Что происходит на типографском поле России
Существуют различные мнения по поводу сегодняшнего состояния полиграфии в нашей стране. С ними можно ознакомиться на страницах различных журналов, а также Интернета. В данном материале излагается одно из таких мнений.
Оглянемся немного назад.
В 2002 году издательство «Август Борг» подготовило и выпустило книгу [1], над которой работал авторский коллектив, в который входил и автор настоящей публикации. Один из разделов книги назывался «Сколько типографий нужно России?». В нем было кратко описано состояние типографий в различные периоды существования государства и дан прогноз их развития.
Здесь была Ногинская типография
Приведем некоторые сведения из этой книги.
В дореволюционной России, по состоянию на 1913 год, насчитывалось 2668 полиграфических предприятий с численностью работающих около 100 тыс. человек. В среднем, в одной типографии работало 37 человек, поскольку в типографиях было много ручного труда.
Перед Великой Отечественной войной (ВОВ) в стране было 4784 предприятий полиграфии с числом работающих свыше 110 тыс. человек. Во время Великой Отечественной войны было разрушено более 3 тыс. предприятий.
В начале 1980-х годов действовало около 4 тыс. типографий, из которых в начале 1990-х 1819 были государственными. В 1994 году на них работало 70,4 тыс. человек, то есть в среднем на одном полиграфическом педприятии работало 39 человек. Общая численность занятых уменьшилась более чем на треть. Средняя численность в одной типографии, по сравнению с 1913 годом (см. выше), немного увеличилась.
Стройка на месте части зданий бывшей типографии «Детская книга»
А что в полиграфии наблюдается в настоящее время?
Некоторые сведения о количестве типографий в стране сегодня вызывают вопросы. Так, в источнике [6] сообщается, что в 2013 году в России было 2255 типографий. Это означает, что спустя 100 лет типографий в России стало меньше, чем было в 1913-м. Правда, необходимо отметить, что Россия образца 1913 года по своим размерам была больше России 2013 года. В источнике же [7] говорится, что, по оценке РБК, в 2022 году число типографий составило 20 тыс. Разброс в оценке количества типографий в стране огромен. Каково истинное число типографий — неизвестно. Сведений официальной статистики на этот счет найти не удалось.
Воспользуемся некоторыми другими материалами из Интернета, хотя далеко не вся информация в нем окажется корректной — возможны некоторые неточности, не меняющие, однако, общей картины происходящего.
Найденные материалы свидетельствуют о том, что давление на печатную продукцию со стороны Интернета и телевидения продолжается и не уменьшается. Приведем характерный пример. Если в московском метро утром посмотреть, что держат в руках пассажиры, то у подавляющего большинства из них — смартфоны. И люди внимательно всматриваются в их экраны. А совсем еще недавно в руках пассажиров можно было увидеть в основном газеты, журналы или книги, с которыми сейчас людей в метро можно встретить очень редко.
Некоторые люди считают, что цифровизация общества в сочетании с Интернетом ведет к тому, что печатные технологии заканчивают свой век. Определенную роль в таком мнении играет и то, что многие газеты выпускаются с форматом страниц А2 (420´578 мм). Развернуть такую газету полностью в метро или автобусе, особенно в часы пик, весьма трудно. Но, с другой стороны, печатные издания — это кладезь информации на гибких бумажных листах, для прочтения которой требуется обычный свет, а не электричество.
Конечно, по скорости распространения информации печатные издания не могут угнаться за Интернетом и телевидением. Это одна из причин, по которой тиражи газет сократились. Более того, ряд газет прекратил свое существование. Высвободились газетные мощности. Газетные агрегаты, предназначенные для работы с рулонами шириной 168 см, загружены не на полную мощность. Основная нагрузка перешла от газетных агрегатов к машинам одинарной ширины (рулоны шириной 84 см), которые, к тому же, требуют для установки меньше места.
К чему всё это привело в полиграфии?
В полиграфии страны существовало условно три группы типографий. Первая относилась к Управлению делами ЦК КПСС. В эту группу входили практически все областные газетные типографии и отдельные крупнейшие книжно-журнальные типографии. Вторая группа относилась к Госкомпечати СССР и Союзных республик. В третью группу входили так называемые ведомственные типографии. В качестве таковых можно упомянуть типографии, например, Министерства обороны, Министерства путей сообщения и т.д. Все типографии, по большому счету, были государственными.
Какова ситуация с типографиями указанных групп теперь?
В настоящее время большинство типографий страны представляет собой акционерные общества и находится в частных руках. Правда, еще существуют типографии, от передачи которых в частные руки отказались, поскольку государству сложно обойтись без «своих» типографий.
Здание универмага, которое изначально строилось для Омского дома печати
Полиграфическая Москва началась с типографии, в которой работал Иван Фёдоров. Полиграфия Москвы постепенно развивалась и разрасталась. Москва стала одним из основных центров полиграфии всей страны. Достаточно назвать такие полиграфические предприятия, как «Правда», «Красный пролетарий», «Молодая гвардия», «Детская книга», «Московская правда», «Первая Образцовая типография». Были, конечно, и типографии поменьше, например, 4-я, 9-я, 13-я типографии… Возможно, что на сегодняшний день Москва утратила роль центра российской полиграфии.
Несколько из упомянутых выше крупных типографий в Москве фактически ликвидированы. Здания типографий перепрофилированы, а часть из них просто снесены. В качестве такого примера может служить типография «Детская книга». Возможно, такую же участь ожидает здание столичной «Красной звезды» на Хорошевском шоссе. «Московская правда» стала «Московской городской типографией». Помещение Чертановской типографии на Варшавском шоссе стало использоваться для других целей. Из помещения «Первой Образцовой типографии» на Садовом кольце полиграфия практически ушла. Сама она стала, фактически, холдингом, объединив под своим руководством типографии-филиалы, расположенные вне Москвы. А в июле 2023 года «Первая Образцовая типография» со своими филиалами вообще была продана на аукционе. Продан и «Янтарный сказ» в Калининграде. Выставлен на продажу и один из корпусов бывшей «Правды».
Здесь была типография «Красный пролетарий»
Самарский дом печати
Некоторые крупные полиграфические комбинаты продолжают работать, хотя и с определенными сложностями. Некоторые из них стали филиалами. Так, Смоленский полиграфкомбинат и Тверской комбинат детской литературы входят в качестве филиалов в состав Издательства «Высшая школа». Можайский полиграфкомбинат стал филиалом Тверского «взрослого» комбината. Достаточно крупные типографии были в ряде областных центров и в некоторых районных центрах. Теперь в Смоленске, Пскове, Петрозаводске, Омске, Нижнем Новгороде, Иркутске и ряде других городов областных типографий практически нет, они ликвидированы. В Иркутске в здании бывшей Областной типографии № 1 планируется организовать фондохранилище областного краеведческого музея. В Санкт-Петербурге здание типографии стало офисным. Здание типографии на ул. Большая Полянка планируют сделать жилым домом. Закрылись производства в Благовещенске, Мурманске, Архангельске, Пензе, Томске и ряде других городов. Посмотрите в Интернете снимки ряда помещений Самарского дома печати. Перестали работать типографии и в некоторых районных центрах, например в подмосковном Ногинске. В Кемерово здание типографии в 2022 году выставлено на продажу. В Нижнем Новгороде в здании типографии будет федеральный технопарк профессионального образования. Список можно продолжить...
Влияние санкций и не только Большинство издательских домов были вынуждены прекратить выпуск глянцевых изданий, поскольку в числе акционеров этих домов находились западные компании, которые были вынуждены приостановить свою деятельность на территории РФ. Почти полностью пропал сегмент модных и архитектурных журналов, выжили только те издательские дома, у которых в пакете были либо издания с телепрограммой, либо издания кроссвордной группы, а также журналы про звезд, рукоделие или дачную жизнь. Если типография хочет печатать быстро, качественно, современно, то работает на оборудовании из Германии, США, Японии. Сейчас это оборудование и запчасти попали под действие шестого пакета западных санкций. Постепенно произошла переориентация рынка на поставки из Китая и Турции через страны Средней Азии, в том числе параллельным импортом. Типографии чувствуют себя более-менее нормально. Но поставки импортных красок, бумаги, материалов, расходников, оборудования, запчастей стали стоить дороже. При увеличении курса доллара растет пропорция затрат на материалы в себестоимости полиграфической продукции, а эти затраты могут составлять 50-70% процентов от себестоимости. Норма прибыли типографий снизилась. Тем не менее они не могут резко увеличить цены на свою продукцию, поэтому часть типографий оказалась в очень тяжелом положении. Некоторые не поднимали цены на свои услуги и сократили прибыль до нуля с целью выживания. Потребление полиграфической продукции в России также сократилось, что, впрочем, не коснулось упаковочной и этикеточной промышленности. С 2008 года начали массово закрываться и переоборудоваться журнальные киоски в Москве, прессу негде было продавать. Сначала сильно сократились, а потом полностью прекратились госдотации на распространение прессы через «Почту России». Типографии, в свою очередь, стали сокращать персонал, уменьшать объемы производства, минимизировать расходы, а часть — даже демпинговать, продавая свои услуги по низким ценам. В этих условиях в России в промежутке с 2019-го до сентября 2023 года из-за убытков закрылось около 20% типографий. Полиграфические предприятия стали активно искать другие, смежные рынки: печать на ткани, 3D-печать, цифровые технологии. Например, в Ярославской области за последние пару лет закрылись 10-15% газет, а из двух газетных типографий выжила только одна. Если сравнивать с началом 2000-х, то газет стало меньше в несколько раз. Раньше там печатались тверские, костромские и даже подмосковные газеты, теперь только областные. |
В целом с 2010 по 2016 год было приватизировано около 55 федеральных полиграфических предприятий. Раньше говорили, что главное — это люди. Теперь об этом практически не вспоминают. Теперь самым главным показателем стал съем рубля с квадратного метра здания или места, на котором стоит это здание. К сожалению, многолетняя практика показывает, что после приватизации многие типографии прекращают производственную деятельность, трудовые коллективы теряют работу, а недвижимое имущество перепрофилируется, приспосабливается под иные цели [3].
Правда, есть и положительные подвижки в противоположном направлении.
Здание Тюменской типографии после проведенной в 2021 году реконструкции
Некоторые предприятия долгое время входили в программу приватизации, но были исключены из нее в 2022 году. В конце 2022-го был опубликован Указ Президента РФ, в соответствии с которым в уставный капитал акционерного общества «Российские газеты» (г.Москва) передавались акции девяти государственных типографий, расположенных в следующих городах: Новосибирск, Владивосток, Кострома, Пермь, Минеральные Воды, Краснодар, Воронеж, Тюмень и Челябинск. Сколько лет должно было пройти с начала приватизации, чтобы наверху поняли, что без полиграфии, подведомственной государству, нельзя обойтись. Сохранение ряда типографий по всей стране в собственности государства позволит сохранить доступ людей к официально достоверной информации. Дело в том, что многие люди стали считать, что при цифровизации многих сфер деятельности человека и с развитием Интернета они будут получать правдивую информацию в Сети. Однако с развитием Сети появилось понятие «фейк» — от англ. «fake», которое можно перевести как «фальшивый, поддельный» [4]. В то же время, как свидетельствуют материалы того же Интернета, уровень доверия читателей к печатному слову выше.
Интересно, что за последние годы было построено для типографий? В Интернете по этому поводу удалось найти, что в 2015 году построено новое здание для типографии в г. Киржаче (Владимирская область). Выполнена реконструкция типографии в Тюмени. Типографии Московского патриархата в Сергиевом Посаде, расположенной на территории Лавры, для расширения производственных мощностей планировалась передача здания другой организации, но позже от этого отказались. Хороших новостей мало...
Что в остатке?
Крупные типографии, чаще газетные, постепенно уходят с рынка из-за сокращения заказов и давления со стороны электронных СМИ. Здания многих типографий используются в качестве офисных и торговых центров, а также, при наличии возможности, перестраиваются под жилые помещения. Ряд крупных книжных типографий держатся на плаву, хотя и у них есть проблемы всякого рода. Напомним, что с появлением различных двигателей парусники не исчезли. Театр с появлением кино и телевидения также не исчез. Так и типографии с развитием Интернета и телевидения не исчезнут. Только ведущая роль перешла к средним и относительно небольшим производствам.
Литература:
- Полиграфия России. Шаг в третье тысячелетие. Коллектив авторов. Изд-во «Август Борг», 2002.
- Годовые отчеты МАП.
- www.lesprominform.ru.
- https://yandex.ru/q/question/chto_takoe_feik_7cb32d2c/.
- https://dzen.ru/a/ZREz76VC6lepfZXk.
- https://forum.print-forum.ru/archive/index.php/t-726320.html.
- https://vc.ru/offline/598147-chetyre-chernyh-lebedya-v-poligrafii-v-2022.
- https://mskgazeta.ru/.
- Другие материалы из Интернета.