Фиксация перемен
Завершается 2023 год, за который, в силу сложившихся обстоятельств, полиграфическая отрасль нашла в себе силы сделать вместе со своей страной разворот на 180 градусов и смириться с необходимостью вести бизнес с использованием азиатских полиграфических решений, в первую очередь оборудования из Поднебесной.
Постепенно начала формироваться база установленных машин китайских производителей, а чтобы ознакомиться с ними в работе, уже не нужно ехать в Китай, достаточно посетить демонстрационный зал компании-поставщика.
Существенных изменений в сегменте производителей отечественного печатного оборудования, к сожалению, не произошло. Ряд компаний начали поставки китайского оборудования под собственными торговыми марками. Иногда это сопровождается дополнением китайских моделей функциями, востребованными у российских заказчиков. Назвать это отечественным производством пока нельзя, однако можно расценить как первый шаг к организации производства в России.
По традиции мы опросили компании, которые занимаются поставками и сервисным обслуживанием различной полиграфической техники и успешно преодолели проблемы переходного периода.
Секреты успешной трансформации «Смарт-Т»
Одна из таких компаний — «Смарт-Т», оказалась подготовленной к произошедшим переменам задолго до их начала. Подробно об этом, а также о тенденциях рынка и планах на 2024 год рассказал Андрей Макачёв, генеральный директор компании «Смарт-Т».
КомпьюАрт: Подведите, пожалуйста, краткие итоги 2023 года для вашей компании по сравнению с 2022 годом. Какие наблюдались тенденции?
Андрей Макачёв: Я думаю, читатели журнала знают, что компания Mimaki, мировой лидер в широкоформатных струйных принтерах и многолетняя «горилла» российского рынка (занимавшая долю до 65%, согласно данным швейцарской исследовательской компании InfoSource), в феврале 2023 года приняла решение прекратить поставки в Россию и ряд других стран СНГ. Для группы компаний «Смарт-Т» это явилось беспрецедентным вызовом, ведь мы были дистрибьютором Mimaki более 20 лет и продажи принтеров, чернил и запчастей Mimaki составляли ядро нашего бизнеса, формируя до 60% нашего оборота. Многие представили себе это событие как неизбежный крах «Смарт-Т», настолько наше имя было тесно связано с Mimaki. Но парадоксальным образом «Смарт-Т» быстро преодолела этот вызов, нарастила свои обороты гораздо выше 2022 года (который также был успешным) и предстала после этого испытания более закаленной и сильной компанией, значительно обогатив свой ассортимент и увеличив и укрепив свою команду. У нас появилось столько новых видов оборудования, что нам пришлось расширить демозал с 500 до 850 м2.
Андрей Макачёв, генеральный директор компании «Смарт-Т»
Секрет такой успешной трансформации «Смарт-Т» не только в высоком профессионализме нашей команды. Основа нашего «чудесного спасения» была заложена в 2018 году, когда пришла идея интегрировать в нашу группу компанию «Ковчег» (по библейской истории, ковчег — это такой корабль, который построил праведный Ной для спасения своей семьи во время Всемирного потопа). И с 2018 года компания «Ковчег» развивала поставки китайских принтеров и чернил от лучших производителей, а вокруг этих поставок строилось всё остальное: маркетинг, логистика, техподдержка. «Ковчег» на этом поприще достиг замечательных успехов, поэтому в критический момент своей истории (своеобразного «Всемирного потопа») группа компаний «Смарт-Т» смогла быстро перестроиться на ассортимент «Ковчега» и без потери оборотов продолжить свое развитие. Для внешнего наблюдателя данная картина кажется необъяснимым чудом, но мы-то знаем, что к этому «чуду» привели почти шесть лет упорной подготовительной работы команды «Ковчега» и других подразделений «Смарт-Т».
Мне вся эта картина событий представляется в образе наездника-чемпиона, у которого внезапно во время скачек сошла с дистанции любимая лошадь (принтеры Mimaki) и он был вынужден оседлать запасную лошадь — еще более сильную и выносливую, но пока малоизвестную (китайские принтеры премьер-класса). Зрителям поначалу казалось, что наездник-чемпион побеждал исключительно благодаря той замечательной лошади, поэтому опытные игроки переставали делать на него ставки. Это выражалось в том, что некоторые наши крупные клиенты поначалу стали приобретать принтеры (те же китайские!) у наших конкурентов, даже не обращаясь к нам, то есть мы в их глазах сошли с дистанции вместе с Mimaki. Они не сразу поняли, что мы чемпионы не только благодаря той одной замечательной «лошади», но и благодаря нашему умению выбирать других, еще более победоносных «лошадей», правильно их обслуживать и «взращивать».
Кстати, лучшим свидетельством нашего успеха является тот факт, что мы имеем на нашем складе практически весь спектр оборудования (включая самые дорогие станки, например УФ-принтеры 3×2 м или многослойные раскройщики), поддерживаем многомесячные запасы расходных материалов, также держим огромный запас различных запчастей, в том числе и для Mimaki (что позволяет нам обеспечивать свои гарантийные обязательства в полном объеме за свой счет, даже без поддержки Mimaki). Думаю, мы имеем сейчас в этом отношении не просто лучшие показатели за всю нашу историю, но лучшие показатели по всей нашей отрасли.
Что касается тенденций, исходя из пережитого нами опыта и наших наблюдений главной тенденцией 2023 года явился решительный переход российского рынка с западной на китайскую технику. Несмотря на сохранение поставок западной техники через параллельный импорт, эти поставки более не играют существенной роли — оборудование из КНР доминирует теперь во всех сегментах рынка.
КА: Что изменилось за год в поставках оборудования и материалов, а также в сервисном обслуживании? Расскажите, пожалуйста, более подробно о новых материалах и оборудовании, поставляемых вами в РФ.
А.М.: В ходе разворачивания тренда на массовые поставки оборудования из КНР, которого я коснулся выше, внезапно рынок открыл для себя то, что давно было известно профессионалам — что китайские технологии за последние годы достигли мирового уровня и в ряде позиций сумели превзойти западные аналоги (по производительности, экономичности и качеству). Но что рынку еще предстоит осознать — так это тот факт, что китайское оборудование «гаражной» сборки никуда не делось и также поставляется наряду с оборудование премиум-класса, при этом его стоимость, естественно, гораздо ниже. Печатные головки в них могут стоять одни и те же — но это не значит, что принтеры от «гаражников» и от премьер-лиги одинакового качества. Эти различия (в качестве конструкции, сборки и техподдержки) могут сразу и не проявиться, поэтому потребуется время, чтобы покупатели дешевого оборудования почувствовали разочарование, а покупатели оборудования премиум-класса обрели радость и уверенность.
Переход от западных поставщиков к китайским требует от дистрибьютора существенных изменений в организации инженерных служб технической и технологической поддержки. На примере Mimaki мы знаем, на каком высоком уровне находится у западных компаний пользовательская и сервисная документация, система извещений об апгрейдах и проблемах, система тренингов и техподдержка в целом. Китайские поставщики даже премиум-класса пока не достигли такого уровня (а «гаражные» практически никакой техподдержки не предоставляют). Поэтому мы у себя в «Смарт-Т» организовали новый отдел — технологический, в задачи которого входит подготовка документации, разработка методик выполнения различных операций, проведение тренингов для сервисных инженеров технического отдела и многое другое. В технологический отдел вошли специалисты высшего класса, отвечающие за различные направления нашей деятельности (УФ-принтеры, текстильные и сольватные принтеры, раскройщики, ламинаторы, каландры и т.д.). Насколько я знаю, подобная организация техподдержки в нашей отрасли до сих пор никем не внедрялась, так как требует довольно крупных инвестиций и оправдана только при достаточно больших объемах поставок. Группа компаний «Смарт-Т» вышла на необходимый уровень развития в том числе за счет успешной работы сети представительств по России и своих филиалов в Казахстане, Киргизии, Узбекистане и Беларуси.
Что касается наших новинок оборудования, то это, прежде всего, широкий спектр струйных принтеров из КНР, полученных нами «в наследство» от «Ковчега»: УФ-принтеры Sprinter всех видов на различных промышленных головках Ricoh GEN5, GEN6 или Konica Minolta (планшетные от 60×90 см до 3,2×2,1 м, рулонные шириной 3,2 м и гибридные шириной 2,2 и 3,2 м), принтеры ARK-JET на головках Epson i3200 (экосольвентные шириной 1,6, 1,8 и 3,2 м, сублимационные шириной 1,6 и 1,9 м), принтеры GongZheng на головках Epson i3200 (сублимационные шириной 1,95 и 3,2 м, текстильные для прямой печати пигментными красителями шириной 1,95 м). Особенно важным прорывным решением в этом году явились промышленные текстильные принтеры ARK-JET и GongZheng, оснащенные двумя, тремя, четырьмя или восемью печатными головками Epson i3200 и обеспечивающие производительность сублимационной печати до 350 м2/ч. Их стоимость существенно ниже принтеров западных брендов, также ниже эксплуатационные расходы, при том, что производительность порой гораздо выше.
Мы также продолжаем поставлять принтеры Mimaki (через параллельный импорт), обновив при этом весь спектр чернил, которые теперь намного экономичнее оригинальных чернил Mimaki. Наряду с этим мы продолжили оказывать сервисную поддержку по продуктам Mimaki в полном объеме, в том числе и не отказались от гарантийных обязательств.
Есть интересные новинки в ряду раскройщиков iECHO, режущих плоттеров ARK-JET и Vulcan (для раскроя этикеток и упаковки), ламинаторов Mefu и каландровых термопрессов TitanJet и Hota. Для поддержания их на складе мы построили в Подмосковье склад для негабаритных грузов площадью 1000 м2, который был введен в эксплуатацию буквально в ноябре этого года.
В заключение обзора наших продуктов хочу обратить внимание на новое направление в нашем бизнесе — поставку цифровых промышленных принтеров и финишного оборудования для изготовления этикеток и гибкой упаковки. Это струйные принтеры Dilli (Корея) на головках Kyocera шириной 330 мм и скоростью печати до 50 м/мин,
электрографический принтер Darui шириной 330 мм с белым цветом (!) и скоростью печати до 9 м/мин, режущие плоттеры Darui (3 и 8 ножей), лазерные плоттеры Darui и iECHO, финишное оборудование Brotech. Всё указанное оборудование мы готовы продемонстрировать в Москве, первые поставки уже осуществлены. Это направление является одним из важных приоритетов для нас, и в следующем году мы рассчитываем представить рынку удивительные прорывные решения.
Еще раз хочу подчеркнуть — всё перечисленное оборудование тщательно нами отобрано в ряду производителей премиум-класса, наша концепция бизнеса остается прежней — поставлять только лучшие продукты и решения, обеспечивая их лучшим сервисом.
КА: Какие новые технологии или интересные решения, появившиеся в 2023 году, на Ваш взгляд, являются наиболее значимыми для отрасли?
А.М.: Как я упомянул выше, мы начали поставки цифровых промышленных принтеров и финишного оборудования для изготовления этикеток и гибкой упаковки (Dilli, Darui, iECHO, Brotech). Здесь очень много революционных решений, о которых надо говорить отдельно. Только подчеркну, что широкое внедрение этих цифровых технологий позволит оказать существенную поддержку производству самых различных товаров малых и средних объемов.
КА: Каким будет Ваш прогноз на следующий год. Что ждет полиграфический рынок в 2024 году и вашу компанию в частности?
А.М.: Мой прогноз на 2024 год оптимистический. Полиграфический рынок будет расти, и драйвером роста продолжит выступать процесс бурного развития всех отраслей промышленности. Это будет происходить не только из-за ухода с российского рынка западных конкурентов, но и благодаря целенаправленной политике государства, поощряющего развитие производств через льготные программы кредитования, бесплатную раздачу земель под производства, гранты различных фондов, программы поддержки экспорта, продолжающийся мораторий на плановые и внеплановые проверки бизнеса и другие меры. Мы знаем об этих процессах не из пропаганды СМИ, а из собственного опыта и опыта наших клиентов.
Особо стоит отметить сферу постпечатной обработки и раскроя. Я уверен, что это направление продолжит свой активный рост, а наше оборудование iECHO станет настоящим стандартом де-факто для полиграфического и рекламного рынка.
Что касается «Смарт-Т», то мы рассчитываем удивить и порадовать своих клиентов как улучшенным сервисом, так и новыми продуктами и решениями, в частности для цифровой печати этикеток и гибкой упаковки.
КА: Ваши новогодние пожелания партнерам и клиентам.
А.М.: В.В. Путин в 2012 году в своей концептуальной статье кандидата в президенты предупредил, что мы входим в новую эпоху через серьезный системный кризис и тектонический процесс глобальной трансформации. Так всё и произошло, турбулентные процессы нарастают на наших глазах. В подобных обстоятельствах мои пожелания заключаются в том, чтобы развивать в себе проактивность через различение сущего и должного, так как это наилучший способ добиваться успеха в сложных условиях. Сущее — это тот порядок, который есть. Должное — это то, к чему мы должны стремиться путем обновления и преодоления имеющегося порядка. Должное в данном случае — это не просто исполнение должностной инструкции (что как раз относится к понятию «сущее»), это поиск прорывных решений за рамками инструкций и регламентов. Лично для меня наилучшим руководством к действиям подобного рода выступила книга Александра Бека «Волоколамское шоссе», написанная в 1942-1944 годах. Как говорят, эта выдающаяся книга обязательна для прочтения среди офицеров армий США и Израиля, а также для членов компартии Китая. Надеюсь, ее изучают и в нашей академии Генштаба. Я, со своей стороны, советую всем профессионалам и руководителям или желающим стать таковыми купить и внимательно прочитать эту книгу, которая поможет развить проактивность как важнейшее свойство всякого человека, стремящегося к своему развитию и достижению успеха.
Желаю всем в новом году новых озарений и открытий!
«Нисса Центрум» ждет от года Зеленого Дракона предсказуемости и спокойствия
Еще одной компанией, включившей в свой ассортимент качественное китайское полиграфическое оборудование, стала «НИССА Центрум», которая подписала соглашение о сотрудничестве с компанией Hanway и начала поставки ее ЦПМ еще в 2021 году. Это позволило ей стать в 2022-м эксклюзивным поставщиком данной техники на территории России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии и Узбекистана. В 2022 году «НИССА Центрум» заключила дистрибьюторское соглашение с HanGlobal (подразделение китайской промышленной группы HanGlory), одним из положений которого стало предоставление компании «НИССА Центрум» прав на продвижение, поставку и сервисное обслуживание всего модельного ряда компании HanGlobal. В конце 2022 года компания заключила партнерское соглашение с Wuhan Golden Laser Co, Ltd, распространяющееся на территории России и Белоруссии, в соответствии с которым получила эксклюзивные права на продажи и сервисное обслуживание продуктов Golden Laser. Наконец, в 2023-м «НИССА Центрум» и компания Label Source Printing Machine достигли соглашения, в соответствии с которым НИССА Центрум получила права на продвижение, поставку и сервисное обслуживание всего модельного ряда флексографских машин компании Label Source.
Приводим ответы Михаила Кувшинова, директора по развитию компании «НИССА Центрум», на вопросы по теме «Итоги и прогнозы».
Михаил Кувшинов, директор по развитию компании «НИССА Центрум»
КомпьюАрт: Подведите, пожалуйста, краткие итоги 2023 года для вашей компании по сравнению с 2022 годом. Какие наблюдались тенденции? В каких сегментах рынка был рост, а в каких произошло сокращение спроса?
Михаил Кувшинов: 2023-й для «НИССА Центрум» был годом добрым, тучным. Мы по-прежнему в высшей степени цифровая компания, работаем с самыми передовыми технологиями. Коренное переформатирование продуктового портфеля на дружественные страны было завершено в 2022 году, ЦПМ для печати этикетки HanGlobal LabStar 330S также еще в 2022-м установлена в нашем демозале, изучена в деталях сервисной службой — и 2023 год мы встретили во всеоружии. За этот год мы уже отчитались о пяти поставленных LabStar, есть машины и «в стволе», но мы люди консервативные и считаем цыплят по осени, а машины — работающие. Для сравнения: все наши конкуренты, вместе взятые, отчитались о двух инсталляциях подобного оборудования у клиентов, хотя что-то есть «в стволе» и у них. Финишных линий и машин, теперь это Vision из Китая, в 2023-м уже установлено семь штук, плюс одна в нашем расширенном демозале. Это тоже первое место, хотя и не с таким отрывом — что неплохо. Знаковой стала инсталляция лазерной высечки в типографии Татнефти. Есть и несколько проектов, о которых мы объявим по завершении инсталляцией. То есть для нас наш главный рынок цифровой этикетки рос.
Интересный соседний сегмент промышленной рулонной печати на бумаге в конце 2022 — начале 2023 года испытал взрывообразный рост, производственные мощности выросли на 50%. Причем все, кроме одной машины, были приобретены непосредственно финальными эксплуатантами. Такой необыкновенный рост на какое-то время удовлетворил спрос, и в дальнейшем новых продаж не было. Сейчас идет технологическая гонка, прежде всего в сторону печати на меловке, но не только. Возможно, по ее результатам будут последующие изменения. Пока сегмент замер, как удав после суперплотного обеда. Но он проснется.
КА: Что изменилось за год в поставках оборудования и материалов, а также в сервисном обслуживании?
М.К.: Для нас все изменения произошли в 2022 году. Тех, кто изменялся в 2023-м, впору спросить, чем они занимались годом ранее?
КА: Как Вы оцениваете появление на рынке китайского полиграфического оборудования под российским брендом? Что это дает отечественным полиграфическим предприятиям?
М.К.: Вообще говоря, оборудование под российским брендом может и должно приносить пользу отечественному потребителю. Подобные примеры есть в IT, в принтерах офисного назначения, бытовой технике, наконец. Центральный момент здесь — какую дополнительную ценность привнес владелец бренда? Если это доработка, локализация производства хоть в какой-то степени, хотя бы разработка программного обеспечения, консолидация значительных запасов запчастей и пр. — смысл налицо. А вот тот процесс, что идет в области полиграфии и сводится к наклейке шильдиков, потребителю не полезнее, чем корове седло. Он предназначен скорее для затруднения поиска им конкурентного предложения, в том числе по запчастям и расходным. Но клиенты — люди неглупые, они с этим справятся и разберутся.
КА: Какие новые технологии или интересные решения, появившиеся в 2023 году, на Ваш взгляд, являются наиболее значимыми для отрасли?
М.К.: Технологический цикл гораздо длиннее, чем год. То, что появилось в 2023-м, мы осознаем через пять-десять лет. А вот то, что станет в отечественной цифровой этикетке решающим словом в 2024-м, я рискну предугадать — лазерная высечка.
КА: Каким будет Ваш прогноз на следующий год. Что ждет полиграфический рынок в 2024 году и вашу компанию в частности?
М.К.: Думаю, к 2024 году стихнут последние афтершоки тектонических потрясений начала 2022 года. Рынок войдет в спокойное, равновесное состояние — да он уже вошел. Предсказуемость, в целом, это неплохо: риски — они хуже убытков. Но полная предсказуемость сильно сокращает отрыв лидеров от середняков, что не так хорошо для развития. А что касается «НИССА Центрум» — мы по-прежнему будем активны. Сохранять лидерство — здорово, но недостаточно. Чтобы куда-то попасть, надо бежать еще быстрее.
КА: Ваши новогодние пожелания партнерам и клиентам.
М.К.: Грядущий год по китайскому календарю — год Зеленого Дракона. Наконец-то после синих тигров да черных кроликов что-то родное, я бы сказал, посконное. Зеленого в отечестве знают, ценят, пользуется сей Змий в русских селениях заслуженным уважением. Так что желаю отнестись к крови дракона, к времени наступающего года соответственно — без страха и колебаний, но с чувством меры и радости. И всё завертится и получится!
«Терем» увеличивает объем продаж благодаря диверсификации рынка
Давно известная на рынке компания, которая занимается поставками и обслуживанием китайского полиграфического оборудования, — «Терем» уже несколько лет осуществляет поставки ЦПМ из Китая под собственной маркой DigiLabel. Андрей Павлов, руководитель направления продаж оборудования и ПО для упаковки и этикетки компании «Терем» любезно согласился ответить на аналогичные вопросы.
КомпьюАрт: Подведите, пожалуйста, краткие итоги 2023 года для вашей компании по сравнению с 2022 годом. Какие наблюдались тенденции? В каких сегментах рынка был рост, а в каких произошло сокращение спроса?
Андрей Павлов, руководитель направления продаж оборудования и ПО для упаковки и этикетки компании «Терем»
Андрей Павлов: 2022-й был для нас очень хорошим, но 2023 год оказался еще лучше. Рост есть практически во всех наших сегментах. Флексомашины, машины офсетной печати, устройства перемотки и продольной резки, сервовысечки, ЦПМ и цифровые печатные модули, УФ-сушки и т.д. Такой рост, скорее, связан с активной диверсификацией рынка с Запада на Восток. Хочется отдельно отметить две важные для нас тенденции, в которых мы пытаемся быть лидерами. Это покупка офсетных ролевых машин вместо тонерных цифровых машин для печати коротких тиражей и переход рынка с традиционных УФ-сушек на LED УФ-сушки.
КА: Что изменилось за год в поставках оборудования и материалов, а также в сервисном обслуживании?
А.П.: Продавая офсетные печатные машины, мы, конечно же, предлагаем сразу и все расходники: пластины, краску, резину, лампы к УФ-сушкам и пр. Это же относится к УФ-краскам при продаже LED УФ-сушек.
КА: Как Вы оцениваете появление на рынке китайского полиграфического оборудования под российским брендом? Что это дает отечественным полиграфическим предприятиям?
А.П.: Мы начали продавать китайские ЦПМ и финишеры под своим брендом (DIGIPRINT/DIGIBLADE) пять лет назад. Это был просто эксперимент. Кстати, вполне удачный. На рынке уже работает порядка 20 ЦПМ DIGIPRINT и 50 финишеров DIGIBLADE. С этим брендом мы являемся лидерами в соответствующих сегментах. Однако не думаю, что это результат ребрендинга. Делать то же самое с оборудованием наших ключевых партнеров Weigang и Rhyguan нет смысла. Обе марки известны и в Китае, и в мире. Это безоговорочные лидеры с большой долей китайского и российского рынков. Сами названия брендов на слуху в обеих странах. Соблазн же давать имена своих брендов китайским машинам может у кого-то возникать в случае трудно выговариваемых китайских брендов, которые и в самом Китае не очень известны.
КА: Какие новые технологии или интересные решения, появившиеся в 2023 году, на Ваш взгляд, являются наиболее значимыми для отрасли?
А.П.: Как я уже сказал, использование офсетных ролевых машин вместо цифровых тонерных печатных машин для печати коротких тиражей этикетки видится нам очень перспективным. Шесть машин, проданных за год, нас очень вдохновляют. При этом мы не открываем Америки. В Китае этот вид оборудования для печати этикетки преобладает за счет высокого качества печати и низкой себестоимости. Это их традиция. Только Weigang продал в мире более 2 тыс. офсетных ролевых машин, и во многих типографиях (включая Европу) флексомашины соседствовали с цифровыми и полуротационными офсетными печатными машинами. Просто до прошлого года Россия шла в фарватере Запада, и рынок потреблял больше цифровых и флексомашин. Теперь же и офсетные машины хорошо вписываются в наш рынок.
В сентябре 2023 года мы продали первую флексомашину Weigang ZJR, оснащенную LED УФ-сушками, и мы видим спрос. Есть мнение, что в ближайшие пять лет рынок будет активно переходить с традиционных УФ-сушек на LED. Преимущества очевидны. И это не только низкое потребление. Все наши машины оснащаются итальянскими УФ-сушками UVRAY. На российском рынке уже работает порядка 700 рефлекторов этой фирмы. После ухода GEW, я думаю, мы стали лидерами рынка. С этого года мы начинаем продавать все УФ-сушки UVRAY, адаптированные под установку LED в будущем. Сами же и будем переоснащать и предлагать LED УФ-краску.
Еще один плюс диверсификации с Запада на Восток. Все проданные нами 40 машин Weigang ZJR — это сервомашины топового уровня. Наши конкуренты также предлагают в основном китайские и индийские сервомашины. Учитывая, что более 70% парка узкорулонных флексомашин в России были машины с механическим приводом, происходит переход рынка на новый уровень. Парк становится более сервоприводным, а значит, в каждой типографии процесс печати становится более автоматизированным, а себестоимость процессов снижается.
КА: Каким будет Ваш прогноз на следующий год. Что ждет полиграфический рынок в 2024 году и Вашу компанию в частности?
А.П.: Полагаю, диверсификация с Запада на Восток продолжится. Как я уже отметил, этот процесс приносит рынку и пользу. Мы будем закрепляться на лидирующих позициях как в нынешних трендах, так и в будущих. Наша ставка на топ-производителей из стран БРИКС, сделанная в 2014 году, приносит свои плоды.
КА: Ваши новогодние пожелания партнерам и клиентам.
А.П.: Конец чего-то — это всегда начало нового. То, чего раньше боялись, становится нормой. Больше позитива, ведь перемены — это новые возможности!
«Русском» успешно развивает поставки оборудования под собственным брендом
Компания «РУССКОМ» не побоялась начать в 2023 году поставки оборудования из Китая под собственными торговыми марками. Своим взглядом на итоги уходящего года и ожиданиями от грядущего, 2024 года поделилась Юлия Арешко, генеральный директор группы компаний «РУССКОМ».
КомпьюАрт: Подведите, пожалуйста, краткие итоги 2023 года для вашей компании по сравнению с 2022 годом. Какие наблюдались тенденции? В каких сегментах рынка был рост, а в каких произошло сокращение спроса?
Юлия Арешко, генеральный
директор группы компаний «РУССКОМ»
Юлия Арешко: Если говорить о рынках широкоформатного оборудования, то продолжался рост продаж УФ-оборудования и сокращались продажи сольвентного. На рынке сублимации также некоторый спад.
КА: Что изменилось за год в поставках оборудования и материалов, а также в сервисном обслуживании? Расскажите, пожалуйста, более подробно о новых материалах и оборудовании, поставляемых вами в РФ.
Ю.А.: В 2023 году ГК «РУССКОМ» сменила более половины ассортимента продаваемого оборудования: с рынка окончательно ушли «японцы», закрыли поставки даже по параллельному импорту. И мы начали работу с новыми поставщиками из Китая. Эти изменения коснулись всего ассортимента широкоформатных принтеров и чернил к ним, а также режущих плоттеров. Помимо этого мы начали продажи нового для нас оборудования DTF и расходных материалов к нему. Широкоформатные принтеры и режущие плоттеры мы продаем под своими торговыми марками GO!Digital и MASTER-CUTTER, а чернила для широкоформатных принтеров — также под своей торговой маркой SuperNOVA. Ассортиментный ряд широкоформатных принтеров включает модельные ряды рулонных и планшетных УФ-принтеров, сольвентных и сублимационных принтеров шириной 1,6, 1,8 и 3,2 м. А также рулонные УФ- и сольвентные принтеры с шириной печати 5 м. Режущие плоттеры также представлены самыми различными по категории рулонными и планшетными моделями. Ассортимент чернил включает несколько типов УФ-чернил, сольвентные и сублимационно-дисперсные чернила.
КА: Как Вы оцениваете появление на рынке китайского полиграфического оборудования под российским брендом? Что это дает отечественным полиграфическим предприятиям?
Ю.А.: Очень положительно оцениваю. Дело в том, что в Китае огромная масса производителей, а также продавцов, выдающих себя за производителей, наименования и торговые марки которых в большинстве своем не известны российским типографиям.
А если российская компания — дистрибьютор оборудования начинает продвижение под своим брендом, то, по сути, она «вызывает огонь на себя», отвечая перед клиентами за качество поставляемого оборудования и его обслуживание.
КА: Какие новые технологии или интересные решения, появившиеся в 2023 году, на Ваш взгляд, являются наиболее значимыми для отрасли?
Ю.А.: Для нас интересной показалась технология цифровой печати по гофрокартону и, соответственно, оборудование, предназначенное для этой цели, — гофропринтеры. Мы начали поставки в Россию такого оборудования, и выставка «Реклама-2023» подтвердила наши ожидания: этот принтер вызвал огромный интерес у наших клиентов и посетителей выставки. Нам даже удалось провести первую инсталляцию этого принтера в Екатеринбурге, и на очереди — еще одна.
КА: Каким будет Ваш прогноз на следующий год. Что ждет полиграфический рынок в 2024 году и вашу компанию в частности?
Ю.А.: Делать прогнозы в наше время — дело бесперспективное. Оборудование будем импортировать из Китая – это очевидно, некоторые виды техники — из Турции и Индии, но мало. Наша компания будет работать и развивать свой бизнес. У нас на очереди уже пара новых проектов!
КА: Ваши новогодние пожелания партнерам и клиентам.
Ю.А.: Здоровья вам и вашим родным и близким, оптимизма и удачи в делах!
Мирного неба всем нам!
«ЛРТ» связывает рост полиграфического рынка в 2024 году с подъемом отечественного производства и развитием импортозамещения
Своим видением ситуации на рынке за прошедший год также поделился Вадим Кирбатов, президент Группы компаний «ЛРТ».
КомпьюАрт: Подведите, пожалуйста, краткие итоги 2023 года для вашей компании по сравнению с 2022 годом. Какие наблюдались тенденции? В каких сегментах рынка был рост, а в каких произошло сокращение спроса?
Вадим Кирбатов, президент
Группы компаний «ЛРТ»
Вадим Кирбатов: В целом всё стабильно, рост есть практически во всех направлениях деятельности.
КА: Что изменилось за год в поставках оборудования и материалов, а также в сервисном обслуживании? Расскажите, пожалуйста, подробнее о новых материалах и оборудовании, поставляемых вами в РФ.
В.К.: Логистика поставок оборудования и запчастей европейских производителей, конечно, усложнилась, что не могло не отразиться на цене. Тем не менее спрос на оборудование известных брендов остается стабильным. Что касается китайского оборудования, мы все еще тестируем и новые материалы, и новое оборудование. Мы на 100% должны быть уверены, что выбранное товары из Азии обладают теми же параметрами и свойствами, что и поставляемое до сих пор нами европейские оборудование и расходные материалы. Только в этом случае мы будем готовы включить его в наш ассортимент.
КА: Как Вы оцениваете появление на рынке китайского полиграфического оборудования под российским брендом? Что это дает отечественным полиграфическим предприятиям?
В.К.: Я думаю, что под российским брендом должно продаваться оборудование, производимое в России. Точно так же как оборудование из Китая должно продаваться как китайское.
КА: Какие новые технологии или интересные решения, появившиеся в 2023 году, на Ваш взгляд, являются наиболее значимыми для отрасли?
В.К.: Новых революционных решений на рынке не появилось. Следующий год будет более интересным в этом плане. Все европейские и азиатские лидеры индустрии готовят новинки к выставке drupa, которая организуется один раз в четыре года и пройдет следующим летом в Германии.
КА: Каким будет Ваш прогноз на следующий год. Что ждет полиграфический рынок в 2024 году и вашу компанию в частности?
В.К.: Рынок ждет рост. Это связано, прежде всего, с подъемом отечественного производства и развитием импортозамещения.
КА: Ваши новогодние пожелания партнерам и клиентам.
В.К.: Традиционно — здоровья, успехов в бизнесе и оптимизма!
«Алларт Сервис» надеется на отсутствие кризисных факторов в 2024 году
Компания «Алларт Сервис» уже давно поставляет на российский рынок китайское оборудование под собственной торговой маркой Colors. О результатах деятельности компании в 2023 году и рыночных тенденциях рассказала Мария Травина, менеджер по маркетингу и развитию компании «Алларт Сервис».
КомпьюАрт: Подведите, пожалуйста, краткие итоги 2023 года для вашей компании по сравнению с 2022 годом. Какие наблюдались тенденции? В каких сегментах рынка был рост, а в каких произошло сокращение спроса?
Мария Травина, менеджер по маркетингу и развитию компании «Алларт Сервис»
Мария Травина: Мы довольны результатами уходящего года. В 2023 году продолжился рост продаж оборудования для цифровой текстильной печати. Востребованная сейчас DTF-технология, интерес к которой начал активно расти в предыдущем году, имела высокий спрос и в этом. Вопреки ожиданиям, что у нас будет снижение продаж принтеров для DTG-печати, этого не произошло. Оборудование для прямой текстильной печати остается востребованным, несмотря на появление новой технологии DTF-печати. Сублимационные принтеры также остаются популярным способом наносить рисунок на ткань. В этом сегменте мы тоже увидели рост продаж, особенно сублимационных принтеров китайского бренда Oric, который мы представляем на российском рынке. Это связано и с активным развитием текстильной печати в нашей стране, и с уходом с рынка некоторых европейских и японских брендов в 2022 году.
КА: Что изменилось за год в поставках оборудования и материалов, а также в сервисном обслуживании? Расскажите, пожалуйста, подробнее о новых материалах и оборудовании, поставляемых вами в РФ.
М.Т.: В 2023 году для нас не было новых отрицательных факторов, влияющих на логистику и отношения с поставщиками. Поставки оборудования и расходных материалов в новых реалиях мы наладили еще в 2022 году. Благодаря параллельному импорту, нам удалось продолжить поставки принтеров и материалов Epson и текстильных чернил Dupont. Мы поддерживаем наличие на складе наиболее востребованных моделей сублимационных принтеров — это, прежде всего, Epson SC-F9400/9480 и SC-F7200. Ожидая, что доверие к качеству и надежности этого бренда будет так же высоко, мы добавили в прайс новые модели текстильных принтеров: Epson SureColor SC-F6400, SC-F6400Н и SC-F2200.
КА: Как Вы оцениваете появление на рынке китайского полиграфического оборудования под российским брендом? Что это дает отечественным полиграфическим предприятиям?
М.Т.: В последние годы увеличилось как предложение китайского оборудования, так и спрос на него. В 2022 году некоторые японские и европейские бренды ушли с рынка, оставшиеся бренды стали неоправданно дороги или имели перебои в поставках. Поэтому многие клиенты, которые раньше отдавали предпочтение японским и европейским маркам, теперь обратили внимание на китайские машины. Рост популярности китайского оборудование имеет свои преимущества. Во-первых, это сделало печатное оборудование доступным большему числу производств за счет более низкой цены. Зайти на рынок можно с небольшим бюджетом. С одной стороны, это дает потенциал для развития многих отраслей полиграфического, рекламного и текстильного бизнеса, с другой — увеличивает конкуренцию на рынке и может снижать прибыльность печатных предприятий. Во-вторых, меняется отношение к качеству китайского оборудования. Оно становится гораздо лучше, и китайские бренды уже хорошо известны и востребованы во всем мире. Тем не менее вопрос качества крайне важен и требует дополнительного внимания при выборе китайского оборудования. Покупатели, которые делают свой выбор в пользу Китая, должны понимать, что работа на китайском оборудовании требует большей квалификации и опыта. А значит, важно правильно выбрать не только подходящую модель оборудования, но и надежного поставщика, который способен как продать китайскую машину, так и предложить качественный сервис после продажи. Мы занимаемся поставками оборудования китайского производства очень давно и хорошо знаем, как важно выбрать надежное оборудование. У нас есть как станки известных китайских брендов, например Oric и Atexco, так и модели принтеров, термопрессов, ламинаторов и каландров, которые мы продаем под своим брендом Colors.
Кроме того, хочу обратить внимание на интересную тенденцию — китайские производители в последние годы являются настоящими новаторами, они разрабатывают и предлагают рынку абсолютно новые технологии. Именно в Китае четыре года назад появились первые DTF-принтеры, а позже оборудование и для UV DTF-печати. Долгое время принтеры для новых технологий были только китайского производства — аналогов среди американских, европейских или японских брендов не было. Потребители, которые раньше не были знакомы с китайским оборудованием, стали покупать его из-за отсутствия выбора на рынке.
КА: Какие новые технологии или интересные решения, появившиеся в 2023 году, на Ваш взгляд, являются наиболее значимыми для отрасли?
М.Т.: В 2023 году мы начали поставки оборудования для инновационной технологии UV DTF-печати на стекле, металле, дереве, керамике, пластике и любых других материалах. Это технология для брендирования, которая имеет все преимущества обычной УФ-печати на сувенирах: универсальность, хорошую адгезию, яркость и стойкость изображений, при этом обладает рядом определенных преимуществ. Данная технология является еще более универсальной и подходит для переноса изображений на твердые и гибкие материалы, на плоские и изогнутые поверхности, при этом не требуется предварительное нанесение праймера и не нужна дополнительная оснастка для печати на цилиндрических поверхностях. Причем стоимость оборудования для UV DTF-печати ниже, чем для обычной УФ-печати. В следующем году мы ожидаем рост интереса к этой технологии и надеемся, что она будет иметь такую же популярность среди российских производств, как и DTF-печать.
КА: Каким будет Ваш прогноз на следующий год. Что ждет полиграфический рынок в 2024 году и Вашу компанию в частности.
М.Т.: Если говорить об общих тенденциях для полиграфического рынка, можно выделить развитие цифровой печати, которая дает оперативность и гибкость в тиражах, а также еще большую ориентацию на экологичность печатного производства. Надеемся, что 2024 год пройдет без кризисных факторов, и мы продолжим развивать продажи и сервис оборудования для всех текстильных технологий, а также УФ-, латексной и экосольвентной технологий.
КА: Ваши новогодние пожелания партнерам и клиентам.
М.Т.: Поздравляем наших клиентов и партнеров с наступающим Новым годом! Желаем им высоких продаж, развития в бизнесе и достижения всех поставленных на год целей. Надеемся, что в будущем году нас ждет плодотворное сотрудничество со старыми клиентами и установление доверительных отношений — с новыми.
Представительство компании Konica Minolta продолжает работу в России за счет альтернативных решений и сервисного обслуживания
Одним из немногих представительств японских компаний, которые продолжили работу в России, несмотря на официальный уход с рынка материнской компании, стало российское представительство компании Konica Minolta. Об итогах 2023 года и прогнозах на 2024-й рассказал Алексей Лукьянчук, руководитель продакт-маркетинга по направлению индустриальной и производительной печати компании Konica Minolta Business Solutions Russia.
КомпьюАрт: Подведите, пожалуйста, краткие итоги 2023 года для вашей компании по сравнению с 2022 годом. Какие наблюдались тенденции? В каких сегментах рынка был рост, а в каких произошло сокращение спроса?
Алексей Лукьянчук, руководитель продакт-маркетинга по направлению индустриальной и производительной печати компании Konica Minolta Business Solutions Russia
Алексей Лукьянчук: В 2023 году Konica Minolta сосредоточила свои усилия на сервисной поддержке текущих заказчиков. В отсутствие централизованных поставок ЦПМ мы приняли решение расширить продуктовую линейку альтернативными решениями в области индустриальной печати и подписали соглашения с поставщиками из Индии и Китая. Среди них — китайская компания Brotech, которая разрабатывает и производит широкий спектр оборудования, предназначенного для послепечатной отделки и облагораживания разных видов этикетки, а также гибкой упаковки, и производитель систем печати и отделки Xin De Cheng. В направлении печати по текстилю наш новый партнер — индийская ColorJet. Первая машина уже установлена и работает на цифровом текстильном производстве в Москве.
КА: Что изменилось за год в поставках оборудования и материалов, а также в сервисном обслуживании? Расскажите, пожалуйста, подробнее о новых материалах и оборудовании, поставляемых вами в РФ.
А.Л.: Изменилось практически всё: география поставок, цены и возможности поддержки клиентов. Неизменными пока остаются только трудности с поставкой и обслуживанием. Сегодня мы делаем всё возможное, чтобы наши клиенты были довольны качеством поддержки. Тем не менее в компании Dimitex мы запустили новое оборудование — индийскую машину для прямой цифровой печати мелкодисперсными пигментными чернилами ColorJet EARTH ECO16. В августе, на мероприятии «Устойчивое развитие бизнеса текстильной печати», представители текстильной отрасли могли увидеть работу данного оборудования непосредственно на производственной площадке Dimitex.
КА: Как Вы оцениваете появление на рынке китайского полиграфического оборудования под российским брендом? Что это дает отечественным полиграфическим предприятиям?
А.Л.: Сегодня само появление на рынке нового оборудования — хорошая новость. Но огромный выбор китайского оборудования — это не только новые возможности, но и новые трудности. «Котом в мешке» является уровень поддержки техники продавцом и производителем. Под каким брендом он появляется, не так важно. Важнее, кто из поставщиков и производителей сможет обеспечить качественную поддержку.
Очевидно, отрасль ждет множество удач и разочарований в ходе продаж и эксплуатации этих машин.
КА: Какие новые технологии или интересные решения, появившиеся в 2023 году, на Ваш взгляд, являются наиболее значимыми для отрасли?
А.Л.: Прежде всего, неожиданное повсеместное принятие струйной печати на многих производствах. Ее качество сегодня вынужденно становится приемлемым для российских полиграфистов. Но это не умаляет важности такого шага для развития отрасли.
Если финишное оборудование из Китая уже не редкость в России, то появление нового цифрового отделочного оборудования с выборочным лакированием и фольгированием — пока экзотика. Качество продукции, производимой на лучших образцах таких машин, совершенно не уступает получаемому на европейском оборудовании. Единственное отличие — это удобство интерфейса по настройке и управлению.
КА: Каким будет Ваш прогноз на следующий год. Что ждет полиграфический рынок в 2024 году и вашу компанию в частности?
А.Л.: Мне кажется, 2024 год станет для рынка годом более-менее массовых поставок китайского и индийского оборудования, оценки его работоспособности и уровня поддержки. Вперед выйдут те поставщики, кто выбрал достойного производителя и умеет работать в новых условиях. Также надеюсь на расширение спектра доступных в России материалов для печати, расходных материалов. Их ассортимент в последнее время оставлял желать лучшего и заставил отрасль приспосабливаться под то, что есть на рынке. Что касается нашей компании, надеюсь, мы справимся с вызовами и сможем улучшить как поддержку клиентов, так и набор продуктов и услуг.
КА: Ваши новогодние пожелания партнерам и клиентам.
А.Л.: Желаем всем полиграфистам проявить всю свою изобретательность, освоить новые технологии и бренды, и печатать, несмотря ни на что. Чем они, собственно, и занимались последние три года.
«Т-Системы» планирует укреплять существующие рыночные позиции
В конце ноября компания «Терра Системы» сообщила о проведении ребрендинга, в результате которого она продолжила свою деятельность под названием «Т-Системы». Компания сфокусировалась на развитии поставок послепечатного оборудования азиатских брендов для производства картонной и бумажной упаковки, широкоформатных технологий, а также бывших в эксплуатации офсетных печатных машин и сопутствующего оборудования. Своими впечатлениями от уходящего 2023 года и ожиданиями от 2024 года поделился Стефан Валуйский, учредитель и генеральный директор компании «Т-Системы».
КомпьюАрт: Подведите, пожалуйста, краткие итоги 2023 года для вашей компании по сравнению с 2022 годом. Какие наблюдались тенденции? В каких сегментах рынка был рост, а в каких произошло сокращение спроса?
Стефан Валуйский, генеральный директор компании «Т-Системы»
Стефан Валуйский: Итоги в целом неплохие. Основной спрос был на постпечатное оборудование для производства картонной упаковки: прессы для высечки и тиснения, фальцевально-склеивающие линии, трафаретные и лакировальные машины и другое смежное оборудование. Всё, что связано с производством пищевой упаковки и продовольственной этикеткой, имеет сегодня хороший спрос.
КА: Что изменилось за год в поставках оборудования и материалов, а также в сервисном обслуживании? Расскажите, пожалуйста, подробнее о новых материалах и оборудовании, поставляемых вами в РФ.
С.В.: В основном мы занимаемся поставками нового оборудования из Китая. Несмотря на всю существующую непростую ситуацию, нам удалось сохранить основной штат наших сервисных специалистов.
КА: Как Вы оцениваете появление на рынке китайского полиграфического оборудования под российским брендом? Что это дает отечественным полиграфическим предприятиям?
С.В.: Пока не сталкивался с подобными явлениями, по крайней мере в нашем рыночном сегменте. Но любые тренды в эту сторону оцениваю положительно.
КА: Какие новые технологии или интересные решения, появившиеся в 2023 году, на Ваш взгляд, являются наиболее значимыми для отрасли?
С.В.: Всё, что связано с понятием цифровой упаковки и этикетки, является достаточно интересным решением, на которое сейчас также виден определенный спрос.
КА: Каким будет Ваш прогноз на следующий год. Что ждет полиграфический рынок в 2024 году и вашу компанию в частности?
С.В.: Год будет, скорее всего, непростой, но очень хочется надеяться, что положительные тенденции уходящего года сохранятся. У нас много планов, в первую очередь связанных с укреплением существующих рыночных позиций.
КА: Ваши новогодние пожелания партнерам и клиентам.
С.В.: Не падать духом! Все будет хорошо. Жизнь продолжается, после любых падений всегда идет развитие. Главное — не останавливаться и много работать! С наступающим Новым годом!