КомпьюАрт

2 - 2002

Реальная нереальность, или Заметки художника о фотомонтажных работах

Сергей Погорелый

«Это сделано в Photoshope?» — спрашивают меня практически всегда, рассматривая мои ранние работы. И только после того, как я акцентирую внимание смотрящего на том, что он держит в руках слайд, а рядом с готовой работой справа и слева лежат стандартные испытательные таблицы фирмы Kodak, следует другой недоуменный вопрос: «А как же это сделано?» Действительно, как по небу из-за туч мимо радуги летит караван бытовой техники (рис. 1)? Как другой караван из книг, написанных о Москве, улетает в вечность (рис. 2)? Каким образом в ночном небе, на фоне храма Василия Блаженного, летает Черномор, схваченный за длинную бороду Русланом (рис. 3)? Как? Ведь компьютеры и Photoshop существовали не всегда. Все дело в том, что люди часто впервые сталкиваются лицом к лицу с цветными фотомонтажными работами. Это может показаться невероятным хотя бы уже потому, что история создания первых таких работ насчитывает более полутора веков.

Первые дошедшие до нас сведения о фотомонтаже относятся к 50-м годам XIX века. Живший в то время в Англии швед Оскар Густав Рейландер прославился своим помпезным многофигурным монтажом «Два жизненных пути». Сегодня эта работа вызывает улыбку своей эклектичностью и нетребовательным подражанием безвкусным образцам живописи. Но тогда его картину приняли с восторгом. Королева Виктория купила эту работу и подарила принцу Георгу. Его современник, англичанин Генри Пич Робинсон, создал несколько аллегорических фотомонтажей, построенных на реальной перспективе и выполненных в натуралистической манере. Создавая свои работы, он подражал картинам живописцев.

Одна из первых его фотомонтажных картин относится к 1877 году и называется «После дневного труда». За этой работой последовало много других. По существу, эти работы еще не были фотомонтажом с прелестью его условного мира, с собственными измерениями и законами, однако на фотовыставках всегда получали первые премии.

Некоторые исследователи приводят в качестве примера первого фотомонтажа ширму всемирно известного датского сказочника Г.Х.Андерсона, оклеенную множеством репродукций. Она сохранилась до сих пор, ее можно увидеть в Дании в музее писателя. Но все перечисленные выше работы — глубокая история, первые шаги фотомонтажа.

В годы Первой мировой войны немецкий художник Джон Хартфильд создал новый жанр фотомонтажа — плакат-памфлет. Новизна его работ заключалась в том, что он впервые для неожиданного решения темы использует обратную перспективу, смещенные масштабы, а лаконичное изложение емкой мысли сделало его работы классическими.

В нашей стране период расцвета фотомонтажа пришелся на 20-е годы — время, когда в этой области работали А.Родченко, Эль Лисицкий, Г.Клуцис, С.Телингатер и многие другие художники.

Александр Родченко, например, в 1923 году создал цикл фотомонтажных иллюстраций к поэме В.Маяковского «Про это». С этих работ началось творческое содружество Родченко и Маяковского. Монтажи Эля Лисицкого имели свою творческую индивидуальность. Четкая композиция, удивительное чувство эпохи, сочетание шрифта, фотографии, графики стояли для этого автора на первом месте, а в совокупности составляли единое целое.

Так что же такое фотомонтаж?

Фотомонтаж — это не составная часть искусства фотографии, несмотря на то, что она в нем обязательно присутствует, а совершенно самостоятельный вид искусства, органично сочетающий труд фотографа и художника. Хороший фотомонтаж — это своего рода маленькое изобретение, связанное с умением видеть в предметах нечто новое, такое, чего не видят другие, но, по мнению художника, обязательно должны увидеть. Обязательная черта хорошего фотомонтажа — лаконизм. Если в работе много деталей, ее нужно долго рассматривать, и, за редким исключением, восприятие его оказывается затруднительным. Но лаконичный плакат сделать куда труднее. Каждая фотография в процессе монтажа становится частью создаваемого образа. Сила готовой работы в ее убедительной условности, тогда как сила фотографии — в документальном реализме. Фотомонтаж оперирует такими категориями, как фантастика, смещение во времени и пространстве, обратная перспектива, метафоричность и гипербола. В интересных работах для усиления темы практически всегда присутствует графика, если последняя не нарушает единства образа.

Таким образом, в начале 20-го столетия вместе с развитием фототехники появляется новый вид искусства — фотомонтажный плакат. Художник при создании своих работ использует фотографии в качестве составных частей для нового произведения.

Особо хочется отметить фотоплакаты-памфлеты Александра Арнольдовича Житомирского, проработавшего много лет газетным художником, карикатуристом и главным художником известных журналов. Его работы, многие из которых созданы более 50 лет назад, и сегодня могут служить достойным примером исполнительского мастерства. Но главная, на мой взгляд, его заслуга еще и в том, что он в авторском альбоме, изданном в 1983 году, впервые подробно осветил вопросы технологии создания своих работ. Конечно, с позиций сегодняшнего дня все кажется легко и просто, но еще 20 лет назад, в докомпьютерную эпоху, многие технологические тонкости были непреодолимой преградой при создании новых работ. Приходилось до многого доходить своим умом, учиться на собственных ошибках. Без подробного объяснения часто было непонятно, как такое может быть? Как, например, у птицы появлялась человеческая голова? Это были явно не живописные работы, но и сделать такую фотографию невозможно. Они выглядели очень убедительно за счет реалистичности, и в то же время такого не могло быть. Возникал эффект «реальной нереальности». При этом масштабы используемых предметов соответствовали реальной анатомии человека, а все детали монтажа были освещены одним источником света.

Незадолго до открытия летних Олимпийских игр в Москве в музыкальных магазинах появился один из первых сольных дисков-гигантов Аллы Пугачевой с многообещающим названием «То ли еще будет...» (рис. 4). На дворе стоял 1980 год. Оформление конверта сильно отличалось от всего того, во что были упакованы пластинки тех лет. Уж слишком «фирменно» он выглядел. При внимательном рассмотрении на оборотной стороне, внизу можно было увидеть две фамилии авторов — А.Сальников и Ю.Аксенов. Это была первая увиденная мною цветная фотомонтажная работа, растиражированная фирмой «Мелодия» в невероятных количествах. В небе, посреди плывущих облаков, в распахнутом окне стояла певица. И если бы размер окна был чуть больше или фигура в окне чуть-чуть меньше, а облака аккуратнее нарисованы аэрографом, догадаться, как сделан этот сюрреалистический сюжет, было бы значительно сложнее. Собственно говоря, высокопрофессиональная фотомонтажная работа всегда заставляет зрителя задуматься, как это сделано? Благодаря этому она надолго остается в памяти.

Таким было начало качественно нового витка развития фотомонтажных плакатов. Представляемые цветные работы значительно усложняются технологически. Это различие сопоставимо со съемкой и печатью между черно-белой и цветной фотографиями. Если в альбоме Житомирского автор в пояснениях к своим работам говорит, что некоторые детали для своих фотоколлажей он брал из публикаций в периодической печати, то для цветных фотомонтажных плакатов такое недопустимо. В случае финишной пересъемки на слайд полиграфический растр при цветоделении обязательно даст эффект муара и вся проделанная работа пойдет насмарку. Все съемки для цветных плакатов велись только «вживую» и только под конкретный заказ, так как себестоимость и трудоемкость таких оригинал-макетов были очень высоки. Отдельно следует отметить, что в данной статье рассматриваются только фотомонтажные авторские работы, которые имели прикладное значение.

Если о создателях черно-белых фотомонтажей можно прочитать практически в любом энциклопедическом словаре, то об авторах цветных вы нигде не найдете ни слова. И вот по какой причине. Время, когда в нашей стране начали появляться первые цветные фотомонтажные плакаты, пришлось на конец 70-х — начало 80-х годов, то есть на самый «застой». Ни техника, ни расходные материалы (цветная «фирменная» фотопленка, аналогичная фотобумага, хромэрзац, импортная гуашь), без которых невозможно сделать что-либо достойное, официально нигде не продавались, и поэтому все, что было связано с этим видом творчества, носило полулегальный характер. Единственное, для чего были востребованы подобного рода работы, — это эстрадные плакаты и обложки грампластинок. Рынок рекламных услуг в СССР отсутствовал. Этот пробел в стране и постарались заполнить три независящих друг от друга предприимчивых фотографа. Даже по сегодняшним меркам очень хорошо оснащенные издательской аппаратурой (фотоаппараты Mamiya, Hasselblad), они имели отлично налаженные связи с филармониями и отдельными артистами, где «каждый возделывал свой сад». Разъезжая по просторам СССР, они фотографировали всевозможные варьете, рок-группы, хоры, ансамбли, всегда нуждавшиеся в красочных рекламных плакатах для выступлений. По возвращении в Москву печатали фотографии больших размеров (до 60Ѕ90см), после чего искали молодых, неординарных художников, способных творчески переработать отснятый материал и создать (часто из разнородных элементов) красочный плакат. Существовали только две разновидности рекламных плакатов: выполненный формально из слайда с казенным типографским шрифтовым набором и более редкий — фотомонтажный, выполненный профессиональным художником. Иногда, несмотря на отличное фотооборудование и материалы, отдаваемые в работу фотографии были весьма невысокого качества, а потому нуждались в очень утомительном и кропотливом фоторетушировании. Вероятнее всего, это было связано с несовершенством освещения в момент съемки. Число одновременно работавших на этом поприще плакатистов никогда не превышало 10 человек. Каждый работал самостоятельно, но практически все они были профессиональными художниками, членами Городского комитета художников-графиков, получившими образование либо в «Строгановке», либо в МАРХИ. Именно поэтому, несмотря на все перечисленные выше трудности, многие работы того времени соответствовали лучшим мировым образцам. Их и сегодня не стыдно представить на суд зрителя.

Самыми лучшими работами того времени были, пожалуй, работы Юрия Балашова (рис. 5). Неслучайно в годы перестройки он был приглашен на работу в Центр Стаса Намина. Очень активно и плодотворно работали, а главное продолжают работать Сергей Власов с Юрием Широченковым в творческом альянсе с фотографом Григорием Кузьминым (рис. 6). Уже во второй половине 80-х годов свет увидели оригинальные работы Виктора Щербака (рис. 7) и Сергея Бурова, которые не только придумывали и создавали плакаты, но и сами осуществляли постановочную съемку.

Как же все-таки создавались подобные работы?

Получив готовый отпечаток или проведя фотосессию, лучший, наиболее выразительный кадр внимательно рассматривали, с тем чтобы понять, как его можно «повернуть», что добавить, чтобы вдохнуть в него новую жизнь.

Сначала рисовали эскиз в точный размер будущего оригинала или немного крупнее (но не более чем в полтора раза), затем на хромэрзаце, наклеенном на картоне, рисовали аэрографом фон с надписями. Когда все это было готово, вырезанную специальным резаком фотографию наклеивали при помощи резинового клея на основу. После того как монтаж был склеен и отретуширован, его иногда обрабатывали аэрографом. Это давало возможность «увести» швы от склейки частей фотографии в свет или в тень. Готовый оригинал-макет должен был быть идеально ровным. Неаккуратно наклеенный хромэрзац (живописная основа плаката), а поверх него коллаж из фотоотпечатков при репродуцировании начинали бликовать, и всю работу нужно было переделывать заново. Малейшие пылинки, попадавшие из воздуха на поверхность оригинал-макета при работе аэрографом, при студийном освещении вольфрамово-галогеновыми лампами начинали светиться маленькими белыми искорками, против которых были бессильны поляризационные фильтры. Уже в то время при постановочной съемке начинали экспериментировать с цветной, контровой подсветкой длинных волос рок-музыкантов (о флешметрах тогда не слышали), устанавливая на FIL-106 (на галогене они горели) самодельные цветные фильтры.

Возникшее в середине 80-х годов кооперативное движение породило спрос на новый вид продукции — календари (рис. 8, 9). Обложки дисков и листовые календари часто носили серийный характер. Грамотно придумать, а главное суметь реализовать задуманное в оригинал-макете для серии было значительно труднее. В таких каждая последующая работа должна быть логически связана с предыдущей. Но вершиной мастерства во всем мире считалась и считается по сей день цельная композиция из нескольких фигур или предметов. Не случайно, видимо, к авторам приезжали заказчики из других городов и республик.

Но время не стоит на месте. С бурным развитием компьютерных технологий начался бум в редакционно-издательском деле, дошедший до нашей страны примерно 5 лет назад. Сегодня уже никого не удивляет, что наряду с традиционной химической фотографией полноправно о себе заявляет цифровая. Практически во всех фотожурналах рубрика, посвященная цифрографии стала постоянной. Многие художники и фотографы пополняют свой арсенал компьютерами, сканерами и принтерами, создают электронные архивы своих работ, собственные сайты в Интернете и пытаются создавать простейшие фотомонтажи. А где начинается работа с компьютерами и растровыми изображениями, там появляется программа Photoshop. Созданная английской фирмой Adobe как редакционно-издательская, она сегодня является мировым лидером в области фотодизайна и  обработки изображений. Так начался очередной, качественно новый виток в развитии фотомонтажных работ. Используя для размещения изображений, текста и других элементов дизайна произвольное количество объемных слоев, можно в любой момент удалить, просмотреть или «спрятать» тот или иной из них. Широкий набор дизайнерских средств программы включает в себя инструменты, традиционные для фоторетушеров: кисть, карандаш и аэрограф. Сохраняя реалистичность фотографий, Photoshop дает возможность управлять светом и цветом, применять фильтры для получения спецэффектов после завершения фотосъемок. Как любой вид искусства, искусство фотографии имеет свои границы возможного, расширить которые позволяет компьютерный фотомонтаж. Сегодня он находит применение в самых разных сферах. Кроме упоминавшейся политической сатиры основная часть работ во всем мире принадлежит шоу-бизнесу и рекламе. Создавая «реальную нереальность» в многоплановых композициях, фотомонтаж дает возможность при необходимости быстро заменить отдельные элементы изображения или поменять их местами. Это бывает необходимо, например, для театральных плакатов, когда на гастроли вместо одного актера едет другой.

Также этот метод незаменим и для оформления обложек театральных буклетов. Например, на фоне заранее отснятых декораций происходит замена изображения артиста, отснятого в студии. Традиционно такой метод используется для создания обложек книг, журналов, музыкальной продукции, уже упоминавшихся листовых календарей и всевозможных плакатов. В последнее время к ним добавились этикетки и упаковка.

За рубежом, да и у нас существуют фирмы, специализирующиеся на выпуске компакт-дисков готовых оцифрованных фотообъектов, из которых можно создавать многое из перечисленного выше. Как и в начале пути фотомонтажа, работы лучших мастеров экспонируются в музеях. Выходят из печати авторские альбомы, пользующиеся большой популярностью. Смею предположить, что широкое распространение домашних компьютеров и снижение цен на цифровые камеры приведут к массовому созданию фотомонтажных работ. Количество начнет переходить в качество, а фотомонтаж из элитарного перейдет в ранг общедоступного искусства. Все будет зависеть только от художественного вкуса, знаний и мастерства будущих авторов. Но это уже тема для отдельного разговора.

КомпьюАрт 2'2002

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства