КомпьюАрт

2 - 2001

Новые книги о книге и книжном деле

Евгений Немировский

Лаврентьев А.Н. Лаборатория конструктивизма. Опыты графического моделирования: Учебно-методическое пособие по истории графического дизайна. М.: Грантъ, 2000. 256 с. Тираж не указан.

Книга представляет собой одновременно и альбом и хрестоматию, но в то же время это авторский труд, впрочем, достаточно лаконичный. Появление подобной книги более чем актуально. Проблема постижения опыта прошлого в современном русском книгоиздании стоит очень остро. Многие недавно пришедшие в издательский бизнес люди не знакомы с историей книги. Постигать особенности новой для них профессии им приходится на личном опыте. На этом пути неизбежны ошибки и упущения.

Конструктивизм — одно из серьезнейших увлечений мирового книгоиздания в ХХ столетии. Господствовало это направление в 20-х и в начале 30-х годов. А его реминисценции встречаются по сей день. Опыт художников-конструктивистов, среди которых было много русских, и сегодня может многому научить мастеров книги. Поэтому труд, предпринятый Александром Николаевичем Лаврентьевым, более чем современен и имеет практическое значение.

Книга родилась в стенах Московского государственного университета печати. Инициатива ее создания, как указывается в предисловии, принадлежит Анатолию Семенову, заведующему кафедрой художественно-технического оформления печатной продукции.

В книге восемь глав, которые автор именует «опытами». В первом «опыте», названном «Будетлянская книга», речь идет о художниках-футуристах. Строго говоря, к конструктивизму, возникшему впоследствии, они решительно никакого отношения не имели, разве что и те и другие были экспериментаторами. Объединяет их в нашей стране и фигура Владимира Владимировича Маяковского, книги которого оформляли сначала футуристы, а затем — конструктивисты. Возможно, именно поэтому в первой главе мы найдем репродукции работ конструктивиста Лазаря Марковича Лисицкого, подписанные псевдонимом Эль Лисицкий, в том числе и воспроизведение полос знаменитого издания «Для голоса» В.В.Маяковского, вышедшего в Берлине в 1922 году.

Конструктивизм, по крайней мере отечественный, берет начало в супрематизме, зачинателем которого является Казимир Малевич, — о нем, как и о Эль Лисицком, рассказано во втором «опыте», именуемом «Язык графики». О зарубежных истоках, а именно о группе «Баухауз» и о творчестве художника Ласло Мохой-Наде, в книге А.Н.Лаврентьева не упоминается, о чем можно только пожалеть.

А.Н.Лаврентьев подробно рассматривает практику конструктивизма. Это сделано в «опытах», посвященных фотомонтажу, рекламе, типографике, эмблематике... О работах великолепного мастера монтажа, опыт которого в современной издательской практике, к сожалению, используется редко, Александре Родченко, рассказывается подробно и интересно. И опять-таки ни слова не сказано о зарубежном классике этого жанра — немце Джоне Хартфильде. Особый вид фотомонтажа представляет собой так называемая фотограмма, в области которой работали Лисицкий, Соломон Телингатер и Варвара Степанова.

Книга А.Н.Лаврентьева представляется нам ценной еще и потому, что в ней воспроизводятся ныне основательно подзабытые печатные выступления идеологов конструктивизма. К ним относятся статьи Эль Лисицкого «Книга с точки зрения зрительного восприятия — визуальная книга» и «Фотопись», а также работа погибшего в сталинских лагерях Густава Клуциса «Фотомонтаж как новый вид агитационного искусства».

Очень скупо (практически ничего) в книге А.Н.Лаврентьева рассказано о конструктивистах, так сказать, второй волны — о Соломоне Бенедиктовиче Телингатере и о Николае Васильевиче Ильине, впоследствии ставших апологетами, применительно к книге, социалистического реализма, обернувшегося в этом случае претенциозным неоклассицизмом.

Дизайн книги А.Н.Лаврентьева более чем современен. Текстовый материал в ней не выключен, все строки имеют разную длину. Этот прием, к слову говоря, также восходит к практике конструктивизма. Качество репродуцирования по нынешним временам вполне удовлетворительное. И хотя книга прежде всего адресована студенческой аудитории, она, несомненно, будет полезна и практически работающим художникам.

Либрович С.Ф. История книги в России. М.: Государственная публичная историческая библиотека, 2000. 238 с. 500 экз.

Сигизмунд Феликсович Либрович (1855-1918) — фактический руководитель крупнейшего дореволюционного издательства Маврикия Осиповича Вольфа, талантливый и плодовитый литератор. Среди его литературно-публицистических опытов и «История книги в России», увидевшая свет в 1913-1914 годах. Труд этот, превосходно иллюстрированный и очень хорошо напечатанный, в свое время пользовался немалой популярностью. Но со времени его выхода в свет прошло почти 90 лет. Книга безусловно устарела. О первой московской так называемой Анонимной типографии в ней говорится скороговоркой. О выпущенных этой типографией трех Четвероевангелиях Либрович вообще не знает. Неизвестны ему и первые российские учебники — «Азбуки», напечатанные Иваном Федоровым в 1574 году во Львове и в 1578 году в Остроге. Оно и понятно, ведь сведения об этих изданиях появились в нашей печати уже после Второй мировой войны. Есть в книге и прямые ошибки. В издательском предисловии к новому изданию труда Либровича сказано, что он «может служить хорошим учебным пособием при преподавании истории в средних и специальных учебных заведениях». Однако это вызывает сомнения. В любом случае, затевая переиздание этого труда, нужно было снабдить его комментариями. Этого, к сожалению, не сделали. И еще об одном необходимо сказать. Первое издание труда Либровича — книга довольно большого объема. Переиздание же значительно «похудело» вследствие значительного уменьшения размеров иллюстраций. При этом, разумеется, ухудшилось их качество. Наглядного представления об оригиналах они не дают. Вообще, издавать «Историю книги в России» уместнее было не с новым набором и в новой орфографии, а факсимильно.

Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. 320 с. 5000 экз.

Как это ни странно, но обобщающих трудов по всеобщей истории графики и искусства книги на русском языке до сих пор не было. Тем, кто интересовался этим вопросом, приходилось обращаться или к трудам по истории книги, или к работам по истории гравюры. Еще в предвоенные годы, в 1939 году, в переводе на русский язык была издана «История европейской гравюры XV-XVIII веков» крупнейшего немецкого авторитета в этой области Пауля Кристеллера. В этом и по сей день сохраняющем свое значение труде шла речь не только о листовой гравюре, но и о прикнижной. Но об истории русской гравюры Кристеллер не сказал ни полслова, хотя название труда его вроде бы к этому обязывало.

И вот — наконец-то! — перед нами долгожданная и очень нужная работа. Имя ее автора Юрия Яковлевича Герчука хорошо знакомо и искусствоведам, и художникам книги. Некоторые из его трудов снискали заслуженную известность и считаются чуть ли не классическими. Назовем хотя бы «Художественную структуру книги» (1984) или «Художественные миры книги» (1989).

Новый труд Ю.Я.Герчука написан с большим знанием дела. Этого и следовало ожидать от автора, обладающего почти энциклопедическими знаниями в изучаемой им области. Уложить всеобщую историю книжного искусства в прокрустово ложе 20 авторских листов — дело нелегкое. Может быть, именно поэтому Герчук назвал свою книгу учебным пособием, хотя и не пояснил, для каких именно высших учебных заведений это пособие предназначено. Книга получилась очень скромной: небольшой формат, черно-белые иллюстрации, размер которых не позволяет составить должного представления об оригиналах. Вины автора в этом, конечно, нет. Однако издательство «Аспект Пресс» могло бы постараться и сделать книгу более представительной.

Примерно треть работы посвящена искусству рукописной книги, как известно, господствовавшему в книжном деле в течение многих веков. Многие выработанные здесь приемы и формы без каких-либо значительных изменений перешли в печатную книгу. Истории искусства рукописной книги в России в нашей литературе посвящено несколько первоклассных трудов. При этом о западноевропейском и восточном рукописании у нас написано мало. Труд Ю.Я.Герчука в этом смысле восполняет существенный пробел в отечественной историографии. При этом о русском рукописании почему-то говорится скороговоркой, ему отведено всего нескольких страниц в главе «Византийская книга и ее традиции». Нет никакого сомнения в том, что древнерусское рукописание испытало существенное воздействие византийского. Однако сводить все отечественное искусство рукописной книги лишь к византийским истокам было бы неправильно. Герчук, к сожалению это сделал. Естественно, что о многих важных и существенных фактах в его труде ничего не сказано. Здесь даже не упомянута первая русская точно датированная рукописная книга  — Остромирово Евангелие, с его превосходными миниатюрами. В книге даже не упомянуто имя Феодосия Изографа, который ввел в рукописную книгу орнаментику, выполненную в технике гравюры на меди.

Последняя часть пособия посвящена графике и искусству печатной книги нового и новейшего времени (заметим, что последние два слова автор почему-то пишет с прописных букв). Здесь изложение начато с изобретения Иоганна Гутенберга и его предыстории и доведено буквально до наших дней. Русская графика и искусство книги в этом разделе представлены. Они введены в контекст общемирового развития, и это, по нашему мнению, правильно. Говорить о том, чего в книге нет, занятие неблагодарное, особенно если учесть более чем скромный объем книги Ю.А.Герчука. Все же посетуем, что автор не нашел места для рассказа, например, о Людвиге фон Зигене и изобретении меццо-тинто или о Жане Батисте Лепренсе и создании акватинты. Есть и прямые ошибки. Леблона, которого звали Жак Кристоф, а не Якоб, нельзя назвать изобретателем трехцветной печати. А Георг Мейзенбах не был первым фототехником, применившим в полутоновом репродуцировании растр.

Впрочем, ошибки и недоделки не определяют лица умной и полезной книги Ю.А.Герчука, появление которой мы всячески приветствуем. Надеемся, что ее последующее издание, которое, безусловно, понадобится, будет более представительным и лучше иллюстрированным.

Buch und Buchhandel in Zahlen. Ausgabe 1999. Frankfurt am Main: Borsenverein des Deutschen Buchhandels E.V., 1999. 132 S.

Ежегодник «Книга и книжная торговля в числах» является аналогом нашего сборника «Печать Российской Федерации в… году». Правда, делается он на значительно более высоком художественно-полиграфическом уровне и содержит более разнообразные сведения. Открывается сборник разделом «Состояние отрасли», где подведены основные итоги года. Мы узнаем, что суммарная стоимость находившейся в 1998 году на книжном рынке Германии продукции составила 17,8 млрд. марок. По сравнению с 1997 годом наблюдался рост на 1,6%. Через Интернет была реализована книжная продукция на сумму в 60 млн. марок. В 1998 году в продажу поступило 820 тыс. наименований книг.

В следующем разделе статистического ежегодника «Свободное время и отношение к средствам информации» (подобного раздела в российском ежегоднике, к сожалению, нет) приводятся результаты социологических исследований о том, как немцы проводят свое свободное время и как они относятся к различным способам массовой коммуникации. Мы узнаем, например, что каждый гражданин западных районов Германии в 1997 году ежемесячно тратил на текущие расходы в среднем 5299,14 немецких марок. 16,0% этой суммы шло на организацию свободного времени — в основном на отпуск, автомобиль и занятия спортом. На покупку печатных источников информации жители ФРГ тратили ежемесячно в среднем по 66,61 марок, из них на книги — 29,0 марок. Цифры эти, как видим, не очень большие, особенно если учитывать высокие цены на книги. Однако социологи выяснили, что 73% населения Германии старше 14 лет интересуются книгами и более или менее регулярно читают их. 55% граждан указанного возраста в течение последних 12 месяцев купили хотя бы по одной книге. 16% населения читают книги ежедневно. Статистические сведения о чтении в Германии в сборнике приведены раздельно для мужчин и женщин, для людей разного возраста и разных профессий, для крупных и небольших населенных пунктов.

Следующий раздел именуется «Книготорговые предприятия». Надо сказать, что в Германии термин Buchhandel (книжная торговля) традиционно относится скорее к издательским, чем к специализированным книготорговым организациям. В «Адресной книге германо-язычной книжной торговли 1999-2000 гг.» (Adressbuch fur den deutschsprachigen Buchhandel 1999/2000) по состоянию на 28 февраля 1999 года числилось 24 154 предприятия и организации. 68% из них — издательства. Любопытны сведения о географическом распределении издательств. Лидирует в этом отношении Мюнхен, где работают 266 издательств. Далее следуют Берлин (195), Гамбург (137), Штутгарт (120), Франкфурт-на-Майне (111), Кельн (90). В Лейпциге, который ранее считался «книжной столицей» Германии, ныне действует всего лишь 26 издательств.

Подавляющее большинство (1486) издательских фирм по данным за 1997 год представляют собой сравнительно небольшие предприятия, ежегодный объем производства которых не превышает

250 тыс. марок. При этом существует 68 издательств, годовой оборот каждого из которых превышает 50 млн. марок. В ежегоднике сообщаются подробнейшие сведения о финансовом положении издательств, о структуре их доходов и расходов и т.п.

В разделе «Книжная продукция» прежде всего привлекают внимание сведения о количестве изданий и о тиражах. В 1998 году издательства ФРГ с количеством работающих не менее 20 человек выпустили на рынок 514 млн. экз. книг на общую сумму в 7,1 млн. немецких марок. Количество изданий в 1998 году составило 78 042, в том числе 57 678 новых и 20 364 повторных. Приведены сведения о структуре издательского выпуска, в котором удельный вес художественной литературы среди первых изданий составляет 11,6%. Читателям КомпьюАрта будет интересно узнать, что в 1998 годы в ФРГ было издано 209 книг по вопросам книговедения, библиотековедения, информации и документации, что составляет 0,4% общего выпуска. А вопросам информатики и обработки данных посвящено 1811 новых изданий, или 3,1% общего выпуска.

5472 новых издания в 1998 году было выпущено в карманном формате и в мягких обложках. Это 9,5% от общего выпуска первых изданий.

Сборник «Книга и книжная торговля в числах» содержит сведения и о международном выпуске книжной продукции. Лидирует здесь Китай, где в 1996 году было выпущено 110 283 издания. В 1996 году Китай обогнал Великобританию, где было выпущено 107 263 издания. Количество выпускаемых здесь изданий ежегодно растет: в 1994 году их было 95 015, в 1995  — 101 764. Далее следуют Германия (71 515 изданий), США (68 175), Япония (56 221), Испания (46 330), Россия (36 237), Италия (35 236), Франция (34 766, данные 1995 года), Южная Корея (30 487). Россия, по сведениям ЮНЕСКО, в 1998 году вышла на 6-е место. В 1994 году она занимала 9-е.

Количество переводных изданий в ФРГ в 1998 году — 7177 названий; что составляет 12,4% общего выпуска. В этой области наблюдается определенный спад: в 1995 году в Германии было выпущено 10 565 переводных изданий, или 14,2% общего выпуска. Большинство переводов (5179 изданий, или 72,7 % общего выпуска переводных изданий) было сделано с английского языка. С французского переведено 669 книг, с итальянского — 256, с голландского — 192, с испанского — 147, с русского — 110. Интерес к русской литературе падает. В 1990 году среди языков оригиналов переводных изданий русский язык находился на 4-м месте, в 1991 году — на 5-м, с 1994-го года и по сей день — на 6-м.

Помимо этого в ежегоднике приведены сведения о внешней торговле книжной продукцией, о покупке и продаже лицензий на издание книг. Общий объем стоимости ввоза печатной продукции (книги, газеты, журналы, ноты, географические карты) в ФРГ составил в 1997 году 16 735,52 млн. марок, а вывоза — 3138, 89 млн. марок. При этом в России было закуплено книг на 3487 тыс. марок (0,4% общей суммы немецкого импорта книжной продукции), журналов на 376 тыс., газет — на 1086 тыс. марок. Издательства ФРГ продали в Россию книг на сумму в 60 980 тыс. марок, журналов — на 1081 тыс. и газет — на 38 598 тыс. марок. Баланс внешней торговли, как видим, складывается не в нашу пользу.

Средняя цена книги в ФРГ составляла в 1997 году 40,46 марок — по 2,87 марки за печатный лист. Очень дороги библиографические указатели (в среднем 211,21 марки), издания по естественным наукам и технике. Средняя стоимость книги с произведениями художественной литературы — 21,67 марки.

В сборнике «Книга и книжная торговля в числах» содержатся также сведения о профессиональном образовании в области издательского дела и книжной торговли, о книжных выставках, состоявшихся в 1998 году, о крупнейших библиотеках Германии. На Франкфуртской книжной ярмарке в 1989 году было представлено 5578 издательств, в том числе 3450 зарубежных. К 1998 году эти показатели возросли до 6793 и 4325 соответственно. В ежегоднике приведены адреса организаций и учреждений, имеющих отношение к книжному делу.

Немировский Е.Л. Первые славянские миниатюрные издания. М.: Издательская группа Я.Н.Костюк, А.П.Лавренко, 2000. 84 с. 16 л. илл. 49 экз., в том числе 5 именных.

Миниатюрные издания, которыми ныне увлекаются любители курьезов, существовали еще до изобретения книгопечатания, в эпоху рукописания. Были они и среди инкунабулов, книг XV столетия. Автор рассказывает о первых славянских миниатюрных книгах кирилловского шрифта, появившихся во второй половине XVI века. Почин был сделан в 1572 году, когда типограф Яков из Софии напечатал в Венеции крохотный молитвенник «Различные потребии». Книга эта сохранилась всего в трех экземплярах, которые находятся в библиотеках Белграда, Лейдена и Санкт-Петербурга. Размеры петербургского экземпляра — 87×68 мм. В книге рассказано также о миниатюрах, напечатанных в самом конце XVI столетия в венецианской типографии Антонио Рампацетто. Это Молитвенник и Азбука, вышедшая в 1957 году. Это тоже очень редкие издания. Молитвенник сохранился в четырех экземплярах, а Азбука — в двух. Восьмистраничная Азбука воспроизведена в книге факсимильно в цвете, хотя качество цветопередачи оставляет желать лучшего. Кроме того, публикуются репродукции полос из других изданий. Многие из приведенных в книге иллюстраций публикуются впервые.

КомпьюАрт 2'2001

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства