
Photoshop: от простого к сложному. Часть 50
Обработка традиционных рисунков: перо
4. Будьте готовы к неожиданностям
Очередные три урока нашей рубрики будут посвящены использованию
в иллюстрациях картинок, нарисованных традиционными методами. В первой части
рассмотрено создание изображения на основе рисунков пером и тушью, из которых
в Photoshop построена композиция со слоями и текстурой.
Чтобы цифровая иллюстрация выглядела как изображение, нарисованное обычными
инструментами, вам в качестве основы понадобится оригинал. Это может быть фотография,
рисунок, эскиз, текстура — все что угодно. Успех будет зависеть от оригинальности
исходной картинки. Не стесняйтесь и экспериментируйте с разным материалом.
Photoshop предлагает большой выбор инструментов и фильтров, способных изменять
исходное изображение в большей или меньшей степени. Мы продемонстрируем, как
с помощью манипуляций слоями, а также использования сканированных текстур можно
модифицировать оригинальный рисунок и придать ему выразительность.
1. Исходный рисунок
Одним из важнейших условий имитации традиционного рисовального стиля является экспериментирование с натуральным материалом. Это может быть оригинальная текстура или картинка, которая будет служить основой...
- Эти рисунки созданы в классической манере — пером и тушью. Левое изображение
имеет массу мелких деталей. Складки и перья аккуратно заштрихованы. Справа —
упрощенный эскиз того же изображения на увлажненной бумаге, чтобы линии были
несколько размытыми.
- Голова ангела нарисована пером в сочетании с карандашной растушевкой. Она
гораздо больше, чем туловище, поэтому черты сканированного и уменьшенного
в Photoshop изображения более реалистичны.
- Теперь — самое интересное. Эта сине-зеленая текстура создана путем нанесения
цветных красок на пластмассовую плитку, потом плитка была прижата к увлажненной
бумаге, и получился интересный оттиск, пригодный для сканирования. Оранжевая
текстура получена нанесением краски на рельефный кусок металла.
![]() |
![]() |
2. Размещение фигур
Далее предстоит плавно вписать фигуры ангелов в новое окружение. Здесь важно определить верное настроение...
- Уменьшив голову и соединив ее с туловищем, помещаем ангела на красочный
фон. Пока рисунок выглядит статичным. Для придания живости ему следует сообщить
элемент движения.
- Модуль Liquify поможет вдохнуть жизнь в фигуру. После обработки мелких
деталей инструментами Pucker (Сжатие) и Bloat (Расширение) складки мантии
стали более естественными, а загнутые концы перьев придают крыльям даже несколько
угрожающий вид.
- Фигура гораздо лучше впишется в фон, если заменить режим наложения Normal
(Нормальный) на Luminosity (Яркость). Фоновые цвета станут проглядывать сквозь
черно-белый рисунок. Поскольку фигура остается все еще слишком прилизанной,
загрузим второй рисунок, чтобы сделать изображение чуть грубее.
- Инвертировав изображение, мы с помощью команды Hue/Saturation (Цветовой
тон/Насыщенность) сделали его зеленым, чтобы лучше вписать в фоновую текстуру.
Теперь помещаем этот слой поверх фигуры ангела.
- Переключаем режим наложения слоя с Normal на Screen (Осветление), в результате
чего поверх оригинального изображения появляются слабо различимые участки
нового рисунка. Это придает фигуре новое измерение и является частью процесса
придания изображению вида старой гравюры.
- Эти действия следует повторить применительно к остальным фигурам. Для придания
неповторимости каждой из них использован модуль Liquify. Однако, хотя он и дает
замечательные результаты, помните: чем меньше, тем лучше.
![]() |
![]() |
3. Волшебство текстуры
Разместим на изображении текстуру...
- Пока фигуры выглядят на фоне не совсем достоверно. Вырезая те или иные
участки фона и накладывая их на фигуры, постарайтесь как можно лучше вписать
ангелов в окружение.
- Распределив текстуру на теле ангела с наибольшей естественностью, переключаемся
с режима Normal на Hard Light (Жесткий свет). Получаем нечто, напоминающее
эффект травления или витражного стекла — перекрывающая текстура кое-где кажется
подсвеченной.
- Проделайте то же с остальными изображениями ангелов. Это потребует экспериментирования,
поскольку одни участки фона накладываются лучше, другие хуже. Работать придется
методом проб и ошибок, пока изображение не будет выглядеть так, как надо.
![]() |
![]() |
4. Будьте готовы к неожиданностям
Хороший эффект может появиться случайно, что подтверждает пользу экспериментирования...
- Чтобы создать «родное» окружение для ангелов, построим облачный ландшафт.
Берем фотографию облаков, сделанную из окна самолета. Мы предполагали наложить
облака на текстуру в режиме Multiply (Умножение). Но хотя теоретически это
казалось здорово, на практике не сработало.
- Обратившись к команде Hue/Saturation, мы придали облакам фиолетовый оттенок
и поэкспериментировали с наложением слоев.
- В режиме Soft Light цвета во всем изображении стали ярче и контрастнее.
И хотя от облаков ничего не осталось, этот случайный фиолетовый оттенок в сочетании
с эффектом Soft Light высветил нужные участки фона.
![]() |
![]() |
5. Атмосфера
Атмосфера должна придать завершенность фону, но не затенять ангелов...
- Мы импортировали фотографии облаков и из каждой выбрали наилучшие детали.
Для разных частей композиции нужны разные облака. Нижние требуют эффекта типа
плиточного, образующего линию горизонта, а средние и верхние должны изображать
лишь кое-какие атмосферные детали, оттеняющие «твердь».
- Переносим облака в соответствующие участки композиции. Для подгонки цвета
облаков под области, на которых они располагаю тся, использована команда Hue/Saturation:
зеленые облака покрывают зеленую область, голубые — голубую. Для усиления
деталей воспользуйтесь инструментом «Резкость».
- Верхним облакам задайте режим наложения Screen, средним — Multiply, а нижним —
Hard Light (Жесткий свет).
![]() |
![]() |
6. Создание текстурной рамки
Далее создаем текстурное обрамление и добавляем луну...
- Подобрав из библиотеки изображений подходящую рамку, мы с помощью команды
Color Range выделили белую область посередине и инвертировали выделение.
Затем перенесли выделение в окно с рельефной текстурой. Путем копирования
и вставки выделения мы получили текстурное обрамление для своей композиции.
- Командой Hue/Saturation заменяем оранжевый цвет другим, более подходящим
для фона. В данном случае с ним хорошо сочетается голубой.
- Рамка слишком плотно сливается с изображением. Чтобы как-то отделить ее,
добавим отбрасываемую тень. Снова выделяем рамку и создаем отдельный слой,
залив выделение черным. Для придания тени большего
реализма слегка размываем ее фильтром Gaussian Blur (Размытие по Гауссу).
- Помещаем тень за рамкой и слегка сдвигаем ее вправо и вниз, чтобы создать
иллюзию источника света. Такая рамка придает изображению вид старинной картинки.
- Композиция нуждается еще в чем-то, что объединило бы все элементы. Эта
луна придаст ей равновесие. Командой Levels (Уровни) повышаем контраст луны,
делая серые области черными, а светлые — белыми.
- Такая техника позволяет наложить изображение на фон в режиме Screen без
ущерба для окружающих цветов и текстуры. При этом светлые области наложенного
изображения вычитаются из нижних темных цветов и черные его участки становятся
невидимыми.
![]() |
![]() |
7. Завершающие штрихи
Передний план требует ничуть не меньшего внимания, чем фон. Эти небольшие штрихи придадут композиции завершенность...
- Как вы, возможно, заметили, картинка получилось слишком чистой — чтобы
имитировать ее под старину, следует добавить немного «пыли и царапин». Этому
послужит изображение текстуры камня.
- Мы инвертировали текстуру, превратив ее в негатив. Затем с помощью средств
диалогового окна Hue/Saturation сделали все белые пятна бледно-зелеными под
стать фону.
- В завершение мы задали текстуре режим наложения Screen, получив эффект
электризованной, изъеденной временем поверхности. Теперь простые рисунки пером
и тушью выглядят так, словно пропущены через цифровой ад, но в то же время
сохраняют многие из своих особенностей.
КомпьюАрт 2'2002