КомпьюАрт

1 - 2005

Современное состояние и тенденции развития полиграфического рынка

Состояние и тенденции развития мирового полиграфического рынка

Состояние и тенденции развития российского полиграфического рынка

Во время выставки «ПолиграфИнтер» компания «Гейдельберг СНГ» организовала для своих партнеров информационный форум.
16 ноября на открытии форума с докладами о тенденциях развития мирового и российского полиграфических рынков выступили
вице-президент по развитию Heidelberger Druckmaschinen AG Гюнтер Кепплер и генеральный директор «Гейдельберг СНГ» Владимир Бабаев. Предлагаемый обзор подготовлен по материалам этих докладов.

Состояние и тенденции развития мирового полиграфического рынка

Общие тенденции

Развитие мирового полиграфического рынка зависит от ряда факторов, определяемых общими тенденциями развития современного общества. Полиграфический рынок изменяется, приспосабливаясь к новым потребностям общества. Инициаторами этих изменений являются социальные группы, организации и отдельные лица, которые создают инновации, пробуждающие у потребителей новые потребности. В этих условиях основным фактором успеха на рынке становится способность компании поддерживать тесную связь с потребителями.

Полиграфия взаимосвязана с другими отраслями промышленности. В какой-то мере ее можно считать индикатором развития экономики. Об этом свидетельствует тот факт, что динамика изменения продаж печатной бумаги в целом совпадает с динамикой роста внутреннего валового продукта (ВВП). По обоим показателям наибольший рост характерен для стран азиатско тихоокеанского региона (исключая Японию). В настоящее время крупнейшими потребителями бумаги являются США, Япония и Китай.

Кризисные явления в экономике ведущих промышленных стран коснулись и полиграфии. Аналитики считают, что нижняя точка спада производства была пройдена в 2003-2004 годах. В этот период коэффициент использования производственных мощностей в типографиях США достиг 72% — это рекордно низкий показатель за последние три десятка лет.

Пресс-конференция организаторов форума

Пресс-конференция организаторов форума

Мировые рынки печатной продукции

В настоящее время объем рынка печатной продукции оценивается в 477 млрд. евро. Согласно прогнозам, в ближайшие годы темпы его роста составят 2,2% в год и к 2012 году его объем достигнет 553 млрд. евро.

В настоящее время на развитые страны приходится примерно 88% мирового производства печатной продукции. Доля развивающихся стран составляет 11%, отсталых — около 1%. В США на душу населения ежегодно производят печатной продукции на 509 евро, в Бразилии — на 33 евро, в Китае — на 12 евро. Очевидно, что значительного экстенсивного роста полиграфии в развитых странах ожидать уже не приходится и основным направлением развития полиграфического производства здесь станет внедрение новых технологий. Наибольший же потенциал роста имеют рынки Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Объем восточноевропейского рынка в 2002 году оценивался в 7,6 млрд. евро. К 2012 году, по прогнозам, он должен вырасти до 11,5 млрд. евро.

Структура рынка печатной продукции по странам

Структура рынка печатной продукции по странам

Динамика изменения мировых продаж печатных СМИ

Динамика изменения мировых продаж печатных СМИ

Структура рынка по видам печатной продукции

Пока наибольшая доля в общем объеме печатной продукции принадлежит рекламе и другим товарам коммерческого характера. Однако в последние годы во всем мире наблюдается тенденция снижения роста расходов на печатную рекламу. В период с 1990-го по 2003 год ее доля в общем объеме рекламы уменьшилась с 52,5 до 43,3%. Основной причиной этого процесса является перераспределение расходов на рекламу в пользу электронных средств информации и прежде всего — Интернета.

Наибольшие темпы роста в последнее время демонстрируют сегменты гибкой упаковки и этикеточной продукции (по разным данным, от 2,7 до 4% в год). Быстрое развитие производства гибкой упаковки обусловлено ее низкой стоимостью и хорошими эксплуатационными характеристиками. Поэтому большинство новых продуктов изначально ориентируются на использование именно этого вида упаковки. Повышению качества и удешевлению мало- и среднетиражной гибкой упаковки способствует совершенствование технологии флексографской печати. Большие тиражи традиционно печатаются способом глубокой печати.

В настоящее время в мире ежегодно производится упаковочной продукции на 450 млрд. евро. Из них на печатную гибкую и полужесткую упаковку приходится примерно 23% (104 млрд. евро). Объем рынка гибкой упаковки (включая незапечатываемую) оценивается в 52 млрд. евро.

Производство печатной продукции на душу населения

Производство печатной продукции на душу населения

Структура мирового рынка печатной продукции

Структура мирового рынка печатной продукции

Динамика развития печатных технологий

В производстве издательской продукции пока доминирующее положение занимает листовая офсетная печать — 42,5% рынка в Европе и 39% рынка в Северной Америке. Всего офсетным способом на листовых и рулонных машинах по обе стороны Атлантики печатают более 70% издательской продукции. В области печати упаковки и этикеток позиции офсета ослабляются из-за внедрения в производство картонных коробок флексографской печати и стагнации рынка сухих этикеток. Так, в США до 10% производства коробок ежегодно переводится на флексографскую печать. Конкуренцию сухим этикеткам составляют самоклеящиеся (ежегодный прирост — 5-6%) и термоусадочные (ежегодный прирост — 12-15%) этикетки.

Структура рынка печатной продукции по способам печати

Структура рынка печатной продукции по способам печати

Динамика изменения использования печатных технологий

Динамика изменения использования печатных технологий

Развитие офсетной печати будет определяться внедрением цифровых допечатных технологий, в первую очередь — систем CtP, и использованием автоматизированного управления рабочим потоком (workflow), которое станет главным источником повышения производительности. Внедрение систем workflow даст толчок развитию информационных систем управления производственным процессом.

Увеличится применение листовых офсетных машин для печати на невпитывающих материалах, прежде всего на пластике. Ключевым фактором успеха типографий в этой области станет применение специально подготовленных УФ-машин. Продолжится увеличение степени гибкости и автоматизации офсетных печатных машин. Еще одной важной тенденцией станет активное внедрение комбинированных печатных машин, сочетающих возможности разных технологий, например офсетной печати и флексографии.

Во многом развитие офсетных типографий будет определяться их возможностями в области отделки запечатанной продукции, поэтому возрастет спрос на автоматизированное послепечатное оборудование с высокой степенью гибкости и возможностью настройки для выпуска различной продукции. Вероятно, получат распространение универсальные модульные отделочные системы.

Наибольшие темпы роста — около 10% в год — характерны для цифровой печати. В развитых странах рынок заказов для цифровой печати уже сформировался, и ближайшие годы он будет стабильно расти. На втором месте по темпам роста — трафаретная печать (3,3% в год).

Динамика изменения импорта и производства печатной продукции в РФ

Динамика изменения импорта и производства печатной продукции в РФ

Прочие тенденции

Заметной тенденцией в полиграфии является рост спроса на многокрасочную печатную продукцию. Если в 1990 году ее доля составляла менее 40%, то сегодня этот показатель увеличился до 45%, а к 2020 году он должен достичь 70%, причем прогнозируется, что значительную часть рынка — не менее 10% от общего объема печатных изделий — займет продукция, отпечатанная в пять и более красок.

Объем рынка услуг и продукции для типографий оценивается в 43 млрд. евро. Из них чуть менее половины приходится на расходные и запечатываемые материалы и около трети — на оборудование.

Структура мирового рынка по видам изделий (2002-2012)

Структура мирового рынка по видам изделий (2002-2012)

В начало В начало

Состояние и тенденции развития российского полиграфического рынка

Состояние российской экономики

Сегодня очевидно, что потенциал посткризисного роста российской экономики уже исчерпан. В последние годы наблюдается тенденция снижение роста инвестиций в развитие несырьевых отраслей. Если в 2000 году этот рост составлял 196%, то в этом году — только 109%. Причем на производство потребительских товаров приходится только 17% инвестиций против 65%, идущих на развитие экспортно-сырьевых отраслей. Таким образом, российская экономика по-прежнему ориентирована в первую очередь на экспорт сырья.

В пищевой и легкой промышленности — отраслях, являющихся основными заказчиками промышленной печатной продукции (упаковки и этикеток), наблюдается стагнация. В период с 2000-го по 2004 год ежегодные темпы роста инвестиций в этих отраслях составляли 86-104%.

Неблагоприятными факторами являются укрепление курса рубля по отношению к доллару и рост внутренних тарифов. Эти факторы создают условия для импорта готовых товаров. Начиная с 2000 года темпы роста импорта товаров в Россию выше, чем темпы роста ВВП.

Импорт в РФ печатной продукции

Импорт в РФ печатной продукции

Импорт печатной продукции в России еще в 2003 году превысил докризисный уровень. В 2004 году он составил 437 тыс. т. Темпы роста импорта печатной продукции в последние четыре года стали стабильно выше, чем темпы роста внутреннего производства, — в 2004 году они составили 123 и 103% соответственно. Объемы импорта бумаги и картона в натуральном выражении за период с 1998-го по 2004 год были ниже объемов импорта готовой печатной продукции. В 2004 году в страну было ввезено 425 тыс. т бумаги и картона.

Импорт в РФ бумаги и картона

Импорт в РФ бумаги и картона

Объем производства различных видов печатной продукции в РФ

Объем производства различных видов печатной продукции в РФ

Российский рынок печатной продукции

Объем российского рынка печатной продукции в 2004 году оценивался в 2,5 млрд. долл. Наибольшие доли рынка принадлежат печатной упаковке (540 млн. долл.), производству журналов и каталогов (498 млн. долл.) и изготовлению рекламно-коммерческой продукции (432 млн. долл.).

Российский полиграфический рынок имеет неоднородную структуру. Наиболее консервативными его сегментами являются производство газет и книг среднего качества. Здесь давление импорта минимально. Наиболее прибыльными и привлекательными для импортеров сегментами рынка являются производство упаковки (в первую очередь — элитной), многотиражных журналов и рекламных каталогов, а также высококачественных книг. В последнее время наметилось некоторое снижение долей импорта журналов и упаковки (в 2004 — 64 и 46% соответственно), однако объемы ввоза этих видов продукции по-прежнему очень высоки.

Проблемы российской полиграфии

Сегодня с проблемами столкнулись все субъекты полиграфического рынка. Несовершенство налогового законодательства сдерживает развитие полиграфических предприятий. Отмена льгот на инвестиции в основные средства производства замедляет обновление парка оборудования, а высокие пошлины на бумагу и расходные материалы (они выше, чем пошлины на готовую печатную продукцию) ведут к росту переменных затрат в себестоимости полиграфической продукции и, как следствие, к падению доходности типографий.

В последние годы обострилась конкуренция с крупными иностранными предприятиями, которые после начала кризиса в их странах начали активно работать в России, зачастую прибегая к ценовому демпингу. Серьезную конкуренцию российским полиграфистам составляют и предприятия из стран ближнего зарубежья (из Украины и Прибалтики), а также из Восточной Европы.

Еще одной проблемой является устаревшая нормативная база. До сих пор не актуализированы нормы затрат и выработки в полиграфическом производстве, нет единых стандартов качества, не существует институт экспертов для разрешения споров. Очень серьезной проблемой является несовершенство системы подготовки кадров для полиграфии.

На многих предприятиях не решена проблема приватизации — государство по-прежнему контролирует большую часть крупных типографий. Как правило, эти типографии работают на устаревшем оборудовании и без приватизации не имеют перспектив развития.

Затрудняют жизнь полиграфистов быстрые изменения технологии производства печатной продукции. Так, возрождение глубокой печати и развитие флексографии привели к тому, что предприятия, сделавшие ставку на офсет, теряют свои позиции на многих сегментах рынка. Глубокая печать активно внедряется в производство пивной этикетки, многотиражных журналов и табачной упаковки. Флексография стала основным способом печати на самоклейке и быстро завоевывает рынок картонной упаковки.

Заказчики промышленной печатной продукции, как и полиграфисты, испытывают давление импорта и стараются минимизировать затраты на покупку этикеток и упаковки. Вместе с тем растут требования к качеству печати, диктуемые предпочтениями конечных покупателей, — плохо отпечатанную книгу или товар в непривлекательной упаковке сегодня мало кто купит.

Структура российского рынка печатной продукции

Структура российского рынка печатной продукции

Пути решения проблем

Несмотря на обилие проблем, в обозримом будущем большинство из них могут быть решены. Российский полиграфический рынок еще только формируется, и рост доходов населения будет вести к росту количества заказов. Собственно, этот процесс уже идет — наблюдающееся в последнее время увеличение объемов производства рекламной и издательской печатной продукции, очевидно, обусловлено повышением уровня жизни.

На фоне не самых благоприятных тенденций в экономике руководители типографий должны четко определить свою нишу на рынке — выбрать специализацию. Для роста доходности нужно создать собственные конкурентные преимущества, которыми типография может привлечь заказчика. Наиболее эффективным способом создания таких преимуществ является внедрение новых технологий, которые позволяют повысить производительность, улучшить качество продукции, а также выпускать совершенно новую продукцию.

Эффективная конкуренция возможна только при системном развитии типографии, предполагающем усовершенствования процессов управления на всех уровнях, организации производства в типографии, использование стандартов качества. Еще одним важнейшим условием является эффективная организация сбыта и работы с заказчиком, поскольку очень часто в типографии основное внимание уделяется производству, а то, что деньги платит клиент, забывают. Создание для клиента удобства в работе с типографией, ориентация на его потребности — пока еще не реализованный потенциал практически для любой типографии.

Актуальной остается проблема повышения квалификации персонала. Для ее решения необходимо развитие системы полиграфического образования. Этот вопрос, а также совершенствование нормативной базы отрасли и организация системной работы с государством для создания благоприятных условий развития отрасли могут быть успешно решены только вместе, через создание профессионального объединения полиграфистов, в которое войдет большая часть активных предприятий. Такое объединение сможет привлечь поставщиков оборудования и материалов, поможет наладить рабочие взаимоотношения с другими отраслевыми союзами и общественными организациями для лоббирования интересов полиграфистов. Об эффективности таких объединений свидетельствует опыт других стран.

В начало В начало

КомпьюАрт 1'2005

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства