КомпьюАрт

1 - 2003

Эксплуатировать или управлять?

Издательства, рекламные агентства и прочие подобные «смежники» подчас задумываются об открытии собственного полиграфического предприятия. Свой взгляд на различные аспекты этой проблемы, в том числе на целесообразность приобретения бывшего в употреблении печатного оборудования, изложил нашему корреспонденту начальник департамента полиграфического оборудования компании IPRIS Сергей Чефранов.

КомпьюАрт: Иногда у рекламных агентств или издательств появляется идея основать собственную типографию. Имеет ли такое решение коммерческий смысл?

Сергей Чефранов: В такой ситуации существующее рекламное агентство или издательство, равно как и любое другое предприятие, организовывающее непрофильный бизнес, сталкивается с двумя разноплановыми вопросами. Первый из них — управленческий. Как управлять новым бизнесом, как он будет связан с существующим, как будут распределяться финансовые потоки и т.п.? Если издательство покупает печатную машину и при этом рассчитывает печатать, а потом и продавать свою продукцию за меньшие деньги, надеясь на увеличение объема продаж и рост прибыли, то это очень рискованный, скорее всего — даже просто ошибочный ход. Другое дело, если у издательства появились свободные средства — тогда оно вполне может основать типографию. Предпочтительно, если это будет самостоятельный бизнес — предприятие, для которого материнская фирма будет одним из заказчиков. Тогда и издательство, и новая типография получат возможность нормального развития в условиях конкуренции и вероятность получения дополнительных прибылей для владельца обоих бизнес-подразделений увеличится. Но в этом случае нет принципиальной разницы, во что именно инвестировать. Вероятно, существуют более доходные виды бизнеса, чем полиграфия. На месте издательств я бы вкладывал средства в развитие книжной торговли. А вот на месте рекламного агентства, наверное, инвестировал бы в какого-нибудь из наиболее интересных своих клиентов. Ведь в сущности, реклама — это информация о предприятии, и, обсуждая маркетинговые программы с клиентами, можно получить массу информации о совершенно необычных рынках.

Впрочем, когда какое-нибудь предприятие собирается заняться новым делом, всегда хочется узнать, насколько оно преуспело в первом. Если рекламное агентство открывает типографию, не означает ли это, что потенциал персонала, в том числе управляющих, здесь исчерпан? Тогда, может быть, пора вообще распрощаться с этим, первым, бизнесом. Ведь вложения в новое направление в большинстве случаев означают ограничение или полное прекращение финансирования развития основного. А остановка — это немедленное отставание от конкурентов.

Второй вопрос, который встает при основании типографии, — вопрос железа и персонала: что и кого купить. Рекламные агентства или издательства, в этом случае, безусловно, имеют определенную фору перед другими инвесторами, поскольку приблизительно себе, что их ожидает.

— Но если решение основать собственную типографию все-таки принято, с чего лучше начинать — с нового оборудования или со старого, бывшего в употреблении?

— А что такое — «новая» или «неновая» печатная машина? Пятилетний Speedmaster может практически все из того, что может новый. Но стоит меньше процентов на 25-30%. А техника, которой 20 и больше лет, прошедшая через многие руки, особенно полученная из стран третьего мира, где о правилах эксплуатации обычно имеют самые приблизительные представления, — это «неновая» техника или просто хлам? Недавно стало очевидно, что в России перестали продаваться старые ромайоры и доминанты. Кого-то это неприятно удивило, например тех, кто их таскал из-за границы. А для меня здесь все ясно — кто же захочет приобретать себе головную боль, сколько бы она ни стоила? Вот так этот бизнес и схлопывается.

Кроме того, покупая неновую печатную машину, надо очень тщательно все проверить — наподобие того, как банки проверяют клиентов, собирающихся брать крупный кредит. Нужно знать историю поставщика, историю машины, необходимо смотреть ее в работе, присутствовать при демонтаже и упаковке, привлекать настоящих специалистов к монтажу.

Мы, например, когда продаем Polly (second-hand), то придерживаемся всех этих правил и постоянно находимся в контакте и с покупателем, и с продавцом. Более того, если мы участвуем в монтаже, то перед демонтажом проводим тестовую печать, а в дальнейшем при пусконаладке обеспечиваем такое же качество печати, описанное в понятных терминах в специальном приложении к договору. Поэтому у нас не бывает никаких проблем с покупателями таких машин, даже из Москвы. А вообще, термин second-hand означает — вторые руки. Не третьи, не четвертые — только вторые.

К.А.: Имеет ли значение предполагаемая область применения печатной машины, специализация типографии при выборе между новой и неновой машиной?

С.Ч.: В книжном производстве и в печати одноцветных газет, вероятно, доля покупаемого ненового оборудования больше, чем в печати рекламы, журналов или этикеток. А вообще, образцы печати, которые вы будете рассматривать перед тем, как отдадите деньги, и будут отражать то качество, какое вы получите. Если оно вас не устраивает, не отдавайте деньги — и все. Скорее, в данном случае роль играет не столько качество печати, которое вы видите, сколько неизвестный вам фактический износ машины, цена ее обслуживания и ваши будущие планы по замене этой машины на другую, что рано или поздно произойдет. Новую машину, вы, конечно, тоже продадите со временем, но позже и дороже.

К.А.: Существуют ли особенности в обслуживании новых и неновых машин?

С.Ч.: Если мы говорим о новых и почти новых (до пяти лет) машинах, то особой разницы нет. По крайней мере если говорить о машинах Polly, которые я хорошо знаю. Во всяком случае каждая новая машина очень быстро становится почти новой.

Если же говорить о более старых машинах, то, конечно, они требуют больше внимания. Но особенность более старых машин в том, что они значительно проще современных, поэтому их ремонт может осуществляться мастерами-одиночками, что дешевле, чем привлечение специалистов из крупных компаний. Но это временное преимущество, всего на несколько лет. А если сравнивать не абсолютные затраты на обслуживание, а их процент к выручке, то новая или почти новая техника здесь выигрывают по сравнению со старой.

Накапливаемый износ основных механизмов машины со временем неизбежно снижает рабочую скорость. Если у вас уже известное рекламное агентство с большим портфелем заказов, то вас очень скоро перестанет устраивать положение дел и машину придется менять. И здесь встает вопрос о цене на вторичном рынке имеющейся у вас старой машины. Вполне возможно, будут финансовые потери. Так что, если машина приобретается под конкретные заказы, то лучше приобрести сразу новую или не старше трех-пяти лет, чтобы ее производительность на 20-30% перекрывала существующую потребность.

Кроме того, старые машины, не дают возможности «играть», экспериментировать с технологией. Это как старый автомобиль — по прямой едет, а вот маневры на нем опасны. На старых машинах очень низок уровень активной безопасности.

Тем не менее утверждение, что неновая машина — это тупиковый путь развития, не обоснованно. На нашем рынке работают великолепные развивающиеся типографии, которые большой частью своего успеха обязаны именно старой технике. Но в этих типографий работали великолепные технические кадры, способные моментально реагировать на капризы техники и самостоятельно их устранять. В Петербурге таких специалистов достаточно много, и на этот потенциал можно рассчитывать.

К.А.: Какую роль при выборе нового или ненового оборудования играет его ликвидность?

С.Ч.: Очевидно, что машина из первых рук продается дороже, чем из вторых. И если говорить о прямой купле-продаже, то трудно сказать что-то более конкретное. Надо смотреть машину.

Другое дело, что вопрос ликвидности часто является ключевым при заключении лизинговых сделок или при получении кредита, когда необходим договор обратного выкупа. Естественно, лизинговую компанию или банк интересует максимальная гарантированная стоимость техники при выкупе, то есть повторной продаже, на случай если придется это делать. Обычно за год эксплуатации новая машина «уценивается» на 20-25%. Поставщик по договору обратного выкупа обязуется заплатить эти деньги. А новая техника обычно поставляется крупными солидными компаниями, которые всегда выполняют свои обязательства. Но эти же крупные компании потом легко продают выкупленную машину, в убытке, естественно, не оставаясь. Поэтому современные финансовые инструменты, такие как лизинг, кредит, фактически не оставляют выбора: в этих случаях практически всегда покупается новая техника.

К.А.: Влияют ли новые технологии в полиграфии, цифровая печать например, на выбор между новой и неновой техникой?

С.Ч.: Из новых технологий имеет смысл говорить именно о так называемой цифровой печати. В малом формате она очень быстро потеснит офсет в области как полноцветной, так черно-белой печати. Не на 100%, конечно. Но этот фактор необходимо принимать во внимание.

На мой взгляд, сейчас довольно рискованно принимать решение в пользу создания типографии на базе цифровых машин. На рынке существуют две тенденции. Первая — постепенное повышение доли цифровой печати как за счет существующего малоформатного офсета, так и за счет непосредственного расширения рынка. Объем и офсетной, и цифровой продукции увеличивается, но доля «цифры» растет чуть быстрее. Вторая тенденция — снижение цены материалов для цифровой печати, то есть себестоимости оттиска. При этом себестоимость все еще слишком высока, чтобы с головой бросаться в этот омут. Может оказаться, что к тому моменту, когда рынок вырастет до необходимого для вашего бизнеса уровня, купленные сегодня цифровые машины уже выработают свой ресурс. При этом они успеют оттянуть на себя достаточно средств, и предприятие встретит выход на рынок новых, более производительных цифровых машин с не слишком хорошими финансовыми показателями. Купить технику нового поколения, которая вряд ли подешевеет, будет непросто. Впрочем, уже будет наработан опыт, появятся заказчики. Это тоже дорогого стоит.

Обратите внимание на компании, которые инвестируют в цифровые печатные салоны. Это крупные компании, заранее занимающие не слишком прибыльную нишу и спокойно дожидающиеся качественных изменений на рынке.

Другие технологии, о которых стоит упомянуть, — СТР и Direct Imaging. Это технологии, которые позволяют традиционному офсету играть на поле цифровых технологий, лишая последние преимущества во времени, но сохраняя присущее им качество. Так что можно сказать, что значительных успехов цифровые технологии печати на рынке достигнут только при принципиальном снижении цены себестоимости оттиска. При этом ее надо считать по правилам экономики — с учетом амортизации и прочего. Ведь продавцы такой техники порой лукавят, когда учитывают только материалы.

Вероятно, будущее малоформатной печати вообще за совсем другими машинами, которые будут сочетать в себе достоинства всех существующих типов оборудования — и способы формирования и переноса изображения, и необходимое качество, и многовариантность материалов и отделки, и скорость печати. Таким образом, рекламисты и полиграфисты сейчас находятся на стыке «технологических эпох».

К.А.: Как рассчитать необходимую мощность будущей типографии, чтобы правильно выбрать оборудование?

С.Ч.: Не думаю, что существует единственный рецепт успеха. Для начала нужно ориентироваться на собственный опыт как заказчика продукции и рассчитывать хотя бы на то, что отдаваемых сегодня в другие типографии денег вам хватит на то, чтобы научиться печатать на конкурентоспособном уровне. Всякий опыт необходимо анализировать и применять. Секретов никаких здесь нет — только трезвый расчет и «трудоголизм» коллектива.

Материал предоставлен главным редактором газеты «Реламная полиграфия» Сергеем Щавинским

КомпьютерАрт 1'2003

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства