КомпьюАрт

2 - 2002

Старшие братья настольных струйников

Петр Алексеев

Комплекс для широкоформатной печати

Четыре части качественного широкоформатного изображения

Программные RIP в плоттерных технологиях

PostscRIPtum

Родословная устройств широкоформатной печати

Носители для широкоформатной рекламы в интерьере

Носители для наружной рекламы

В прошедшее десятилетие мы наблюдали стремительную эволюцию струйной технологии, которая стала одним из самых распространенных способов печати. Seiko Epson выпустила первый цветной струйный принтер Epson Stylus Color в  1994 году. И сейчас струйники от Epson, Canon, Encad, HP, Roland и других производителей стали самыми распространенными печатающими устройствами — их можно встретить дома, в офисах, издательствах, препресс-студиях и печатных салонах. Дальнейшее развитие технологии струйной печати привело к возникновению устройств широкоформатной печати, которые могут считаться старшими братьями настольных струйных принтеров.

Полноцветная широкоформатная печать чаще всего применяется в области рекламной полиграфии. И несмотря на величину тиража, несопоставимую с печатными СМИ (или например, с ТВ), широкоформатная продукция эффективна и заслуженно пользуется популярностью в качестве средства коммуникационной политики.

В отличие от рекламы в электронных СМИ полиграфическая продукции не агрессивна и не вызывает у потребителя негативного восприятия, поскольку в ней отсутствует фактор вторжения в личную жизнь. Другим преимуществом печатной рекламы является отсутствие сообщений конкурентов в одном блоке. Так, по результатам западных исследований рекламы различных товаров, при описании конкретного рекламного ролика около 40% деталей, которые вспомнили респонденты, относились к роликам, рекламирующим марки конкурентов.

Кроме того, использование рекламной полиграфической продукции, которой не свойственна краткость, характерная для рекламы на радио и ТВ, позволяет фокусировать и удерживать внимание потребителя на рекламном обращении в течение более продолжительного времени.

Рекламная полиграфия предназначена в первую очередь для обращений, адресуемых к рациональным мотивам, и позволяет аргументированно представить все преимущества рекламируемого товара, сопровождая послание яркой эмоциональной картинкой.

Технологии позволяют использовать продукцию рекламной полиграфии на протяжении длительного периода без потери функционального и эстетического эффекта, что обеспечивает высокую частоту повторных контактов потребителя с рекламой. Одним из широко применяемых способов получения рекламной продукции такого рода является широкоформатная печать (Large-Format Printing), чья богатая родословная представлена на врезке.

Производство наружной рекламы является, пожалуй, самым сложным и требовательным направлением широкоформатной печати. Это связано с эксплуатацией готового изделия в условиях влияния солнца, ветра, осадков, выхлопных газов, пыли и прочих разрушающих изображение «прелестей», которыми в достатке изобилует современный мегаполис.

Припоминаю, как поразило меня описыние рекорда в области широкоформатной печати, который принадлежит компании MetroMedia Technologies (MMT). В цехах MMT установлено специальное оборудование производства компании Gerber. Внутри внешнего цилиндра длиной 8 м и окружностью 19 м (шайба шириной с высоту пятиэтажного дома) вращается меньший внутренний барабан (для получения более крупных изображений отдельные фрагменты соединяются тепловым методом). На нем крепится виниловое полотно, для окраски которого используются краскопульты, управляемые компьютером. «Печать» осуществляется специальными акриловыми красками, стойкими к воздействию окружающей среды.

На врезке рассмотрены некоторые носители, подходящие для работ, размещаемых на улице, и не требующие послепечатной обработки. В числе этих материалов — влагостойкая бумага, светорассеивающая пленка, самоклеящийся винил и широкий спектр баннерных материалов.

Комплекс для широкоформатной печати

Минимальный набор оборудования для комплекса широкоформатной печати состоит обычно из следующих компонентов: широкоформатного струйного плоттера, рабочей станции, программного или аппаратного RIP, спектрофотометр-колориметра, широкоформатного ламинатора, триммера для резки и, естественно, расходных материалов.

При выборе плоттера обычно учитывают следующие характеристики:

  • набор функциональных возможностей, по которым можно оценить применимость плоттера для решения ваших задач;
  • стоимость устройства;
  • его производительность;
  • стоимость эксплуатационных затрат, в том числе носителя, расходных материалов, обслуживания устройства, амортизации и потребления энергии;
  • качество изображения и обеспечиваемая цветовая гамма;
  • функциональность и эргономика;
  • автономность (возможность продолжительной работы без вмешательства оператора);
  • сервис, отсутствие проблем с расходными материалами и выбором носителей на российском рынке.

Значимость каждой из характеристик каждый пользователь определяет, руководствуясь собственными критериями. Наиболее общие из них — функциональные возможности, качество, стоимость, а также другие технические параметры, приводимые производителями плоттеров. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Media type — тип носителя; естественным образом влияет на эксплуатационные расходы.
  2. Max media size — максимальный размер листа (при использовании нарезанных листов) или Max media width — максимальная ширина носителя (при использовании рулонного носителя).
  3. Image size — размер рабочего поля носителя или ширины рабочего поля (image width), то есть пространства, на котором плоттер создает изображение (меньше Max media size на размер полей).
  4. Drawing size — формат листа. Определяет максимальный формат, который может быть вписан в рабочее поле.
  5. Media lenght — длина носителя. Для рулонных плоттеров зависит от его толщины, так как допустимый диаметр рулона носителя ограничен. Иногда можно встретить параметр Max media thickness (максимальная толщина носителя). Малая толщина носителя сужает спектр материалов, на которых можно печатать.
  6. Mechanical resolution — механическая точность (только для перьевых плоттеров). Всегда существенно выше фактической точности, обеспечиваемой плоттером.
  7. Software resolution — программное разрешение. Определяет, с какой точностью может кодироваться исходный графический файл. К точности координат в итоговом чертеже параметр имеет весьма отдаленное отношение.
  8. Accuracy — точность. Износ механики плоттера вследствие эксплуатации, применение другого пишущего узла или бумаги с повышенной шероховатостью и иные «отклоняющие» явления приведут к тому, что реально этот параметр будет существенно отличаться от заявленного.
  9. Repeatability — повторяемость. Параметр определяет точность, с которой плоттер может многократно позиционировать пишущий узел в одной и той же точке в процессе рисования.
  10. Resolution — разрешение печати (параметр используется в растровых плоттерах). Измеряется числом растровых точек на дюйм. Чем величина больше, тем разрешение выше. Разрешение полноцветной печати для некоторых видов цветных плоттеров меньше, чем разрешение монохромной печати.
  11. Media travel speed — cкорость перемещения носителя (печати). Параметр характерен для растровых плоттеров и обычно определяет максимально возможную скорость печати уже подготовленной информации. Для высокопроизводительных плоттеров узким местом является процесс пересылки графической информации и ее интерпретации в плоттере. В связи с этим реальная скорость печати также будет отличаться от заявленной. Поэтому следующий параметр — Interface (тип интерфейса) — характеризует не только способ подключения плоттера, но и скорость печати. Стандартными являются последовательный интерфейс RS-232C и параллельный интерфейс Centronics.
В начало В начало

Четыре части качественного широкоформатного изображения

Качество струйной печати определяется взаимодействием четырех элементов: плоттера, чернил, носителя и управляющего печатью RIP.

Большая часть носителей — это синтетические пленки. Пленки делятся на глянцевые и матовые различной степени прозрачности, для печати с наружной стороны и на обороте, для световой рекламы и т.д. Используемая бумага бывает матовая и глянцевая, с закрывающимися порами для предохранения чернил от воздействия влаги и ультрафиолетового излучения и т.д. Каждый вид носителя имеет свое назначение, в зависимости от которого выбирают наиболее подходящий. Так, печатную рекламу, используемую в интерьере, можно условно поделить на пять типов: плакаты, витринное оформление, внутренняя световая реклама, напольная графика, баннеры и декорации. Некоторые рекомендации по подбору материалов для интерьерных работ приведены на врезке.

Бумаги и пленки по характеру поверхности разделяют на матовые, глянцевые и полуглянцевые, а также на непрозрачные, полупрозрачные и прозрачные.

Глянцевые материалы обеспечивают наилучшую яркость и четкость изображения, но при этом дают блики. Полуглянцевым и матовым материалам этот недостаток присущ в меньшей степени, но и яркость у них хуже.

Непрозрачные материалы наиболее часто используются для изготовления традиционных работ.

Полупрозрачные носители — это материалы, которые предназначены для использования с подсветкой (backlit). Применяются в световых коробах. Изображение печатается зеркально. Устанавливаются рабочей стороной внутрь короба. Прозрачные материалы используются при необходимости наложить одно изображение на другое.

Как правило, лучшее качество печати достигается при использовании полиэстровых и виниловых пленок, а не бумаги. Но пленки стоят дороже, чем бумага. И если бюджет ограничен, применяют специальные виды бумаги с  покрытием плотностью 120-150 г/м2.

Для некоторых видов работ используется также материал под названием «холст». Основу его составляет ткань с переплетением, покрытая со стороны рабочей поверхности тонким слоем винила. Благодаря тому что покрытие дублирует фактуру ткани, имитируется традиционно используемый художниками холст.

Довольно часто встречается реклама струйных плоттеров, где утверждается, что плоттер печатает на любом материале. «Изобретательные» авторы подобной рекламы многих таким образом вводят в заблуждение. А ведь речь всего-навсего идет о способности плоттера загружать широкий диапазон материалов — от кальки до ватмана. Для каждого же типа плоттеров и чернил производителями разработаны специальные материалы. Основы материалов могут быть одинаковыми (например, полиэстровые пленки), но покрытие, в результате различной термохимической обработки рабочей поверхности, получается разное. Именно по этой причине одинаковые, казалось бы, пленки ведут себя в работе по-разному.

Атрибутом современного струйного плоттера является рулонная подача. Современные системы рулонной подачи предусматривают подачу с электрическим приводом (впервые реализовано EnCad). Рулонная подача с электрическим приводом позволяет применять более длинные рулоны бумаги и пленки. При использовании носителей в таких рулонах себестоимость квадратного метра печати ниже. Кроме того, увеличивается время непрерывной работы плоттера без вмешательства оператора. В ряде плоттеров также имеется система сушки (например, NovaJet PROe). Для качественной печати и экономии важна также система непрерывной подачи чернил.

Идеальные чернила описывают, например, следующим образом: «Чернила должны иметь длительный срок хранения, легко протекать через тонкие капилляры, вскипать и конденсироваться без изменения свойств; поверхностное натяжение их должно быть сбалансировано таким образом, чтобы они самопроизвольно не вытекали из сопел, но образовывали капли строго определенного размера; моментально высыхать при попадании на бумагу или пленку, иметь высокую степень адгезии, быть совершенно непрозрачными, никогда не выцветать (даже при постоянном воздействии солнечного света) и соответствовать полиграфическим цветам — голубому, пурпурному, желтому и черному». Но несмотря на многообразие технологий, идеал, естественно, по-прежнему недостижим.

В настоящее время в струйной печати наибольшее распространение получили два типа чернил: обычные и пигментные. Обычные чернила обеспечивают наилучшую яркость и насыщенность изображения, но выгорают под воздействием солнечного света. Пигментные чернила обладают стойкостью к ультрафиолету, а фирма EnCad стала пионером, выпустив водостойкие чернила. Из недостатков последних отмечают получение при их использовании менее насыщенных цветов, что, однако, вполне компенсируется возможностью печати уличных плакатов без дополнительной защитной обработки.

Так, например, компания EnCad рекомендует различные типы чернил для внутреннего и наружного употребления. Для внутреннего применения предлагаются два типа чернил, каждый из которых имеет свой цветовой охват.

Чернила GS приближены к стандарту SWOP, и их использование вызывает наименьшее количество проблем, так как все профессиональные программы верстки и цветоделения поддерживают SWOP.

Чернила серии GA позволяют получать яркие и контрастные изображения. Но поскольку их цветовой охват шире любого из промышленных стандартов базовых цветов (SWOP, Euroscale, Japan ink и т.д.), попытка воспользоваться стандартными таблицами цветоделения может привести к неудовлетворительным результатам. Более подробные рекомендации по выбору технологий вы можете найти на сайте компании «Терем».

Для наружного применения фирма EnCad выпускает материалы GO (Graphic Outdoor). Пигментные чернила GO состоят из твердых цветных микроскопических частиц, находящихся во взвешенном состоянии в водно-спиртовом растворе. В процессе печати при попадании на бумагу носитель частиц испаряется, а сами частицы остаются на листе. Плакат, выполненный такими чернилами, не требует ламинации для наружного использования и является устойчивым и к влаге, и к солнечному свету, поскольку пигментные чернила GO устойчивы к УФ-излучению. Но для обеспечения более долгой службы таких плакатов «Терем» рекомендует соблюдать ряд правил, изложенных в техническом бюллетене компании EnCad, посвященном печати для наружного применения: «...Все чернила GO должны использоваться только с носителями GO, такими как GO Vinil, GO Tyvek и т.д. Это связано с тем, что пигментная основа GO не закрепляется на поверхности материалов QIS, предназначенных для внутреннего применения... При подготовке материалов, цветоделении и печати рекомендуется установить значение Total Ink Limit не более 220%. При этом также рекомендуется использовать UCR для уменьшения количества CMY под черным ...Когда отпечаток первый раз подвергается воздействию влаги, очень небольшая часть красителя, не впитавшаяся в носитель, под действием воды смывается. Это нормальное явление. Рекомендуется перед окончательным монтажом плаката не только тщательно высушить отпечаток в течение не менее 24 часов, но и удалить краску, которая не впиталась. Для этого необходимо слегка увлажнить готовый отпечаток с помощью распылителя и аккуратно протереть поверхность мягкой не ворсистой тканью».

О разрешении. Паспортное значение разрешения плоттера, как правило, сообщает разрешение при печати векторной графики и текста. При печати растровых изображений реальное разрешение будет меньше. На визуальное восприятие разрешения и качества печати влияет алгоритм растрирования. Для вывода фотореалистической графики более подходящим может стать нерегулярный, стохастический растр. Системные драйверы плоттеров производят растры неплохого качества, но для профессионалов рекомендуется использование специализированных растровых процессоров (RIP).

О цветокалибровке. Любое устройство вывода «искажает» цвета. Чтобы минимизировать эти искажения, необходима цветокалибровка. Каждой паре «чернила—бумага» соответствует свой цветовой профиль. Как правило, для большинства видов носителей, рекомендуемых фирмой — разработчиком плоттеров, имеются такие профили, и они встроены в RIP. Если их нет, имеет смысл обратиться к фирме, поставившей вам оборудование.

В начало В начало

Программные RIP в плоттерных технологиях

RIP (или растровый процессор) называют «мозгом» плоттера, и без него сегодня немыслимы плоттерные технологии. Печать с использованием программных RIP позволяет, например, реализовать:

  • фотореалистическое качество путем применения различных методов растеризации (улучшаются глубина цвета и четкость в мелких деталях);
  • предсказуемую цветопередачу путем цветокалибровки;
  • качественное цветоделение;
  • превышение ограничения, встроенного в плоттер интерпретатора, по количеству векторов;
  • поддержка работы в сети;
  • печать файлов практически любого размера.
В начало В начало

PostscRIPtum

Процесс преобразования документа, который может включать в себя текстовую информацию, графику и полутоновые иллюстрации, в микроштриховое изображение (битовую карту) называется растрированием. А устройство или программа, выполняющие растрирование, носит название RIP (Raster Image Processor). Подобный процесс производит и драйвер принтера, но в профессиональной широкоформатной печати используются специализированные RIP, которые обеспечивают ряд дополнительных функций.

Как правило, RIP может формировать различные типы растра — в зависимости от типа печатаемого материала преобразовать изображение в частицы той или иной формы и расположения. Также RIP значительно сокращает время растрирования больших изображений, каковые и используются в широкоформатной печати.

RIP позволяет управлять цветопередачей, учитывая такие параметры, как спектральные характеристики чернил и носителей, физический шаг, размер и растискивание точек при печати и т.д. Для обеспечения правильной цветопередачи большинство RIP используют цветовые профили.

Хотя многие широкоформатные печатающие устройства сегодня предлагают впечатляющую скорость и прекрасную разрешающую способность, качество их продукции  во многом определяется качеством данных, которые посылает на принтер RIP. Все выводные устройства — рабы: они автоматически печатают файлы побитового отображения, создаваемые RIP. Для небольших издательств или дизайн-бюро, возможно, подойдут CAD Link PhotoScript или TechPool Transverter Pro. Для коллективов среднего масштаба, где требуется управлять несколькими печатающими устройствами и экономить недешевую специальную бумагу, размещая по несколько отрастрированных файлов на одной странице, понадобятся пакеты типа Aurelon DeskCheck, а для крупных организаций — CreoScitex Brisque, EFI Fiery LX и Xitron Navigator XPR. Если вы собираетесь печатать большие работы, то убедитесь, что RIP позволяет выводить изображение частями. И, естественно, RIP должен поддерживать ваше печатающее устройство и типы файлов, которые вы собираетесь печатать.

В RIP-процессорах разных производителей используются различные интерпретаторы PostScript — Adobe, Harlequin, 5D Jaws, GhostScript — или собственные разработки. В приведенную таблицу производителей RIP и печатающих устройств, к сожалению, не вошли такие параметры, как поддержка CMS и ICC, используемые производителями postscript-интерпретаторы, входные форматы и возможность использования OPI, однако по ссылкам вы можете найти необходимые сведения на сайтах производителей.

КомпьюАрт 2'2002

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства