Цвет при полиграфическом воспроизведении оригиналов
Объектами полиграфического воспроизведения служат самые различные изображения: фотографии, слайды, рисунки, чертежи, полиграфические оттиски, рукописные документы и т.д. Технология воспроизведения оригинала во многом зависит от его графических и цветовых характеристик. С точки зрения технологии воспроизведения изобразительные оригиналы разделяются на три группы: штриховые черно-белые оригиналы, тоновые черно-белые оригиналы и цветные оригиналы, о которых и пойдет речь в данной статье.
При полиграфическом воспроизведении цветных иллюстрационных оригиналов решаются три основные задачи: воспроизведение резкости, воспроизведение градаций тонов (тоновоспроизведение) и воспроизведение цвета (цветовоспроизведение).
Способы воспроизведения оригиналов в полиграфии
Оригиналы, предназначенные для одной работы, в идеале должны быть выполнены в одной манере и в одной технике. Например, недопустимо сочетание в одном сюжете деталей, выполненных акварелью и гуашью, так как каждой технике и каждому виду оригинала должен соответствовать наиболее подходящий технологический вариант воспроизведения. При подготовке оригинала техника его выполнения выбирается в соответствии с конкретным вариантом технологического процесса воспроизведения и техническими возможностями вида печати.
Способ плоской офсетной печати как нельзя лучше подходит для воспроизведения оригиналов, выполненных акварелью, пастелью, карандашом. Оригиналы, предназначенные для репродуцирования способом плоской офсетной печати, могут иметь чистые светлые и насыщенные цвета, большую градацию в светах и высоких светах. Этим способом также хорошо воспроизводятся мелкие графические элементы.
Для высокой печати характерна хорошая проработка светов и теней изображения. Поэтому оригиналы, предназначенные для воспроизведения способом высокой печати, могут быть выполнены в темной тональности, например гуашью или маслом, иметь в тенях сложные цветовые оттенки. Однако наличие чистых и насыщенных цветов в сюжетно важных деталях нежелательно, поскольку на репродукции они могут быть загрязнены.
Для воспроизведения масляной живописи хорошо подходит глубокая печать, поскольку способ синтеза цвета при использовании печати наиболее близок к живописному. Способом глубокой печати можно репродуцировать изображения с насыщенными и сочными цветовыми тонами, характеризующиеся большим интервалом плотностей. Однако обязательное растрирование всего изображения приводит к тому, что штриховые элементы оказываются расчлененными и могут быть нечеткими.
В процессе подготовки оригинала для полиграфического воспроизведения необходимо учитывать особенности не только способа печати, но и вида используемой бумаги. На гладких бумагах можно с высоким разрешением воспроизводить оригиналы с большим интервалом оптических плотностей. При применении шероховатых бумаг интервал воспроизводимых плотностей оригинала меньше, так как снижается максимальная плотность на оттиске. Для сохранения различия деталей в средних тонах и тенях оригинал должен быть более контрастным. Нежелательно наличие очень тонких штрихов, мелких деталей, возможность воспроизведения которых на шероховатой бумаге ограниченна.
В силу особенностей человеческого зрения ошибки при воспроизведении одних цветов (например, оранжевого) значительно заметнее, чем при передаче других (например, красного). Наиболее «устойчивыми» при воспроизведении являются те цвета, которые в равной мере действуют на два светочувствительных приемника глаза. Если сюжетно важные детали оригинала «неустойчивого» тона, то при репродуцировании в первую очередь надо контролировать качество их воспроизведения. Так, голубые тона оригинала даже при незначительных ошибках в количестве краски легко превращаются в салатовые или синие на репродукции. Кроме того, насыщенные бирюзовые и голубые тона оригинала не могут быть воспроизведены на репродукции (триадными красками Прим. ред.) или получаются значительно загрязненными, так как лежат вне цветового охвата полиграфической триады красок.
Следует помнить, что цветовой охват оригинала, как правило, превосходит возможности процесса репродуцирования. Возможности конкретного технологического процесса по воспроизведению цветных оригиналов определяются по шкалам цветового охвата. Эти шкалы наглядно представляют все многообразие цветов и оттенков, которые могут быть получены используемой триадой красок на конкретной бумаге в условиях данного технологического процесса. Очень важно, чтобы оригинал не содержал сюжетно значимых деталей, цветов и оттенков, выходящих за пределы шкалы цветового охвата.
Особенности оцифровки оригиналов
Репродукционный процесс можно разделить на пять стадий: оцифровка (сканирование, съемка на цифровую камеру), цветоделение и цветокоррекция, изготовление фотоформы, изготовление печатной формы и собственно печать. Рассмотрим более подробно первую стадию оцифровку изображений.
Первая стадия современного репродукционного процесса преобразование исходного изобразительного оригинала в цифровой вид. Качество результата определяется многими факторами. Среди них тип сканируемого оригинала, технические возможности сканера, квалификация оператора сканера, размер оригинала, от которого зависит масштаб сканирования, а также особенности обработки изображения в ходе сканирования. До стадии сканирования следует выяснить тип бумаги, тип печатной машины, ограничения на тоновый диапазон, а также величину растискивания.
При выборе способа сканирования оригинала необходимо учитывать его способность поглощать, отражать или пропускать свет. Планшетные сканеры могут успешно распознавать градации тона на отражающих материалах: печатной продукции, рисунках от руки на бумаге и фотоснимках. Оцифровку прозрачных оригиналов (негативные пленки, цветные слайды) лучше производить на специальных сканерах для диапозитивов и на барабанных сканерах. Для получения результатов высокого качества необходимо, чтобы динамический диапазон сканера соответствовал характеристикам плотности оцифровываемых оригиналов.
Разрядность распознавания информации сканером описывает максимальное число оттенков цветов, которое может считываться для каждого вводимого пиксела. При сканировании в режиме RGB (24-битном) можно воспроизводить до 16 777 216 цветов. Режим сканирования CMYK, который автоматически реализуется большинством барабанных сканеров и с помощью программного обеспечения некоторыми планшетными сканерами, а также сканерами для обработки пленок и диапозитивов, это, фактически, режим RGB, за которым немедленно следует цветоделение.
Возможности сканера, который используется для оцифровки оригинала, во многом определяют качество, получаемое при печати. Барабанные сканеры, планшетные сканеры и сканеры для обработки пленок и диапозитивов могут сканировать в режиме высокой разрядности. При этом считывающая система сканера различает намного больше потенциальных уровней тона на пиксел, чем 16 млн. Затем процессоры сканера могут производить выборку этих разрядов, сводя их к стандартному 24-битному или к более широкому диапазону. В результате повышается точность воспроизведения теневых участков негативов и светов позитивных изображений. Изображение же, полученное на сканере с невысоким соотношением «сигнал/шум», может изобиловать раздражающими глаз артефактами.
Сканеры всех типов имеют встроенные средства предварительной обработки для корректировки тона, цвета и четкости изображения непосредственно в ходе сканирования. Предварительная обработка может существенно сократить технологический цикл, но только в том случае, если во время сканирования известны все параметры печати, а возможности пакета обработки изображения сканера столь же развиты, как и у профессиональных пакетов редактирования изображений.
С появлением цифровых камер сократились сроки производственного цикла, поскольку не приходится ждать проявления пленки и сканировать оригинал. В целом это обеспечивает большую точность передачи цвета, чем технология «пленкасканирование».
Особенности оригинала определяют специфику обработки цифрового изображения, производимую в ходе сканирования либо позже, в пакете редактирования изображений. Например, эмблемы и рисунки, выполненные плотным цветом, лучше всего сканировать в режиме штриховой графики (line-art) или в полутоновом режиме. При сканировании печатной продукции для удаления существующей растровой структуры часто приходится использовать фильтр дерастрирования, после чего сканированные изображения нуждаются в повышении резкости. Для негативных пленок характерен значительный сдвиг цвета, который необходимо компенсировать либо при сканировании, либо позже используя коррекцию цвета.
Изображения, получаемые из аналоговых видеоисточников или с компьютерных экранов, содержат фиксированный объем данных, что ограничивает их размеры. При вводе изображения с компьютерного экрана необходимо применять адаптер дисплея, который воспроизводит только чистые цвета без имитации градаций цвета. Следует также использовать специальное программное обеспечение, которое не формирует псевдоцвета или градации серого. В противном случае отпечатанные изображения могут содержать муар.