КомпьюАрт

2 - 2002

Прочность картонного рынка

Светлана Фомина

Рынок

Мягкость картонных границ…

Гофрокартон

Картон и мир

Прогноз мирового производства картонов до 2010 года

Прошедшая в конце прошлого года первая международная выставка «Упаккартон-Россия-2001» как нельзя лучше продемонстрировала перспективность картонного бизнеса в России. Большое количество присутствующих там отечественных компаний, ранее не участвовавших ни в каких профильных выставках, подчеркнуло всю актуальность объединения картонного сообщества. Отечественная газетная бумага долгое время оставалась на гребне популярности по объемам производства, но сейчас ситуация меняется в пользу картона. Спрос, без сомнения, обусловлен возросшими потребностями рынка в более дешевой, чем импортная, картонной упаковке отечественного производства. Набирающие силу производственные мощности и расширившийся ассортимент позволяют говорить о картонном рынке как об одном из самых насыщенных на данный период.

Рынок

Согласно прогнозам британских экспертов в области бумажной продукции, объем рынка картона в России в 2005 году может вырасти до 695 тыс. тонн. В целом ситуация на рынке упаковочных материалов в России намного лучше, чем прогнозные оценки полуторагодичной давности. Производство кондитерских изделий стимулирует развитие производства готовой упаковки в России на отечественных предприятиях. Также увеличиваются объемы продаж картона для упаковки жидкостей. В итоге потребление картона растет быстрее, чем его производство в России.

Производство картонов является своеобразной лакмусовой бумажкой состояния экономики страны.

Сейчас в России производится около 250 тыс. тонн картона для потребительской упаковки. Помимо картона собственного производства Россия импортировала в прошлом году около 120 тыс. тонн картона различных видов, предназначенных для изготовления потребительской упаковки, на общую сумму почти 45 млн. долл.

Отечественный картон в течение долгого времени имел неприглядный вид и низкие характеристики качества, но при этом — необоснованно высокие отпускные цены предприятий. В 1996 году уровень производства картона в России составлял только 25% от суммарных производственных мощностей предприятий, а уровень производства полиграфической продукции на картоне упал до 15% от суммарных производственных мощностей предприятий.

Именно в этот период начался массовый завоз в Россию импортной готовой полиграфической продукции. Отечественные полиграфические предприятия стали отдавать предпочтение импортному картону. Тем более что на импортный картон сложились достаточно приемлемые рыночные цены при адекватном качестве предлагаемой продукции.

В настоящее время российский рынок картона оценивается достаточно высоко, считается весьма перспективным и активно развивается. Однако доля продаж российских производителей картонной упаковки не превышает половины потребности российского рынка. На рынке макулатурного картона российские предприятия вполне успешно конкурируют с западными поставщиками, тогда как на рынке целлюлозного картона проигрывают им.

Повышенной популярностью в последнее время пользуется макулатурный картон, который благодаря невысокой цене и улучшенному качеству находит все более широкое применение. Гофрокартон, обеспечивающий превосходное качество упаковки, также можно встретить в ассортименте любой компании. Он переживает в России свое второе рождение. Хотя среди мелованных традиционно преобладают картоны иностранного качества и производства, макулатурный и гофрокартон с успехом производятся и в России. Потребность в высококачественном мелованном картоне сегодня оценивается в 600 тыс. тонн в год. Отечественные же мощности ограниченны. Специалисты считают, что для удовлетворения потребности в мелованном картоне необходимо строительство современного завода мощностью до 400 тыс. тонн картона в год. Стоимость такого завода оценивается в 500-520 млн. долл.

В начало В начало

Мягкость картонных границ…

Проводить разницу между полиграфическими, дизайнерскими и упаковочными картонами, говоря о рынке в целом, не стоит. Да и границы при производстве конечного изделия из картона не такие четкие — сейчас, например, очень модным является дизайнерский ход, при котором используются намеренно грубые материалы, поэтому даже простой макулатурный картон может неожиданно стать дизайнерским… А посему остановимся на основных видах.

Картон, как правило, состоит из нескольких слоев: верхняя лицевая сторона, один или несколько внутренних слоев и оборотная сторона. Все слои соединяются во влажном состоянии в процессе производства на картоноделательной машине и спрессовываются. Внешний вид и эстетические свойства полиграфического картона зависят от того, какое сырье было использовано в производстве. Если нижний или внутренние слои картона серые — значит, для изготовления картона использовалось макулатурное сырье. При использовании древесной массы слои картона остаются светлыми. В случае целлюлозного сырья получается высококачественный картон с белыми слоями. Кроме того, картон подразделяют еще на целый ряд групп и сортов: дуплекс, триплекс, хромэрзац, хромокартон, а также целлюлозный картон и картон литого мелования. В зависимости от сорта и вида картона мы и видим на прилавках магазинов товары в более или менее привлекательных коробках.

Структура хромэрзаца, например, предполагает наличие различных волокон в разных слоях картона. Внутренний слой, на который приходится меньше сил в направлении поверхности (при сгибании, например), состоит из более дешевой механической массы с большим выходом. Покровные слои, на которые направлены силы тяги или силы сжатия, содержат лучшую по прочности целлюлозу. Благодаря такой структуре и удачному соотношению толщины и жесткости получается легкий недорогой картон. Из российских сортов пользуются спросом макулатурный хромэрзац «Нева» («Петроборд Трейдинг») и хромэрзац от «Новопака» (Ступинский комбинат).

Для целлюлозного картона характерен низкий выход, то есть из определенного количества древесного сырья получают относительно мало картона (выход целлюлозы составляет примерно 50% от количества древесины). В этом причина его высокой стоимости. К тому же он гораздо тяжелее хромэрзаца, что увеличивает фактическую стоимость конечного продукта. На российском рынке наиболее известны импортные сорта немецкого, финского, польского производства, а также из Швеции, США.

Все макулатурные картоны имеют в своей основе тщательно отсортированную макулатурную массу, обработанную специальным образом.

Оборотная сторона — светлая (серая или кремовая).

Печать на оборотной стороне также возможна с учетом ее технических характеристик.

Прекрасно поддаются послепечатной обработке — лакированию, ламинированию. Но сорта картона, содержащие макулатуру, менее жесткие, чем целлюлозные (на 20% при одинаковой поверхностной стоимости). Переход на более дешевые материалы негативно влияет и на качество продукта из макулатурного картона.

Крафт-целлюлоза используется для увеличения жесткости, прочности и влагостойкости картона. Материалы из нее имеют характерный цвет оборотной стороны — «кофе с молоком» — и повышенные жесткостные и барьерные свойства.

В начало В начало

Гофрокартон

Экологичный, имеющий природное происхождение, очень удобный в производстве и переработке картон переживает сегодня свое второе рождение.

Впервые гофрокартон начали изготавливать Альберт Джонс и Оливер Лонг в 1871 году. Это стало настоящим открытием, и с тех пор уникальный материал занял прочное место в производстве транспортной тары.

Характерный признак гофрированного, или профильно-ориентированного, картона, — волнообразный слой. Для этого используется специальная бумага — флютинг. Роль плоских внешних стенок выполняет картон-лайнер. Благодаря соединению флютинга с лайнером и получается гофрокартон — анизотропный материал, обладающий неодинаковыми свойствами в различных направлениях. Он отличается хорошей плоскостной и торцевой жесткостью, а также прекрасными амортизационными свойствами. Эти качества как нельзя лучше подходят для изготовления прочной, удобной и легкой тары.

Еще в недалеком прошлом гофрокартон, как правило, состоял из двух или трех слоев. Однако стремительный прогресс, а наряду с ним и промышленность предъявляли к упаковке все более высокие требования. Со временем появился пяти- и семислойный гофрокартон с разными размерами волны. Именно высота и шаг гофры определяют, к какому виду относится тот или иной гофрокартон. Для мировых стандартов гофры (волны) имеют буквенные обозначения: А, В, С и Е.

Для изготовления тары по европейским стандартам чаще всего используются гофры А и В. Картон с гофром А обладает высокой упругостью и применяется при изготовлении ящиков для упаковки хрупкой продукции (в первую очередь изделий из стекла). Большая высота и шаг гофров придают ему особую амортизационную способность. Гофрированный картон с гофром В применяют при изготовлении тары для менее хрупкой продукции (консервы, напитки в металлических банках). В отличие от Европы в США в основным используют гофрокартон с гофром С. Из такого картона изготавливают особо прочные ящики, хорошо переносящие не только транспортировку, но и штабелирование.

В последнее время как в США, так и европейских странах все чаще применяют гофрированный картон с гофром Е, который специалисты именуют микрогофрой. Этот материал имеет ровную поверхность, которая прекрасно подходит для высококачественной многоцветной полиграфии. Не так давно появился гофрокартон с еще меньшими шагом и высотой гофра, например микрогофрокартон F, G.

Сегодня мы повсеместно встречаем упаковки из гофрокартона, даже не задумываясь, что этот материал действительно стал основным в производстве тары. Как утверждают специалисты, на рынке упаковки картон и бумага составляют в среднем около 40% общего объема упаковочных материалов. В этом сегменте гофрокартон занимает более 70% и, как уже говорилось, процент его использования возрастает с каждым днем. Кстати, одним из признаков при определении жизненного уровня является именно расход упаковочного картона на одного жителя той или иной страны. Таким образом, вырисовывается довольно четкая картина, где лидирующую позицию со значительным отрывом от остальных занимают Соединенные Штаты, где на одного человека приходится 108,3 кг гофрокартона в год. В Японии — 71,9, в Канаде — 66,5, в Италии — 58,6, во Франции — 52,6, в Германии — 48,1 кг. В последние годы на отечественном рынке значительно увеличился спрос на конечный продукт целлюлозно-бумажного производства — гофрокартон и ящики. А отечественные мощности увеличили производство крафт-лайнера (картона для плоских слоев гофрокартона).

Основные российские производители гофрокартона и гофротары:

  • ОАО «Архбум»
  • Картонно-бумажный комбинат, г.Набережные Челны
  • ЗАО «ГОТЭК»
  • ЗАО «Картонтара»
  • АОЗТ «Гофрон»
  • ОАО ПЭФ «Союз»
  • Компания SCA (Швеция)
  • Каменская бумажно-картонажная фабрика
  • ЗАО «AssiDoman Packaging St.Petersburg»
  • ОАО «Кондровская бумажная компания»
  • ЗАО «Stora Enso Packaging»
  • ОАО «Азовтара»
  • Брянская бумажная фабрика
  • ЗАО «Рязанский картонно-рубероидный завод»
  • ОАО «Московский картонажно-полиграфический комбинат»
  • ООО «Производственное объединение “Гофра”»
  • ЗАО «Ростовтара» (Филиал №1)
  • ООО «Интер-инвест»
  • ОАО «Тара»
  • Pakketti Group Moscow
  • «Икс Групп»
  • ЗАО «Мерпаса»
  • ООО «Ирмик»

Производителей гофрированной упаковки можно условно разделить на следующие категории:

  • производители сырья (флютинга и лайнера) для гофрокартона, изготавливающие и гофрокартон, и упаковку;
  • предприятия, закупающие сырье и изготавливающие из него гофрокартон и упаковку;
  • фирмы, закупающие готовый гофрокартон и выпускающие гофроящики.
В начало В начало

Картон и мир

Как полагают аналитики, производители картонов без особого труда смогут удержать свою долю на рынке, а в некоторых его сегментах, таких как пищевая упаковка и одноразовая посуда, — даже усилить свои позиции.

Мировое потребление картонов, по прогнозам Jaakko Pоyry Consulting, будет расти в среднем на 3% ежегодно и к 2010 году составит 45 млн. тонн. По росту объемов потребления лидирующую позицию займет Азия. На ее долю придется до 56% всего роста мирового потребления картонов. Поэтому все свои более отдаленные планы по увеличению производства мировые производители неизменно связывают с азиатским регионом. Помимо расширения рынков сбыта за счет возникновения новых компаний — представителей крупных международных корпораций, производители картона также возлагают большие надежды на местных производителей косметики, санитарно-гигиенических товаров и пищевых продуктов.

Потребление картонов на душу населения, по прогнозам аналитиков, будет расти во всех регионах. Если сегодня мировое потребление картонов на душу населения составляет 5,2 кг, то к 2010 году эта цифра, по мнению специалистов, вырастет до 6,6 кг. К 2010 году лидером в душевом потреблении картонов по-прежнему останутся США с 36 кг картонов на душу населения. Следующими будут Европа и Япония — с 24 и 22 кг на душу населения соответственно. В остальных регионах мира душевое потребление картонов не превысит 5-килограммовой отметки.

Большинство импортного картона в России появляется благодаря крупнейшим бумажным оптовикам, которые, проводя исследования рынка, наиболее четко представляют себе его потребности. В ассортименте этих компаний всегда в наличии чистоцеллюлозные картоны западных производителей, макулатурные, а порой стали появляться и российские виды.

Российский рынок картона на сегодня можно охарактеризовать одной фразой: потребление картона превышает его производство, однако можно надеяться, что в скором времени ситуация изменится. Во всяком случае, об этом говорят растущие каждый год показатели производства российских лидеров в области производства картона: Сыктывкарского лесопромышленного комплекса, Сегежского целлюлозно-бумажного комбината, Калужского экспериментального завода, Московского картонажно-полиграфического комбината, Архангельского ЦБК и др.

КомпьюАрт 2'2002

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства