Отечественное полиграфическое машиностроение. Можно ли «догнать и перегнать» в современных условиях?
Многие ли помнят, что существовали токарные станки с сокращенным обозначением «ДИП», что означало «догнать и перегнать»? Станки эти появились еще до Великой Отечественной войны (ВОВ).
Как известно, для обгона на шоссе впереди идущей автомашины другой автомашиной, идущей сзади, должны быть соблюдены определенные условия, упрощенно сформулированные следующим образом:
- скорость обгоняющей автомашины должна быть выше, чем у обгоняемой;
- соседняя полоса дороги должно быть свободной;
- при обгоне сначала надо встать в параллельный ряд с обгоняемой машиной;
- водитель обгоняющей машины должен иметь высокую квалификацию.
Указанные условия, в принципе, подходят не только для обгона на автодорогах. Посмотрим, подходит ли все это к отечественному полиграфическому машиностроению, точнее, к тому, что от него осталось по состоянию на сегодняшний день.
Начало созданию и изготовлению отечественной печатной техники было положено в начале XIX века. Формально такой датой можно считать примерно 1829 год, когда на Александровской мануфактуре стали изготавливать «скоропечатные машины». Почти через сто лет, в начале XX века, перед Первой мировой войной, политика царского правительства привела к тому, что всё «свое», связанное с полиграфической техникой, зачахло. Началом возрождения полиграфического машиностроения в стране можно назвать 1928 год, когда было принято правительственное постановление о его создании. В результате этого в 1931 году в Рыбинске была изготовлена первая плоскопечатная машина «Пионер», а в 1932-м, в Ленинграде (Санкт-Петербурге), был изготовлен первый линотип. Уже после ВОВ, в начале 1960-х годов, заводы системы «Полиграфмаш» изготавливали более 200 моделей полиграфической техники.
Краткая справка о заводах полиграфического машиностроения по состоянию на 2023 год Напомним, что в Советском Союзе существовала отрасль полиграфического машиностроения, в которой было более десяти заводов, несколько СКБ и КБ, а также один институт. Все они располагались в РФ и на Украине. К середине 1980-х годов на этих заводах изготавливалось более 250 наименований полиграфического оборудования. При этом до 15% продукции поставлялось на экспорт. Наряду с этим в системе Госкомпечати СССР функционировали заводы в Туле и Александрии (Украина), работало КТБ «Печатный двор» в Ленинграде (Санкт-Петербурге). В системе Управления Делами ЦК КПСС действовал завод в г.Зарайске («Зарайский офсет»). В системе Министерства Обороны работал 106 Экспериментальный оптико-механический завод (ЭОМЗ). Кроме того, на Дальнем Востоке, в г.Арсеньеве, на заводе «Аскольд» в 1990-х годах было организовано изготовление рулонных офсетных печатных машин «Фактор-90». Рис. 1. Машина «Фактор-90» может иметь различное построение Рис. 2. Общий вид и схема построения печатной секции красочностью 4+4 машины «Фактор-90» В конце 1980-х годов была проведена реорганизация отрасли полиграфического машиностроения. Ликвидирован единый орган управления и координации работ (Главк). С 1991 года половина заводов (в Киеве, Одессе, Ромнах, Харькове, Ходорове, Николаеве), занимавшихся в основном брошюровочно-переплетным оборудованием, оказалась в другом государстве — на Украине. Все заводы — как в России, так и на Украине стали акционерными обществами. Итоги всех реорганизаций оказались достаточно плачевными. Большинство заводов не выдержало испытания «перестройкой». Из бывших отраслевых заводов функционирует практически один (в Санкт-Петербурге). Налицо состояние с заводами начала тридцатых годов. Гремячинский завод. В 1990-х годах был перепрофилирован на выпуск топочного и котельного оборудования. На базе завода также создано предприятие, которое занимается переработкой леса. О полиграфическом оборудовании речи не идет. Ейский завод. В его цехах располагаются торговый центр и целый ряд фирм, не имеющих отношения к полиграфии. Ивангородский завод. Был филиалом «Ленполиграфмаша». Теперь в его корпусах — производство комплектующих изделий для корейских автомобилей.
Кизилюртовский завод. Когда-то на заводе был самый крупный на Северном Кавказе литейных цех. Теперь на его территории расположен ряд предприятий, совершенно не связанных с полиграфией. Московский экспериментальный завод (МЭЗ) фактически прекратил свою деятельность. Рыбинский завод (ООО «ЛИТЭКС»). На территории завода работает литейное производство («ОМГ-Рыбинск»). Новые владельцы наметили создание технопарка. Некоторые бывшие сотрудники завода организовали на территории города фирмы по изготовлению запасных частей к полиграфической технике. Санкт-Петербургский завод «Ленполиграфмаш». Завод стал холдингом, объединившим несколько ООО. Основная продукция завода к полиграфии отношения не имеет. Изготавливаемая заводом полиграфическая техника (плоттеры, принтеры, сканеры) предназначена для работы в тяжелых условиях. Шадринский завод. На территории завода находятся предприятия с другими направлениями работ. Функционирует и ООО «Дельта Технология» по производству пресс-форм. Из заводов, относившихся к другим ведомствам, упомянем только многопрофильный завод в г.Арсеньеве, начавший свою деятельность в 1943 году. С 1967 года завод называется «Аскольд». Основная продукция завода — различная аппаратура для судостроения. Поскольку завод многопрофильный, он начиная с 1995 года стал изготавливать рулонные печатные машины «Фактор-90» оригинального построения, предназначенные в основном для печати газетной и бланочной продукции форматов А2, А3 и А4 (рис. 1). Максимальная скорость работы — 30 000 об./ч. Печатные секции имеют модульную конструкцию, позволяющую формировать секции красочностью 1+1, 2+2, 4+4, а также 2+1, 4+1. Машины работают в городах Дальнего Востока и Поволжья. «Изюминка» печатной машины заключается в ее печатной секции, которая при красочности 4+4 имеет небольшую высоту (рис. 2), что позволяет устанавливать ее в помещениях с низкими потолками. И это при наличии встроенной в печатную секцию рулонной зарядки. «Аскольд» — теперь единственный завод в России, который выпускает рулонные офсетные печатные машины. Изготавливают полиграфическое оборудование и несколько небольших фирм, расположенных в разных городах страны: Архангельске, Москве, Рыбинске, Новосибирске. Работа во многих случаях идет на энтузиазме создателей этих фирм. |
В рассматриваемом случае автомобильной дорогой, на наш взгляд, является машиностроение с его заводами, включая заводы полиграфического машиностроения. Где сейчас эти заводы? В ответ на этот вопрос почти полная тишина. Поясним, почему «почти полная». Крупных заводов практически нет, они обанкрочены, ликвидированы. В корпусах некоторых заводов расположились торговые центры. Означает ли это, что стране заводы своего полиграфического машиностроения теперь не требуются и всё можно купить за границей? И это касается не только полиграфического машиностроения. Нельзя забывать, что основа всего — производство средств производства. Если заглянуть в справочник когда-то существовавшего Минлегпищемаша (Министерства машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов), то к этому министерству относились заводы стекольного машиностроения, текстильного, пищевого, мясомолочного, торгового и других видов машиностроения. В том числе и заводы полиграфического машиностроения. Сегодня существует завод «Ленполиграфмаш», с полиграфией теперь связанный относительно мало. Следует упомянуть завод «Аскольд» в г.Асеньеве на Дальнем Востоке, который в свое время решил изготавливать рулонные печатные машины марки «Фактор-90», на которых печатают газеты в ряде городов Дальнего Востока, Поволжья и Подмосковья. Теперь он стал фактически единственным изготовителем газетных печатных машин в РФ. Существуют также небольшие фирмы в нескольких городах, работающие в большой степени на энтузиазме своих создателей. Они изготавливают в основном послепечатное, порой однотипное, оборудование для небольших производств. Это означает, что не всё еще полностью потеряно.
Большинство заводов Минлегпищемаша выпускало оборудование для переработки сельскохозяйственной продукции. Заводы системы «Полиграфмаш» были «лишними» на этом фоне, в результате чего в конце 1980-х годов они были переданы в систему Министерства тяжелого машиностроения, где, благодаря руководству министерства, ожили. Но оживить заводы в полном объеме министерство не успело. Сказались перестройка и то, что было после нее. Все положительные начинания были сведены «на нет».
Для обеспечения возможности изготовления оборудования на своих заводах в 1930-е годы приходилось копировать зарубежную технику — разбирать образцы такой техники, делать чертежи деталей, по которым потом изготавливать свое. Теперь это стали называть реинжинирингом и выдавать иногда за новое направление. Сразу получалось, конечно, не всегда. Многие секреты изготовления машин приходилось разгадывать по ходу дела. Тем не менее к 1940 году было порядка десяти заводов, которые изготавливали десятки наименований полиграфического оборудования.
В отношении скорости работы оборудования можно привести такой пример. В течение ряда лет Рыбинский завод «Полиграфмаш» изготавливал и поставлял на завод «Планета» в ГДР самонаклады к листовым печатным машинам 4-го формата (70×100 см). В год изготавливалось несколько сотен самонакладов. С завода «Планета» они расходились в десятки стран мира. Так вот: перед ликвидацией ГДР туда отгрузили партию самонакладов, которые могли подавать листы бумаги со скоростью до 18 000 листов в час! В то время не существовало печатных машин, которые могли работать на такой скорости. По этому показателю те самонаклады и сейчас, спустя 30 лет, были бы на высоком уровне. Можно было бы упомянуть и другие примеры, касающиеся, в частности, фальцаппаратов, сушильных устройств, приемных устройств, которые, к сожалению, не смогли увидеть свет в серийном производстве. Приведенные выше примеры говорят о том, что российские машиностроители смогли достичь уровня если не частичного обгона западной техники, то, по крайней мере, вставания в параллельный ряд.
В течение ряда лет мы находились в роли догоняющего. Потом эта ситуация стала меняться. Выше уже упоминалось о самонакладах для листовых печатных машин. Однако было и другое… На память приходит случай, который для определенного периода времени можно назвать типичным. В начале 1980-х годов группа сотрудников НИИполиграфмаш, включая одного из авторов данной публикации, предложила новое техническое решение, подобного которому еще не было у зарубежных фирм. Пришли к начальству в Минлегпищемаш и рассказали о своих идеях, предложениях. Начальство спрашивает — а на Западе нечто подобное есть? Мы отвечаем, что еще нет, мы первые. В ответ слышим — а там, на Западе, что, дураки работают? Почему там до этого не додумались? Если там этого нет, значит, оно и не требуется. Так мы ни с чем и ушли. Когда, спустя примерно три года, аналогичное нашему предложению техническое решение появилось за границей, мы пришли снова к тому же начальству и показали, что за границей появилось то, что мы предлагали раньше их, когда этого там еще не было. В ответ услышали — вы сами виноваты, плохо доказывали, что это необходимо. Думается, что нечто подобное было во многих отраслях... С таким можно было столкнуться и раньше, до Революции 1917 года. Вспомним хотя бы паровоз Черепанова, радио Попова, Орловскую печать, самолет Можайского, двигатель внутреннего сгорания капитана Костовича и т.д. Всё это создавалось российскими «Кулибиными» на энтузиазме, но не было поддержано «сверху».
На слух привычно выражение «внедрение новой техники». Один из конструкторов из Санкт-Петербурга (Г.С. Ершов) как-то высказался о том, что, на его взгляд, представляет собой это самое «внедрение новой техники». А заявил он примерно следующее: «Внедрение новой техники — это проникновение чужого, инородного, в свое родное, близкое, чему свое родное, близкое всеми силами сопротивляется». Новое же связано во многих случаях с ломкой, переделкой старого, с необходимостью приложения больших усилий для его реализации.
Чтобы набрать скорость, требуются конструкторы, современное производство, система реализации и технического обслуживания новых изделий. Конструктора, как и водителя, надо обучать. Обучение — это серьезнейший вопрос. В нашем случае это обучение полиграфистов — как разработчиков оборудования, так и его эксплуатационников. Многие уже почувствовали, что в области образования, особенно высшего, в последние годы произошел заметный качественный спад. Далеко не всё благополучно, особенно после включения Московского государственного университета печати (МГУП) в систему транспортников (МАМИ) с организацией университета с кратким названием Мосполитех.
Перед Войной в Московском полиграфическом институте (МПИ) был организован механический факультет. Многие годы он готовил специалистов с конструкторскими навыками. Говоря об этом институте, отметим, что в нем учились и два будущих Героя Советского Союза, связанных с добыванием секретов Манхеттенского проекта создания в США атомной бомбы. Да и среди преподавателей МПИ были Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии, один из первых пилотов российской авиации, ведущие художники, много докторов и кандидатов наук. Теперь в истории института многое в прошлом. И это при том, что для технического обслуживания машин, пусть и импортных, без достаточно глубоких машиностроительных знаний не обойтись.
Несколько слов о машинах, которые хочется обогнать. Под ними следует понимать технику инофирм. Если навстречу (в страну) движется поток иномарок, обогнать что-либо, движущееся впереди, не представляется возможным. Было время, когда машины инофирм разрешалось приобретать только в том случае, если было доказано, что без этих машин нельзя выпустить продукцию определенного вида с использованием отечественного оборудования. Потом наступил период, когда при закупке зарубежной полиграфической техники предоставлялись лучшие условия, чем при приобретении отечественной техники. Импортную технику можно было купить без уплаты НДС, а отечественную — только с уплатой НДС. Можно напомнить о самолетах, автомобилях и другой технике. Организовывать такое «снизу» люди не могли.
Приведем конкретный пример. Был период, когда в Индию из Рыбинска поставлялись газетные агрегаты и другие печатные машины, поскольку полиграфического машиностроения в Индии почти не было. И это при том, что каких-то подобных машин не хватало своим типографиям. Потом ситуация изменилась, и благодаря советским заказам индийских машин стали покупать больше, чем российских, хотя качество их в течение ряда лет отличалось не в лучшую сторону. Постепенно положение выправилось, поскольку индийским машинам отдавалось предпочтение. Да и рыбинский завод, «благодаря» некоторым своим руководителям, стал работать не лучшим образом. В результате сложилась обстановка, когда рыбинский завод сошел с дистанции.
Настанет ли новый старый 1928 год? Вот в чем вопрос…
Литература:
- Правила дорожного движения 2023. Утверждены постановлением Правительства РФ № 837 от 27.05.2023 и № 908 от 02.06.2023.
- Теплов Л.П., Немировский Е.Л. Материалы к отчету по теме № 263. Часть 2. Русская полиграфическая техника. Исторический обзор. НИИполиграфмаш, 1954.
- Чистозвонов С.С. Истоки, состояние и перспективы полиграфического машиностроения в России. 2006.
- Румянцев В.Н. О полиграфическом машиностроении России // КомпьюАрт. 2011. № 5.