КомпьюАрт

1 - 2005

Год под знаком drupa

По сложившейся традиции мы предложили подвести итоги прошедшего года специалистам ведущих российских поставщиков полиграфического оборудования и расходных материалов.

Какое событие в 2004 году было, на ваш взгляд, наиболее важным?

Владимир Бабаев: Уходящий год — это прежде всего год выставки drupa. В России для «Гейдельберг СНГ» самым ярким событием стал информационный форум, организованный нашей компанией в рамках выставки «ПолиграфИнтер-2004». Благодаря этому мы перешли на новый уровень сотрудничества с клиентами и партнерами, начали новый этап нашего совместного развития. В целом минувший год стал для нас успешным: мы открыли представительства в Красноярске, Армении и Монголии. Таким образом, теперь у «Гейдельберг СНГ» 17 филиалов и представительств в России и странах СНГ.

Надежда Батлуг: Наибольшее впечатление произвели на нас выставки drupa и «ПолиграфИнтер». На «ПолиграфИнтер» понравилась новая выставочная площадка, а удивило отсутствие на большинстве стендов тяжелого оборудования.

Виталий Генов: Этот год прошел достаточно ровно и прогнозируемо. Конечно, запомнилась выставка drupa. Приятно удивило, что количество российских посетителей drupa уже вполне сравнимо с количеством посетителей российских выставок.

Если рассматривать деятельность нашей компании, то прошедший год запомнится запуском проекта «АльфаГрафикс». Это новая для нас область бизнеса и мы возлагаем на этот проект большие надежды.

Сергей Денисюк: Наиболее яркое событие прошедшего года — международная полиграфическая выставка drupa. По своей значимости для полиграфической индустрии она так же важна, как Олимпийские игры для мира спорта. Выставка еще раз показала огромный интерес к полиграфии как специалистов и прессы (более 4 тыс. журналистов освещали это событие), так и инвесторов, желающих вложить свои деньги в этот продолжающий свое развитие бизнес.

Евгений Каган: Можно отметить несколько важных для нашей компании событий. Среди них — выставка drupa 2004, на которой было подписано дистрибьюторское соглашение с фирмой DGM, одним из ведущих изготовителей рулонных печатных машин одинарной ширины. Кроме того, в этом году в одну из московских типографий была поставлена первая в России шестисекционная машина Sakurai Oliver в очень сложной конфигурации, предназначенная для печати специальных видов продукции, защищенных бумаг.

Валерий Кузьмич: Самое большое впечатление произвела выставка drupa, на которой отчетливо прослеживались две основные тенденции: во-первых, большинство представленных новых разработок относятся к технологиям цифровой печати, а во-вторых, крупнейшие поставщики сегодня уделяют особое внимание системам автоматизации производства и разработкам в области workflow.

Дмитрий Мокин: Конечно, выставка drupa 2004. Приятно удивила выставка «ПолиграфИнтер». Несмотря на нежелание большинства поставщиков участвовать в ней в полную силу и перенос выставки на новое, сравнительно труднодоступное место, выставка неплохо выполнила свою роль форума отечественных полиграфистов.

Сергей Резников: В 2004 году оправдался прогноз аналитиков нашей компании — начался реальный рост спроса на новейшие технологии и оборудование.

Александр Хавжу: Для «МакЦентр» наиболее значимым событием в прошлом году было заключение дистрибьюторского соглашения с компанией Escher-Grad, производящей устройства цифрового экспонирования офсетных форм Cobalt. Сегодня Escher-Grad — один из лидеров в разработке CtP, предложивший новый подход к конструированию и иновационные решения, поэтому мы гордимся сотрудничеством с этой компанией.

Сергей Чурусов: Безусловно, для полиграфистов центральное событие минувшего года — выставка drupa. Значительные инвестиции были вложены в закупку нового оборудования и технологий.

С Новым годом читателей КомпьюАрт поздравили:

Владимир Бабаев, генеральный директор Группы компаний «Гейдельберг СНГ»;

Надежда Батлуг, компания «ВИП Системы»

Виталий Генов, директор по продажам и маркетингу компании «Терем»,

Сергей Денисюк, начальник отдела продаж компании «Терра Принт»;

Евгений Каган, директор компании «Анимар»;

Валерий Кузьмич, руководитель отдела отраслевого маркетинга компании «Ксерокс Евразия»

Дмитрий Мокин, компания «ЯМ Интернешнл»

Сергей Резников, генеральный директор компании «Лисов СНГ»;

Александр Хавжу, директор компании «МакЦентр»;

Сергей Чурусов, ГК «Дубль В»;

Марсель Шарифуллин, ведущий эксперт компании «Апостроф Принт».

Марсель Шарифуллин: Думаю, не открою Америки, если скажу, что основным событием стала выставка drupa. Однако, как ни странно, там не было ничего революционного — возможно, время революционных изменений в полиграфии прошло.

Комментарий редакции: В оценке наиболее запоминающегося события года наши эксперты были едины: безусловно, это выставка drupa. С мнением о том, что drupa 2004 не принесла революционных новинок, в принципе, можно согласиться. Однако следует отметить, что именно на drupa 2004 стало очевидным, что цифровая революция в полиграфии стала реальностью, и произошла она не в лабораториях и не в исследовательских центрах, а на полиграфических предприятиях. Об этом свидетельствует бурный рост рынка решений для интеграции технологических систем на базе формата JDF. Без цифрового оборудования этот формат просто никому не был бы нужен.

В начало В начало

Как изменился отечественный полиграфический рынок за прошедший год?

Марсель Шарифуллин: По моему мнению, произошла определенная стабилизация рынка. Кончились шумные битвы между поставщиками за вендоров. Крупные и средние типографии нашли свое место на рынке. Многие полиграфические предприятия пошли по пути специализации и уже не планируют все делать соб-ственными силами, а увеличивают эффективность своей работы в каком-то одном направлении. Налаживается кооперация между типографиями, что также не может не радовать.

Сергей Чурусов: Отечественный полиграфический рынок, и прежде оценивавшийся как высококонку-рентный, за последний год еще более увеличил производственные мощности, которые сегодня подчас опережают уровень спроса на печатную продукцию. Хотя надо признать, что при интенсивном совершенствовании печатного парка и программного обеспечения бумажный рынок остается достаточно консервативным. Принципиально нового этот год ничего не принес. Надо отметить, что за последнее время увеличился приток материалов из Юго-Восточной Азии: Кореи, Китая, Индонезии и даже Японии. В первую очередь это было обусловлено ростом курса евро, что привело к удорожанию продукции европейских производителей. Азиатские же производители, по-прежнему оценивающие свою продукцию в долларах, получили существенное конкурентное преимущество. В то же время потребление товаров в Азии тоже интенсивно растет, что в ближайшем будущем наверняка приведет к сокращению экспорта из указанных стран.

Александр Хавжу: Мы не почув-ствовали особых изменений на рынке: по-прежнему высок спрос на расходные материалы, большой интерес вызывают у пользователей приборы для контроля печати, стабильно продается компьютерное оборудование.

Сергей Резников: Изменился не сам полиграфический рынок, а динамика его развития. Возникли интересные новые направления. После прошедшего года можно с уверенностью утверждать, что в России существует собственный путь формирования полиграфического сектора промышленности.

Дмитрий Мокин: Вероятно, один из самых важных факторов, действовавших на полиграфическом рынке России, — продолжившееся акционирование крупных предприятий. Со сменой формы собственности многие из них получают возможность более гибко распоряжаться своими ресурсами, и в этом году процесс модернизации парка оборудования крупнейших типографий сдвинулся с мертвой точки. А ведь нашей полиграфии не выжить без модернизации. Хочется надеяться, что положительные сдвиги, произошедшие в этом году, столь существенны, что сделают этот процесс необратимым, а значит — полиграфия в России будет жить!

Валерий Кузьмич: Серьезных изменений не прослеживалось. Заметно желание поставщиков полиграфических услуг и инвесторов найти новые, более прибыльные ниши на рынке. Постепенно все более востребованными становятся не только печатные машины, но и инструменты, позволяющие более эффективно организовывать работу, получать новые виды заказов, зарабатывать не только на отпечатках, но и на дополнительных услугах.

Евгений Каган: Существенных изменений в 2004 году на рынке не произошло. В целом он стал более стабильным и цивилизованным.

Частные типографии, специализирующиеся на выпуске коммерческой печатной продукции, продолжают быстро развиваться. Они активно вкладывают средства в новое, современное оборудование. В то же время акционирование целого ряда государственных типографий привело к тому, что они приостановили процесс приобретения нового оборудования. Правда, рынка газетной печати эти процессы не коснулись, по-этому типографии и издательства продолжают проявлять интерес к оборудованию, предназначенному для выпуска цветных газет повышенной страничности.

Среди печатного оборудования ведущее место продолжают занимать листовые офсетные машины. Из года в год они обеспечивают стабильно высокий уровень продаж.

Развивается рынок оборудования для трафаретной печати. Спрос на узкорулонные флексографские машины несколько снизился при одновременном росте интереса к узкорулонным офсетным и комбинированным машинам, в которых используется несколько способов печати.

Сергей Денисюк: Кардинальных изменений на отечественном рынке в 2004 году не произошло — можно лишь отметить увеличение числа задействованных при приобретении оборудования лизинговых схем. Наша компания прогнозировала рост интереса к гибким финансовым схемам работы, поэтому мы установили надежные взаимоотношения с рядом крупных российских кредитных организаций.

Виталий Генов: На мой взгляд рынок становится еще более конкурентным. В течение года в России было запущено несколько новых типографий различной специализации. Наибольший прирост мощностей произошел на рынке газетной печати. Издатели газет получили возможности перевода существующих изданий на цвет и создания новых проектов.

В условиях увеличившейся конкуренции все большее значение имеет внедрение и использование передовых технологий. За прошедший год в два раза выросла база внедренных CtP в российских типографиях и, что очень приятно, наша компания явилась активным участником этого процесса.

Надежда Батлуг: С каждым годом конкурентная борьба ужесточается. Это заставляет тщательно продумывать рыночную стратегию, идти в ногу со временем, учиться новому. Для имиджа поставщиков оборудования все большее значение приобретает качественный сервис.

Владимир Бабаев: Одной из заметных тенденций отечественного полиграфического рынка прошедшего года, на наш взгляд, является существенное повышение спроса на бывшее в употреблении оборудование. Также значительно усилилась конкуренция на рынке полиграфических услуг. Безусловно, нельзя не отметить определенный рост производства, который, несмотря на все трудности, наблюдался в 2004 году. Можно сказать, что этот рост происходил вопреки тем проблемам, которые существуют в нашей отрасли.

Комментарий редакции: Россий-ский полиграфический рынок наши эксперты оценили как достаточно стабильный. Однако поводов для оптимизма такая оценка не дает, ведь еще пару лет назад иначе как «бурно растущим» этот рынок не называли. А потенциал роста российской полиграфии за прошедшие два года никак не мог быть исчерпан, ведь по объемам потребления печатной продукции на душу населения наша страна до сих пор занимает более чем скромные позиции.

В начало В начало

Какие проблемы российской полиграфии вы считаете наиболее актуальными и каковы пути их решения?

Владимир Бабаев: Проблем много — это и нерешенный вопрос о приватизации отрасли, и устаревшая нормативная база, и нехватка квалифицированных специалистов, и несовершенство законодательства в области полиграфии. Многие из этих проблем могут быть решены после создания представительного профессионального объединения полиграфистов, в которое войдет большин-ство активных предприятий.

Надежда Батлуг: На мой взгляд, основная проблема на данный момент — успевать следовать за развитием полиграфии. Поэтому ключевой задачей становится обучение.

Виталий Генов: Считаю, что основные проблемы российской полиграфии лежат в области таможенного законодательства. Льготы на ввоз готовой полиграфической продукции создают ценовую преференцию нашим заграничным коллегам. Пути решения? Российские полиграфисты должны через общественные ассоциации доносить до власти эти проблемы. Ну и конечно, остается надеяться на здравый смысл законодателей.

Сергей Денисюк: Проблем много. Прежде всего это отсутствие необходимых средств для дальнейшего переоснащения типографий и вывода их на новый уровень качества. Пути решения здесь очевидны — работа по-ставщиков с различными кредитными организациями и лизинговыми компаниями по предоставлению покупателям оптимальных схем покупки интересующего их оборудования. Актуален кадровый вопрос: на рынке явно ощущается недостаток квалифицированных специалистов. Необходимо повышать уровень профподготовки и образования, а также разработать систему повышения ква-лификации работающих специалистов. Наша компания в решении этого вопроса идет двумя путями. Первый — организация открытых учебных семинаров для наших покупателей. Второй — обучение на местах, когда специалисты нашего сервисного центра проводят обучение клиентов на поставленной технике. Мы широко практикуем сертификацию после курсов и тренингов, чтобы наши дилеры и покупатели могли сами провести сервисные работы.

Евгений Каган: Проблема, существующая не один год, — обновление парка оборудования. Очень остро стоит и кадровый вопрос. Еще одна проблема — необходимость координации деятельности типографий и защиты интересов российских полиграфистов. Пути решения этих проблем могут быть самыми различными, а порой и неожиданными. Готовых рецептов нет.

Валерий Кузьмич: Основная проблема — высокая конкуренция в секторе традиционных видов печати и услуг и, как следствие, низкая норма прибыли.

Дмитрий Мокин: Проблемы известны: изношенный парк оборудования, нехватка квалифицированных кадров… Развитие нашей отрасли невозможно без долговременных инвестиций. Поэтому оздоровление российской полиграфии тесно связано с общим оздоровлением экономики, финансовой системы. Будут долгосрочные недорогие кредиты — появятся и новые печатные машины! Пока наиболее эффективными оказываются схемы, когда покупатель и поставщик оборудования совместно находят приемлемое финансовое решение, и сегодня это, по-видимому, самый реальный путь решения проблем российской полиграфии.

Сергей Резников: Наиболее серьезной является проблема инвестиций. Но это, очевидно, проблема всей банковской системы в России.

Александр Хавжу: Проблемой года я считаю стремительный курс евро к доллару, поскольку многие расходные материалы, оборудование и даже аренда сейчас оцениваются в евро, затраты типографий растут вместе с ростом курса. К сожалению, решение этой проблемы лежит за рамками возможностей не только российских полиграфистов, но и российского правительства.

Марсель Шарифуллин: До сих пор не решен вопрос с налогами и таможенными пошлинами на ввоз бумаги и готовой издательской продукции. Из-за этого, даже несмотря на оснащенность российских предприятий высококлассным оборудованием и достаточную эффективность их работы, экономически невыгодно печатать журнальную продукцию у нас в стране. Лучший путь решения этой проблемы — отменить лишние налоги на полиграфическое оборудование, бумагу и расходные материалы и уравнять ситуацию с той, что сложилась при ввозе издательской продукции, отпечатанной за рубежом.

Комментарий редакции: Нельзя не согласиться с Владимиром Бабаевым: многие проблемы российской полиграфии, в том числе подготовки специалистов и внесения изменений в законодательство, может решить сильное профессиональное объединение полиграфистов. Дело за малым — необходимо создать такое объединение.

В начало В начало

Что бы вы пожелали российским полиграфистам в будущем году?

Марсель Шарифуллин: Всем удачи в работе и личной жизни! Пусть наступающий год пройдет без кризисов и без необдуманных экономических экспериментов правительства.

Александр Хавжу: Я желаю российским полиграфистам оставить без работы своих коллег из приграничных стран.

Сергей Резников: Желаю всем осуществить такие инвестиции, которые позволят реализовать задуманное.

Дмитрий Мокин: Прежде всего — того же, чего и всем жителям России: счастья, любви, здоровья, возможности обеспечить достойное образование детям и достойную старость родителям. Хочется также пожелать, чтобы в новом году увлажняющий раствор стал влажнее, краски — ярче, тиражи бы повысились, а жадность заказчиков снизилась. И еще — хорошей встречи Нового Года!

Валерий Кузьмич: Новых, нестандартных идей и успешного их воплощения.

Евгений Каган: Мне хотелось бы поблагодарить наших заказчиков за доверие, оказанное компании «Анимар» и поставляемой нами технике, а также поздравить всех полиграфистов с Новым годом, пожелать им здоровья, стабильности, благополучия и успехов в бизнесе.

Сергей Денисюк: Мне хотелось бы пожелать всем успехов и процветания. Пусть все невзгоды и проблемы останутся в прошедшем году, а будущий год откроет новые горизонты в вашей работе. И обязательно стабильности, роста и широких перспектив!

Виталий Генов: Хочу пожелать всем выгодных заказов, благодарных клиентов, сговорчивых поставщиков и ко всему этому немножечко удачи.

Надежда Батлуг: Коллектив ГК «ВИП-Системы» желает всем полиграфистам, их родным и близким здоровья, благополучия, процветания и хорошего настроения. Море удачи и океан любви!

Владимир Бабаев: От всей души желаю вам в 2005 году успехов и процветания. И чтобы ничто не препятствовало реализации ваших новых идей. Не останавливайтесь на достигнутом: все самое важное и интересное — впереди! И пусть удача станет вашей верной спутницей в течение всего года!

От редакции: В заключение хотелось бы поблагодарить наших экспертов за ответы и присоединиться к их теплым пожеланиям нашим читателям. Счастливого Нового года!

В начало В начало

КомпьюАрт 1'2005

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства