КомпьюАрт

2 - 2004

Покупаем шрифты: где и как

Юрий Анищенко

Agfa Monotype

ITC

Adobe

Bitstream

ParaType

Linotype

Прочие

Шрифтовые технологии являются одним из краеугольных камней, на которых базируются полиграфическое дело и графический дизайн. В умелых руках шрифт превращается в мощный инструмент, способный оживить публикацию или привлечь внимание к рекламе. В то же время неудачный подбор начертания может сделать документ неудобочитаемым, затруднить восприятие текстовой информации, испортив тем самым впечатление от остальных элементов композиции. Таким образом, чем богаче возможности выбора, которыми располагает дизайнер, тем выше качество итогового продукта.

За последнюю четверть века эти возможности значительно расширились. С начала 80­х годов для создания шрифтов используются компьютерные технологии, благодаря чему темпы разработки новых шрифтоввозросли в несколько раз. Сегодня любой желающий может приобщиться к этому сакральному занятию — достаточно только приобрести довольно недорогую программу (качества результата, конечно, никто не гарантирует), и, при условии наличия таланта, вы пополните ряды профессиональных шрифтографов.

Вместе с тем необходимо учитывать тот факт, что все шрифты являются полноценными объектами авторского права и интеллектуальной собственностью создавших их дизайнеров или компаний. Цивилизованное использование коллекций шрифтов предусматривает приобретение у разработчика соответствующей лицензии — постепенно эта практика получает распространение на отечественном рынке, преодолевая складывавшееся годами представление о шрифтах как о некоем бесплатном и неисчерпаемом ресурсе.

Как и где приобретать шрифты? Практика подсказывает, что обычно выгоднее покупать целую коллекцию, объединяющую от нескольких десятков до нескольких сотен (в более редких случаях речь идет о тысячах) фонтов «в одной упаковке». Благодаря Интернету покупка осуществляется практически мгновенно (впрочем, при необходимости можно не ограничиваться загрузкой файлов, а заказать фирменные компакт­диски), а предварительный просмотр позволяет совершать более осмысленные покупки, не пользуясь бумажным каталогом.

Что же касается вопроса «где», то существует два варианта. Во­первых, это крупные компании, специализирующиеся на самостоятельной разработке шрифтов. Во­вторых, можно обратиться в один из Интернет­магазинов, торгующих как коллекциями именитых производителей, так и работами индивидуальных шрифтографов.

Образец шрифта Old English из библиотеки Monotype

Образец шрифта Old English из библиотеки Monotype

Agfa Monotype

Monotype Corporation — одна из наиболее именитых и опытных компаний, занимающихся профессиональной разработкой шрифтов. С начала 80­х годов XIX века, она выпускала механические наборные машины для типографий, обогатив полиграфическую отрасль немалым числом новинок. Применение компьютерным технологиям компания впервые нашла более сорока лет назад, когда в сотрудничестве с Compugraphic Corp занималась развитием фотопечати. Позднее, как и ряд других производителей шрифтовых технологий, компания была приобретена корпорацией Agfa, структурным подразделением которой остается и по сей день.

Свой первый фирменный шрифт, Modern Condensed, номинация Monotype начала продавать еще в 1896 году. Немного позже, в 20­е годы прошлого века, на свет появились такие шедевры шрифтографики, как Perpetua и Times New Roman. Именно Monotype лицензировала первые 13 шрифтов, которые на долгие годы вошли в стандартный набор поставки офисных приложений и операционных систем Microsoft. В дальнейшем продуктами компании пользовались Lexmark, Hewlett­Packard и другие лидеры IT­бизнеса.

Шрифт ITC Arid из коллекции International Typeface Corporation 

Шрифт ITC Arid из коллекции International Typeface Corporation 

Сайт 1001fonts.com, предоставляющий обширное собрание бесплатных шрифтов

Сайт 1001fonts.com, предоставляющий обширное собрание бесплатных шрифтов

В настоящее время библиотека Monotype, которая признана одной из двух фундаментальных коллекций современной шрифтографики, насчитывает более 1300 наименований шрифтов. В ее состав входят такие известнейшие семейства, как Arial, Bembo, Bookman Old Style, Century Gothic, Ocean, Perpetua, Rockwell, Times New Roman и многие другие.

В начало В начало

ITC

ITC (International Typeface Corporation) — еще одна всемирно известная компания, приобретенная несколько лет назад концерном Agfa, которая во многом задавала моду в шрифтографике на протяжении последних двадцати пяти лет. Изначально сосредоточив свои усилия на разработке диверсифицированной номенклатуры шрифтов для пользователей, принадлежащих к самым различным сегментам рынка, компания быстро завоевала популярность как у профессиональных пользователей, так и у корпоративных клиентов, закупавших коллекции для своих офисов. Кроме того, ITC добилась значительных успехов и на рынке экранных шрифтов, после того как приобрела у компании Letraset линию шрифтов Fontek.

Образец авторского шрифта из коллекции Bitstream

Образец авторского шрифта из коллекции Bitstream

ITC постоянно обновляет свою библиотеку. Если в прошлом компания славилась в первую очередь своими интерпретациями классических семейств шрифтов, то в последние годы она особенно быстро развивала свои новые линейки, в том числе декоративные и дизайнерские. Сегодня официальная коллекция шрифтов компании включает около тысячи начертаний и их вариаций. Там можно встретить такие знаменитые семейства, как Bodoni и Franklin Gothic, University Roman и Zapf International. Примечательно, что ITC активно сотрудничает со сторонними дизайнерами шрифтов и готова рассмотреть любые присланные в ее адрес наработки для поиска потенциально пригодных для дальнейшей разработки решений.

Для распространения своих продуктов Agfa создала Интернет­магазин Fonts.com (http://www.fonts.com). Сегодня номенклатура этого сайта не ограничивается оригинальными наработками компании: посетители могут приобрести здесь коллекции шрифтов и других производителей, например Adobe. Удобный интерфейс позволяет быстро найти требуемые файлы; для клиентов, которые уже определились со своим выбором или же желают сразу купить большую подборку шрифтов, открыт раздел коллекций. Тем же, кто еще не нашел для себя необходимого начертания, предлагается мощный поисковый механизм, позволяющий отобрать шрифты по целому набору критериев.

Поисковый механизм Fonts.com, позволяющий отобрать шрифты по целому набору критериев

Поисковый механизм Fonts.com, позволяющий отобрать шрифты по целому набору критериев

Fonts.com торгует как в розницу, так и оптом. Цена одного отдельного шрифта составляет в среднем около 30 долл., но файлы для различных систем приходится покупать отдельно. Гораздо выгоднее приобретать сразу целые наборы. Наиболее дешевые предложения вынесены в раздел Value Packs — только здесь набор из нескольких десятков шрифтов обойдется меньше чем в 100 долл. А для крупных клиентов Fonts.com предлагает полные библиотеки брендовых марок. Так, полный набор шрифтов Monotype доступен по цене 4 499 долл., а «собрание сочинений» ITC стоит 4299 долл. Помимо этого заказчики могут получить шрифты в свое распоряжение на условиях специальных рамочных лицензий, что упрощает их закупку и использование в масштабах гигантских корпораций.

В начало В начало

Adobe

Adobe, многолетний лидер отрасли, тоже не пренебрегает крайне выгодным рынком шрифтов. На протяжении многих лет компания одновременно совершенствовала как представительность своей библиотеки за счет добавления новых семейств и вариаций фонтов, так и технологическую базу использования шрифтовых технологий в полиграфии и казуальной активности. Наиболее значительным шагом на этом пути стало создание в сотрудничестве с Microsoft нового шрифтового стандарта OpenType. К 2002 году Adobe перевела в этот формат всю свою обширную коллекцию — а это на настоящий момент более 2 тыс. шрифтов, пригодных для использования как в экранном отображении, так и для печати. Библиотеку Adobe Font Folio можно приобрести в Интернет­магазине компании (http://www.adobe.com) как целиком (4999 долл. с лицензией на десятерых пользователей), так и в виде отдельных тематических наборов, продающихся по более скромным ценам. Примечательно, что в общую коллекцию вошли не только собственные наработки Adobe, но и шрифты, созданные Monotype и ITC.

В начало В начало

Bitstream

Fonts.com является далеко не единственным Интернет­магазином, торгующим шрифтами. Во Всемирной сети существует еще несколько адресов, куда стоит обратиться в поисках нужных фонтов. Одно из наиболее интересных в этом плане мест — сайт MyFonts.com (http://www.myfonts.com), на котором представлено большое количество (более 220!) компаний и дизайнеров, занимающихся профессиональной разработкой шрифтов, включая такие знаменитые, как URW++ и IBM Typographic Division. Параллельно с работами заслуженных мастеров здесь можно ознакомиться с продуктами перспективных молодых шрифтографов. Цены на MyFonts.com, как правило, довольно низкие.

Сам Интернет­магазин был основан в 1999 году компанией Bitstream (http://www.bitstream.com), одним из наиболее известных американских производителей шрифтов. Изначально она занималась только практической шрифтографикой, но со временем стала предлагать и собственные технологии для разработчиков шрифтов, верстальщиков и производителей электронных устройств, использующих встроенные экранные фонты. Широко известны также производимые этой компанией наборы шрифтов для печати бар­кодов.

В начало В начало

ParaType

Компания ParaType — старейший и наиболее известный из отечественных производителей шрифтов и сопутствующего программного обеспечения. Достаточно доло ParaType оставалась единственной компанией, которая занималась профессиональной разработкой собственных кириллических шрифтов и адаптацией под нашу языковую среду существующих классических начертаний. Так, по соглашению с ITC, ParaType получила разрешение на «русификацию» обширной коллекции шрифтов этой фирмы.

В Интернет­магазине компании (http://www.paratype.ru/ru/shop/) можно приобрести как отдельные шрифты (по цене от 25 долл.), так и тематические наборы. Интересно, что здесь есть и шрифты, поддерживающие национальные алфавиты и кодовые страницы языков стран СНГ, найти которые в других онлайновых магазинах довольно непросто.

Крупнейшее собрание шрифтов с поддержкой кириллицы в Интернет-магазине российской компании ParaType

Крупнейшее собрание шрифтов с поддержкой кириллицы в Интернет-магазине российской компании ParaType

В начало В начало

Linotype

Компания Linotype — один из пионеров в области наборных машин, известная сегодня как Linotype Library и являющаяся структурным подразделением немецкого производителя полиграфического оборудования Heidelberger Druckmaschinen AG, располагает одной из наиболее представительных и интересных коллекций шрифтов в Интернете (http://www.linotype.com). В состав данной коллекции вошло более 4 тыс. тщательно отобранных шрифтов, преимущественно относящихся к традиционным семействам. На продажу выставлены как полный сборник, включающий полную библиотеку (8910 евро), так и экономичные тематические подборки, например сборник из 140 шрифтов Zapf всего за 400 евро.

Интернет-магазин MyFonts.com, отличающийся от Fonts.com тем, что в нем представлено больше работ молодых авторов

Интернет-магазин MyFonts.com, отличающийся от Fonts.com тем, что в нем представлено больше работ молодых авторов

В начало В начало

Прочие

Естественно, на просторах Интернета можно отыскать и коллекции бесплатных шрифтов. Хотя в профессиональном плане подавляющее большинство представленных на них продуктов малоперспективны, подчас они находят применение в дизайнерских решениях или же используются в качестве отправной точки для дальнейшей разработки собственных шрифтов. В качестве примеров подобных сайтов можно привести http://www.fontheaven.com и http://www.1001freefonts.com.

В начало В начало

КомпьюАрт 2'2004

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства