КомпьюАрт

3 - 2000

По знакомым местам

Валерий Мурахвери

Договариваясь с директором типографии ЭПО Владимиром Николаевичем Токаревым о визите, я услышал в трубке знакомый адрес. Давным-давно, до начала перестройки, еще в своей программистской жизни доводилось мне посещать расположенный по этому адресу НИИ. Тогда здесь кипела работа, было полно молодежи, в лабораториях стояла самая современная по тем временам техника. Не знаю, как сейчас насчет техники, но в коридорах пустынно, преобладают люди в солидном возрасте, и передвигаются они не спеша. Иначе выглядят только три первых этажа, где разместилось предприятие, которое кратко называется ЗАО ПКФ (то есть производственно-коммерческая фирма) ЭПО. Владимир Николаевич рассказывает:

Наша фирма была основана в 1993 году, в ее названии отражены три основных направления работы: электроника, полиграфия, оптика. Все эти направления в том или ином виде сохранились и действуют и в настоящее время. Я расскажу о том, что представляет собой полиграфическое направление.

Мы занимаемся печатью бланков ценных бумаг и других документов строгой отчетности, ценных бумаг, а также прочей продукции, требующей защиты: дипломов, удостоверений, авиабилетов и иных транспортных документов. Сейчас эта продукция, если измерять физические объемы, составляет примерно третью часть всего производимого нами, остальные две трети — это более или менее обычная печать, заказы на которую часто поступают от тех же заказчиков, хотя не только от них. Но ценные бумаги — это не просто выгодная и нужная работа, это важнейшая и определяющая часть нашей деятельности.

Вначале мы получили временную лицензию Минфина на работу с ценными бумагами. Для получения постоянной лицензии необходимо иметь полный производственный цикл и соответствующее оборудование, а у нас тогда не было, например, своего фотовывода. Постепенно все это появилось.

Мы живем и развиваемся благодаря нормальной кредитной политике — брали кредиты на приобретение оборудования четыре или пять раз, потом каждый раз расплачивались и готовились к новому шагу.

Теперь вся работа — от получения заказа до сдачи тиража происходит здесь; у нас есть художники, дизайнеры, операторы компьютерной графики… Заказчики приходят с мыслями, идеями, не всегда зная точную формулировку того, что им нужно, иногда неуверенно чувствуя себя в предметной области. Поэтому работу с ними нередко приходится начинать с консультационных услуг, а в дальнейшем помогать организационно: например, содействовать в регистрации эмиссий, чтобы все было на должном уровне. Все это пришло с опытом, в ходе общения с Управлением ценных бумаг. Оно проверяет нас каждый год по полной программе, от технологии до финансово-бухгалтерской деятельности; каждый месяц мы сдаем в Минфин подробный отчет. В этом смысле мы приравнены к Гознаку. Мы также присутствуем на ежегодном совещании организаций, имеющих лицензию Минфина.

Начало практике лицензирования положила перестройка. У Гознака ведь тоже раньше не было лицензии — она была просто не нужна! В структуру Гознака входили многие предприятия двойного подчинения, обслуживавшие свои ведомства и отрасли; они выпускали документы строгой отчетности. Часть заказов с грифом «ДСП» выполнялась предприятиями Госкомпечати. Там иногда изготавливались дипломы, удостоверения, проездные билеты, документы ГАИ.

Мы замахнулись на то, чтобы через оборудование, кадры, технологии иметь возможность выпускать документы такого рода. У истоков стояла группа людей, являющихся специалистами по документному делу. Когда новой России потребовалось много защищенной печатной продукции, для нас в этом не было ничего концептуально нового. Задача состояла лишь в том, как попробовать себя на поприще производства.

С формным и печатным оборудованием мы достаточно быстро достигли ясности. Постановление о лицензировании, вышедшее в 1992-1993 гг., поставило определенные ограничения. Некоторые виды печати — орловская, металлография — полностью сохранялись за Гознаком. Из дозволенного мы выбрали офсет, а из машин остановились на Heidelberg. Мы решили, что это позволит нам держаться ближе к Гознаку, быть примерно на том же уровне.

Требования, от выполнения которых зависело лицензирование, со временем ужесточались. Развитие оперативной полиграфии и цветного ксерокопирования заставляет постоянно совершенствовать средства защиты, усложнять продукцию. В изготовлении защищенной продукции роль играет все: материалы и краски, техника, технология. Сразу встала проблема программного обеспечения. В пределах бывшего СССР такими задачами никто не занимался. Криптография не была связана с полиграфией, Гознак работал на аналоговых технологиях. Зарубежное ПО оказалось неподъемным по цене и условиям поставки (только с «их» оборудованием и т.д.). Мы со своей парой стульев в 1992 году не могли на это ориентироваться. Какое-то время работали с векторными изображениями на первых версиях CorelDraw, но серьезность наших намерений заставляла начать собственную разработку. В 1994 году мы сформулировали себе техзадание и приступили к созданию программы. В 1995 году обсудили первый рабочий вариант программы и решили, что первоначальная постановка задачи была узкой и следует замахнуться на нечто посущественнее. Сформулировали новое ТЗ и пошли по пути построения модульной наращиваемой системы. Сейчас уже видно, что это полностью оправдалось: система получилась гибкой, приспосабливающейся к усложнению внешних требований и нашему собственному растущему опыту. К тому же в таком виде система может предлагаться как программный продукт с набором базовых функций и вариантами развития под потребности конкретных пользователей, то есть она стала товаром.

Работа над ее развитием продолжается и сейчас, но в конце 1998 года намеченные функции были полностью реализованы; мы получили регистрационное свидетельство на свой программный продукт, придающее ему официальный статус.

Видя, что российский рынок не насыщен программными средствами, пригодными для макетирования печатной продукции с графической защитой, мы пошли по пути создания облегченных вариантов основной программы, доступных по цене и предлагающихся вместе с готовыми графическими библиотеками.

С появлением собственного программного средства технология подготовки ценных бумаг к печати стала полностью «внутренней», ведь CorelDraw — открытая программа, ее файлы и инструменты доступны всем желающим. Это позволило нам избавиться от «временности» лицензии. Мало того, что у нас свое ПО, мы уже поставили его в несколько предприятий и организаций, имеющих лицензию на разработку и изготовление бланков ЦБ. Минфин рекомендует нам продавать программу только подобным организациям. Тем самым сузился круг потенциальных потребителей. Однако участившиеся обращения рекламных агентств и издательств, работающих с банками, транспортными и прочими компаниями, которым нужно подобное ПО для решения разовых или почти разовых задач (им нет смысла выкладываться «по полной программе» и хлопотать о разрешении), побудили нас к новым поискам.

Сейчас мы работаем над ПО, обеспечивающим перевод цветных полутоновых изображений в традиционные по способу печати (четырехцветные), но отличающихся от обычных растровых структур тем, что дискретные элементы заменены фоновыми рисунками (рис. 1). В отличие от обычных растровых структур, содержащих точки и линии переменной ширины, мы накладываем на полутоновое изображение сетку линий, непрерывно меняющих ширину, конфигурацию, тон. Созданная нами программа обеспечивает подготовку макетов документов для традиционной четырехцветной офсетной печати с синтезированными защитными графическими изображениями.

Комплекс защитных элементов, применяемый нами, почти исключает возможность подделки документов средствами оперативной полиграфии, а периодическое изменение фоновых элементов, на которое дизайнеру теперь почти не приходится тратить время, делает нерентабельной всякую попытку подделки средствами «большой» полиграфии (рис. 2). Дизайнер получил возможность бесконечно варьировать защитные элементы. Конечно, защищенные документы требуют строгого учета и организации использования (например, чтобы остатки старого тиража акцизных марок уничтожались, а не применялись при маркировке новой продукции после установленной даты). Мы даем в проверяющие инстанции сертификат защиты на каждую партию документов. Техническим средством для проверки служит обычная лупа, но есть планы создания специального сканера (пока на это в состоянии замахнуться только Москва). Для сканера сертификат будет предоставляться в электронном варианте.

Показывая оборудование, В.Токарев особо отметил швейцарскую рулонную машину Gallus Т-250 (рис. 3) на которой печатаются сложные марки и этикетки, в том числе многослойные, с припрессовкой голограмм и т.д. Эта машина досталась ЭПО относительно недорого — как восстановленная после нескольких лет работы. Она полностью автоматизирована и имеет возможность обратного хода ленты с аккуратнейшей приводкой по собственным меткам, которые печатаются на первой секции. Это позволяет добиться различных эффектов при печати, самый используемый из которых — абсолютное заполнение носителя (зоны, оставшиеся пустыми при первом цикле печати, запечатываются на втором проходе). В заключение я спросил Владимира Николаевича, чего ему в первую очередь не хватает. Он ответил:

— Обычного полноцветного листового офсета у нас только «двушка». Конечно, мы на ней справляемся и со сложными заказами, такими как рекламные цветные композиции и годовые отчеты банков, но если «в первую очередь» — тогда именно этого. Правда, это новое расширение, производственные помещения — все не просто. А как образец нашей печати могу показать серию репродукций офортов Рембрандта на библейские сюжеты, которую мы делаем сейчас трехтысячным тиражом. И еще — мы выиграли тендер на участие в издании «Православной энциклопедии». Это большая работа, 25 томов, целиком она нам была бы не под силу, но мы гордимся тем, что обложку, корешок и другие элементы оформления делаем мы. Мы охотно беремся за сложные в полиграфическом отношении работы, которыми интересно заниматься нашим специалистам, — такие, когда сначала нужно подумать, как можно выполнить их имеющимися средствами.

Технологии непрерывных защитных линий имеют что-то общее с гравюрой и офортом — по крайней мере чисто внешне. Об этом я подумал, разглядывая пробный оттиск одной из работ Рембрандта. А еще я подумал о том, что союз Мастера и Машины — неодолимая сила, и пока у нас есть люди, которым интересно решать сложные задачи, у нас есть и будущее.

КомпьюАрт 3'2000

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства