Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

1 - 2004

Современное состояние и направления развития книжного производства в системе МПТР России

Евгений Марголин

Состав книжного полиграфического комплекса системы МПТР России

Динамика натурального выпуска книжной продукции предприятиями системы МПТР России

Структура натурального выпуска книжной продукции по видам оформления изданий

Структура книжного сектора рынка полиграфических работ

Тематическая структура выпуска издательской продукции

Производственные мощности книжного производства системы МПТР России

Технологическое оснащение книжного производства системы МПТР России

Инвестиции в книжное производство

Экономическое состояние предприятий, осуществляющих выпуск книжной продукции

Выводы о современном состоянии книжного производства на полиграфических предприятиях системы МПТР России

Направления развития книжного производства на предприятиях системы МПТР России

Появление книги как таковой обусловлено потребностями общества в носителе информации, способном долго сохранять ее в неизменном виде, а также обеспечивать возможность пользования им в любом месте в любой момент времени. Благодаря техническому прогрессу книга приобрела нынешний вид, отвечая все более высоким требованиям потребителей. До последней трети ХХ века книга являлась единственным накопителем научных, образовательных и культурных ценностей, доступным для всего человечества. Стремительное развитие информационных технологий и средств коммуникаций серьезно изменило расстановку сил на информационном поле. В нашей стране на этот общемировой процесс наложили отпечаток уже произошедшие и происходящие в настоящее время преобразования российского государства. Особые проблемы выдвигает предстоящая приватизация федеральных полиграфических предприятий. Все это делает весьма актуальной постановку вопроса о нынешнем состоянии книжного производства и о его будущем.

Состав книжного полиграфического комплекса системы МПТР России

В системе предприятий, подведомственных Министерству Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР России), по состоянию на 01.07.2002 г., то есть до начала нового этапа приватизационных процессов в этой отрасли, книжную продукцию в том или ином объеме выпускало 59 из 64 предприятий (табл. 1). Суммарный листаж произведенной ими книжной продукции составил в 2002 г. 6,7 млрд. листов-оттисков. Изготовлено 185 млн. книг в твердом переплете, около 160 млн. экз. объемных брошюр, комплектуемых подборкой, и свыше 190 млн. экз. малообъемных брошюр, комплектуемых вкладкой.

Почти 94% от общего листажа, отпечатанного предприятиями системы МПТР России, произвела 21 типография, удельный вес каждой из которых более 1%, — именно они и определяют перспективы развития книжного производства. На долю 7 крупнейших типографий в 2002 г. пришлось около 57% листажа.

В начало В начало

Динамика натурального выпуска книжной продукции предприятиями системы МПТР России

В 1990 г. в стране было отпечатано 20,9 млрд. листов-оттисков книжной продукции, а в 1998 г. это число сократилось до 6,2 млрд. В последующий период наблюдался рост выпуска: в 2002 г., по сведениям Госкомстата России, он достиг 10,1 млрд. листов-оттисков. По системе предприятий МПТР России в 2000-2002 гг. выпуск книг в натуральном выражении также увеличивался, но темпы роста из года в год сокращались (табл. 2). Так, по листажу они снизились до 0,6% за первые 9 месяцев 2003 г. по отношению к тому же периоду предыдущего года. Однако благодаря некоторому повышению красочности изданий (с 1,65 в 2000 г. до 1,70 в 2002 г.) выпуск продукции в краскооттисках опережает ее объем, измеренный в листах-оттисках (рис. 1 и 2).

В начало В начало

Структура натурального выпуска книжной продукции по видам оформления изданий

Потребительские предпочтения отражаются на структуре производства книг — в переплете или в мягкой обложке. Примерно треть изданий, изготавливаемых на федеральных предприятиях, выходит в твердом переплете. За первые 9 месяцев прошедшего года произошло уменьшение общего тиража книг в переплете на 5% и, наоборот, увеличение общего тиража брошюр, особенно объемных, на 5,5%. Но поскольку эти структурные изменения невелики (табл. 3, рис. 3), то можно говорить об определенном консерватизме в вопросе оформления изданий.

В начало В начало

Структура книжного сектора рынка полиграфических работ

Российские полиграфические предприятия в подавляющем большинстве случаев выступают в роли исполнителей заказов на полиграфические работы, не являясь собственниками изготавливаемой ими продукции. Поэтому, обсуждая проблему развития полиграфической промышленности, корректно говорить не о рынке печатной продукции, а о рынке полиграфических работ. Указанный рынок можно разделить на секторы по виду изготавливаемой продукции. Так, в данной публикации речь идет о книжном секторе рынка полиграфических работ.

В качестве агрегированных субъектов этого сектора рынка, конкурирующих между собой, следует рассматривать: федеральные предприятия; другие российские предприятия, выпускающие книжную продукцию; зарубежные предприятия, к услугам которых обращаются отечественные издатели, когда усматривают в этом выгоду для себя. Ввиду отсутствия достоверной статистики, позволяющей количественно оценить роль каждого из упомянутых субъектов, соотношение между ними было установлено нами по материалам анализа экспозиций выставок «Книги России». Мы рассматривали эти экспозиции как выборки из генеральной совокупности. Итак, доля федеральных предприятий в производстве продукции, представленной на стендах в 2000-2003 гг., колеблется в интервале 69-77% от общего тиража изданий, а доля зарубежных партнеров российских издателей держится на уровне 1,5-5,5%. Оставшуюся часть занимают отечественные полиграфические предприятия, не подведомственные МПТР России, — как частные, так и государственные. Следует подчеркнуть, что все частные книжные типографии  — это бывшие государственные, так как за все годы реформ не появилось ни одного действительно нового книжного предприятия. По данным Гос­комстата России, удельный вес предприятий МПТР России в общем листаже книжной продукции оценивается на уровне 65-67% (рис. 4).

В начало В начало

Тематическая структура выпуска издательской продукции

В основном конкурентная борьба между субъектами рынка полиграфических работ происходит в сфере издания книг различной тематики (табл. 4). Подавляющее преимущество иностранных поставщиков полиграфических работ наблюдается в производстве изданий по искусству и искусствоведению: удельный вес инобазы в общем тираже изданий этого вида достигает 80%. Заметно присутствие зарубежной полиграфии в секторах сельскохозяйственной, научно-популярной, справочной, энциклопедической литературы. Это как раз те ниши, где высока доля высококачественной цветной печати и где российской полиграфии предстоит завоевывать достойные позиции. Динамика импорта книг и брошюр из-за рубежа, которая основывается на официальных данных ГТК Российской Федерации, фактически иллюстрирует динамику импорта полиграфических работ (рис. 5). После дефолта 1998 г. произошел трехкратный обвал импорта, затем рост возобновился. В 2002 г. расходы на импорт книг и брошюр составили 102,4 млн. долл., что на 30% меньше, чем в 1997 г.

Отечественные конкуренты федеральных предприятий заняли большую или значительную часть таких тематических ниш, как музыкальная, спортивная, медицинская, юридическая, справочная литература, которые наиболее интересны с коммерческой точки зрения.

Федеральные предприятия выполняют основной объем полиграфических работ при выпуске изданий учебной, учебно-методической, компьютерной, экономической, научной, энциклопедической, технической, художественной и детской литературы, то есть выполняют не столько коммерческую, сколько важнейшую социальную функцию, от которой зависит интеллектуальная конкурентоспособность нации.

В начало В начало

Производственные мощности книжного производства системы МПТР России

Под производственной мощностью понимается максимально возможный выпуск печатной продукции на данном оборудовании при данных условиях эксплуатации. При расчете производственной мощности учитываются индивидуальные особенности каждой печатной машины, которые отражаются в нормах времени, а также фактически сложившийся средний тираж изданий, которые печатаются на этой машине. Производственная мощность предприятия представляет собой сумму производственных мощностей всех печатных машин, которыми оно располагает.

Отношение количества печатной продукции, реально изготовленной предприятием, к величине производственной мощности показывает уровень использования производственной мощности. Эта характеристика является объективным показателем реализации возможностей каждой типографии.

По состоянию на 01.01.2003 г. производственная мощность федеральных предприятий составила в целом 42,2 млрд. приведенных краскооттисков, в том числе по книжно-журнальным предприятиям 21,1 млрд. краскооттисков (табл. 5). Уровень использования производственной мощности в книжном производстве колебался по отдельным предприятиям от 25 до 98%. Четверть типографий использовали производственные мощности менее чем на 60%.

В структуре производственных мощностей книжных предприятий до сих пор заметную роль играет высокая рулонная печать, чей удельный вес достигает 7,3%. Доля рулонной офсетной печати составляла 71,2%, листового офсета — 21,5% (рис. 6). Наиболее отсталым выглядит Северо-Западный федеральный округ, где удельный вес высокой печати превысил 25% от общей производственной мощности федеральных книжных предприятий, размещенных на этой территории.

Географическое размещение книжных полиграфических предприятий тяготеет к основным рынкам сбыта книжной продукции. Почти 80% мощностей располагается в Центральном федеральном округе, порядка 11 и 5% соответственно в Приволжском и Северо-Западном округах.

В начало В начало

Технологическое оснащение книжного производства системы МПТР России

По состоянию на 01.01.2003 г. полиграфические предприятия, выпускающие книжную продукцию, располагали 52 рулонными ротационными машинами высокой печати, 159 рулонными ротациями и 326 листовыми машинами офсетной печати различных форматов и красочности. Для обработки книг в переплетах, объемных брошюр и брошюр, комплектуемых внакидку, на предприятиях имелось соответственно 48 поточных линий, 69 линий бесшвейного скрепления, 93 вкладочно-швейных агрегата.

Возраст значительной части оборудования превышает установленные сроки службы: практически целиком подлежит списанию парк машин высокой печати; полностью амортизированы 75% рулонных офсетных машин, 85% листовых машин офсетной печати, 79% блокообрабатывающих агрегатов, 71% линий бесшвейного скрепления и 79% вкладочно-швейно-резальных агрегатов (табл. 6, рис. 7).

В начало В начало

Инвестиции в книжное производство

В течение последних трех лет происходило определенное обновление оснащения книжных предприятий. Так, общая сумма инвестиций в оборудование по этим типографиям составила за 2000-2002 гг. и за первые три квартала 2003 г. 464,8 млн. руб. Основные направления капитальных вложений — листовые многокрасочные офсетные машины, формное оборудование, включая компьютерную технику производственного назначения, оборудование для послепечатных процессов (табл.  7, рис. 8).

Источниками инвестиций главным образом являются собственные средства предприятий, привлеченные средства в виде кредитов и лизинга и лишь в незначительной степени (менее 2,0% от общей суммы инвестиций за эти годы в книжное производство) средства федерального бюджета. Применяется и такая форма вложений, как использование стороннего оборудования, переданного предприятию в аренду.

В начало В начало

Экономическое состояние предприятий, осуществляющих выпуск книжной продукции

Экономика книжного производства определяется затратами на выпуск продукции и отпускными ценами на полиграфические работы. На величину затрат большое влияние оказывают темпы инфляции и курсы валют, поскольку оборудование и основные полиграфические материалы приобретаются по импорту, причем в основном в тех странах, расчеты с которыми ведутся в евро. На уровень отпускных цен воздействует как возросшая конкуренция на рынке полиграфических работ, так и отсутствие корпоративной солидарности в полиграфической среде.

Инфляционный рост за последние 3,5 года составил 47% к уровню I квартала 2000 г., тогда как цены на полиграфические работы за то же время увеличились только на 50%. Вследствие этого экономика книжного производства в целом по системе МПТР России испытывает определенные трудности. Так, 38% типографий снизили объемы натурального выпуска продукции, а коэффициент текущей ликвидности уменьшился с 2,55 в 2000 г. до 2,11 в 2002 г. Ухудшается и оборачиваемость кредиторской и дебиторской задолженностей.

Однако опыт ряда успешно действующих на рынке книжных предприятий доказывает, что негативные тенденции пока еще не приобрели системного характера, а следовательно, есть возможность коренным образом изменить ситуацию к лучшему.

В начало В начало

Выводы о современном состоянии книжного производства на полиграфических предприятиях системы МПТР России

• Доля рынка полиграфических работ в секторе книжного производства, принадлежащая предприятиям системы МПТР России, оценивается в 65-75%.

• Темпы роста натурального выпуска книжной продукции постоянно снижаются.

• Отпускные цены на полиграфические работы по производству книжной продукции практически обеспечивают только компенсацию инфляционного роста затрат на производство.

• Производственные мощности полиграфических предприятий системы МПТР России используются не полностью.

• Структура парка оборудования полиграфических предприятий системы МПТР России и его возрастной состав не соответствуют современным требованиям книжного рынка.

• Размер инвестиций в развитие и модернизацию материально-технической базы книжного производства недостаточен, а инвестиционные мероприятия носят бессистемный характер.

• Полностью исключено участие федерального бюджета в переоснащении книжного производства и в приведении его к современному уровню.

Выход из создавшегося положения — изменение формы собственности и организационно-правовых форм предприятий, подведомственных МПТР России.

В начало В начало

Направления развития книжного производства на предприятиях системы МПТР России

В экономически развитых странах с высоким уровнем жизни граждан доля расходов на книги составляет порядка 1,5% от среднего годового дохода на душу населения. В 1997 г. в России этот показатель был равен 0,36%, а в 2002 г. достиг 0,5%.

В табл. 8 представлен прогноз выпуска книжной продукции на 2010 год в целом по стране и по системе предприятий, ныне находящихся в ведении МПТР России. В основу этих данных положены прогнозные оценки численности населения Российской Федерации (ежегодное уменьшение на 0,5%), роста доходов населения (на 3% в год), увеличения доли расходов населения на книги до 0,55% от среднего годового дохода на одного жителя страны, увеличения листажа книжной продукции в размере 1% в год в течение всего указанного периода. При этом принято, что сохраняется как средний объем одного экземпляра книги при небольших структурных изменениях в вариантах оформления, так и удельный вес стоимости полиграфических работ в розничной цене книжных товаров.

Исходя из этих предложений емкость рынка полиграфических работ в книжном секторе оценивается в 4,0-4,5 млрд. руб., в том числе по системе предприятий МПТР России — 3,0-3,5 млрд. руб. (в ценах 2002 г.), натуральный выпуск по предприятиям системы МПТР России предполагается на уровне 7,0-7,5 млрд. листов-оттисков. По вариантам оформления книжная продукция распределяется следующим образом: книги в переплете — 185-190 млн. экз., брошюры в крытье — 200-205 млн. экз., брошюры внакидку  — 180-185 экз.

Чтобы обеспечить выпуск такого количества книжной продукции, потребуется: 30 рулонных офсетных ротационных машин, 100 листовых офсетных машин одинарного формата, 30 блокообрабатывающих линий, 20 линий бесшвейного скрепления, 15 вкладочно-швейно-резальных агрегатов. Суммарные инвестиции в данный состав и количество оборудования составят в ценах 2002 г. около 400 млн. евро, или 14 млрд. руб. при курсе 35 руб. за 1 евро.

Для успешной реализации такой инвестиционной программы необходимы аккумулирование финансовых ресурсов, целенаправленная оптимизация структуры и использования производственных мощностей полиграфических предприятий. В рамках отдельно взятых предприятий осуществление указанной программы сопряжено с огромными финансовыми потерями, а скорее всего — вообще нереально. Такое возможно только при условии формирования нескольких конкурентоспособных интегрированных структур на базе действующих типографий.

Формирование подобных структур представляет собой серьезную задачу, которая должна быть решена в ходе приватизационного процесса, предписанного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.08.2003 г. № 1065. В противном случае российскому книжному производству придется пройти долгий и мучительный путь стихийной оптимизации.

В начало В начало

КомпьюАрт 1'2004

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства