КомпьюАрт

2 - 2000

Газеты малым тиражом

Марсель Шарифуллин

Районная типография

Листовой офсет для печати газет

Состав оптимальной типографии

Формный участок

Финишное оборудование


Районная типография

Как известно, печать периодических изданий является одной из основных задач, стоящих перед полиграфической отраслью. Трудно найти город или поселок, который не имел бы местную газету или журнал. Да что там город — собственные издания нередко можно встретить и у отдельных промышленных предприятий или учреждений. Количество периодики не уменьшилось с эпохой всеобщей коммерциализации, когда государственные организации были вынуждены начать считать деньги и надеяться только на себя. Наоборот, к государственным типографиям и редакциям присоединилось множество частных предприятий. Сокращения не вызвала даже явная экономическая убыточность печатания газет. Судите сами, стоимость оборудования и расходных материалов постоянно растет, а газету дороже тех же двух-трех рублей все равно не продашь. Но, как выяснилось, спасти положение может не только выручка от реализации газет и журналов. На сегодняшний день основными средствами существования редакций и типографий явились доходы от коммерческой рекламы и спонсорские пожертвования учредителей. Жизнь показала, что от любой газеты можно получить ощутимую отдачу, даже если она и не эффективна с экономической стороны. Действительно, сила четвертой власти признана сегодня всеми, и любой более или менее значимый руководитель всеми силами старается установить контроль за местными печатными органами. Прошедшие в декабре выборы наглядно показали, что информация является очень дорогим товаром, и тот, кто контролирует средства ее подачи, может манипулировать общественным сознанием и настроением людей. Ставки здесь велики, ведь власть во многих случаях дороже денег. Недаром одним из последних постановлений, подписанных Владимиром Путиным, явились поправки к закону «Об экономической поддержке районных (городских) газет». Теперь все эти печатные издания будут финансироваться не через органы государственной власти субъектов Федерации, как было прежде, а напрямую через федеральные органы исполнительной власти в лице Минпечати. Речь идет о суммах порядка 60 млн. рублей, полученных редакциями в 1999 году, и 150 млн. рублей, запланированных на 2000 год.

Возможно, именно поэтому полиграфия, в отличие от других отраслей промышленности, в меньшей степени пострадала с началом рыночных преобразований в стране. Как ни странно, количество наименований периодических изданий не только не сократилось, но и возросло. Даже кризис не смог серьезно повлиять на этот процесс. На сегодняшний день только в реестре городских и районных газет России насчитывается более 2000 газет и журналов, не считая частных издателей (против 1200 в 1993 году). Это влечет за собой создание новых типографий, которые, собственно, и осваивают большую часть выделяемых на полиграфию денег. Со слов М.Лесина (на совещании от 10.11.99), только за последний год лицензии на полиграфическую деятельность получили 480 новых типографий, а их общее количество превысило 6 тысяч. С другой стороны, работать полиграфическим предприятиям становится все сложнее, так как одновременно с увеличением номенклатуры значительно уменьшились тиражи газет и журналов. Так, если до перестройки несколько изданий имели десятимиллионные тиражи, то сейчас газеты с двухсоттысячным тиражом можно пересчитать по пальцам. Средние тиражи уменьшились в 3-5 раз. Посмотрим, что же означают подобные преобразования для типографий с точки зрения технологии. Во-первых, при уменьшении тиражей увеличивается себестоимость газет. Ведь подготовительный период и затраты на формные процессы остаются теми же, но теперь они вынуждены «размазываться» на меньшее количество газет. Во-вторых, уменьшается эффективность работы оборудования. Высокопроизводительная техника вынуждена много (в процентном отношении к рабочему времени) простаивать во время подготовительных операций, а малопроизводительное оборудование с лучшим коэффициентом загрузки зачастую не удовлетворяет редакции по критерию оперативности. Ведь известно, что выход газеты к нужному сроку зачастую важнее качества печати, и в то же время редакторы многое бы отдали, чтобы отсрочить момент подписания газеты в тираж. Таким образом, становится понятно, что выбор оборудования для районной типографии — совсем не тривиальная задача. Если же к этому добавить возможность выбирать не только производителя, но и саму технологию печати, а также принять во внимание ограниченность в средствах отечественных полиграфистов, то и вовсе голова может пойти кругом.

В первую очередь очертим начальные условия, абстрагируясь от возможностей и ограничений, накладываемых полиграфическим оборудованием. Как показывает практика, перед большинством местных типографий стоит задача печати парочки четырех- или восьмиполосных ежедневных газет и нескольких изданий с большим числом полос еженедельно либо раз в месяц. Тиражи газет редко бывают больше 3-5 тысяч экземпляров, формат печатного листа — А2 или больше. Основная их масса печатается в одну или две краски, в то же время изредка может возникнуть необходимость в печати полноцветного издания. То же самое относится и к бумаге: основная доля изданий печатается на бумаге, подобранной по принципу «чем дешевле, тем лучше» (или «третий сорт не брак»), а несколько избранных газет или журналов может печататься на хорошей меловке. Знаю одну типографию, где при каждом тираже черно-белой местной газеты триста экземпляров печаталось на хорошей бумаге в цвете для адресной рассылки руководству и рекламодателям. Очень важным требованием для периодики является регулярность и своевременность выхода изданий; совершенно недопустим пропуск даже одного номера.

Если же взглянуть на эти условия через призму особенностей полиграфического оборудования и технологий, то здесь начнется самое интересное. Ни одна печатная машина из всего многообразия предложений не сможет удовлетворить сразу все требования. Любой поставщик оборудования скажет, что вышеназванные требования противоречивы и что нельзя на одном автомобиле возить и бетон, и пассажиров, и еще участвовать в ралли. И он будет во многом прав, поскольку действительно сложно совместить производство малых тиражей и низкую себестоимость продукции, высокую оперативность производства и равномерную загрузку оборудования, печать на одной машине цветных и черно-белых газет на бумаге разного качества. Не каждая печатная машина (будь она листовой или рулонной), способная печатать простую акцидентную продукцию, сможет выдать достаточное совмещение красок для цветной картинки. Очевидно, что для оперативной печати газет лучше подойдет рулонное (или, как некоторые говорят, ролевое — от английского слова roll) оборудование, плюсом которого, кроме высокой производительности, является полностью законченный производственный цикл. На выходе ротации получаются уже готовые, сфальцованные, разрезанные и сложенные в необходимое число раз газеты, которые можно, упаковав, сразу же выдать заказчикам. Но с экономической стороны это вряд ли будет самым оптимальным решением, так как при этом велики шансы, что дорогостоящая техника в небольшой районной типографии будет простаивать до 80% времени. К тому же в этом случае придется забыть о части вышеназванных требований, поскольку одна и та же рулонная машина не сможет печатать и на офсетной и на мелованной бумаге. И дело не только в наличии или отсутствии сушки, но и в конструкции красочных аппаратов машин, в схемах проводки бумажного полотна и других серьезных вещах. На рулонных машинах нельзя сменить формат печати и проблематично часто менять сорт бумаги. Минусом являются также большие габариты и масса машины, что требует поиска помещения большой площади с потолками необходимой высоты и мощным фундаментом или специальной ее подготовки. При подобном подходе для полного решения поставленной задачи придется установить сразу две печатные машины: одну (рулонную) для печати газет на простой офсетной бумаге, другую (листовую) для печати цветной продукции на меловке, и мириться с их простоями. Впрочем, остается еще шанс немного ограничить свои желания и согласиться на компромиссный вариант, связанный с использованием только листовых печатных машин. Если типография сразу не сможет обеспечить себе достаточное количество внутренних заказов на газетную или книжно-журнальную продукцию, то мало надежды на то, что эти заказы постепенно наберутся по всей округе. Ведь маленькие издательства часто не желают печатать свои газеты в других типографиях — как из-за увеличения сроков и издержек на транспортировку, так и для сохранения своей независимости от внешней цензуры. Зачастую для этого они готовы даже жертвовать качеством и объемом газет. Недостатком листового офсета является меньшая скорость печати и незавершенность цикла. Оттискам, вышедшим на приемный стапель печатного станка, еще предстоит пройти финишную обработку. Поэтому цикл производства газетно-журнальной продукции на листовом оборудовании занимает значительно больше времени, чем на рулонной машине. Тем не менее это не всегда является серьезным недостатком для небольшой типографии с малыми объемами работ. Положительные качества листовой машины — компактность, меньшие капиталовложения (даже с учетом затрат на финишное оборудование), простота обслуживания и универсальность машин — могут перевесить недостаток оперативности. В силу своего устройства и принципа действия листовые машины позволяют печатать продукцию на бумаге любого (в пределах допустимого по техническим параметрам) формата и любой толщины в один или несколько прогонов. За счет этого в моменты, когда машина не загружена периодикой, она может с успехом производить другую коммерческую продукцию (листовки, плакаты, упаковку, этикетку и т.п.) и тем самым приносить прибыль, покрывая убытки от нерентабельных газет.

Пока мы не ушли далеко в противопоставлении разных видов печатного оборудования, скажем, что данная публикация не ставит перед собой цели абстрактного сравнения рулонного и листового офсетного оборудования. Вообще, говорить, какая из этих машин лучше, а какая — хуже, не совсем корректно; это все равно, что сравнивать между собой поезд и автомобиль. Каждая из них оптимальна для решения определенного круга задач. Тем не менее некоторый общий оценочный критерий для них применительно к выполнению определенной задачи (в нашем случае печать малотиражных районных газет) дать можно. Это — финансовая сторона вопроса, ведь можно очень легко посчитать стоимость оборудования, а также примерно оценить прибыль, которую оно может принести. При безусловном выполнении задачи своевременного выпуска и надлежащего качества периодики оборудование должно быть эффективно загружено и как можно быстрее окупиться. Исходя из этого можно сделать вывод: если заказов достаточно для загрузки рулонной печатной машины хотя бы в односменном режиме, то именно ротация будет наиболее рациональным выбором. Если же заказов меньше, то следует рассмотреть построение типографии на базе листового офсета. С технической стороны первый вариант построения районной типографии очень прост. Все оборудование типографии может состоять из одной печатной машины, формного оборудования и участка обвязки или упаковки продукции. Наиболее популярное в нашей стране рулонное оборудование: российские ПОГи и МО, индийские NewSline, Mark, Zipkon, TPH или FAST, немецкий Mercury, английский DGM или американский GOSS. Для того чтобы не раздувать статью, не буду приводить подробных описаний рулонных машин (возможно, что об этом я как-нибудь напишу отдельно). Закончу рулонную тему краткой информацией о стоимости этих машин. Для того чтобы хоть как-то их оценить, приведем примерные стоимости наиболее популярных печатных машин, исходя из комплектации их самым простым (U-образным) красочным модулем 1+1, рулонной зарядкой без функции автосмены бумаги и примитивной фальцовкой, предназначенной для производства черно-белой четырехполосной газеты А2. Напомним, что почти все рулонные машины имеют модульную конструкцию и могут собираться подобно детскому конструктору в сотню всевозможных конфигураций. Итак, отечественная машина типа ПОГ 60 стоит порядка 70 000 долл., индийские машины Manugraph NewSline 20 — 100 000 долл., GrafiMex FAST — 120 000 долл., TPH Standard — 130 000 долл., английские DGM 430 — 200 000 долл., американские GOSS Community — 180 000 долл., немецкий Heidelberg Mercury — 250 000 долл. Все эти цифры носят ориентировочный характер, так как поставщики оборудования намеренно скрывают свои цены. Но порядок цифр и пропорции именно такие.

в начало

в начало

Листовой офсет для печати газет

С листовым оборудованием не все так однозначно, как с ротацией. Для получения законченного комплекса здесь необходим, кроме печатного, еще и серьезный финишный участок. Несмотря на большое разнообразие существующих офсетных печатных машин формата А2 (меньший формат для нормальной газеты неинтересен), лишь некоторые из них можно назвать подходящими для районных типографий. Оборудование с громкими марками Heidelberg, KBA, Roland, Sakuray, Shinohara, Ryobi большинству полиграфистов не по карману. Тем более что большинство из них и не подойдет для газетного производства. Ведь загружать дорогостоящую машину, предназначенную для высококачественной печати, пылящей бумагой низкого качества — все равно что возить цемент на автобусе. Это будет не только нерациональным расходованием средств, но и может привести к порче оборудования. Наиболее популярными в стране печатными машинами для газет издавна считаются машины ПОЛ 54 (-1 и -2) и Dominant 7Х5 серии, одно время по разнарядке поставлявшиеся во все государственные типографии. Эти машины имеют массивную конструкцию, литые чугунные станины, традиционную систему увлажнения. Примитивное механическое управление, простое крепление форм без штифтов и минимум электроники не кажутся большим недостатком для полиграфистов, недавно отошедших от тигельных станков высокой печати. Для того чтобы получить с этих машин высококачественную продукцию, печатники должны быть профессионалами, обладающими не только общим знанием полиграфии, но и представляющие себе норов (характерные особенности) конкретной машины. Обычно такие машины обслуживают два человека. На этих машинах выросло целое поколение печатников, которые научились не только профессионально работать на них, но и чинить их и даже изготавливать ломающиеся узлы и детали. Мне известно множество случаев, когда наши люди, проявляя недюжинную смекалку, переделывали заводские механизмы и направляли свои рацпредложения производителям. Так, например, один печатник в Ижевске внес более десяти улучшений в конструкцию ПОЛ-54-1 и, в частности, даже переделал штатную систему увлажнения. Умельцы из Геленджика вообще сконструировали для ПОЛки уникальную пневматическую систему равнения листов, которая значительно улучшила точность совмещения красок. Несмотря на некоторые недостатки (которые, собственно, и дают хлеб рационализаторам), такие как нестабильность печати (когда машина, печатавшая без проблем вчера, начинала вдруг «дурить»), проблема с проводкой тонкой бумаги (морщение, броски и т.п.), невысокая крейсерская скорость печати и отсутствие автоматизации, вынуждающее к долгим перерывам при смене тиражей, отечественные и чехословацкие машины не имели альтернативы из-за своей относительно низкой стоимости. Долгое время любого скептика всегда можно было сразить наповал вопросом: «А что еще можно найти за такие деньги в формате А2?»

Со временем старое оборудование модернизировалось и совершенствовалось, появлялось новое. Ейский завод выпустил двухкрасочную машину ПОЛ 54-2, Adast начинает производство нового модельного ряда 7Х6. На горизонте появились индийские печатные машины Shiva от Manugraph. После распада Чехословакии Dоminant(ы) начали выпускаться в двух вариантах: Adast из Чехии и Polly из Словении. Основные технические параметры некоторых машин приведены в сравнительной таблице. Одно плохо — одновременно с улучшением технических параметров машин росла и их стоимость. Так, на сегодняшний день примерная стоимость новых отечественных машин ПОЛ 54 составляет порядка 44 000 долл. за однокрасочную и 60 000 долл. за двухкрасочную модель, чешских моделей Dominant 715 и 725 — соответственно 71 000 и 135 000 долл. Высокие цены постепенно приводят к появлению интереса к вторичному рынку. Смотрите сами: одно дело купить б/у Dominant 715 за 10 000-15 000 долл., и совсем другое — платить в пять раз больше за новую машину. На этом фоне совершенным открытием сезона выглядит новая печатная техника из Китая — печатная машина Gronhi YK9600. О ней немного подробнее.

Как известно, в последнее десятилетие в мире очень сильное развитие получила печатная техника, предназначенная для оперативной печати простой продукции. (Автор уже писал об этом в своих статьях, см.http://poligraph.chat.ru). Прогресс малоформатных офсетных машин не имеет аналогов в других областях полиграфического машиностроения. Обладатели массивных ПОЛок и Доминантов с завистью посматривали на эти компактные шустрые машины, автоматизированные по последнему слову техники и «щелкающие» малотиражные заказы как орехи. Их рентабельность и удобство позволили открыть целое направление в области оказания полиграфических услуг. Одно было плохо — промышленность почему-то не выпускала подобные машины в формате большем, чем А3. Впрочем, оговоримся: некоторые исключения из этого правила были. Это печатные машины ABDick 9890 (формат 56*43 см, габариты 140*153*108 см, масса 720 кг) и Ryobi 640K (формат 64*48 см). Автор даже участвовал в инсталляциях и обслуживании нескольких подобных машин, но, к сожалению, «праздник» продолжался недолго, и на сегодняшний день все они сняты с серийного производства и доступны только на вторичном рынке. Несмотря на хорошую идею, перечисленные машины были сделаны не лучшим образом и не отличались высокой надежностью. Ситуацию кардинально изменило лишь оборудование фирмы Yingkou Gronhi (см. врезку 1), которая появилась на российском рынке несколько месяцев назад.

Печатная машина формата А2 YK9600 обладает целым рядом преимуществ по сравнению со своими более тяжелыми аналогами. Благодаря сочетанию высокой степени автоматизации и оперативности работы с долговечностью и надежностью конструкции она признана в мире. О высоком качестве машин и их современности, в частности, говорят международные сертификаты ISO9001 и GB/T19001. Судите сами: пневматическая подача бумаги по широкой стороне, отдельный стол равнения с механизмом тянущего типа, промежуточный разгонный цилиндр, развитый красочный аппарат, состоящий из 16 валиков, из которых три накатных имеют достаточно большие диаметры (64-68-70 мм), простое и надежное интегрированное увлажнение без чехлов, микропроцессорное управление с централизованным пультом управления и системой контроля прохождения бумаги, электронные датчики бумаги и автоматическая ловушка двойных листов, автоматическая установка натиска в печатной секции, автоматическая смывка офсетного полотна, красочного и увлажняющего аппаратов, удобные сменные красочные ящики, быстросъемные полотна с напрессованными планками и т.п. Машина легка в управлении: основные процессы (включение натиска, подачи бумаги и т.п.) включаются одним рычагом. Микрометрические ручки на корпусе позволяют провести вертикальную, горизонтальную и угловую приводку с шагом в сотые доли миллиметра, причем зачастую для этого не требуется даже остановка машины. Можно использовать любые металлические или полиэфирные печатные формы. Порошковая (штатно), ИК- и УФ-сушки (в виде опции) позволят работать на высокоглянцевых бумагах и невпитывающих материалах.

Компания «Апостроф», в которой я работаю, уже поставила пару таких машин в Россию. Одна машина находится в Москве, в демо-зале, где любой желающий может на нее посмотреть и получить образцы продукции. Сейчас машиной YK9600 заинтересовались многие полиграфисты. Ведутся переговоры о комплексном оснащении этими машинами целых регионов. В следующей части статьи попробуем построить виртуальную районную типографию на базе YK9600.

в начало

в начало

Состав оптимальной типографии

так, с печатным оборудованием для нашей типографии мы определились — это одна или две машины Gronhi YK9600. Повторим ее основные технические данные: формат до 640*470 мм, запечатываемая площадь до 615*432 мм, скорость работы 1000-8000 листов в час, бумага плотностью 40-255 г/м2, время перестройки с одного заказа на другой 10-15 мин. По нашим данным, эта машина способна за одну смену (10 часов) сделать 3-4 тиража черно-белой газетной продукции объемом от 1000 до 5000 листов каждый. Или же один трех-пятитысячный тираж при полноцветной (по схеме 4+4) печати. В случае если этих объемов недостаточно, можно изучить вопрос о приобретении нескольких таких машин. Теперь рассмотрим другие составляющие типографского комплекса.

в начало

в начало

Формный участок

ак же как и печатный участок, этап подготовки форм может быть реализован многими способами. Главные требования для него: быть оперативным, недорогим и адекватным необходимому качеству. Приведем три варианта его построения (см. врезку 2) по мере усложнения и увеличения качества печатных форм. В первом случае на принтере выводится на прозрачную пленку А3. При необходимости на специальном устройстве увеличивается плотность печатных элементов. Затем на монтажном столе на астролоне из двух пленок собирается монтаж А2, который крепится скотчем на металлическую пластину. Пластина экспонируется в копировальной раме и проявляется в кювете. Достоинства этого способа: простота изготовления фотоформ, невысокая стоимость комплекса. Непрозрачные оригиналы заказчика можно переснимать на пленку на ксероксе. Недостатки: принтер существенно ограничивает качество воспроизведения, особенно — полутоновых элементов. Поэтому возможны геометрические искажения. Много ручных операций.

Во втором случае вместо принтера используется недорогой кассетный ФНА формата А3. При этом можно получить фотоформы, позволяющие печатать цветную продукцию. Недостаток, связанный с большим количеством ручных операций, остается. В третьем случае — барабанный фотонабор формата А2. При этом мы получаем возможность вывода высококачественных изображений большого размера, и отпадает необходимость ручной стыковки полос. Существенное отличие от предыдущих вариантов — цветоделение для цветных плакатов с изображениями для себя и «на сторону», а также простор для развития. Недостаток — дороговизна.

в начало

в начало

Финишное оборудование

Обязательной составляющей комплекса является бумагорезальная машина. Она нужна, во-первых, для предварительной разрезки стопы бумаги перед печатью. Во-вторых, при выпуске любой «не газетной» продукции требуется подрезка листов после печати. Формат резальной машины должен быть больше формата печатной машины и больше стандартного формата поставки бумаги в листах. Обычно пачки бумаги имеют формат 70*100 см. Поэтому мы рекомендуем гидравлическую резальную машину с длиной реза не меньше 70 см. Это обойдется дороже электромеханической машины, но дополнительная мощность и надежность того стоят. Например, французский резак SEM FL-76S (длина реза 76 см, дисплей, масса 1200 кг) без программирования обойдется в 18 000 долл., с программированием — в 232 000 долл.

После печати листов А2 требуется еще несколько операций — подборка листов и фальцовка (складывание этих листов пополам). Именно это и является самым слабым местом листового газетного комплекса. Машин для комплексной обработки этих операций с бумагой формата А2 не существует. Поэтому приходится рассматривать вариант частичного или полного применения ручного труда.

При изготовлении четырехполосных газет в один печатный лист для механизации процесса можно обойтись одной фальцевальной машиной (например, пневматическим фальцаппаратом Sofrapli 505АВ формата 65*50 см, производительностью до 20 000 л/час и стоимостью 10 500 долл.), которая будет складывать газету и вдоль и поперек за два прогона. Если же газета будет иметь больший объем, то механизация финишных процедур потребует значительных вложений. Например, восьмисекционная пневматическая (фрикционный аппарат с газетной бумагой работать не будет) листоподборочная машина второго формата Horizon TAC-8 с производительностью 3000 листов в час обойдется примерно в 60 000 долл. Вывод с нее осуществляется на стапельный стол со сдвигом, чтобы было удобно разделять привертки. Фальцовку же придется делать вручную. Для облегчения этой процедуры можно сначала проделать биговку листов на специализированном устройстве. Перфорационно-биговальный аппарат не будет стоить дорого (например, OMM Mariner 2, с длиной ножа 50 см — 2300 долл.). Предварительную биговку можно сделать сразу после печати, она не помешает работе листоподборочного устройства. Заключительную фальцовку можно поручить распространителям — перед опусканием каждой газеты в почтовый ящик.

Таким образом, полная механизация газетного производства на базе листовой машины возможна лишь при производстве самых простых четырехполосных газет, во всех других случаях придется содержать штат рабочих, которые будут выполнять часть финишной обработки газет. Отсутствие средств на оснащение финишного участка можно компенсировать набором дополнительного персонала.

Для производства другой негазетной продукции может потребоваться дополнительное оборудование. Для этикеток и упаковки — вырубной пресс, для книг и журналов — скрепкошвейное устройство или аппарат клеевого скрепления и т.п.

В заключение скажем, что, вопреки распространенному мнению, перевооружение существующих типографий или основание нового газетного производства вполне можно произвести за сравнительно небольшие деньги (от 50 000 долл.). При этом надо отталкиваться от задач, которые предстоит выполнять предприятию. Возможно, приведенная здесь информация будет полезна для отечественных полиграфистов. Я специально приводил цены везде, где мог, и не отделывался общими фразами, чтобы читатели сами смогли оценить уровень рентабельности, капиталовложений в производство и сделать самостоятельные выводы. Кстати, большинство цен взято из прайс-листа компании «Апостроф», поскольку я работаю в этой фирме и эта информация мне более доступна. Однако я полагаю, что конкурирующее оборудование других поставщиков имеет примерно тот же порядок цен.

а дополнительной информацией можно обратиться к автору в фирму «Апостроф» или по E-mail: marsel@apostof.ru. Другие статьи можно найти в Интернете по адресу http://poligraph.chat.ru

КомпьюАрт 2'2000

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства