должны быть гибкими и уметь быстро ориентироваться в столь быстро меняющихся реалиях, чтобы оставаться на плаву».

Позитивно оценил итоги 2022 года Михаил Ложников, коммерческий директор компании «ТОП ПРИНТ КАТ»: «Для компании ТОП ПРИНТ КАТ 2022 год стал успешным. Получение эксклюзивных прав на определенные рынки и модели у нашего ключевого поставщика — китайского производителя раскройных систем и режущих плоттеров SINAJET, в сочетании с выходом на новые рынки позволило обеспечить 20­процентный рост по сравнению с 2021 годом. Можно сказать, что наши традиционные рынки полиграфии, рекламы, картонной упаковки не росли, в то время как швейная отрасль дала прирост.

Мы заранее правильно определились с источником оборудования — дружественным нам Китаем. Выбрали там лучшее. И для нас в связи со спецоперацией ничего не изменилось. Мы как работали, так и работаем. Думаем, что это очень удобно для наших клиентов. Наш ассортимент включает раскройные комплексы и режущие плоттеры SINAJET для разных отраслей.

Михаил Ложников, коммерческий директор компании «ТОП ПРИНТ КАТ»

Михаил Ложников, коммерческий директор компании «ТОП ПРИНТ КАТ»

Видимо, для РФ сегодня ключевыми являются логистические и платежные технологии, от которых зависит функционирование всех остальных индустрий. Признаки локализации производства материалов видны, но полномасштабной локализации нет, а по оборудованию в РФ будут производиться отдельные виды — на большее вряд ли можно рассчитывать.

Отрасли потребуется финансовая и политическая стабильность — за эти параметры отвечает государство, а мы не будем останавливаться и продолжим активно работать, чтобы своевременно удовлетворять спрос на современное и надежное оборудование и квалифицированный сервис».

Резюмируя мнение экспертов полиграфического рынка, следует признать, что ситуация перестала казаться катастрофической, как это было весной уходящего года. Год несбывшихся прогнозов завершается, и надеяться на то, что есть вероятность возвращения прежних времен в краткосрочной перспективе, не следует однозначно. Поэтому в 2023 году нужно продолжать приспосабливаться к работе в условиях цен, выросших в диапазоне от 30 до 100%, с возможными проблемами сервисного обслуживания, с возможными перебоями в поставках расходных материалов и присматриваться к печатному оборудованию из дружественных стран, в первую очередь из КНР, на замену европейских и американских машин. 

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства