КомпьюАрт

1 - 2004

Канун Drupa 2004: итоги и прогнозы. Мнения российских полиграфистов

Александр Шмаков

Сергей Спилка, компания «ВИП-Системы»

Михаил Кувшинов, компания «Нисса Центрум»

Анатолий Новожилов, компания «Центр Х.Г.С.»

Ирина Липатова, компания «ЯМ Интернешнл»

Ален Шарафатдинов, компания «Терем»

Михаил Харузин, компания «Полиграфические системы»

От редакции

Для того чтобы из первых уст узнать об итогах прошедшего года, о тенденциях развития полиграфического рынка и прогнозах на будущее, редакция журнала КомпьюАрт провела опрос специалистов ведущих российских компаний — поставщиков полиграфического оборудования. Участникам опроса было предложено ответить на  три вопроса:
1.Как вы оцениваете результаты прошедшего года, оправдал ли он ваши ожидания?
2.Каким образом за этот год изменилась ситуация на российском полиграфическом рынке (какие оборудование, расходные материалы, услуги пользовались наибольшим спросом, каковы тенденции изменения спроса)?
3.Каковы ваши прогнозы на будущий год, как будет развиваться рынок, что вы ждете от Drupa 2004?

Сергей Спилка, компания «ВИП-Системы»

1. Прошедший год для ГК «ВИП-Системы» сложился нормально. Это значит, что основные задачи были выполнены. Компания расширила ассортимент поставляемого оборудования и предоставляемых услуг. Среди наших новых продуктов  — рулонные и листовые печатные машины известной фирмы Solna, обладающие уникальными техническими характеристиками печатные машины японской фирмы Akiyama, флексомашины для печати этикетки и упаковки Edale, цифровые печатные машины Xeikon, оборудование для послепечатной обработки изданий Purple Magna. Разумеется, некоторые задачи остались невыполненными и перешли в планы на 2004 год. Думаем, что в этом плане мы мало чем отличаемся от других полиграфических компаний.

Предметом нашей особой гордости стало укрепление служб сервисной и технологической поддержки. Мы уделяем этим направлениям особое внимание и чутко реагируем на изменяющиеся потребности рынка. Компания реализовала несколько сложных в техническом плане проектов, что, как нам думается, подтверждает правильность курса на постоянное повышение уровня технической и технологической поддержки наших клиентов.

2. Согласно официальным данным МПТР и МАП, темпы развития полиграфической промышленности в 2003 году были ниже темпов роста других отраслей экономики. Думаем, что это признак системных проблем в различных сегментах отрасли. Из очевидных проблем можно назвать структуру ценообразования в книжном сегменте, подготовку к приватизации предприятий, особенности налогообложения, в частности при ввозе готовой продукции.

К отличительным чертам прошедшего года можно отнести возросший спрос на рулонные печатные машины, постепенное возвращение глубокой печати, активное развитие технологии CtP в секторах офсетной и флексографской печати как в Москве, так и в регионах.

3. Прогнозы, как известно, — занятие неблагодарное. Мы полагаем, что рынок будет развиваться в направлении более узкой специализации как поставщиков оборудования и материалов, так и типографий. От выставки drupa мы ждем новых технологий.

В начало В начало

Михаил Кувшинов, компания «Нисса Центрум»

1. В целом год был очень неплохим. По ряду направлений результаты значительно превысили наши ожидания, хотя есть несколько участков, где можно было бы добиться большего.

2. Рынок поумнел, повзрослел, систематизировался. Все дальше уходит в прошлое тип клиента, который сам не знает, что именно ему нужно, как это будет использоваться, а главное, не представляет себе потребностей своих заказчиков. Уходит и наивная надежда на то, что остается только купить еще одну (две, четыре) печатную секцию — и наступит благоденствие. Секций куплено уже немало — теперь пришла пора строить технологический и прежде всего бизнес-процесс.

Развитие отрасли определяют «системообразующие» предприятия, в первую очередь типографии, специализирующиеся на выпуске журналов и упаковки. Уровень реализуемых с участием компании «Нисса» проектов соответствует самому высокому западному уровню и даже превосходит его. Нам есть чем гордиться.

Что касается спроса на оборудование, то здесь наиболее заметен рост использования цифровых технологий — впервые в этом году в России появились развитые системы управления производственным процессом (workflow). Массовой становится технология CtP, причем рынок развивается в том же направлении, что и мировой, — больше покупают термальные системы. Все шире используется цифровая печать. Нельзя также не отметить скачок спроса на рулонные газетные и журнальные машины.

3. Год в полиграфии — небольшой период. Будем реализовывать уже заключенные и находящиеся в работе контракты, ведь лучшая реклама — довольный клиент. Еще активнее будем работать на региональных рынках — как в России, так и в ближнем зарубежье.

Отечественный рынок явно находится на подъеме, что особенно заметно на фоне кризисного и застойного западноевропейского полиграфического рынка. Поэтому российские полиграфисты будут самыми желанными гостями на Drupa. Ждать от выставки кардинальных изменений, наверное, не нужно. Конечно, будут новые продукты, можно ожидать дальнейшего роста автоматизации, сокращения стоимости перехода с тиража на тираж, интеграции всех составляющих производственной цепочки в единое целое, с одной стороны, и в бизнес-структуру предприятия — с другой. При этом кто-то будет пытаться продвигать открытые решения, а кто-то — решения на базе только собственных продуктов, лишь говоря об открытых стандартах. На этом фронте точно будет жарко.

В начало В начало

Анатолий Новожилов, компания «Центр Х.Г.С.»

1. В 2003 году европейская полиграфическая отрасль второй год продолжала находиться в стагнации, и только в самом конце года появились первые признаки того, что этот период заканчивается. Возможно, это связано с приближением выставки Drupa 2004, а возможно, работает закон «спирали». Для полиграфии России характерны все европейские тенденции в полном объеме, разве что с небольшой отсрочкой. Мы в Х.Г.С. эту ситуацию ясно представляли себе и поэтому в начале года не строили никаких особенных планов. Так что на этот вопрос могу ответить следующим образом: «Прошедший год оправдал наши опасения».

2. Мы работаем не во всех нишах полиграфического рынка России, поэтому могу ответить на этот вопрос только частично. Я бы отметил три заметные тенденции, не расставляя их по важности, значимости и масштабности. Во-первых, из-за снижения спроса на новые листовые машины в Европе и в России поставщики стали предлагать более гибкие системы оплаты, подразумевающие длительные рассрочки под низкие проценты. Во-вторых, по этой же причине на рынке резко возросло количество предложений подержанных печатных машин, причем как через специализированные фирмы, так и напрямую. Цены на такие машины из-за большого предложения существенно снизились, а финансовые условия стали более привлекательными. Третья тенденция  — это возросший интерес к рулонным машинам для печати журналов и цветных газет. Для нашей компании, которая продолжает занимать лидирующие позиции в данном сегменте рынка, этот интерес выразился в нескольких крупных проектах, которые находятся на стадии реализации.

3. Проще начать ответ со второй части вопроса, поскольку, как мне кажется, именно Drupa 2004 повлияет на формирование и развитие спроса в следующем году. К выставке Drupa 2004, наверное, все ведущие производители готовят различные технические и технологические новинки. По крайней мере наши партнеры — фирмы MAN Roland, Dainippon Screen, Blumer, Steinemann и другие  — планируют показать там свои новые решения. Пока еще рано говорить об этом более детально, но мы будем держать полиграфическую общественность в курсе всего, что связано с Drupa 2004. Для этой цели на нашем сайте (www.hgs.ru) мы открываем специальный раздел, где можно будет ознакомиться с расположением павильонов и стендов наших партнеров. Здесь же можно будет узнать, кто и что будет демонстрировать, когда пройдут презентации на русском языке, где и как можно заказать индивидуальную демонстрацию, где будут работать представители Х.Г.С. и т.д. и т.п. В общем, выезжающих на выставку мы хотим максимально вооружить необходимой информацией и помочь им сэкономить массу времени.

Ну а в заключение попробую дать пару прогнозов на следующий год. Трудно ожидать кардинально нового от таких традиционных направлений, как офсетная печать и послепечатное оборудование. Что же касается динамично развивающегося препресса и цифровых технологий, то, я думаю, приоритет на выставке будет окончательно отдан фотополимерным CtP-пластинам, а предложение серебросодержащих фиолетовых пластин постепенно начнет сходить на нет. Давно не было новинок на рынке цифровой печати. Если учесть, что здесь появился новый сильный игрок — HP, то в борьбе с Xerox за лидерство от этой компании вполне можно ожидать какого-либо сюрприза.

В начало В начало

Ирина Липатова, компания «ЯМ Интернешнл»

1. Прошедший год полностью оправдал наши ожидания: мы выполнили все поставленные задачи, а некоторые даже перевыполнили. Наши усилия по продвижению продуктов наших основных партнеров (FujiFilm, Komori, Perfecta, Luscher, Ko-Pack, CarintCargraf, Toyobo) принесли заметные плоды. Так, за прошедший год нами было продано и введено в эксплуатацию в полтора раза больше офсетных машин Komori, чем в 2002 году, была продана и внедрена первая уникальная флексографская машина Ko-Pack.

Все больше типографий сегодня ориентируются на построение стабильного высокотехнологичного производственного процесса. А после того как некоторые заметные игроки на полиграфическом рынке провели в 2002 году тестирования и испытания офсетных СtР-пластин от различных производителей, они стали работать на СtР-пластинах FujiFilm Brillia.

2. Что касается тенденций изменения спроса, хотелось бы подчеркнуть, что компания «ЯМ Интернешнл» работает на полиграфическом рынке уже около 15 лет и имеет постоянный круг партнеров-производителей, уровень продукции которых таков, что она не может рассматриваться в плане большего или меньшего спроса — это оборудование и материалы высшего класса, выпускаемые производителями мирового уровня, имеющими стабильную, проверенную репутацию.

В связи с этим нужно отметить возросший уровень подготовленности и требовательности наших клиентов и вызванное этим изменение их предпочтений. Наши заказчики уже миновали тот этап, когда для решения задач требовалась офсетная печатная машина стоимостью 150-200 тыс. долл., которая печатала всё и вся. Диверсификация задач клиентов определяет типы и принципы оснащения производства. Для печати листовой продукции востребованы современные офсетные машины с высокой степенью автоматизации и значительной гибкостью комплектации. Большой интерес вызывают современные журнальные 16- и 32-страничные рулонные машины. Спрос на специализированное оборудование, в частности на тяжелые флексографские машины, определяется потребностью наших клиентов в промышленных объемах этикетки и упаковки. Допечатные процессы переводятся на технологию Computer-to-Plate.

Предлагаемые нами современные решения и технологии по созданию и модернизации полиграфического бизнеса предполагают не просто приобретение дорогостоящего, а следовательно, высококачественного и высокотехнологичного оборудования и применение эффективных и высококачественных материалов — сегодня наш клиент основывается на расчетах экономической эффективности как конкретного участка, так и всего производства, принимая во внимание сбалансированное оснащение производства в целом и его стабильную, рентабельную работу. В процесс модернизации включены все этапы производства, в том числе и управление процессами.

3. Интересно отметить, что прежде все посещали выставку Drupa для того, чтобы посмотреть что-то новое, но сегодня на выставке «ПолиграфИнтер-2003» мы уже продемонстрировали на своем стенде то, что только будет показано в 2004 году. Это, например, флексографская машина Ko-Pack с двумя центральными печатными цилиндрами.

Безусловно, Drupa — это важнейшее событие. Конечно же, все наши партнеры (Komori, FujiFilm, Luscher, Perfecta, Ko-Pack, Carint-Cargraf, Toyobo) покажут что-то новое. При этом Drupa — это и новая точка отсчета, причем акценты будут смещаться в сторону большей технологичности процессов производства и управления.

В начало В начало

Ален Шарафатдинов, компания «Терем»

1. Прошлый год был удачным для нашей компании. Мы начали работу и осуществили ряд инновационных проектов, в том числе на основе автоматизированных комплексов СtP. Кроме этого, мы разработали и внедрили уникальное решение на базе Xerox Now!Press и DocuTech под управлением единой системы. Особого внимания заслуживают инсталляции издательско-редакционных систем К4 (SoftCare) и QPS (Quark) — в этой области наши специалисты обладают уникальным для России опытом. Также следует отметить, что рост продаж интеграторской компании «Терем» составил 47%.

2. Динамичный рост демонстрирует направление CtP в сегменте допечатных систем. Если в мае 2002 года в России было установлено 4 работающих CtP-системы, то в мае минувшего года их было уже 12, а в следующем мае мы ожидаем, что их количество достигнет 50-60 единиц. Сегодня на наших глазах происходит очень быстрое переоснащение полиграфических предприятий. Такой стремительный рост является результатом работы двух последних лет, в течение которых крупные типографии только присматривались к CtP-технологиям, откладывая модернизацию допечатных участков. И это можно понять: слишком уж быстрый скачок совершила технология и требовалось некоторое время для адаптации.

Быстро развивается и направление цифровой печати. Так, в 2003 году был завершен первый проект на базе новой высокопроизводительной цифровой печатной машины Xerox iGen3. В декабре компания «Терем» осуществила сотую установку цифровой мини-типографии на базе Xerox DC-12.

3. Цифровые технологии будут стремительно развиваться, а СtP продолжат вытеснять традиционные фотонаборы. Например, в Финляндии уже сейчас потребление СtР-пластин составляет 60%. Цены СtР-пластин будут стремиться к ценам аналоговых, что значительно снизит стоимость допечатных процессов, так как будут исключены расходы, связанные с использованием пленки. В дальнейшем ожидается снижение стоимости отпечатка в высококачественной цифровой полиграфии.

В начало В начало

Михаил Харузин, компания «Полиграфические системы»

1. Прошедший год оправдал наши ожидания примерно на 70%

2. Вырос спрос на новые многосекционные (более 5 секций) листовые машины формата А1, а также рулонные машины. Односекционных машин стали покупать меньше, а спрос на двухсекционные — стабилизировался.

Клиенты предпочитают брать оборудование в лизинг на 3-5 лет или брать кредиты на 1-3 года. Вырос спрос на оригинальные запчасти, значительно повысились продажи расходных материалов.

3. На выставке по нашим прогнозам будет много новинок в области CTP и DI. Вероятно возрастет предложение от китайских, индийских и японских производителей.

В начало В начало

От редакции

Подведем итоги:

• Российская полиграфия продолжает быстро развиваться, однако по сравнению с предыдущим годом темпы роста снизились. Это можно объяснить, с одной стороны, непродуманной налоговой политикой, а с другой – экономическим кризисом в Европе и Северной Америке, приведшим к демпингу на рынке полиграфических услуг. Снижение объемов поставок некоторых видов европейского оборудования и увеличение продаж японских машин можно объяснить ростом курса евро по отношению к доллару США.

• Большинство участников опроса отметили рост спроса на офсетные рулонные печатные машины. Эта тенденция свидетельствует о постепенном возрождении отечественного журнального производства и о техническом перевооружении газетного производства.

• Одной из основных тенденций в полиграфии продолжает оставаться активное внедрение цифровых технологий. Все больше российских типографий внедряют технологию CtP, растет число предприятий, специализирующихся на цифровой печати.

• Многие эксперты отмечают рост интереса заказчиков полиграфического оборудования к специализированным решениям, обеспечивающим конкурентные преимущества в узких сегментах рынка.

Редакция КомпьюАрт благодарит всех специалистов, принявших участие в опросе

В начало В начало

КомпьюАрт 1'2004

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства