КомпьюАрт

2 - 2005

Мастера кубинского постера

Марго Григорян

Немного истории

Рене Медерос

Эдуардо Муноз Бахс

Кубинские постеры уникальны. В них есть и знакомые, близкие сердцу мотивы, и совершенно неизвестные, новые и дикие. Они вобрали в себя существующие в разных странах традиции жанра плаката, благодаря чему приобрели свой неповторимый стиль и характер.
Именно эта эклектика, вылившаяся в единый и неповторимый стиль, и стала визитной карточкой кубинских постеров. Это и неудивительно: во-первых, кубинское искусство действительно долгое время подвергалось самым разным интернациональным влияниям, а во-вторых, революционное правительство всячески приветствовало подобные эксперименты и нововведения.

Немного истории

Так сложилось, что на Кубе постеры уже не одно десятилетие играют роль своеобразного средства массовой информации, воздействующего на широкие круги населения. Наряду с Европой и США, литографии появились на Кубе еще в середине XIX века. Позднее, в 1940-х годах ХХ века, развитие киноиндустрии (и соответственно жанра постеров, рекламирующих фильмы) привело к тому, что на Кубе был создан свой особый стиль плаката.

В 1943 году в США прошла выставка работ нескольких десятков кубинских художников и графических дизайнеров. Она была настолько успешной, что вызвала рост интереса к жанру постера вообще. Вскоре появилось множество постеров политической тематики.

Однако «золотой век» кубинских постеров начался после свержения кубинского президента и диктатора Фульхенсио Рубена Батисты. Некоммерческие постеры, которых в ту пору было создано великое множество, опережали политические волнения в стране, а их авторы делали все возможное, чтобы донести до народных масс дух революции. Кроме того, немало плакатов выполнялось по заказу властей. Государство наняло множество талантливых художников, иллюстраторов и дизайнеров для создания плакатов, понимая, что постер — это инструмент, который позволяет донести информацию до широких масс в наглядном виде, к тому же нетрадиционный подход к политической рекламе особенно плодотворен.

В начало В начало

Рене Медерос

Художественный стиль знаменитейшего кубинского дизайнера Рене Медероса оказал огромное влияние на творчество графических дизайнеров всего мира. Его работам присущи яркие, смелые цветовые решения, четко очерченные формы и точная передача смысла посредством графических средств. На протяжении всего творчества Медероса, в зависимости от содержания работ, стиль мастера постоянно менялся. Как и большинство кубинских дизайнеров прошлого века, Медерос комбинировал разные стили и направления графического дизайна и искусства и не боялся экспериментировать с различными жанрами. Но верность насыщенным цветам и идеально выверенным графическим формам Медерос сохранил на всю жизнь.

Феликс Рене Медерос Пазос родился в 1933 году в городе Сагуала-Гранде на Кубе. Про таких, как он, говорят: прирожденный художник. Искусству юный Медерос обучался самостоятельно и в возрасте 11 лет поступил на работу в типографию в Гаване. А в 1959 году он был назначен руководителем отдела дизайна на самом главном в то время телевизионном канале Intercommunications. В 1964 году под влиянием авангардных решений, свойственных кубинскому графическому дизайну того времени, Медерос создал свои первые постеры.

В 1969 году Медерос был назначен главой кубинского революционного департамента (Department of Revolutionary Orientation) и направлен в Северный и Южный Вьетнам по следам первого вождя социалистического Вьетнама Хо Ши Мина и его освободительных войск. В этой непростой командировке Медерос попал в жестокие военные условия и увидел мужество и отвагу вьетнамского народа. Свои впечатления он отразил в цикле работ, посвященных данной стране. Эти иллюстрации и плакаты демонстрировались на специально организованной выставке в Ханое, а позднее были репродуцированы и показаны по всему миру.

Работы Рене Медероса из серии, посвященной Эрнесто Че Геваре (1992) Работы Рене Медероса из серии, посвященной Эрнесто Че Геваре (1992)

Работы Рене Медероса из серии, посвященной Эрнесто Че Геваре (1992)

В 1972 году Медерос предпринял еще одну поездку во Вьетнам, в результате которой к серии вьетнамских работ добавились еще несколько постеров и картин. Некоторые из них были переизданы в США в рамках антивоенной программы и на Кубе — в виде почтовых марок. Постеры Медероса тех лет также были опубликованы Организацией солидарности с народами Африки, Азии и Латинской Америки (Organization in Solidarity with the People of Africa, Asia, and Latin America) в известном журнале «Tricontinental».

Плакат Рене Медероса из вьетнамского цикла (1972) «9th Anniversary of the NLF of South Vietnam»

Плакат Рене Медероса из вьетнамского цикла (1972) «9th Anniversary of the NLF of South Vietnam»

Политический постер Рене Медероса «Nixon Tearing the Heart out of Indochina»

Политический постер Рене Медероса «Nixon Tearing the Heart out of Indochina»

В 1973 году Медерос создал серию 12-листовых широкоформатных плакатов, посвященных истории кубинской революции, которые вывешивались на уличных щитах. В этом же году дизайнер создал и серию плакатов к двадцатилетию штурма казарм Монкада, положившему начало сопротивлению режиму Батисты. В последующие годы Медерос продолжал работать для революционного департамента, создавая плакаты на самые разные темы.

В начале 90-х годов Медерос впервые посетил США. Там он работал над фреской, посвященной войне во Вьетнаме. Одним из последних проектов Медероса стала серия из 14 переносных фресок с изображениями Че Гевары.

Великий кубинский дизайнер и художник скончался в Гаване в 1996 году.

Фотограф Че Гевары

Альберто Корда (настоящее имя Альберто Диаз Гутиерре) — фотограф, сделавший самую знаменитую фотографию Эрнесто Че Гевары, ставшую впоследствии символом кубинских революционеров и по сей день тиражируемую в огромном количестве экземпляров. Этот поистине легендарный снимок, на котором отец кубинской революции с беретом на голове смотрит вдаль, был сделан фотографом в 1960 году в Гаване, когда Че Гевара появился на несколько мгновений на подиуме и окинул взглядом толпу. Тогда же Корда сделал еще один снимок, но он получился не столь удачным.

В те годы Корда снимал для кубинской газеты «Revolucion» и, естественно, предложил фотографию Че Гевары редакции. Однако редакторы отказались ее печатать, отдав предпочтение снимкам Фиделя Кастро и Жана Поля Сартра. Но Корда понимал, насколько удачен этот снимок, и оставил его себе. Он повесил его на стену в своем доме, и спустя семь лет эту фотографию случайно увидел итальянский журналист, который с позволения Корды увез ее к себе на родину. Несколько месяцев спустя Че Гевара был убит, а фотография Корды появилась на отпечатанном в Италии постере, который и сделал снимок всемирно известным. Портрет Че Гевары стали воспроизводить где только возможно, начиная от баннеров и постеров и заканчивая кружками, майками и прочими сувенирами.

Как ни парадоксально, но Корда так и не получил за этот снимок, который признали одной из лучших фотографий ХХ столетия, денежного вознаграждения.

Знаменитый снимок Эрнесто Че Гевары, сделанный фотографом Альберто Кордой

Знаменитый снимок Эрнесто Че Гевары, сделанный фотографом Альберто Кордой

В начало В начало

Эдуардо Муноз Бахс

Яркие и порой по-детски наивные постеры кубинского дизайнера и иллюстратора Эдуардо Муноза Бахса поражают своей простотой и одновременно многогранностью.

Бахс родился в 1937 году в Испании, в городе Валенсия. Четырьмя годами позже его семья перебралась на Кубу. Поразительно, но у одного из самых выдающихся кубинских дизайнеров, чьи работы известны во всем мире и высоко ценятся коллекционерами, нет ни художественного, ни дизайнерского образования.

В 50-е годы Бахс начал работать в рекламном агентстве Siboney, где делал телевизионные коммерческие рекламные ролики. В 1960 году Бахс сменил место работы, приблизившись к области графического дизайна, — он устроился дизайнером в отдел анимации в Кубинский институт кинематографии (Instituto Cubano de Arte e Industria Cinematografica). Институт кинематографии был создан после революции с целью создавать и продвигать кубинские фильмы. 1960 год стал знаменательным для Бахса — он создал свой первый постер для фильма «Historias de la Revoluciуn». Этот постер вошел в историю не только как первая работа ставшего впоследствии знаменитым дизайнера, но и как один из немногих плакатов, отпечатанных офсетом, — все остальные плакаты компания печатала методом шелкотрафаретной печати. Неудивительно, что этот постер — один из наиболее ценимых коллекционерами среди работ Бахса.

С Кубинским институтом кинематографии Бахс продолжал сотрудничать на протяжении всей своей жизни. По заказам института дизайнер создал более двух тысяч самых разных плакатов для кинофильмов, причем не только кубинских. Пожалуй, одна из самых известных серий постеров Бахса — это его работы к кинофильмам Чарли Чаплина.

Трудные времена для кубинского дизайна

После распада СССР и Восточного блока начался спад кубинской экономики. В связи с этим компании и агентства, занимающиеся производством постеров и других продуктов графического дизайна, были вынуждены изменить принципы своей деятельности. Они больше не могли надеяться на финансовую поддержку государства. Конечно, крупным организациям, таким как Кубинский институт кинематографии, было легче пережить эти перемены. А вот агентствам с политической направленностью, например Организации солидарности с народами Африки, Азии и Латинской Америки (Organization in Solidarity with the People of Africa, Asia, and Latin America), пришлось тяжело.

Подрыв экономики страны отразился и на художественном стиле кубин-ского графического дизайна. Экономия средств была повсеместной: даже на рекламных щитах фон очень часто оставляли белым, потому что не хватало печатных красок.

И хотя сейчас кубинский графический дизайн переживает нелегкие времена, то богатое наследие, которое оставили современным дизайнерам мастера «золотой эпохи», не может исчезнуть бесследно и наверняка возродится — в странном, ярком и ни на что не похожем, присущем только Кубе стиле.

Бахс прославился не только как дизайнер плакатов для киноиндустрии, но и как иллюстратор детских книг. На его счету иллюстрации более чем к двадцати изданиям. Кроме того, Бахс сотрудничал и с другими организациями, для которых также создавал постеры.

За свою долгую и плодотворную жизнь Басх удостоился множества престижных наград, в том числе награды за лучший иностранный постер на Каннском международном фестивале в 1973 году, а также 1-го и 3-го мест на Международном конкурсе кинематографических постеров в Голливуде, не говоря уже о многочисленных кубинских наградах. Помимо успеха на конкурсах работы Бахса получили признание на кубинских и международных выставках. Немало его работ находятся в частных собраниях коллекционеров постеров.

Бахса не стало в 2001 году. Дело знаменитого дизайнера достойно продолжил его сын, Фабиан Муноз. Так же как и отец, он начал заниматься дизайном очень рано: уже в 16 лет он создал постер для документального фильма о кубинском музыканте «Buscando A Chano Poz» по заказу Кубинского института кинематографии. Помимо работы для института Фабиан создает мультипликационные картины по заказу кубинского правительства, а также сотрудничает с множеством рекламных агентств на Кубе.

В начало В начало

КомпьюАрт 2'2005

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства