КомпьюАрт

2 - 2002

Полиграфические методы защиты. Часть 2

Николай Дубина, vedi@d-s.ru

Программное обеспечение компании JSP Jura

GS Layout

GS Layout Plus

GS Vector Starlight

GS Vector Premium

GS Vector Collection Plus

GS Art Screen

GS Latent Image Generator 3D

GS XeroGuard

GS Rainbow

GS Multistep & Distortion

GS Crop

Orell Fussli Security Documents AG

ColorMaster

SoftScreen

Hedopra

Relief

Cyclone II

Программное обеспечение компании Barco Graphics

Gilloche Generator

Fingerprint

Special Raster

Quick Background

Crystal Patterns

Special Warp Grids

Numismatics

Split Line Generator

Path Definition

Variable Line Width

Программное обеспечение компании AestronDesign

Программное обеспечение компании HCC Security Graphics

Excentro — виртуальная гильоширная машина

Программное обеспечение компании SecuritySoft Co.

Гравер

Цербер

Создание простой розетты

Делаем бордюр

Спецификация Banknotizer

В предыдущем номере (КомпьюАрт, № 1’2002) мы в общих чертах рассмотрели различные методы полиграфической защиты ценных бумаг, бланков строгой отчетности, упаковки и т.п. В данной статье хотелось бы поговорить более конкретно о таких способах, как гравюра и гильош, то есть о защите на уровне дизайна.

Процесс создания печатной формы из какого-либо твердого материала — дерева, металла, линолеума — называется гравированием (от франц. graver — вырезать). Рисунок создается посредством процарапывания или вырезания каким-либо острым инструментом, например иглой или резцом. Произведения графики, отпечатанные с гравировальной печатной формы, называют гравюрой. В зависимости от применяемого материала (металл, дерево и др.) различают несколько видов гравюр. Линии на гравюре также могут быть разными: прерывистые, сплошные, различные по глубине.

Еще во времена правления Петра I в России остро встала проблема защиты купюр от подделок. Начинают предприниматься первые шаги в этой области. В конце XVII века в качестве мер защиты постепенно начинают применять сложные композиции рисунка, мелкий текст, на купюре ставятся подписи виднейших людей страны. Однако ничто не спасало от подделок и приходилось изобретать все новые методы.

Примерно в это же время появляются идеи о защите ценных бумаг и денежных купюр с помощью сложных тонких линий. Так возникает новая технология — гильош. Естественно, что применение техники гильоша как защитного средства от подделок становится популярным в ряде европейских стран. В России гильош появился на ассигнациях и других ценных бумагах еще при Александре II. Такая защита используется и поныне.

Гильош — это специальная технология защиты документов и ценных бумаг с помощью композиции из гильоширных элементов, размещенных на поверхности защищаемого документа.

Гильоширными элементами называют рисунок из большого количества сложнопересекающихся кружевных тонких линий, заданных математическими формулами. Такими элементами могут быть защитные сетки, розетты, бордюры, виньетки и уголки. Гильош по своему дизайну может быть как симметричным, так и асимметричным. Согласно существующим нормативам гильоширные элементы должны занимать не менее 70% площади ценных бумаг. Причем большая часть этой площади должна содержать многоцветные гильоширные композиции. Повторить гильоширную композицию, полученную методом орловской печати, когда ко всем сложностям добавляется плавно и произвольно меняющийся цвет каждой линии, другими способами (офсет, трафарет, высокая или глубокая печать) невозможно. Поддельная линия получится либо непрерывной, но монохромной, либо меняющей цвет, но прерывистой, состоящей из растровых точек. Выдержать оба требования одновременно не получится. Кроме всего прочего, даже монохромные гильоширные элементы сложны для сканирования, так как нередко содержат повторяющиеся периодические элементы, способные загрузить огромные массивы памяти и затруднить работу компьютера.

Немногие мастера, которые работали на производствах по выпуску ценных бумаг, могли создавать новые гильоширные элементы. Даже в середине XX столетия дизайн купюр и гильоширные элементы рисовались вручную. Надо сказать, что технология гильоша постоянно совершенствуется.

С развитием компьютерной графики стали разрабатываться различные математические методы и программы для создания гильоша. В наши дни большинство гильоширных элементов создается на основе сложнейших компьютерных программ, основанных на специальных математических формулах.

Но мы еще не упомянули о том, что сама гравюра также является защитным элементом. Большинство современных банкнот содержат в своем дизайне граверные композиции.

В первой части статьи мы кратко упоминали о современных программных средствах по созданию гравюр и гильошей. Надо сказать, что получить более-менее полную информацию обо всех программах зарубежных разработчиков по тем или иным причинам практически невозможно. Поэтому я поделюсь с вами тем немногим, что мне удалось собрать в российских и зарубежных публикациях (заранее приношу свои извинения за плохое качество иллюстраций). А в заключение насколько возможно полно расскажу о разработках российских программистов.

Программное обеспечение компании JSP Jura

(http://www.jura.at/)

Австрийская (ранее венгерская. — Прим. авт.) компания JSP Jura занимается вопросами специального программного обеспечения, создавая на платформе Windows независящие от общедоступных дизайнерских продуктов (Adobe Photoshop и др.) программы, которые обеспечивают и необходимый уровень секретности при работе над банкнотами, и использование последних достижений в компьютерных технологиях (рис. 1). Каждая копия программы снабжается персональной спецификацией под компьютер заказчика.

В начало В начало

GS Layout

Векторная программа, основанная на возможностях PostScript. Дизайнер может изменять размеры объектов, одновременно работать с несколькими графическими объектами. Самой интересной особенностью GS Layout можно назвать модели способов подделки или копирования, которые можно создать виртуально (соответственно и разработать способы борьбы с ними).

GS Layout Plus

Дополнительный набор инструментов для работы GS Layout.

GS Vector Starlight

Эта программа (рис. 2) имитирует производство традиционных типов кривых и узоров (розетки, рельефы с различной высотой линий). Дизайнер работает с моделями на экране в режиме реального времени. Все графические элементы представлены с заранее определенными регулируемыми параметрами.

В начало В начало

GS Vector Premium

Эта программа включает все функции и свойства GS Vector Starlight и имеет ряд дополнительных возможностей для художественного проектирования. Дизайнер может свободно изменять стандартную модель и создавать совершенно новые комбинации. Структура создаваемых комбинаций имеет неограниченное количество вариантов.

GS Vector Collection Plus

Графическая (PostScript-совместимая) база данных. Включает в себя 200 графических элементов, которые собраны в четыре группы по типам (розетки, бордюры, фоны и специальные элементы). Элементы могут быть использованы в GS Layout или GS Layout Plus. Возможно изменение моделей с помощью GS Vector Starlight.

GS Art Screen

Программа воспроизведения специальных изображений с двумя возможными опциями:

FreeScreen — позволяет дизайнеру работать с любыми изображениями для создания полутонового рисунка;

G-Screen — вероятностный художественный отбор, основанный на использовании случайно повторяющихся графических элементов.

В начало В начало

GS Latent Image Generator 3D

Производство и моделирование трехмерных изображений с неограниченной возможностью увеличения или уменьшения изображения. «Скрытые» изображения выводятся на дисплей и там сопоставляются результаты. Процесс занимает минимум времени.

GS XeroGuard

Наиболее эффективная (запатентованная) защита от подделки с использованием копировальных машин. Это решение одинаково результативно как против черно-белого, так и против цветного копирования (рис. 3).

GS Rainbow

Быстрая и эффективная подборка цветовой гаммы на банкнотах. Создает наиболее точный план того, как будут использованы чернила на различных печатных платах, бумаге с водяными знаками и защитными нитями, как будет выполняться высокая печать, гравировка и т.д.

Преимущества модуля: выбор взаимодействующих цветов, отображает радужные краски, эффект орловской печати и т.п. Высокая скорость выбора различных цветовых сочетаний.

В начало В начало

GS Multistep & Distortion

С помощью этой программы художник может повторить все свои действия неограниченное количество раз и вернуться к любому нужному ему варианту.

GS Crop

Это специальный инструментарий для предварительного просмотра и свободного редактирования файлов со сложными изображениями, объем которых слишком велик (не могут быть открыты в программе обычного редактирования).

Программное обеспечение компании

Orell Fussli Security Documents AG

(http://www.ofsd.ch/)

Banknotizer — это специальное программное обеспечение, созданное для работы на Macintosh со стандартным набором графических программ, например от Adobe (рис. 4). Кстати, Banknotizer работает с обычным набором PostScript-шрифтов, что делает его программой, которая хорошо работает с уже существующими компьютерными системами.

Banknotizer создает сложный, трудно поддающийся воспроизведению дизайн за счет техники специального проектирования под глубокую, сухую и влажную офсетную печать. Технологическое нововведение — многоцветный мультиэкран (совместная технология ColorMaster и SoftScreen).

В начало В начало

ColorMaster

Данный модуль автоматически делит вводимые RGB-изображения на четыре цвета (в том числе радужные области). Результаты сохраняются как черно-белые иллюстрации, метод деления — Orell Fussli (запатентован). Результаты цветоделения показываются непосредственно в процессе работы и могут быть немедленно отредактированы. Временные затраты начальной стадии разработки — 2-3 недели.

Иллюстрации запоминаются или как один слой (в RGB-формате), или как раздельные слои (один на цвет). ColorMaster подсчитывает разложенные части и сохраняет данные в черно-белом формате (в соответствующих склейках). Результат (объединение вычисленных черно-белых иллюстраций с заранее определенными цветами) автоматически выводится на дисплей. Черно-белые изображения раздельно архивируются (как черно-белые в формате Photoshop — PSD, PDD) и выводятся на экран с помощью специальных модулей Orell FussIi: Hedopra, Relief, SoftScreen.

SoftScreen

Данный модуль работает с произвольно выбранными пользователем областями изображения. SoftScreen преобразует изображение в матрицу с растровыми точками любой геометрической формы (рис. 5).

Hedopra

Трансформация простых черно-белых изображений в изображения с модулированными линиями. Интегрирована в Illustrator. Черно-белое изображение выводится на экран, программа заполняет линиями картинку и сохраняет в формате EPS. Hedopra предлагает использование различных типов линий и работает с любыми формами кривых.

В начало В начало

Relief

Преобразует черно-белые изображения в рельефные (объемные). Интегрирован в Illustrator. Весь процесс практически автоматизирован. Результат сохраняется в формате EPS (рис. 6).

Cyclone II

Создание «классических» и оригинальных гильошей в режиме «рисования», то есть вместо операций с математическими функциями дизайнер «рисует» их специальными инструментами в Adobe Illustrator. Все результаты сразу выводятся на экран (рис. 7).

Программное обеспечение компании Barco Graphics

(http://www.barco.com/)

Fortuna — общее название пакета специального программного обеспечения, разработанного в компании Barco Graphics (рис. 8).

Компьютерные программы, объединенные в пакете Fortuna, обеспечивают современный уровень секретности и делают копирование ценных бумаг делом крайне затруднительным.

Fortuna достаточно проста в эксплуатации, каждую процедуру можно дублировать, изменять или удалять. Легко изучается, основана на разработанном в Barco языке программирования. Максимальный формат макета — 812×711 мм.

В начало В начало

Gilloche Generator

Название говорит само за себя — это модуль для создания гильоширных элементов.

Fingerprint

Создание дактильного рисунка. Как и отпечаток пальца, дактильный рисунок должен быть уникальным. Если он повторяется, значит это уже подделка.

Special Raster

Здесь также все ясно — модуль для специальных методов растрирования (Line Raster, Trafo Raster, Dither Raster или Select Raster).

Quick Background

Данный модуль позволяет создавать рельефные фоны. В качестве шаблона и основы для рельефа могут использоваться результаты работы Gilloche Generator.

Crystal Patterns

Модуль для создания 16 видов кристаллических узоров.

В начало В начало

Special Warp Grids

Модуль для создания специальных деформированных сеток, в том числе с эффектом 3D.

Numismatics

Модуль для создания рельефных гильоширных элементов.

Split Line Generator

Модуль для создания скрытых изображений или надписей в гильоширном узоре.

Path Definition

Модуль для создания фонов с непрерывно изменяемой формой в произвольном порядке.

Variable Line Width

Весьма интересный модуль для создания линий с непрерывно меняющейся шириной.

В начало В начало

Программное обеспечение компании AestronDesign

LIFT — это Line Frequency Trap, графическая ловушка, разработанная голландской фирмой AestronDesign для защиты купюр и ценных бумаг от цветного копирования. Обычно это очень светлый рисунок в линиях, на который наносится скрытое изображение (за счет увеличения и уменьшения толщины линий рисунка).

Частота линий скрытого изображения устанавливается такой, что при нормальном освещении и невооруженным взглядом человек не сможет его разглядеть. При попытке создать копию банкноты или документа цветным копировальным аппаратом специальное защитное изображение становится видимым (высвечиваются слова «копия» или «недействительно») на полученной копии.

Программное обеспечение компании HCC Security Graphics

(http://www.hcc-graphics.com/)

DOVE (The Document Of Value Engine) — система для создания элементов защиты, построенная на движке AutoCAD (рис. 9). О ней также известно немного, кроме того, что она позволяет создавать гильоширные элементы с различными эффектами, имитировать гравюру, морфинг фигур, 3D-деформации и пр. (рис. 10).

Excentro — виртуальная гильоширная машина

(http://www.kursiv.ru/Excentro/excentro.html, рис.11)

Excentro — инструмент для создания декоративных гильоширных элементов, который может быть использован дизайнером для оформления широкого работ — от акцизных знаков и лотерейных билетов до почетных грамот, сертификатов, дипломов.

Гильоширные элементы задаются в Excentro геометрически и управляются рядом параметров, что значительно ускоряет процесс их создания и упрощает дальнейшую модификацию. Готовые элементы могут быть экспортированы в векторный формат.

Гильоширные элементы, создаваемые в Excentro, могут не соответствовать требованиям оформления ценных бумаг, принятым в Российской Федерации, однако они легко могут быть использованы для оформительских задач.

В начало В начало

Программное обеспечение компании SecuritySoft Co.

(http://www.securesoft.ru/ или http://www.securitygraphics.com/)

SecuritySoft Co, пожалуй, единственная компания, о продуктах которой можно узнать много интересного (рис. 12). Во-первых, потому что это российская фирма, сотрудники которой готовы предоставить необходимые сведения и консультации. Во-вторых, ее сервер содержит также вполне исчерпывающую информацию. В-третьих, если продукты остальных компаний, как правило, являются закрытыми системами, поставляемыми «под ключ», то есть уже установленными на конкретный компьютер и настроенными, то демо-версии продуктов SecuritySoft Co. можно хоть сейчас скачать себе на компьютер и опробовать. Итак…

Фирма SecuritySoft Co. занимается разработкой методов и средств их реализации для защиты документов, ценных бумаг и банкнот от подделок. Наибольшее внимание уделяется разработке программного обеспечения для создания гильоширных элементов (защитных сеток, бордюров, розетт) и сложных элементов дизайна ценных бумаг и документов (сложные изображения, микротекст, гравюрный стиль и т.д.). В штат фирмы входят первоклассные специалисты по технологиям защиты ценных бумаг, программисты и дизайнеры. Многие из специалистов имеют за плечами большой стаж работы на предприятиях Госзнака. Фирма работает в данном направлении более пяти лет и имеет большой опыт в разработке подобных продуктов. Программные продукты («Гравер» и «Цербер»), разработанные специалистами компании, прошли серьезные испытания на полиграфических предприятиях в течение ряда лет и отлично зарекомендовали себя.

В начало В начало

Гравер

Программный продукт «Гравер» предназначен для быстрого и качественного изготовления гравюры из полутоновых черно-белых и цветных изображений! Программа «Гравер» использует оригинальные алгоритмы для анализа исходного изображения, разбиения его на зоны и «интеллектуальной» штриховки каждой зоны для получения конечного результата в виде черно-белого изображения в стиле гравюры.

С помощью программы «Гравер» можно из обычного растрового изображения быстро получить имитацию гравюры, то есть изображение, у которого полутона передаются за счет штриховки разной интенсивности и направления. Исходное изображение должно быть в формате TIFF (без компрессии и альфа-каналов) или BMP. Программой поддерживаются цветные и полутоновые изображения.

Результат сохраняется в виде черно-белого TIFF-файла, разрешение которого необходимо задать предварительно. Пользователь имеет возможность сохранить и впоследствии восстановить параметры преобразования (настройки). Предварительно исходное изображение анализируется программой и разбивается на зоны, число которых и алгоритм разбиения определяются пользователем. Затем каждая зона заштриховывается по определенному принципу, зависящему от заданных пользователем настроек. Штриховка в пределах одной зоны имеет одинаковое направление. Для сглаживания переходов на границах соседних зон применяется функция размытия зон, усредняющая значения углов штриховки. Направление штриховки может быть выбрано согласно одному из следующих принципов: «уровень», «градиент» или «цвет».

В первом случае угол штриховки в конкретной зоне выбирается в зависимости от уровня серого. Во втором случае программа выбирает угол штриховки в зависимости от градиентного перехода. И наконец, в третьем случае для определения угла штриховки в конкретной зоне используется усредненное значение цвета в этой зоне.

Пользователь может варьировать параметры штриховки — частоту, угол, использовать прямые линии или волнистые. Кроме того, существует возможность усилить насыщенность светлых участков прерывистой штриховкой, а тени — перекрестным штрихом. Предусмотрена возможность выделения нужной области исходного изображения для преобразования в гравюру, а также настройки яркости и контрастности исходного изображения. Интерфейс программы «Гравер» понятен и прост в освоении (рис. 13).

В начало В начало

Цербер

Программа «Цербер» предназначена для создания защитных и декоративных гильоширных элементов, используемых при защите документов от подделки, для оформления акцизных знаков, лотерейных и проездных билетов, почетных грамот, сертификатов и дипломов. Программа позволяет создавать различные сетки, розетки, бордюры, а также другие гильоширные элементы. В программе использованы оригинальные математические алгоритмы создания гильоширных элементов, которые позволяют защитить созданный уникальный дизайн от подделки и дублирования.

Элементы дизайна невозможно корректно повторить даже с помощью этой программы без точных данных об использованных в формулах числовых значениях. Для коэффициентов в формулах могут быть использованы дробные числа с большим количеством разрядов после запятой, что и обеспечивает уникальность функций. Создание элементов производится пользователем в интерактивном режиме, то есть результат работы программы можно увидеть сразу же. Работа по созданию элементов разделена на этапы, каждый из которых хорошо описан в справочном разделе. Результат работы программы экспортируется в PostScript-файл (*.eps), который может быть использован любым векторным редактором или программой верстки (например, Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand, CorelDRAW, Deneba Canvas и др.).

С помощью программы «Цербер» можно создавать следующие элементы и эффекты:

  • элементы замкнутой формы — розетты;
  • линейные элементы — бордюры;
  • элементы фона — защитные и декоративные сетки;
  • поверхности — вспомогательные элементы для получения нерегулярных гильоширных сеток (исходное изображение, например сетка, накладывается на заданную пользователем трехмерную поверхность, в результате чего получается новое нерегулярное изображение);
  • специальные эффекты — базируются на полутоновых изображениях:
    • 3D-рисунок, выдавленный из сетки (смещение линий сетки зависит от полутонов рисунка);
    • изображение из микротекста — модуляция микротекста полутонами рисунка; различные модуляции сетки полутоновым изображением по амплитуде, фазе, частоте;
    • штриховые и гравюрные эффекты — передача полутонов разными типами штриховых линий;
    • орнамент — наложение линий с разной шириной друг на друга;
    • совмещенные элементы — комбинации вышеперечисленных.

Таким образом, можно легко создать классический гильош-дизайн с нерегулярной защитной сеткой, наличие которой, например, входит в требования Минфина к оформлению ценных бумаг. Нерегулярность линий и специальные эффекты можно применять и при создании бордюров и розетт. Данная программа открывает для дизайнера широкий диапазон новых возможностей.

Надо сказать, что хотя «Цербер» является довольно сложной программой, освоить ее возможно. Постараюсь проиллюстрировать это на примерах.

В начало В начало

Создание простой розетты

После запуска программы вы увидите окно примерно такого вида, как показано на рис. 14. Рабочее поле используется для визуального контроля за создаваемым гильоширным элементом.

Для начала определим размер будущей розетты. Для этого нам необходимо зайти в меню [Просмотр]->[Параметры] и задать формат рабочего поля. Установим в нашем случае следующие значения: Ширина=50 мм, Высота=50 мм. Вы можете написать свое имя в строке [Автор], добавить какие-либо комментарии, установить пароль. Если вы установите пароль, то при попытке открыть сохраненный файл программа его запросит. Открыть файл, не зная пароля к нему, не представляется возможным, поэтому надо хорошо запомнить ключевое слово или записать его.

Относительный параметр [Качество] влияет на точность построения линий гильоша. По умолчанию значение качества равно 6. Вы можете варьировать его в небольших пределах. При уменьшении качества возрастает скорость вычислений, но снижается точность построения (рис. 15).

После нажатия кнопки [OK] изменения вступят в силу.

Прежде чем приступить к созданию гильоша, надо ознакомиться с терминами, используемыми в программе. При создании гильоша придется оперировать следующими понятиями: «основа», «огибающая», «заполнитель» и «функция». Перечисленные выше понятия не имеют точного математического определения, но становятся интуитивно понятными после нижеследующего объяснения.

«Основа» — это некоторая вспомогательная линия, на базе которой будет создаваться гильош. В программе предусмотрены несколько типов «основ»: отрезок, эллипс, многоугольник, прямоугольник и т.д. В зависимости от того, какой формы гильош требуется получить, необходимо выбрать нужный тип «основы». Тип основы выбирается при ее создании и в дальнейшем не может быть изменен. Так, чтобы получить круглую розетт у, надо взять «основу» типа «Эллипс», а чтобы сделать бордюр — типа «Отрезок».

«Функции» — это заданные пользователем объекты, используемые для описания кривых и поверхностей.

«Огибающая» — это линия, которая строится на «основе» с использованием определенных пользователем «функций». «Основа» выступает в роли своеобразной системы координат, в которой строится «функция». «Огибающие» определяют геометрическую форму гильоша.

«Заполнитель» — это множество линий, построенных на основе двух «огибающих» с использованием «функции», заданной пользователем. Линии заполняют пространство между двумя «огибающими». «Заполнитель» определяет структуру гильоша.

Если из приведенного выше объяснения вы ничего не поняли — ничего страшного. Просто есть вещи, которые сложнее описать словами, чем показать на практике. Собственно, этим мы сейчас и займемся. Для создания гильоширной розетты нам потребуется одна «основа» типа «Эллипс», две «огибающие» и один фазовый «заполнитель».

Шаг 1. Создание «основы».

Заходим в меню [Элементы]-> [Основы] (рис. 16).Выбираем тип основы «эллипс».

Нажимаем кнопку [Новый]. При этом в списке справа появится имя созданной «основы» — «Base». В нашем случае не нужно устанавливать параметры построения самостоятельно — это сделает программа в соответствии с форматом рабочего поля.

Нажимаем кнопу [OK] для просмотра результата.

В результате перечисленных действий мы создали «основу» — вспомогательную линию, на базе которой будет строиться наша розетта.

Повторно зайдя в меню [Элементы]->[Основы], можно изменить размеры «основы», ее положение на рабочем поле, задать цвет, чтобы можно было отличить ее в дальнейшем от других.

Шаг 2. Создание «огибающих» (рис. 17).

Заходим в меню [Элементы] >[Огибающие]. Нажимаем кнопку [Новый]. При этом в списке справа появятся имя вновь созданной «огибающей» — «Round». Задаем следующие значения параметрам «огибающей»:

Амплитуда = 5 мм

Фаза = 0 град

Смещение = 5 мм

Частота = 9

Основа = Base

Функция = Sin

Нажимаем кнопку [Дублировать] для создания второй «огибающей» и изменяем следующие значения параметров второй «огибающей»:

Амплитуда = 2 мм

Смещение = -5 мм

Частота = 7

Нажимаем кнопку [OK] для просмотра результата.

При создании огибающих мы использовали предопределенную функцию — Sin. Как вы уже, наверное, догадались, это обыкновенная синусоида. Таким образом, мы подготовили две огибающие — линии, между которыми будет создаваться гильош. Для того чтобы отличить одну огибающую от другой, можно окрасить их в разные цвета (рис. 18).

Шаг 3. Создание заполнителя.

Заходим в меню [Элементы]->[Заполнители]. Выберем фазовый тип заполнителя и нажмем кнопку [Новый]. При этом в списке справа появятся имя вновь созданного заполнителя — Fill.

Задаем значения параметрам заполнителя:

Число линий = 9

Частота = 8

Функция = Sin

Огибающая 1-я = Round

Огибающая 2-я = Round1

Заполнение = 80%

Нажимаем кнопку [OK] для просмотра результата (рис. 19).

В завершение можно сделать невидимой вспомогательную основу — окружность. Для этого достаточно выключить флажок [Показывать] в параметрах отображения основ. На этом создание гильоширного элемента можно считать завершенным. Теперь можно самостоятельно поэкспериментировать с созданной розеттой: например, попробовать варьировать в небольших пределах параметры огибающих и заполнителя (рис. 20).

Собственно, проделанная работа позволяет понять принцип построения гильоша в программе Цербер:

  1. Выбирается некоторая основа.
  2. Строятся огибающие.
  3. Между огибающими создается заполнитель.

Такой же механизм создания используется не только для построения розетт, но и для создания бордюров, сеток и других гильоширных элементов.

В начало В начало

Делаем бордюр

Теперь мы попытаемся сделать несложный бордюр. Очистите рабочее поле командой [Файл] -> [Новый] от предыдущей работы. Предварительно определимся с размером будущего бордюра. Для этого зайдем в меню [Просмотр]->[Параметры] и установим следующие значения: Ширина=100 мм, Высота=20 мм.

Чтобы сделать бордюр, нам понадобится одна основа типа отрезок, три огибающие и два фазовых заполнителя.

Шаг 1. Готовим основу

Заходим в меню [Элементы] -> [Основы]. Выбираем тип основы Отрезок. Нажимаем кнопку [Новый]. При этом в списке справа появится имя созданной основы — Base. Программа в соответствии с форматом рабочего поля установит нужные параметры размеры и положение основы.

Нажмите кнопу [OK] для просмотра результата.

Шаг 2. Создаем огибающие

Для этого нам понадобятся три огибающие. Заходим в меню [Элементы]->[Огибающие]. Нажимаем кнопку [Новый]. При этом в списке справа появятся имя вновь созданной огибающей — Round. Задаем следующие значения параметрам огибающей:

Амплитуда = 2 мм

Фаза = 0 град

Смещение = 5 мм

Частота = 7

Основа = Base

Функция = Fn1

Нажимаем кнопку [Дублировать] для создания второй огибающей. Имя второй огибающей — Round1. Изменяем следующие значения параметров второй огибающей:

Амплитуда = -2 мм

Смещение = -5 мм

Подобным образом создаем третью огибающую с параметрами:

Амплитуда = 3 мм

Фаза = 0 град

Смещение = 0 мм

Частота = 5

Основа = Base

Функция = Cos

Результат показан на рис. 21.

Шаг 3. Создание заполнителей

Нам потребуется два заполнителя. Заходим в меню [Элементы]-> [Заполнители]. Выбираем фазовый тип заполнителя. Нажимаем кнопку [Новый]. При этом в списке справа появится имя вновь созданного заполнителя — Fill. Задаем следующие значения параметрам первого заполнителя:

Число линий = 11

Частота = 12

Функция = Sin

Огибающая 1-я = Round

Огибающая 2-я = Round2

Заполнение = 80 %

Смещение = 80 %

Дублируем первый заполнитель и меняем следующий параметр:

Огибающая 1-я = Round1

Результат можно увидеть на рис. 22.

Если немного поэкспериментировать с уже созданным бордюром, можно получить интересные результаты (рис. 23).

Как сделать сетку

Теперь посмотрим, как создавать гильоширные сетки. Для начала сделаем несложную сетку формата А5 (210×148 мм). Выбираем меню [Просмотр]->[Параметры] и устанавливаем значения: ширина=210 мм, высота=148 мм.

При создании сетки мы воспользуемся одной основой типа Отрезок, двумя огибающими и одним линейным заполнителем.

Шаг 1. Создаем основу.

Создайте основу типа Отрезок с параметрами по умолчанию, как и в предыдущем случае с бордюром.

Шаг 2. Создаем огибающие.

Параметры:

Амплитуда = 0 мм

Фаза = 0 град

Смещение = 70 мм

Частота = 1

Основа = Base

Функция = Sin

Дублируем первую огибающую и меняем следующий параметр:

Смещение = -70 мм

Шаг 3. Создаем заполнитель

В меню [Элементы]-> [Заполнители], выбираем линейный тип заполнителя и нажимаем кнопку [Новый]. Задаем следующие значения параметрам заполнителя:

Число линий = 20

Частота = 20

Функция = Fn4

Огибающая 1-я = Round

Огибающая 2-я = Round1

Заполнение = 175%

Смещение = 0%

Фазовый сдвиг = 100%

В результате выполнения перечисленных выше шагов у нас получилась сетка, показанная на рис. 24.

Таким образом, сетка в программе Цербер есть не что иное, как очень широкий бордюр. Полученная сетка, конечно, не имеет практической ценности, поскольку ее ячейки слишком крупные. Но можно увеличить число линий и частоту, скажем, раз в пять, чтобы получить сетку с более мелкой структурой. Этот прием можно использовать на практике: сначала разрабатывается сетка с крупной ячейкой, а затем, пропорционально увеличив число линий и частоту заполнителя, получаем окончательный вариант. Это позволяет сократить время просчета.

Сетка, которую мы создали, — регулярная, то есть ее можно восстановить, имея всего лишь небольшой фрагмент (раппорт). Программа Цербер позволяет создавать также и нерегулярные сетки. Рассмотрим некоторые из них. Предварительно задаем следующие значения параметрам нашего заполнителя:

Число линий = 40

Частота = 40

Это нужно для того, чтобы нерегулярность была более заметна на экране.

Одним из способов получить нерегулярную сетку является использование параметра огибающей наклон.

Задаем обеим огибающим следующие параметры:

Частота = 4

Наклон = 7 с функцией Sin

В результате мы придадим нашей сетке нелинейность, показанную на рис. 25.

Итак, мы вкратце рассмотрели возможности программы Цербер по созданию простейших вариантов основных элементов гильош-дизайна. В следующем номере мы продолжим знакомство с этим уникальным пакетом по созданию 3D-сеток, сложных витиеватых бордюров, сложных розетт с нерегулярным заполнением, наложением растровых изображений на гильоширную сетку и взаимодействие Цербера с другими векторными редакторами.

КомпьюАрт 2'2002

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства