Создание Web-страниц с помощью Dreamweaver 3 и Fireworks 3*
Свежий программный пакет, ради которого стоит жить: Dreamweaver 3 и Fireworks 3 входят в число самых мощных в мире средств для Web-дизайна. И эта статья поможет вам научиться ими пользоваться.
Редактор Macromedia Dreamweaver в своем последнем воплощении включает больше профессиональных средств и функций, чем все его соперники вместе взятые, и при этом обладает широчайшими возможностями конфигурирования. Однако для того чтобы воспользоваться всеми его преимуществами, не нужно быть гением в области техники. Многие из этих новшеств рассчитаны на облегчение работы и повышение производительности труда и созданы на основе превосходных средств разработки, появившихся в предыдущих версиях. Стили HTML позволяют определять для страниц CSS-подобные форматы, работающие в любом браузере, а тесная интеграция с Fireworks 3 весьма упрощает создание графических элементов.
Эти девять страниц учебных материалов помогут вам вырваться в лидеры в этой игре, познакомив вас с методами работы с Dreamweaver 3 и Fireworks 3. Так что не медлите, переверните страницу...
Этап 7: Анимация с помощью Timeline
Этап 1: Создание страницы
Начнем с самых азов: создание простой страницы с анимированными кнопками в качестве шаблона для всего узла
-
Создайте на жестком диске папку с именем newsite и разместите в ней вторую папку, назвав ее images. Можно добавить и другие папки для страниц узла, клипов Shockwave, аудиофрагментов и прочих файлов, которые могут вам потребоваться позже.
-
Запустите Fireworks и загрузите заготовленный файл header.png — простой заголовок Web-страницы с логотипом, надписью и небольшой навигационной панелью. Выберите команду View>Grid Options>Edit Grid и установите шаг сетки 10x10 пикселов. Затем включите параметр Snap to Grid.
-
Выберите инструмент Slice и аккуратно выделите в изображении область логотипа, для удобства воспользовавшись сеткой. Затем с помощью того же инструмента выделите заголовок, навигационную панель и находящуюся рядом с ней надпись current charts.
-
Выберите фрагмент логотипа и найдите палитру Objects. Отключите параметр Auto-Name и введите имя logo.gif. Присвойте оставшимся фрагментам имена masterhead.gif, chart.gif и chartnav.gif, воспользовавшись разбитым на фрагменты файлом в качестве образца. В диалоговом окне File>Export выберите Use Slice Objects и сохраните изображения в папке images создаваемого узла. Кроме того, обязательно сохраните исходный PNG-файл.
-
Теперь запустите Dreamweaver 3 и выберите команду New Sites из меню Sites. В появившемся диалоговом окне найдите ранее созданную папку newsites и нажмите кнопку OK. (Остальные параметры на данный момент можно оставить без изменений.) Сохраните текущий (пустой) документ в той же папке под именем index.htm.
-
Дважды щелкните значок New Table в разделе Common Objects окна Object Inspector. Вставьте новую таблицу, состоящую из одной строки и двух столбцов, и установите для параметров Padding, Spacing и Border значение 0. После этого проверьте, активно ли окно Properties Inspector, открыв меню Windows и посмотрев, стоит ли галочка возле пункта Properties.
-
Выделите таблицу. В окне Properties Inspector установите для нее ширину 580 пикселов. Щелкните внутри первой ячейки таблицы. Установите ширину ячейки 100 пикселов, высоту 160 пикселов, а выравнивание содержимого — Left, Top. Дважды щелкните значок Insert Image в окне Object Inspector и найдите ранее экспортированное изображение logo.gif. Нажав кнопку OK, добавьте его к странице.
-
Теперь щелкните на второй ячейке и выберите команду Modify>Table, затем установите параметр Rows и введите значение 2 в соответствующем поле. Щелкните внутри новой верхней строки и с помощью окна Properties Inspector установите для нее ширину 480 пикселов, а высоту — 110 пикселов. Установите для расположенной ниже ячейки ширину 480 пикселов и высоту 50 пикселов. Наконец, установите выравнивание для ячеек — Left, Top.
-
Щелкните на верхней пустой ячейке таблицы. Выберите из меню команду Insert>Image и найдите изображение masterhead.gif в папке images. Выделите расположенную ниже ячейку и поместите в нее одно за другим изображения chart.gif и chartnav.gif. Сохраните страницу.
Этап 2: Палитра History
Возврат к любому месту в процессе разработки, повтор действий и первые шаги в настройке Dreamweaver
-
Если палитра History еще не открыта, выберите команду History из меню Windows. Новая палитра History в Dreamweaver похожа на аналогичную палитру в Photoshop 5 — в ней записывается каждая операция, выполняемая над файлом, что позволяет получить больший контроль над реализацией проекта.
-
Щелкните маркер положения в палитре History и удержите кнопку мыши, затем переместите его вверх. По мере продвижения операции, проведенные над документом в основном окне, последовательно отменяются, что позволяет вернуться к любому этапу создания страницы. Снова сдвиньте маркер в нижнее положение, чтобы возвратиться к окончательному состоянию страницы.
-
Операции из списка History можно повторять. Для примера попробуйте поместить курсор под созданной таблицей и выбрать команду Insert Table в списке History. Нажатие клавиш Control+Y (PC) или Option+Y (Mac) приводит к повторному выполнению последней операции.
-
Последовательность операций можно сохранить в качестве новой команды. Выберите палитру History и щелкните на верхней операции, затем, удерживая клавишу Shift, щелкните на последней операции в списке, чтобы выбрать их все. Щелкните на значке Save в палитре History, чтобы сохранить эти действия в качестве команды.
-
В появившемся диалоговом окне присвойте команде имя Insert MPFree Header. Перейдите к меню File и выберите команду New, чтобы создать новый файл. Щелкните на странице, чтобы активизировать ее, и выберите созданную команду из меню Commands, чтобы воспроизвести этот процесс. Результатом этого станет размещение заголовка в новом документе.
-
Тесная интеграция Dreamweaver 3 с Fireworks позволяет создавать весьма сложные команды, вызывающие сценарии Fireworks. Кроме того, в комплект программы входят готовые команды, позволяющие быстро оптимизировать изображения и создавать страницы на основе шаблонов, требуя ввода небольшого количества данных.
-
Возможности настройки Dreamweaver 3 гораздо шире, чем в предыдущих версиях программы. Выберите команду File>Open и найдите папку configuration\menus в программной папке Dreamweaver. Здесь можно увидеть, что вся система меню написана на XML и поддается модификации, хотя для их редактирования необходимо знакомство с XML и JavaScript.
-
Другие фрагменты Dreamweaver 3 тоже могут редактироваться. Выберите File>Open и перейдите в папку configuration\objects\common в программной папке Dreamweaver. Выберите Web-документ table.htm. Dreamweaver отобразит предназначенное для вставки таблиц диалоговое окно, которое можно отредактировать.
-
Измените устанавливаемые по умолчанию параметры для количества строк и столбцов и сохраните файл. Удерживая клавишу Control/Alt, щелкните в поле Title в окне Object и выберите команду Reload Actions. При следующей вставке таблицы будут использоваться новые параметры. Большинство объектов и операций в Dreamweaver можно редактировать подобным образом, непосредственно изменяя исходный код.
Этап 3: Карты ссылок
Быстрое добавление встроенных карт ссылок к изображениям
-
Вернемся к нашей работе. Новая функция Inline Image Maps значительно улучшена по сравнению с предыдущими версиями. Все нужные средства теперь находятся в окне Properties Inspector для изображений, а не в отдельном диалоге. Вернитесь к файлу index1ext1l и начните работу, щелкнув на изображении chartnav.gif.
-
Введите название карты chartmap в текстовом поле Map. Затем щелкните на инструменте Rectangular Hotspot и с помощью мыши нарисуйте прямоугольник вокруг кнопки 1. В поле Link введите none.html — это имя файла, который вы ранее перетащили в корневой каталог узла.
-
Повторите эту процедуру для каждой кнопки по очереди, связав их с файлом none.html. В «настоящем» узле ссылки указывали бы на другие страницы. Кроме того, можно воспользоваться кнопкой с изображением папки для поиска файлов или значком ссылки для выбора ссылки из окна Site.
Этап 4: Настройка HTML-кода
Использование стилей HTML и функции Quick Tags для управления внешним видом и форматированием документов
-
Пусть файл example1ext1l содержит почти законченную версию создаваемой нами страницы. Выберите Windows>HTML Styles, затем щелкните на стрелке в верхнем левом углу окна, чтобы открыть его выпадающее меню. Выберите команду New.
-
Присвойте новому стилю HTML имя Main Heading, выберите Arial, Helvetica, sans-serif из выпадающего списка Font и установите размер 6. Щелкните на значках полужирного шрифта и курсива, а затем нажмите кнопку OK.
-
Выделите фрагмент текста и выберите только что созданный стиль HTML из списка, чтобы применить его. Создайте дополнительные стили для основного текста и подзаголовков. Стили HTML будут работать в любом браузере, поскольку в них используется тэг <FONT>, а не каскадные таблицы стилей.
-
Иногда возникает необходимость работать с HTML-кодом страницы напрямую, не полагаясь на визуальные средства Dreamweaver. Функция Quick Tags в Dreamweaver 3 обеспечивает доступ и контекстное редактирование кода страницы.
-
Перетащите значок Insert Horizontal Rule в нижнюю часть страницы. С помощью окна Properties Inspector установите для нее ширину 580 пикселов, высоту 10 пикселов и выравнивание влево. Если флажок Shading установлен, снимите его. Выбрав линию, нажмите клавиши Control/Option+T, чтобы вызвать редактор Quick Tags.
-
Щелкните после последнего параметра, чтобы установить курсор, затем выберите COLOR из появившегося выпадающего списка. Допишите тэг линии так, чтобы он включал параметр COLOR=”#33666". Этот атрибут распознается только браузером Internet Explorer и не поддерживается Dreamweaver напрямую.
Этап 5: Fireworks и объекты
Интеграция Dreamweaver 3 с Fireworks 3 и использование новых объектов для автоматизации задач
-
Снова запустите Fireworks и создайте документ размером 60x60 пикселов. Нарисуйте заполненный круг и примените к нему эффект вдавленности из палитры Effects. Нанесите на полученную кнопку надпись.
-
Выберите команду Duplicate Frame из выпадающего списка в палитре Frames. Перейдите к новому кадру с помощью стрелок в нижней части окна документа и измените цвет надписи. Вернитесь к кадру 1 и нажмите клавиши Control/Option+A, чтобы выделить все.
-
Выберите команду Insert>New Button. Введите none.html в поле Links в палитре HTML или выберите этот файл с помощью функции обзора. Сохраните графический файл под именем button.png в новой папке rollovers в своем узле.
-
Выберите команду File>Export. В диалоговом окне Save присвойте кнопке имя button1.gif и выберите Use Slice Objects. В разделе HTML Settings выберите Dreamweaver 3 и оставьте в поле Location значение Same Directory. Сохраните файлы в папке rollovers.
-
Вернитесь в Dreamweaver, поместите курсор на боковую панель в файле example.html и дважды щелкните на значке Insert Fireworks HTML в окне Object. Перейдите в каталог rollovers и выберите там HTML-файл, который должен называться button1.html.
-
Воспользуйтесь файлом button.png в качестве шаблона для создания остальных кнопок и тем же способом добавьте их к странице. Кнопки можно создать и с «нуля», выбрав документ с единственным кадром, вызвав команду Insert>New Button и добавив дополнительные изображения в появившемся диалоговом окне.
-
Dreamweaver 3 включает и другие новые объекты. Чтобы испытать один из наиболее привлекательных, перетащите значок Email из окна Object Inspector на боковую панель. В появившемся диалоговом окне введите нужный текст для ссылки и соответствующий адрес электронной почты. Включение данного нового объекта означает, что все средства для работы с гиперссылками в Dreamweaver теперь автоматизированы.
-
Обратите внимание и на новые объекты для Flash 4 и Generator 2, которые поддерживают все необходимые параметры и позволяют непосредственно редактировать их. До этого лучшим средством для размещения таких файлов на страницах был AfterShock.
-
Объект Character — еще одно превосходное нововведение. Как и все остальные объекты палитр, его можно редактировать. Для того чтобы добавить новый символ, необходимо создать в Dreamweaver файл HTML и вставить в него нужный символ с помощью обычного сочетания клавиш, а затем создать значок в GIF-файле с тем же именем и поместить оба файла в папку configuration\objects\characters.
Этап 6: Оптимизация и шаблоны
Окончательные действия по оптимизации графики, сжатию, проверке кода и сохранению страницы в качестве шаблона
-
После создания основного формата, добавления кода и вставки объектов необходимо оптимизировать и привести страницу в законченный вид, прежде чем считать ее готовой. На бумаге дизайн мог выглядеть отлично, однако вид и работоспособность созданной страницы необходимо проверить, прежде чем отправлять ее в Интернет.
-
Одно из преимуществ создания основных изображений в качестве фрагментов Fireworks — это то, что страницу можно отредактировать в любой момент. Чтобы исправить отдельное изображение, его нужно выделить в Dreamweaver, выбрать в окне Properties Inspector команду Edit для запуска Fireworks и внести необходимые исправления. Документы в Dreamweaver будут обновлены автоматически.
-
Если исходный графический файл Fireworks был сохранен в формате PNG, изменения можно вносить и в него. Загрузите этот файл в Fireworks, отредактируйте его, а затем заново экспортируйте изображения в папку images. Никаких действий над самой страницей при этом производить не требуется.
-
Другие присутствующие на странице изображения, в частности те, которые были созданы без использования Fireworks, на этом этапе можно оптимизировать. По очереди выделяйте изображения и выбирайте в Fireworks команду Modify>Optimise Image. При этом в память будет загружен механизм экспорта Fireworks.
-
Завершив работу над страницей, выберите команду Commands>Clean-up HTML. Из-за того что в документ включались стили шрифтов и фрагменты кода из Fireworks, системе очистки кода Dreamweaver найдется, над чем поработать.
-
На этом этапе полезно будет взглянуть на код! Поскольку мы трудились над одной-единственной страницей, это не займет много времени. Убедитесь, что все внутренние ссылки являются относительными. Иногда в файл попадают абсолютные ссылки (содержащие полный путь к файлу на локальном жестком диске). Они не будут работать, поэтому их следует исправить вручную.
-
Теперь, когда у нас есть вполне симпатичная и работоспособная страница, пора сделать ее образцом для всего узла, превратив в шаблон. Выберите команду File>Save As Template и введите имя default в появившемся диалоговом окне.
-
Выделите первую ячейку с текстом в файле example.html и выберите команду Modify>Templates>New Editable Region из основного меню. Присвойте региону имя cell1. Повторите эти действия для второй ячейки, присвоив ей имя cell2. Сохраните файл.
-
Перейдите к меню File и выберите команду New From Template. Выберите из списка default. На экране появится страница, полностью включающая все элементы дизайна, но содержащая две области для новой информации. С помощью таких заранее подготовленных страниц можно быстро создать узел, а при редактировании шаблона изменения будут отражены на всех страницах узла.
Этап 7: Анимация с помощью Timeline
Хороший способ создания рекламных баннеров для узла
-
Некоторые компании выпускают специальные программы для создания анимационных рекламных баннеров, сменяющих друг друга. Мы же воспользуемся средствами Dreamweaver 3, чтобы создать DHTML-совместимый баннер, который будет работать в современном браузере без дополнительных модулей и серверных сценариев.
-
Создайте новый документ, затем выберите инструмент Layers из палитры Objects и нарисуйте на пустой странице новый слой. Выберите команду Window>Layers. В окне появится новый слой с именем Layer1. С помощью окна Properties Inspector установите размер слоя 480x60 пикселов.
-
Под первым слоем создайте второй, тоже установив для него размер 480x60 пикселов. Таким же образом создайте и третий слой, идентичный первым двум. Теперь в окне Layers Inspector должны отображаться три слоя с именами Layer1, Layer2 и Layer3, имеющие одинаковые размеры.
-
Нарисуйте в Fireworks три рекламных баннера и экспортируйте их в файлы формата GIF или просто загрузите какие-нибудь баннеры из Интернета. Вернитесь в Dreamweaver, выберите в окне Layers слой Layer1, затем щелкните внутри него, чтобы сделать курсор активным. Вызовите команду Insert>Image и укажите первый баннер. Тем же способом вставьте остальные два баннера в слои Layer2 и Layer3.
-
Выберите в окне Layers слой Layer1. В окне Properties Inspector установите для полей L (Left) и T (Top) значение 10 пикселов. Таким же образом установите положение для оставшихся двух слоев, чтобы все они находились непосредственно друг над другом. При просмотре в браузере изображения должны выводиться поочередно. Этого можно добиться, скрывая и отображая слои с помощью функции Timeline.
-
Выберите команду Window>Timeline и щелкните на первом кадре в первой строке. Выделите слой Layer1 в окне Layers и выберите команду Modify>Timelines>Add Object to Timeline. Щелкните на последнем кадре только что добавленного объекта в окне Timeline и перетащите его так, чтобы полоса занимала диапазон от 1-го до 30-го кадра.
-
Повторите описанные в предыдущем пункте действия для слоев Layer2 и Layer3, чтобы создать для каждого слоя в окне Timeline отдельную полосу. Щелкните на кадре 10 в строке Layer1 окна Timeline и создайте ключевой кадр, выбрав команду Modify>Timeline>Add Keyframe. Тем же способом добавьте дополнительные ключевые кадры на 10-м и 20-м кадрах в строке Layer2 и на 20-м кадре в строке Layer3.
-
Выберите первый кадр, щелкнув на соответствующей позиции линейки окна Timeline. Выберите в окне Layers слой Layer1 и включите отображение этого слоя с помощью пункта Vis. Щелкните на кадре 10 на линейке окна Timeline и с помощью окна свойств выключите отображение слоя Layer1 и включите отображение слоя Layer2. Щелкните на кадре 20. Выключите отображение слоя Layer2 и включите отображение слоя Layer3.
-
Оставаясь в позиции 30-го кадра, выберите команду Modify>Timeline>Add Behaviour to Timeline. Щелкните значок «+» и выберите команду Timeline>Go To Timeline Frame, а затем пункт Go To Frame 1 в появившемся диалоговом окне. Щелкните вкладку, чтобы вернуться к окну Timeline, установите для параметра fps значение 3 и включите флажок Autoplay. Сохраните страницу, выберите команду Preview in Browser и любуйтесь результатами тяжелого труда.
КомпьюАрт 3'2000