КомпьюАрт

1 - 2004

Арт-директора, которые потрясли мир

Маргарита Григорян

Алексей Бродович

Мехмед Феми Ага

Сипэ Пинелес

Яркие иллюстрации, большие цветные фотографии и оригинальная типографика — непременные атрибуты дизайна современных модных журналов. Однако так было не всегда. А положили начало этому стилю журнального дизайна несколько талантливых арт-директоров прошлого столетия. О них и пойдет речь в этой статье.

Алексей Бродович

Этого человека по праву называют одним из самых авторитетных журнальных дизайнеров прошлого века. Работая арт-директором в журнале «Harper’s Bazaar», он оказал сильное влияние на развитие журнального дизайна и искусства фотографии. Его новаторский подход к дизайну перевернул с ног на голову представления о том, как должен выглядеть модный журнал. Он воспринимал журнальную страницу не как чистый лист бумаги, а как трехмерное пространство, открывающее безграничные просторы для творчества. Период, когда Алексей Бродович был арт-директором журнала «Harper’s Bazaar», называют золотым веком этого издания.

Алексей Бродович

 

Алексей Бродович родился в России в 1898 году в семье известного врача. Родители надеялись, что он поступит в Академию художеств в Петербурге. Но судьба распорядилась иначе: один из самых знаменитых дизайнеров ХХ века так и не получил высшего образования. Когда Алексею исполнилось 16 лет, он убежал на фронт, но был немедленно возвращен домой и вопреки своей воле отправлен в военное училище. Закончив его, Бродович поступил на службу в кавалерию. В 1920 году семья Бродовичей иммигрировала в Париж.

Оригинальное расположение текстовых блоков — визитная карточка Алексея Бродовича, создавшего этот разворот «Harper’s Bazaar»

 

Дизайнерская карьера Алексея Бродовича началась в 1924 году. Тогда постер художника, созданный им для благотворительного мероприятия, был выбран организаторами из множества других работ, включая и постер Пабло Пикассо. Сразу после этого события Бродович стал востребованным дизайнером во многих областях. Он занимался дизайном текстиля, ресторанных интерьеров, постеров, витрин магазинов и даже ювелирных изделий.

Разворот журнала «Harper’s Bazaar» с динамичными цветными иллюстрациями

 

В 1930 году Бродович получил предложение от руководства Школы индустриального искусства г. Филадельфии основать факультет рекламного дизайна. Здесь Бродович занимался преподавательской деятельностью, совмещая работу с многочисленными дизайнерскими проектами, которые он выполнял как свободный художник. Алексей Бродович одним из первых начал преподавать искусство дизайна и фотографии как профессиональные предметы. Его уроки повлияли на многих ведущих фотографов и дизайнеров того времени.

В 1934 году Кармель Сноу, редактор журнала «Harper’s Bazaar», увидел работы Бродовича и немедленно пригласил его на пост арт-директора издания. Так начался период, про­длившийся 25 лет, в течение которого были перевернуты устоявшиеся понятия о журнальном дизайне.

Обложка «Harper’s Bazaar», созданная Бродовичем

 

К началу 50-х годов у Бродовича окончательно сформировался индивидуальный дизайнерский стиль. Он задавал баланс странице, сочетая текстовые блоки и фотографии с большим количеством свободного белого пространства, которое сейчас принято называть «воздухом». Однако, несмотря на то, что все его работы безошибочно узнавались во всем мире, он никогда не стремился создать формулу успешного дизайна. Бродович говорил, что нет единого рецепта хорошего журнального дизайна. Он считал, что главное — чувствовать баланс. «Дизайнер должен вести себя просто с хорошими фотографиями, но должен уметь выполнять акробатические трюки, когда фотографии плохие», — говорил он.

Бродович привил американцам вкус к европейскому авангарду, заказывая работы ведущим европейским художникам, иллюстраторам и фотографам, в числе которых были Ман Рэй, Сальвадор Дали, Генри Картье-Брессон и др.

Бродович редко занимался версткой сам. Он, подобно дирижеру, задавал настроение. Чаще всего он становился посередине комнаты с ножницами в руках, вырезал необходимые элементы дизайна страницы и приклеивал их как попало на лист бумаги. А другие дизайнеры потом выравнивали фотографии и текстовые блоки.

Помимо успешной работы в «Harper’s Bazaar», Бродович занимался своим собственным проектом — журналом «Portfolio», посвященным графическому дизайну и всему, что с ним связано. И хотя свет увидели только три его выпуска, они оказали большое влияние на журнальных дизайнеров того времени и по сей день считаются шедеврами графического дизайна.

В 1958 году Бродович ушел из «Harper’s Bazaar». Однако работа всегда была для него смыслом жизни, поэтому, оставив журнал, он впал в глубочайшую депрессию, начал пить, а затем попал в психиатрическую лечебницу. Бродович так и не смог вернуться к любимой работе. В 1966 году он возвратился во Францию, где и умер в 1971-м.

В начало В начало

Мехмед Феми Ага

Дизайнер Мехмед Феми Ага прославился как арт-директор трех популярнейших глянцевых журналов: «Vogue», «Vanity Fair» и «House& Garden». Он был непревзойденным мастером баланса, тонко чувствовал дизайн макета и обладал изысканным, утонченным вкусом. Но даже не это, а именно его отношение к работе сделало Ага столь значимой фигурой в журнальном дизайне ХХ века. Он виртуозно сочетал в своей деятельности прагматизм издательского бизнеса и свободу творчества, создавая шедевры мирового уровня.

Разворот «Vanity Fair» работы Ага поражает своей оригинальностью

 

Ага родился на Украине в 1896 году. Образование будущий дизайнер получил в Киеве и Париже. Поработав в немецком журнале «Vogue» в Берлине, Ага получил приглашение в 1929 году переехать на работу в США. Внимание на него обратил не кто-нибудь, а магнат издательского дела Конде Наст, владелец издательского дома Conde Nast, которому принадлежали журналы «Vogue», «Vanity Fair», «Hou­se&Garden» и многие другие. Сотрудничая в американском журнале «Vogue», Ага доказал, что дизайнер и арт-директор являются полноправными членами редакторского коллектива. Очень скоро Ага был назначен также арт-директором журналов «Vanity Fair» и «House&Garden».

Обложка «Vanity Fair», созданная Ага

 

Ага во многом был пионером: он не только придерживался революционных взглядов на соотношение дизайна и содержания, но и первым начал использовать в макетах гротескные шрифты и двухцветные фотографии. К своим подчиненным Ага относился строго: он стремился заставить каждого сотрудника работать по максимуму, чего бы это ему ни стоило. Часто он отправлял своих дизайнеров в музеи: освежить голову и почерпнуть вдохновение в работах великих мастеров.

Фотография, сделанная Мехмедом Феми Ага. Ага был еще и талантливым фотографом

 

Когда Ага был арт-директором журналов «Vogue», «Vanity Fair» и «House&Garden», в традиционном журнальном дизайне многое изменилось. Типографика была максимально упрощена, заголовки и текстовые блоки стали располагаться в любой части страницы. Иллюстрации уступили место фотографиям, которые теперь занимали больше места на странице. Появилось больше свободного пространства («воздуха») на полосе, чисто декоративные элементы сменились функциональными, а поля стали шире.

Мехмед Феми Ага

 

Подобно Алексею Бродовичу, Ага привлекал к сотрудничеству в журналах известнейших художников, фотографов и иллюстраторов своего времени. Он показал американским читателям картины Анри Матисса и Пабло Пикассо задолго до того, как они появились на страницах других американских изданий.

В 1930 году, будучи арт-директором культового американского журнала «Vanity Fair», Ага впервые использовал двухстраничный разворот, а двумя годами позже стараниями дизайнера журнал «Vogue» впервые вышел в свет с цветной фотографией на обложке.

Через год после смерти Конде Наста, главы издательского дома, Ага покинул компанию и стал свободным художником.

В начало В начало

Сипэ Пинелес

Дизайнер Сипэ Пинелес стала первой женщиной, принятой в нью-йоркский клуб арт-директоров. И она по праву заслужила эту высокую честь: работая долгие годы в сфере журнального дизайна, Пинелес проявила себя как исключительно талантливый арт-директор, обладающий непревзойденным чувством стиля. Ее яркий, динамичный стиль журнального дизайна и по сей день вызывает восхищение у многих дизайнеров по всему свету.

Сипэ Пинелес

 

Пинелес родилась в 1910 году в Вене. В 1923 году ее семья переехала в Нью-Йорк, где Сипэ и получила образование. Уже в раннем возрасте она проявляла интерес к искусству, в частности к дизайну. Однако найти работу после окончания учебы оказалось очень сложно. В течение года Пинелес рассылала свое портфолио по различным организациям и получала восхищенные отзывы и приглашения на встречу. Но стоило работодателям увидеть, что автор портфолио — женщина, как они тут же теряли к ней интерес. Наконец, ей удалось устроиться на работу в дизайнерскую организацию Contempora, берущуюся за любые проекты: от разработки дизайна простого кофейника до оформления масштабных мероприятий.

Работы Пинелес, сделанные для Contempora, заметил все тот же магнат Конде Наст. Он пригласил ее на работу дизайнером в журналы «­Vogue» и «Vanity Fair». Там под руководством Мехмеда Феми Ага Пинелес обучалась мастерству журнального дизайна. Ей повезло с учителем: Ага сделал Пинелес настоящим профессионалом своего дела. Позднее она с восхищением отзывалась о своем учителе, говоря, что именно благодаря ему она поняла, каким должен быть хороший арт-директор.

Обложка журнала «Charm», созданная Сипэ Пинелес

 

Уроки Ага не прошли даром: в 1942 году Пинелес была назначена арт-директором журнала «Glamour», став первой женщиной в истории Америки, занявшей должность арт-директора в ориентированном на массового читателя издании.

Во время Второй мировой войны Пинелес вместе с мужем переехала в Париж, где работала над женским журналом. После окончания войны Пинелес стала арт-директором журнала «Seventeen», издававшегося к тому времени уже три года. Этот журнал был смелым проектом журналистики, так как был ориентирован на доселе неизведанную читательскую аудиторию — девушек-тинейджеров. В «Seventeen», в отличие от других изданий, к читательницам обращались как к серьезным, взрослым людям, а не как к глупым подросткам. Желая поддержать стремление журнала наставлять юных девушек и прививать им хороший вкус, Пинелес заменила сентиментальные картинки в журнале на работы лучших художников того времени.

После трехлетнего сотрудничества в «Seventeen» в 1950 году Пинелес сменила работу  — она стала арт-директором журнала «Charm», адресованного работающим женщинам. В этом журнале она большое внимание уделяла съемкам для рубрики «Мода». Ее фотосессии делали привлекательной повседневную одежду, избегая избитых приемов создания гламурности.

Уйдя из «Charm», Пинелес некоторое время работала арт-директором журнала «Mademoiselle». В 1961 году она стала независимым консультантом по дизайну и занялась преподавательской деятельностью. На протяжении 25 лет Пинелес преподавала в Парсонской школе дизайна в Нью-Йорке. В 1970 году она стала арт-директором всех изданий университета, а позже, в 1983 году, в университете была назначена стипендия, названная в ее честь.

В начало В начало

КомпьюАрт 1'2004

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства