КомпьюАрт

1 - 2004

Цветное изображение на оттиске как раскрашенное черное

Стефан Стефанов market@aqualon.ru

Уточним термины

Метамерные цвета

Деградация цветового тона как оттенок цвета

Стадии репродуцирования цветного изображения на оттиске

Черно-белое изображение в цветной репродукции на оттиске

Синтез цвета на оттиске в трехкрасочной и четырехкрасочной репродукции

Пуантилизм

Цветные оттенки черного цвета на оттиске

Новые технологии цветоделения и печати

Hi-Fi Color (гексахром, CMYK + RG, полицвет)

CMYK + PANTONE (смесевые и специальные краски + лак)

Для возникновения цвета необходимы свет и тьма. Цвет по существу есть свет, модифицированный тьмой. В самой близости к свету возникает желтая модификация, непосредственно у тьмы — синяя. Гармоничное смешение обоих этих цветов образует зеленый. Но возможна также и интенсификация каждого из них в отдельности. Постепенно сгущаемые, они просвечивают красноватыми оттенками, превращаясь — синий в фиолетовый, желтый — в оранжевый. Соединение на этот раз дает ярчайший и чистейший пурпур, который частично актуально, частично потенциально содержит в себе все остальные цвета.
Иоганн-Вольфганг Гете

Уточним термины

В наше время определять значения используемых терминов совершенно необходимо, иначе можно быть непонятым при изложении темы.

Существуют два основных способа синтеза цветов: аддитивный (сложение цветов) и субтрактивный (вычитание цветов).

Аддитивный способ синтеза (воспроизведения) цветов основан на смешении световых потоков. Он находит применение в цветных телевизорах и мониторах компьютерных систем.

Субтрактивный способ синтеза (воспроизведения) цветов основан на смешении красок или красителей, и широко используется в цветной фотографии и в полиграфии для получения цветных оригиналов способом глубокой печати.

При воспроизведении цветных оригиналов способами высокой, трафаретной и офсетной (традиционной) плоской печати в связи с растровым построением репродукции применяется синтез цветов, имеющий признаки обоих основных способов. Такой синтез называется автотипным и широко используется в классической автотипной печати, где в создании цветной репродукции участвуют 16 разноокрашенных микроштрихов (растровых элементов): одинарные (основные, базовые печатные краски), бинарные и тройные наложения основных печатных красок, их четырехкратное наложение друг на друга и бумага. Восемь из 16 микрополей образованы с добавлением черной краски.

Автотипная печать — способ воспроизведения полутоновых оригиналов на оттиске путем преобразования полутонового изображения в растровое (микроштриховое) при помощи полиграфических растров или специальных компьютерных программ. При воспроизведении цветных полутоновых оригиналов способами офсетной и высокой печати применяется автотипный синтез цвета — это воспроизведение цвета в полиграфии, при котором цветное полутоновое изображение формируется разноцветными растровыми элементами (точками или микроштрихами) с одинаковой светлотой (насыщенностью цвета) отдельных печатных красок, но различных размеров и форм. При этом эффект полутонов сохраняется благодаря тому, что темные участки оригинала воспроизводятся более крупными растровыми элементами, а светлые — более мелкими. При наложении растровых элементов на оттиске в процессе печатания синтез цвета носит смешанный аддитивно-субтрактивный характер.

Таким образом, в автотипной печати создание (синтез, воспроизведение) цвета на бумаге (а в общем случае — краской в отраженном свете) происходит путем поглощения света и изменения его спектрального состава. Свет, проходящий через несколько поглощающих сред, подчиняется сравнительно сложным законам (произведение кривых пропускания). Еще более сложным законам подчинено действие отраженного света; при этом необходимо учесть также и кроющую способность краски.

Цвет — одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как зрительное ощущение. Зрительные ощущения возникают в результате воздействия на органы зрения излучений видимого диапазона. Диапазон длины волны зрительных ощущений (цвета) находится примерно в пределах 400-700 мкм. Физические свойства излучения тесно связаны со свойствами вызываемого ими ощущения: с изменением мощности изменяется светлота, а с изменением длины волны — цветность. Характер ощущения цвета зависит как от суммарной реакции чувствительных к цвету рецепторов человеческого глаза, так и от соотношения реакций каждого из трех типов рецепторов. Суммарная реакция чувствительных к цвету рецепторов глаза определяет светлоту, а соотношение ее долей — цветность (цветовой тон и насыщенность). Характеристиками цвета являются цветовой тон, насыщенность и светлота.

Светлота — субъективный признак, характеризующий ощущение объективной величины яркости цвета. Если одновременно рассматривать разноокрашенные предметы, то отчетливо видно, какие из них светлее, а какие темнее, хотя они и различны по цветовому тону. Сопоставляя цвета в светах и тенях отдельных предметов, мы видим различия в освещенности и цвета разных участков рассматриваемого объекта. Например, предметы, окрашенные в желтые цвета, светлее, а в фиолетовые — темнее.

Ахроматические цвета, то есть серые, белые и черные, характеризуются только светлотой. Любой хроматический цвет может быть сопоставлен по светлоте с ахроматическим цветом. Чем меньше насыщенность хроматического цвета, тем ближе он к ахроматическому цвету и тем легче найти соответствующий ему по светлоте ахроматический цвет. Начало и конец ахроматического ряда — это белый и черный цвета.

Черные поверхности — если от поверхности отражается менее 1,5% каждого из монохроматических излучений видимого спектра, то зрительно она воспринимается как черная. Наиболее черный цвет имеет абсолютно черное тело. Однако для практических целей в качестве эталона черного цвета при рассмотрении в отраженном свете используют поверхности, покрытые черным бархатом, а при рассмотрении в проходящем свете  — образцы проявленной черно-белой фотопленки. Цвет черных красок зависит от поглощающей способности пигмента — сажи. Чем больше света поглощает пигмент и чем меньше в краске связующего вещества, тем она чернее. Практически нет таких красок, которые сильно и равномерно поглощают все монохроматические излучения. Обычно черные краски имеют коричневый или синий оттенок. На цвет черной поверхности влияет также и ее шероховатость — структура и геометрия самой поверхности. От черных матовых поверхностей падающие лучи отражаются рассеянно, а от глянцевых — направленно. Гладкие черные поверхности мы видим более черными, чем шероховатые, матовые. Поэтому на глянцевых бумагах контраст однокрасочного черно-белого изображения больше, а насыщенность черного — глубже, сильнее.

Ряд ахроматических цветов представляет собой серая ступенчатая шкала, которую используют в полиграфии для контроля репродукционных процессов. Поля такой шкалы, полученной на черно-белой серебряной фотобумаге, различаются только по светлоте.

Насыщенность цвета — качественная субъективная характеристика цвета, которая определяется интенсивностью ощущения цветового тона. Насыщенность цвета ассоциируется в нашем сознании с количеством красящего вещества, например с его концентрацией в краске, а также с его чистотой. Например, насыщая раствор красителем, мы тем самым увеличиваем насыщенность цвета этого раствора.

Насыщенность количественно выражается чистотой цвета, которая представляет собой долю монохроматического потока излучения в смеси его с белым (для источников излучения) или потока отражения (пропускания) в смеси его с белым и черным (для красок, растворов и поверхностей).

Спектральные цвета имеют максимальную чистоту цвета, равную единице, а ахроматические цвета (белые, серые и черные) — наименьшую, нулевую чистоту.

В начало В начало

Метамерные цвета

Все репродукционные процессы в полиграфии основаны на том, что различные цвета и оттенки изображаемых объектов мы воспроизводим смешением нескольких вполне определенных красок. Это возможно потому, что мы видим разные по спектральному составу излучения одинаковыми по цвету. Такие излучения называются метамерными.

Метамерия цветов — это способность нашего зрения видеть различные по спектральному составу излучения одинаковыми по цвету. Излучения, вызывающие одинаковые ощущения цвета в одних условиях рассматривания, создают одинаковые ощущения цвета и в других условиях. Но само ощущение цвета может заметно меняться в зависимости от условий рассматривания и освещения. Мы постоянно видим метамерные цвета. Более того, получение любых цветных изображений основано на метамерии. Например, оранжевый цвет можно получить на бумаге оранжевой краской или же наложением слоев двух красок: пурпурной и желтой (в большем количестве).

Наибольшей метамерией, то есть наибольшим разнообразием по спектральному составу, обладают белые излучения источников света. С увеличением насыщенности метамерия цветов уменьшается. Спектральные цвета не имеют метамеров, так как каждый из них создается одним-единственным монохроматическим излучением. Среди красок наибольшей метамерией, то есть наибольшим разнообразием по спектральному составу, обладают темные, зачерненные цвета.

Уменьшение метамерии цвета с увеличением насыщенности имеет большое практическое значение, особенно при выборе красок и цветоделительных светофильтров.

На метамерии цвета основаны все колориметрические методы, в которых для излучения сложного состава подбирается такая смесь некоторого монохроматического излучения с белым, которая зрительно неотличима от него по цвету.

С метамерией цвета связано понятие дополнительных цветов — это цвета двух излучений или двух красок, образующих в смеси ахроматический цвет.

В начало В начало

Деградация цветового тона как оттенок цвета

На свете все на все похоже:

Змея — на ремешок из кожи;

Луна — на круглый глаз огромный;

Журавль — на тощий кран подъемный;

Кот полосатый — на пижаму;

Я — на тебя, а ты — на маму.

Роман Сеф

Одним из непременных свойств цвета является так называемая деградация тонов, когда один цветовой тон незаметно переходит в другой и далее, образуя перетекание одного цвета в другой и создавая таким образом цветовую гамму, которую можно определить как созвучие близких по светлоте, насыщенности и цветовому тону цветов. Как правило, в живописном произведении художник разыгрывает несколько гамм, в целом образующих определенную тональность. Тональность характеризует доминирующее цветовое состояние изображения. Именно через определенную тональность в пейзаже, например, выражается время года, время суток, состояние погоды; в выражениях типа «серебристый колорит», «светло-коричневый» и т.д. речь идет скорее о тональности цвета, нежели о цвете.

В искусствоведческой литературе оттенок и нюанс — наиболее употребительные слова, которые, встречаясь в различных контекстах, выражают разные понятия: в одном случае это тона одной цветной краски, а в другом — цветовые тона разных по цвету красок. Французское слово «нюанс» в буквальном переводе значит «оттенок», и, казалось бы, эти два слова можно считать синонимами, однако довольно часто в них вкладывается разный смысл.

Оттенок — цветовой тон определенного цвета, к которому добавлен белый или черный цвет либо и тот и другой в определенном количестве. И чем больше это количество, тем сильнее оттенок отличается от насыщенного исходного цветового тона первичного базового цвета. Оттенок можно дополнительно определить как качество цветового пятна, дополнительно характеризующее его цветность в выражениях типа «серый красноватого оттенка», «голубовато-зеленый» и т.п. Оттенок живописцу дороже цвета. По словам К.Ф.Юона, живопись, «не дышащая в каждом своем цвете тысячью обогащающих ее оттенков, есть мертвая живопись».

Оттенком также называют и изменение цветового пятна в каком-либо направлении с преобладанием ахроматического цвета, например по светлоте или по цветовому тону. Последнее изменение более правильно называть нюансом.

Нюанс — это тонкая, количественно незначительная разновидность цветовых пятен, сближенных друг с другом по цветовому тону. Нюанс выражает всегда характеристику одного цветового тона относительно другого, например: более светлый коричневый цвет соломенного оттенка, телесный цвет без лилового оттенка.

В начало В начало

Стадии репродуцирования цветного изображения на оттиске

Воспроизведение цветных изображений на оттиске основано на общих принципах синтеза цвета. Если на глаз действует смесь излучений, то реакции рецепторов на каждое из них складываются. Смешение окрашенных световых пучков дает пучок нового цвета, смесь красок также имеет иной цвет. Такой эффект получения (синтеза) нового цвета называется сложением цветов.

Как уже было отмечено в начале статьи, различают два типа сложения цветов — аддитивное (смешение излучений) и субтрактивное (смешение вещественных сред).

Законы аддитивного сложения цвета, которые сформулировал Г.Грассман в 1853 годы, таковы:

1. Закон трехмерности: любой цвет однозначно выражается тремя цветами, если они линейно независимы (линейная независимость заключается в том, что нельзя получить ни один из указанных трех цветов сложением двух остальных).

2. Закон непрерывности: при непрерывном изменении излучения цвет также меняется непрерывно (не существует такого цвета, к которому невозможно было бы подобрать бесконечно близкий).

3. Закон аддитивности: цвет смеси излучений зависит только от их цветов, но не от спектрального состава.

Процесс цветного репродуцирования в полиграфии состоит из четырех стадий:

• считывание с оригинала информации о цвете каждой микрообласти (микроучастка) изображения и ее представление в виде трех величин, соответствующих пропускаемым (отражаемым) световым потокам в трех зонах видимого спектра: красной, зеленой и синей. Эта стадия называется аналитической;

• преобразование изображения в форму, пригодную для последующего воспроизведения на оттиске. Данная стадия включает преобразование цветового пространства (из RGB в CMYK, Pantone, Hexachrome или в иную модель), отображение цветового пространства оригинала в пространство оттиска (gamut mapping) с градационным преобразованием, обеспечивающим психологически точное воспроизведение цвета на оттиске. Эта стадия носит название градационной (редакционной) стадии;

• регистрация (запись) выделенных составляющих обработанного изображения (цветоделенных изображений). Запись производится на фотографическом материале, на магнитных носителях, на формных материалах (пластинах) или на формных цилиндрах (в глубокой печати, цифровой печати, в DI-технологии). Сюда же относятся необходимые технологические преобразования: растрирование, коррекция нелинейности устройства записи и т.д. Такая стадия носит название переходной, или стадии записи фотоформ и печатных форм;

• собственно печатание изображения на материальном носителе (бумага, пластик и пр.) и получение оттиска (репродукции). Здесь производятся наложение цветоделенных изображений, окрашенных в соответствующие цвета соответствующего синтеза, и формирование изображения на оттиске.

В начало В начало

Черно-белое изображение в цветной репродукции на оттиске

При изменении насыщенности цветов оригиналов в зависимости от цели их воспроизведения и от стабильности полиграфических процессов возникает необходимость в создании такой системы формирования черно-белого изображения, которая позволяет регулировать степень зачернения хроматических цветов черной краской — начиная от идеального цветного изображения, созданного чистыми хроматическими цветами, и кончая полностью ахроматическим изображением, созданным одной черной краской.

Известно, что трехкомпонентная теория зрения является теоретической базой цветного синтеза при многокрасочном репродуцировании цветных оригиналов средствами полиграфической технологии, где используют триаду цветных красок ГПЖ (CMY): голубая (Г, cyan, C), пурпурная (П, magenta, M) и желтая (Ж, yellow, Y). Применение четвертой, черной краски (Ч, blak, key, K) не противоречит принципу трехкрасочного воспроизведения цветов, так как черную краску теоретически и практически можно рассматривать как смесь трех цветных красок. Черная краска одновременно заменяет три цветные и вместе с тем увеличивает их общее количество за один краскопрогон (одноразовое нанесение краски на запечатываемый материал) в печатной машине.

В полиграфии при воспроизведении цветных оригиналов способами офсетной и высокой печати, ввиду растрового построения многокрасочной репродукции, имеет место синтез цветов, характеризующийся признаками как аддитивного, так и субтрактивного синтеза, где в создании цветовых оттенков на цветной репродукции участвуют 16 разноокрашенных растровых элементов: незапечатанная бумага, три одинарные (основные цветные печатные краски — Ж, П, Г) краски и черная (Ч), три бинарных (парных) наложения трехцветных печатных красок (Ж+П, Ж+Г, П+Г), двойные наложения цветная + черная (Ж+Ч, П+Ч, Г+Ч), тройные наложения основных печатных красок (цветные и черная — Ж+П+Ч, Ж+Г+Ч, П+Ч, Ж+П+Г) и их четырехкратное наложение друг на друга с участием черной краски (Ж+П+Г+Ч). Восемь из них образованы с добавлением черной краски. Этот синтез, как было сказано в начале статьи, называется автотипным, а способы печати, в которых он используется, — способами автотипной печати.

В традиционной автотипной печати черная печатная краска выполняет вспомогательную роль и вводится не только с целью расширения цветового охвата за счет увеличения количества темных тонов, но и с целью создания благоприятных условий для использования чистых цветных печатных красок (красок с узкими зонами спектрального поглощения). Чистые печатные краски обладают меньшей степенью вредного поглощения (имеют узкий спектр, в краске нет черного компонента), что также ведет к расширению цветового охвата изображения на оттиске за счет синтеза его насыщенных (незачерненных) ярких одинарных и бинарных цветов.

В полиграфическом автотипном воспроизведении изображений особенно сложна для воспроизведения однокрасочная репродукция, для которой свойственно отличие в любом цвете всегда только одной его характеристики, а именно светлоты, яркости цвета. Самая качественная однокрасочная светлотная репродукция получается при печати на белой бумаге либо на материале, покрытом толстым слоем белил или черной краски, а самая нечитаемая однокрасочная репродукция — при использовании желтой краски. Светлотное различие на оттиске однокрасочной репродукции создается благодаря аддитивному смешению световых потоков, образуемых бумагой (подложка репродукции) и микроштрихами черной краски (если световым потоком можно назвать отсутствие светлоты, пустоту) или любой другой краски.

Однокрасочная репродукция стремится передать контрасты оригинала только по одной светлоте и, в отличие от многокрасочной цветной репродукции, может называться, как предлагает Н.Д.Нюберг, «светлотной репродукцией».

Двухкрасочная репродукция (дуплекс) скорее относится к однокрасочной, а не к цветной репродукции, так как вторая краска — вспомогательная.

Дуплекс — способ автотипной печати (автотипия), применяемый для репродуцирования черно-белых полутоновых оригиналов двумя печатными красками, одна из которых обычно черная, а вторая — серая, палевая, голубая, коричневая и пр. Дуплекс делает печатное изображение, особенно воспроизведенное с черно-белых фотографий, более выразительным, чем обычное однокрасочное, а при использовании серой краски увеличивается интервал оптических плотностей изображения. Дуплекс не следует путать с репродуцированием изображения на сплошном цветном фоне (сетке) или на фоновой плашке. Если очень кратко, то дуплекс — это печать двумя красками разного цвета, печать черной и серой красками.

Главная задача двух красок при дуплексе остается такой же, как и при печати в одну краску. При дуплексе получается и дополнительный эффект: изменение яркостей (светлот) на оттиске сопровождается изменением цветового тона и насыщенности. Дуплекс печатается красками, одна из которых в большей или меньшей степени поглощает свет длин волн, отражаемых другой. В этом случае цвет решает в основном градационные задачи, но уже за счет слабого цветового контраста, так как для удовлетворительного воспроизведения даже однородно окрашенного предмета должна быть передана игра светотени на его поверхности.

 

 

Игра светотени на поверхности предмета, окрашенного в цвет, совпадающий с цветом одной из красок дуплекса, более или менее укладывается в возможности двухкрасочной репродукции, которые крайне ограниченны и не пригодны для синтеза цвета при полиграфическом воспроизведении цветных оригиналов на оттиске.

В полиграфии полноценный синтез цвета на оттиске при автотипном воспроизведении цветных оригиналов начинается при синтезе с применением не менее трех красок разного цвета. И даже в тех случаях, когда общее число красок (ранее оно приближалось к 20) значительно больше, синтез все равно остается трехцветным.

Однако здесь необходимо акцентировать внимание на следующем положении: принципиальное значение имеют случаи воспроизведения оригиналов на оттиске одной и тремя красками, а все остальные случаи группируются вокруг них.

В отличие от фотографического воспроизведения натурных объектов, в полиграфическом репродуцировании оригинал и оттиск представляют собой плоские однотипные изображения и рассматриваются при одинаковых или сравнимых условиях освещения. Это делает задачу цветного репродуцирования достаточно определенной. На каждом участке оттиска необходимо получить такие количества трех красок, при которых эти участки совпадут по цвету с соответствующими участками оригинала, то есть получить колориметрически или физиологически точную репродукцию.

Многолетняя практика и исследования показали, что можно получить репродукции, по цвету не совпадающие с оригиналом на многих или даже на всех участках изображения, но вместе с тем при отсутствии оригинала воспринимающиеся как высококачественные. Советский ученый Н.Д.Нюберг назвал такие репродукции психологически точными. Этот феномен подтверждает уже установленный психологами факт, что глаз менее критичен к ошибкам в воспроизведении цвета, чем к ошибкам в градации и в серых тонах.

В начало В начало

Синтез цвета на оттиске в трехкрасочной и четырехкрасочной репродукции

Основная задача синтеза цвета при автотипном воспроизведении цветных оригиналов  — выбор спектральных характеристик красок, используемых при печатании оттисков. Установлено, что многие излучения, несмотря на различие в спектральном составе, зрительно воспринимаются одинаковыми по цвету. Так, визуально тождественными являются пары дополнительных монохроматических излучений, которые, взятые в определенной пропорции, создают такое же ощущение белого цвета, как и излучение с равноэнергетичным спектром.

Цвета с различными спектральными составляющими, зрительно воспринимающиеся одинаковыми, как мы уже отмечали в начале статьи, называются метамерными. Наибольшее количество визуально тождественных излучений соответствует ахроматическим цветам средней яркости, а наименьшее — сильно насыщенным. Наиболее насыщенные цвета (спектральные) вообще могут быть созданы только определенными монохроматическими излучениями. Уменьшение количества визуально тождественных излучений с возрастанием насыщенности цветов имеет большое значение в практике автотипного воспроизведения цветных оригиналов, а в частности, при выборе спектральных характеристик печатных красок.

Присутствие ярких насыщенных цветов в цветных оригиналах маловероятно, и при автотипном воспроизведении можно отказаться от синтеза на оттисках ярких насыщенных цветов в пользу менее ярких и менее насыщенных, применяя печатные краски с побочным спектральным поглощением. Выбор оптимальных спектральных характеристик печатных красок, применяемых при автотипном воспроизведении цветных оригиналов, связан главным образом с воспроизведением на оттиске малонасыщенных по цвету излучений, среди которых наиболее часто встречаются визуально тождественные.

В начало В начало

Пуантилизм

В конце XIX века французские художники создали художественный прием, подобный автотипному синтезу, — пуантилизм, предназначенный для создания ярких и чистых цветов на полотне. Суть его состоит в нанесении на холст четких раздельных мазков (в виде точек или мелких прямоугольников) чистых красок в расчете на их оптическое смешение на сетчатке глаза зрителя (аддитивный синтез цвета), в отличие от механического смешения красок на палитре (субтрактивный синтез цвета). Изобрел пуантилизм французский живописец Жорж Сёра на основе теории дополнительных цветов.

Было замечено, что оптическое смешение трех чистых основных цветов (красного, синего, желтого) и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) дает значительно большую насыщенность и яркость цвета на картине, чем цвет механической смеси красок на палитре или непосредственно на полотне картины.

В технике пуантилизма выполнены яркие, контрастные по колориту пейзажи П.Синьяка и тонко пере­дающие нюансы цвета полотна Ж. Сёра. Эта техника позволила повысить декоративность картин многим их последователям, например итальянскому живописцу Дж. Балле.

В начало В начало

Цветные оттенки черного цвета на оттиске

Наряду с трехкрасочным синтезом цвета при автотипном воспроизведении цветных изображений на оттиске в полиграфии при печатании цветных оригиналов широкое распространение получил синтез четырьмя печатными красками. В качестве четвертой обычно применяют краску, не имеющую явно выраженного цветового оттенка. Она выбирается с учетом специфических особенностей используемой триады хроматических красок, что расширяет цветовой охват синтеза. Сокращение рабочего цветового охвата, создаваемого при синтезе тремя хроматическими красками, происходит из-за селективного спектрального их поглощения, ограниченного количества краски, которая может быть перенесена на подложку (бумагу), и светорассеяния, особенно заметного при сильном впитывании красок бумагой. Это приводит к осветлению темных цветов и исчезновению деталей в тенях изображения. Применение печатных красок с широкими зонами спектрального поглощения при трехкрасочном цветовом синтезе, уменьшая искажения темных цветов и улучшая их воспроизведение, не позволяет получить изображение с сильно насыщенными, яркими цветами. При четырехкрасочном синтезе применение четвертой ахроматической краски не только расширяет цветовой охват благодаря увеличению числа темных цветов, но и создает благоприятные условия для использования селективных (чистых) хроматических красок (красок с узкими зонами спектрального поглощения). Селективные хроматические краски обладают меньшей степенью вредного поглощения, что также ведет к расширению цветового охвата за счет синтеза на оттиске насыщенных ярких цветов изображения. Несмотря на то что технологический процесс автотипного воспроизведения цветных оригиналов сложен и дорог, цветовой синтез четырьмя красками в полиграфии имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с трехкрасочным синтезом, особенно с в плане расширения цветового охвата и улучшения качества оттиска. Во всех случаях, когда на оттиске необходимо печатать текст, при печати должна использоваться черная краска, так как текст печатают не тремя цветными красками (голубой + пурпурной + желтой), а только одной черной либо, в редких случаях, только голубой или только пурпурной.

Были проведены исследования по изменению цветового тона и яркости в зависимости от количества красок в парных и тройных смесях. Определено число градаций каждой из красок, необходимых для воспроизведения в репродукции всех визуально различимых цветов, создаваемых при цветовом четырехкрасочном синтезе. С учетом того что число градаций по каждой краске не должно существенно превосходить число визуально различимых в этой цветовой области разнотипных порогов, был сделан следующий вывод: количество воспроизводимых в репродукции градаций должно быть равно по желтой краске — 10, по пурпурной — 20, по голубой — 16 и по черной — 24. Такое воспроизведение градаций каждой из четырех красок позволяет получить в репродукции 680 различных по цветности, но имеющих относительную одинаковую яркость, или 16 320 различных как по цветности, так и по яркости цветов.

Для того чтобы повысить насыщенность цветного изображения на оттиске, полученном методом офсетной печати, и расширить таким образом цветовой охват, некоторые авторы предлагают использовать для синтеза цвета с целью увеличения числа красок дублирование основных двухзональных красок, применяемых в трехцветной печати. Так, вместо одной желтой, одной голубой и одной пурпурной красок рекомендуют использовать две желтые, две голубые и две пурпурные. По ряду причин наиболее целесообразно применять разносветлые и разнонасыщенные краски, например голубую (более светлую и менее насыщенную), красную (менее светлую и более насыщенную) и розовую (более светлую и менее насыщенную). Подобные пары красок, кроме различия по светлоте и насыщенности, могут иметь и некоторые различия в цветовом тоне. Опытные данные дублирования желтой краски не дали значительного эффекта — оказалось возможным дублирование только двух красок. Шестикрасочный цветовой синтез в офсетном репродуцировании получил значительное распространение в 40-50-х годах. По сравнению с четырехкрасочным синтезом шестикрасочный не только расширяет цветовое многообразие (охват) офсетных репродукций, но и облегчает регулирование градации и стабилизирует процесс печатания. Если вдуматься и провести аналогию, то получается, что при такой технологии шестикрасочной печати, мы печатаем дуплексом, используя две краски, два цветоделенных изображения (для голубой и пурпурной красок), а остальные два цветоделенных изображений печатаем черной и желтой краской. Технологии Нexachrome и Hi-Fi Сolor применялись в отечественной полиграфии еще в 50-х годах прошлого века.

В начало В начало

Новые технологии цветоделения и печати

Мир беспорядочно усеян упорядоченными формами. Таковы кристаллы, цветы и листья, разнообразные узоры из полос и пятен на мехах, крыльях и чешуе животных, следы ветра на песке и воде и т.д. Порою эти эффекты зависят от характера перспективы, от неустойчивости сочетаний. Удаленность создает их или их искажает. Время их обнаруживает или скрадывает.

Поль Валери

Изобретая новые технологии, человек компенсирует свои несовершенства как представителя животного мира в силе, скорости, восприимчивости органов чувств и т.п. и благодаря этому выживает. Данный процесс должен продолжаться до тех пор, пока его цель не начнет переходить в свою противоположность. Он носит глобальный характер, но в то же время соответствует локальным целям и средствам, в том числе и полиграфическим технологиям.

К новым технологиям цветоделения и печати, которые расширяют цветовой охват воспроизводимых на оттиске изображений, можно отнести Hi-Fi color, CMYK + Pantone, CMYK + Pantone + лак и стохастическое растрирование при цветоделении.

В начало В начало

Hi-Fi Color (гексахром, CMYK + RG, полицвет)

Для расширения цветового охвата воспроизведения цвета на оттиске и для придания максимальной насыщенности отдельным доминирующим цветам или оттенкам изображения были разработаны новая технология цветоделения и печать многокрасочных изображений с использованием одной, двух и более красок и лаков, дополнительных к системе триадных красок СМY. Как правило, в этой технологии применяют одну, две или все три краски аддитивной системы RGB, хотя можно использовать и другие краски, например оранжевую или фиолетовую. Количество и цветовой тон дополнительных красок определяются доминирующим цветовым содержанием воспроизводимого оригинала.

В начало В начало

CMYK + PANTONE (смесевые и специальные краски + лак)

При этом способе печати, помимо обычных красок CMYK, используются дополнительные смесевые или специальные краски и лаки для придания оттиску большей красочности, а также для выделения краской отдельных участков изображения оттиска или для придания им специальных свойств.

Стохастическое растрирование

Данная технология предполагает создание полутонов изображения на оттиске за счет изменения густоты (частоты) расположения одинаковых по размеру и форме растровых элементов при получении полутонов изображения на фотоформе (печатной форме). Технология разработана специально для повышения качества передачи мелких деталей изображения на оттиске и снятия проблемы муара на многокрасочных оттисках, что особенно важно в случае использования технологии Hi-Fi Color и при сканировании растровых изображений.

Стохастическое растрирование позволяет воспроизводить очень тонкие линии, мелкие детали и плавные переходы полутонов, что неосуществимо при использовании обычного метода печати полутоновых изображений с применением регулярных растровых структур. Стохастическое растрирование незаменимо, когда необходима качественная печать альбомов и фирменных каталогов, например мебели, изделий из кожи или дерева, оформления интерьера, модной одежды, где требуется воспроизведение тонких фактур материала.

Использование стохастического растрирования приводит к заметному повышению качества цветных изображений на оттиске при печати на бумаге более низкого качества по сравнению с качеством при печати на этой же бумаге с применением традиционного растрирования, например при печати многокрасочных газет и упаковки.

Технология стохастического растрирования относится к технологии растрирования с использованием растров с нерегулярной структурой. Такая структура образуется электронным путем с помощью аппаратных и программных средств. Полутона создаются за счет изменения частоты растровой структуры, то есть изменения количества элементов на единицу площади изображения в зависимости от градационного уровня.

При этом множество мелких точек заменяет большие точки, получаемые при традиционном растрировании.

Стохастическое распределение растровых точек обладает следующими преимуществами:

• хорошее восприятие полутона благодаря отсутствию видимой растровой структуры;

• плавная тонопередача вследствие отсутствия сцепления точек углами;

• нет необходимости в повороте растровой структуры при многокрасочной печати;

• на оттиске не возникают дополнительные низкочастотные структуры в виде розеток и муара;

• не происходит наложения двух периодических структур при сканировании оригиналов  — полиграфических оттисков, а следовательно, меньше вероятность возникновения муара.

Самыми важными параметрами при стохастическом растрировании являются размер и форма растровой точки печатающего элемента. Если размер точки слишком велик, то растровая структура видна на оттиске; если же размер точки слишком мал, то появляются проблемы при копировании фотоформы на формную пластину, а при печати возникают трудности в создании на оттиске мелкой, насыщенной по красочности растровой точки, что особенно проблематично для немелованных и тисненных бумаг.

Основная сложность использования технологий Hi-Fi Color, CMYK+ Pantone и печати с использованием печатных форм со стохастическим растрированием в офсетной печати заключается в необходимости стабилизации баланса «краска-вода» на протяжении печати всего тиража и равномерного нанесения нужного количества краски на печатающие элементы формы. Для этого офсетная печатная машина должна иметь высококачественный красочный аппарат и нормализованное увлажнение (требуются охлаждение, циркуляция и постоянный рН-уровень увлажняющего раствора) для стабилизации баланса «краска-вода».

продолжение в следующем номере

В начало В начало

КомпьюАрт 1'2004

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства