Обновленная Венера, или Десять идей, которые потрясли мир
Векторные форматы для Web — SVG и Macromedia Flash (SWF)
Adobe продолжает обновление линейки издательских продуктов. Вышла новая версия пакета векторной графики — Adobe Illustrator 10.0, разрабатывавшаяся под кодовым названием Paloma.
Столько новшеств в программу не включалось, пожалуй, со времени выпуска шестой версии. Видимо, юбилейная «дата» обязывает.
Наблюдая за инициативами третьей по обороту в Штатах компании — производителя воздуха... простите — софта (идей, облеченных в цифровую форму), можно прийти к выводу, что в скором времени появится термин «издательская платформа». И ответом на вопрос, «на какой издательской платформе вы работаете», года через три будет: естественно, на Adobe. Как сейчас в ответ на вопрос «под чем?» мы слышим практически безальтернативное — «под Windows».
Adobe последовательно погружает пользователей в замкнутую издательскую среду, окружая их дружественным единым интерфейсом своих продуктов. И это совсем неплохо — иметь хорошо согласованные средства производства с единым интерфейсом пользователя (то, что единый интерфейс наряду с локализацией играет немалую роль в выборе системы, мы имели возможность убедиться на примере утверждения Windows в качестве естественного приложения к компьютеру). Однако известно, что отсутствие конкуренции не идет на пользу, и все мы рискуем оказаться в «виндовой» ситуации.
А компания и в самом деле неплохая: вездесущий PostScript и его младшенький — PDF, всенародный любимец Photoshop, ловкач Acrobat, самая перспективная программа верстки InDesign 2.0, поддерживающий продвинутые механизмы текстовой композиции (построчная обработка выключки, висячая пунктуация и т.д.) текстовый процессор InCopy, технология автоматизации обработки изображений AlterCast и прочие члены этого достопочтенного семейства, например ветераны — здоровяк технической верстки FrameMaker и уходящий на покой «универсал» PageMaker, а также друзья дома — многочисленные расширения. Попавших в сети издательской среды Adobe трудно будет выманить за ее пределы, ведь здесь есть практически все, что нужно (по крайней мере так начинает казаться). И с выходом десятой версии Illustrator Adobe, несомненно, приобретет еще больше пользователей, в том числе и в России.
В программе реализован целый ряд новых идей. Новых как для Illustrator (встречавшихся ранее в пакетах других производителей), так и для всех программ векторной графики.
Так, нашла свое развитие концепция стилей. Если раньше в качестве стилей оформления могли быть сохранены в библиотеке (списке) и применены к объектам цвета, градиентные заливки, атрибуты форматирования абзацев текста и его отдельных символов, то теперь подобным образом можно менять «форматирование» самой графики, состоящей из элементов-символов. В качестве символа может быть представлен и занесен в одноименную палитру любой созданный средствами пакета элемент.
Для описания реализованной функции «стиля объектов» можно употребить метафору ссылки (link) на исходный файл. Только в нашем примере в качестве исходного файла выступает элемент-символ.
Концепция символов позволяет многократно использовать один реальный объект (или группу объектов), в процессе создания иллюстрации размножая лишь его «экранные копии» (ссылки на оригинал). Это значительно сокращает размер файла. Кроме того, пакет поддерживает библиотеки символов, что позволяет использовать набор необходимых элементов в разных документах, делая процесс совместной работы в рабочей группе более эффективным.
Что это дает? Предположим, вы подготовили пакет векторных карт в формате Illustrator и в качестве условных обозначений использовали различные символы. Теперь вам необходимо модифицировать карту. Например, поменять все пиктограммы кафе и магазинов на символы большего размера и другого цвета или, в случае подготовки карты на иностранном языке, — на символ, принятый «в данной местности». Или — вовсе отказаться от символов и объединить и те и другие пиктограммы, заменив их словом. Все, что нужно сделать, — указать в палитре замену (Redefine) одного символа другим. Все десять тысяч кафе и магазинов вашего города практически мгновенно приобретут необходимый профиль. Или — в схеме, иллюстрирующей технологический процесс обработки растровой графики в издательской среде Adobe, вы можете заменить Венеру в мехах на Венеру без оных, модифицировав таким образом схему в иллюстрацию векторного конвейера. И так далее… Применений этому замечательному «инструменту» можно найти множество.
Вторая «потрясающая» новинка заложена в возможности реализовать связь различного рода графиков, диаграмм и т.д. с исходными данными. Есть надежда, что инфографика в наших изданиях приобретет стабильные стили оформления.
Учитывая сложившуюся традицию подготовки инфографики в иллюстративных пакетах, данная новинка Illustrator — настоящее спасение как для изданий, так и для дизайнеров. Однажды создав шаблон оформления, вы можете получить макет с динамически обновляемыми (или переменными) данными.
Новый инструмент Magic Wand служит для выделения «похожих» объектов. Лично я встречаю подобную реализацию в векторных пакетах впервые. Действует она не так, как ее родственница из Photoshop. Скорее, частично это напоминает принцип действия Color Range. Вы задаете границы атрибутов, согласно которым должно происходить выделение. Так, при помощи Magic Wand вы можете выделить область объектов с аналогичными атрибутами (например, все объекты с радиальной заливкой от циана до мадженты и обводкой от 0,5 до 3 пунктов).
Любой объект, созданный в пакете, может быть использован в качестве конверта (envelope).
Любой созданный путь может быть использован в качестве базы для искажения других объектов Illustrator, текста и графики. Все объекты и текст остаются (что уже становится естественным) полностью редактируемыми.
Illustrator включает пятнадцать настраиваемых способов деформации (выпуклость, волна, рыбий глаз и т.д.), которые могут быть применены к объектам, тексту или графике. Каждый эффект имеет ряд настроек, которые можно регулировать, оценивая изменения в окне предварительного просмотра.
Инструментальные средства Liquefy подобны фотошоповскому инструменту. Тем не менее Illustrator — векторная программа, инструментальные средства создают эти искажения, не уничтожая векторные маршруты вашего исходного изображения. Например, вы можете добавить зубчатый край к объекту, используя средство Scallop или острый край при помощи Crystallise.
Как и при использовании других эффектов Illustrator, вы можете редактировать содержание, не отменяя эффекта.
Illustrator уступил «принятым во всем мире традициям», добавив инструмент для прямой линии, и ввел в дополнение к «спирали» новые — для дуг, прямоугольных и радиальных сеток. Еще один новый инструмент — Flare — позволяет приложить к вашей иллюстрации реалистичные «вспышки». «Вспышки» — полностью настраиваемые векторные объекты.
Объединение простых фигур для создания сложных форм — частый дизайнерский прием, и Illustrator 10 предлагает более гибкий метод для создания таких типов элементов. Измененная палитра Pathfinder позволит вам объединять фигуры, поддерживая редактируемость индивидуальных элементов, образующих сложные формы.
Adobe наконец-то интегрировал описание непосредственно в Illustrator. В предыдущих версиях Illustrator можно было «вытащить» скриптинг из SDK. Вы можете написать сценарии, которые будут автоматически выполнять ваши задачи, используя практически любое средство из арсенала Illustrator и один из трех популярных языков — JavaScript, Windows Visual Basic — или AppleScript. Так, например, вы можете связать «переменные поля» в Illustrator 10 с базой данных. Один и тот же шаблон может быть использован для производства различных вариантов макета для печати, публикации в Web, электронной книги и т.д. А в связке с AlterCast (подробнее см. КомпьюАрт №’11, 2001) Illustrator может быть использован для обработки и генерации графики «по требованию» (в соответствии с условиями). C пакетом поставляется 400-страничное руководство по написанию сценариев.
Раньше, чтобы создать в Illustrator изображение, содержащее множество подобных объектов, к примеру звездное небо, было необходимо делать многократные копии элементов. А сколько работы приходилось выполнять для малейшего изменения массива? Теперь все гораздо проще. Определите объект или группу объектов, которыми вы будете «рисовать». Определите их как символ и используйте новое средство «Распылитель» (Symbol Sprayer), чтобы приложить распыляемые символы по пути движения вашего пера, как будто вы распыляете их аэрографом.
После того как вы использовали «Распылитель», вы можете применить серию дополнительных инструментов для обработки вашей иллюстрации. Symbol Shifter позволяет перемещать «распыленные» символы отдельно, а Scruncher — притягивать. Можно увеличить размер индивидуальных символов или изменить их угол вращения, используя Symbol Sizer и Spinner, или добавить прозрачность, или придать им нужный оттенок при помощи Symbol Screener и Stainer. Кроме того, можно приложить графический стиль, например добавить обводку или тени, используя Symbol Styler.
Впервые подобные инструменты появились, если не ошибаюсь, в третьей версии рисовальщика Painter. Но в нем это была растровая «кисть». Теперь при помощи векторных «кистей» Illustrator вы cможете производить дальнейшие манипуляции над объектами. Одним словом — подключайте планшет и рисуйте в векторе!
Вместо заключения
Настоящие заметки, описывающие лишь наиболее впечатлившие автора инструменты и идеи, заложенные в пакете, не претендуют на полноту освещения последней версии Illustrator.
Так, сознательно было исключено описание «Web-возможностей пакета». Вместе с тем — в отличие от ряда появившихся в русскоязычной части Cети описаний, основанных на знакомстве с анонсами пакета, вывешенными на корпоративном сайте Adobe, — настоящая статья дает более корректное представление о возможностях «десятки». Подробное описание заинтересованный пользователь может найти на сайте производителя и в руководстве пользователя Adobe Illustrator 10.0.
КомпьюАрт 1'2002