КомпьюАрт

3 - 2001

Нанесение штрих-кода на книги

Ежи Целиховский

Почему издательства должны использовать штрих-коды

Штрих-код для книг

Рекомендуемые символы штрих-кода

   Базовый символ — ISBN в штрих-коде EAN — версия NR

   Расширенный символ — ISBN и цена в штрих-коде EAN — версия NK

Другие возможности

   Версия NF

   Версия NT

Что такое ISBN

Перевод ISBN в EAN

Размер и расположение шрих-кода ISBN/EAN-13

Укорачивание

Расположение штрих-кода

Если есть сомнения

Как получить штрих-код

Роль оригинала на пленке

Заказ

Нанесение наклеек

Печать штрих-кодов силами издательства

Услуги агентств

Цвета

Параметры печати

   Фактор увеличения

   Уменьшение ширины штрихов

   Полярность изображения и ориентация эмульсии (изображения)

Как должна выглядеть система для нанесения штрих-кода

Наиболее часто задаваемые вопросы о штрих-кодах

Почему издательства должны использовать штрих-коды

Для розничной торговли сканирование штрих-кода является наиболее быстрым и точным способом определения необходимой информации о продаваемых продуктах.

Большинство крупных книжных магазинов сейчас оборудовано системами электронных терминалов (EPOS), что позволяет ускорить продажу и уменьшить складские запасы, используя торговую информацию, получаемую посредством систем EPOS. Поскольку все большее количество магазинов ежегодно устанавливает у себя системы EPOS, для издателей очень важно, чтобы штрих-код на их книгах был нанесен в соответствии со стандартом, описанным в этой статье.

Издатели, не использующие штрих-код, могут оказаться в ситуации, когда крупнейшие книжные магазины просто откажутся принимать у них книги, что весьма неблагоприятно скажется на продажах.

Издательства с любым объемом публикаций получат прямые или косвенные преимущества от использования штрих-кодов:

  • штрих-код можно считать в процессе распределения для надлежащего обслуживания книжных магазинов;
  • сканирование при продаже позволит магазинам быстро перезаказать книги для пополнения заказов.
В начало В начало

Штрих-код для книг

Штрих-код представляет собой прямоугольник, заполненный параллельными штрихами и просветами, организованными определенным образом в соответствии со специфическими требованиями. С его помощью видимая глазом информация преобразуется в информацию, считываемую машинным способом.

В книжной промышленности штрих-код содержит Международный стандартный номер книги (ISBN), состоящий из 10 цифр (9 цифр плюс контрольная), с возможностью использования дополнительной информации, например цены или инвентарного номера для внутреннего пользования.

По соглашению между агентством ISBN и Международной ассоциацией по нумерации (EAN) ISBN можно включить в штрих-код EAN-13.

Был введен код 978, бесплатный для индивидуальных издательств, для использования в международной книжной торговле с целью быстрого определения товара как книги.

Код, считываемый машиной, является структурным символом, содержащим три основных элемента. Код EAN-13 составляет при этом основную часть; под кодом расположена считываемая глазом версия номера из 13 цифр, а над кодом — считываемая глазом версия ISBN, относящаяся к данной конкретной публикации.

Издательство, пользующееся услугами дистрибьюторов, должно советоваться с ними при выборе наиболее подходящего штрих-кода.

В начало В начало

Рекомендуемые символы штрих-кода

Базовый символ — ISBN в штрих-коде EAN — версия NR

Фактор увеличения

Общий размер символа

(ширина и высота)

0,90 34 × 29

0,95 36 × 30

1,00 38 × 31

1,05 40 × 33

1,10 42 × 34

В начало В начало

Расширенный символ — ISBN и цена в штрих-коде EAN — версия NK

Расширенный символ включает ISBN в штрих-коде EAN и цену в Великобритании на дополнительном штрих-коде. Расширенный символ в основном используется на складе издательства, например для обработки выручки.

Фактор увеличения

Общий размер символа

(ширина и высота)

0,90 50 × 29

0,95 53 × 30

1,00 56 × 31

1,05 58 × 33

1,10 61 × 34

Валютный префикс в EAN определяется начальным префиксом ISBN (для английского языка — 0 или 1). Дополнительные 5 цифр включают код цены. Три горизонтальные линии над дополнительным символом из 5 цифр являются существенной частью символа. Они быстро и точно показывают пользователю, что это код цены.

В начало В начало

Другие возможности

Если издатель хочет для каких-либо внутренних целей обозначить вариант, который не может быть определен ISBN, то для этого существуют два специальных формата.

В начало В начало

Версия NF

Символ ISBN/EAN с дополнением из 5 цифр для использования внутри издательства. (Эти дополнительные коды всегда начинаются с 9 в пределах от 90000-98999.)

Фактор увеличения

Общий размер символа

(ширина и высота)

0,90 50 × 29

0,95 53 × 30

1,00 56 × 31

1,05 58 × 33

1,10 61 × 34

В начало В начало

Версия NT

Символ ISBN/ EAN с дополнением из двух цифр для обозначения важных особенностей внутри издательства. При этом можно применять весь спектр от 00 до 99.

Фактор увеличения

Общий размер символа

(ширина и высота)

0,90 40 × 29

0,95 44 × 30

1,00 47 × 31

1,05 49 × 33

1,10 51 × 34

В начало В начало

Что такое ISBN

Система Международной стандартной нумерации книги используется для предоставления собственного уникального номера книге и любому связанному с ней материалу в целях облегчения библиографического учета и устранения ошибок в заказах. Издательства могут получить ISBN только через агентство ISBN.

ISBN — это номер из 10 цифр, который состоит из 4 стандартных элементов:

  • определитель группы от 1 до 4 цифр: определяет национальные, языковые, географические и прочие характеристики книги. Книги, опубликованные в Великобритании, имеют групповой определитель английского языка 0 или 1;
  • определитель издательства: в нем может быть от 1 до 6 цифр; является уникальным определителем издательства;
  • определитель названия книги: в нем может быть от 1 до 6 цифр; он является индивидуальным кодом книги;
  • контрольная цифра — последняя, рассчитана как логарифм по основанию 11 и подтверждает истинность ISBN.

Дефис разделяет каждую часть ISBN.

В начало В начало

Перевод ISBN в EAN

В 1980 году в результате деятельности Объединенной рабочей организации по машинно читаемым кодам было достигнуто соглашение между Международной ассоциацией по нумерации и международным агентством ISBN по специальному префиксу из трех цифр в системе ISBN при создании EAN. Префикс 978 был зарезервирован для использования издательствами.

Код ISBN/EAN позволяет сканирующему оборудованию опознать продукт как книгу (префикс 978) и путем инкорпорации первых девяти цифр ISBN в код точно определить книгу, на которой он нанесен.

Конвертация ISBN в код EAN-13 достигается производителями штрих-кода путем ввода всех 10 цифр ISBN. Компьютерная программа затем создает EAN в следующие четыре этапа:

  • проверяется подлинность ISBN;
  • вводятся первые 3 цифры EAN (978);
  • первые 9 цифр ISBN без дефисов становятся цифрами с 4-й по 12-ю EAN;
  • контрольная (10-я) цифра ISBN игнорируется и рассчитывается новая контрольная цифра, относящаяся к вновь составленному EAN. Иногда контрольная цифра EAN может совпадать с контрольной цифрой ISBN, на основании которого производится расчет.

Пример: ISBN 0-85386-202-8 конвертируется в ISBN/EAN 9 78 085386 202 4.

Примечание. Вы можете воспользоваться калькулятором для расчета контрольной цифры EAN на Web-сайте ANA: http://www.ana.org.uk/ana/calculators.htm.

В начало В начало

Размер и расположение шрих-кода ISBN/EAN-13

Размер штрих-кода ISBN/EAN зависит от используемой версии и увеличения. Номинальное увеличение признается за 100%. Такие способы печати, как высокая печать и литография, могут дать достаточно плотные символы, поэтому увеличение символа может быть меньше 100%. Минимальное разрешенное увеличение — 80%, однако это существенно уменьшает допуски печати, поэтому к нему нужно прибегать только в том случае, если место очень дорого. Некоторые магазины отказываются принимать продукты с увеличением штрих-кода меньше 100%.

Флексография и трафаретная печать могут потребовать увеличения, превышающего 100%. Максимальное увеличение составляет 200%.

В начало В начало

Укорачивание

Высота штрих-кода очень важна, поскольку облегчает быстрое сканирование на всех типах сканеров. Следует избегать уменьшения высоты штрих-кода. Даже в случае насущной необходимости следует свести его к минимуму.

В начало В начало

Расположение штрих-кода

Предпочтительное расположение ISBN/ EAN-13 — в нижнем правом углу задней сторонки обложки или суперобложки. То же правило применимо к футлярам для книг, комплектам книг в коробке, книгам в мягкой обложке, книгам с напечатанными обложками и непосредственно напечатанным этикеткам.

При использовании штрих-кода EAN на клейкой этикетке поверх существующего штрих-кода старый штрих-код должен быть совершенно скрыт и не должен просвечиваться, чтобы избежать проблем при сканировании нового штрих-кода.

Рекомендуемое расположение способствует ускорению операций в книжных магазинах и на складах, так как работники знают, что код расположен в стандартном месте.

Поскольку символ должен располагаться на гладкой поверхности, рекомендуется, чтобы ни сам символ, ни светлые поля не находились ближе 6 мм от края обложки/упаковки или от сгиба обложки по корешку книги.

Светлые поля слева и справа от символа (указанные угловыми отметками на оригинале микрофильма, но обычно исключаемые на изобразительном оригинале) особенно важны для сканирования штрих-кода, термоусадочная пленка на книге обычно не представляет проблем при сканировании.

В начало В начало

Если есть сомнения

Полезные технические советы по качеству печати могут дать поставщики микрофильмов и опытные печатники.

В начало В начало

Как получить штрих-код

Для правильного считывания при первом сканировании штрих-коды должны печататься по определенным стандартам.

Символ ISBN/EAN может быть напечатан любым обычным способом, например высокой печатью, литографией, флексографией, трафаретной печатью, глубокой печатью и т.д., при условии, что требования выбранного способа печати разрешаются при производстве штрих-кода.

Для издательства оптимальным вариантом получения хорошего четкого изображения при печатании штрих-кода является использование оригинала символа ISBN/EAN на пленке (микрофильме) для данной книги, который вводится в оформление обложки или суперобложки. На пленке штрих-код изображен с высокой степенью точности.

Процесс печати не может обеспечить идентичные совершенные отпечатки. В отношении печати штрих-кода существует тенденция, при которой строчки отпечатываются немного шире, чем на оригинале, и ширина штрихов варьируется на разных отпечатках. Различия могут быть весьма существенными в зависимости от способа печати.

В начало В начало

Роль оригинала на пленке

Оригинал на пленке был разработан для того, чтобы обойти эти проблемы. Например, при создании оригинала на пленке можно уменьшить ширину штрихов для компенсации расширения при печати, так что напечатанный символ будет в точности соответствовать требованиям. Увеличение символа увеличивает допуски печати и приводит тому, что вариабельность при печати соответствует допуску печати.

Оригиналы на пленке производятся специальными компаниями, использующими особые программы для высокого качества оригинала штрих-кода в книжной торговле.

В начало В начало

Заказ

Для выполнения оригинала на пленке поставщику нужна будет следующая информация:

  • основные детали;
  • параметры печати;
  • количество;
  • фактор увеличения;
  • версия;
  • уменьшение ширины штриха;
  • ISBN;
  • расположение эмульсии;
  • дополнительный код;
  • полярность изображения;
  • описательные детали.

Основные детали может предоставить издательство, а параметры печати могут потребовать информацию от типографии и поставщиков микрофильмов.

Чтобы заказать оригинал на пленке, издательство должно предоставить компании-поставщику следующую информацию:

  • ISBN книги для расчета штрих-кода EAN-13 и читаемых глазом цифровых данных. ISBN должен быть предоставлен полностью, с контрольной цифрой и дефисами;
  • поставщик на своем оборудовании подтверждает истинность ISBN, хотя клиент сам несет ответственность за соответствие ISBN названию книги. Поставщики микрофильмов проводят расчеты для получения штрих-кода EAN-13 с контрольной цифрой;
  • количество: в большинстве случаев одного экземпляра достаточно (если требуется дубликат, выгоднее заказать его одновременно с подлинником, количество обычно записывается номером из 2 цифр (например, 01, 02...99).
  • поставщику нужно знать, какая требуется версия:

    NR — базовый символ ISBN/ EAN;

    NK — символ ISBN/ EAN с кодом цены из 5 цифр;

    NF — символ ISBN/ EAN с дополнительным кодом из 5 цифр;

    NT — символ ISBN/ EAN с дополнительным кодом из 2 цифр.

Если используются версии NK, NT и NF, поставщику нужны будут точные детали. Помните, что: версия NK используется в Великобритании для кодирования цены и может представлять собой от 00001 до 09999 (от 1 пенса до 99,99 фунтов); в версии NT могут использоваться все значения (00-99); версия NF должна быть в пределах 90000-98999 и должна начинаться с 9, остальные 4 цифры имеют смысл только для издательства. Описательные детали не должны превышать 30 знаков (букв и/или цифр).

Эти детали обычно представляют собой фамилию автора и название, при необходимости в краткой форме.

Данная информация, которая используется исключительно для нанесения правильного кода на книгу, должна быть стерта до печати, так же как и угловые знаки на пленке.

Краткое изложение параметров печати символов ISBN/EAN находится в следующем разделе. Настоятельно рекомендуем издательствам проконсультироваться у своих компаний — поставщиков пленки по этим вопросам, что повлияет на размер кода, и проверить до начала печати, не требуются ли какие-нибудь изменения.

В начало В начало

Нанесение наклеек

Вместо печати символа непосредственно на книге или на суперобложке возможно использование клейкой этикетки, происхождение которой может быть различным:

  • получение с оригинала на пленке или печатного клише;
  • напечатана в своей компании, на термопринтере или лазерном принтере. Однако внешний вид такой этикетки может быть не очень высокого качества, и потребуются капитальные издержки;
  • произведена специализированной компанией. Внешний вид будет такой же, что и при печати в своей компании, или лучше, при этом не потребуются капитальные издержки.

Для достижения наилучшего результата символ на этикетке должен быть напечатан с оригинала на пленке. Если вы правильно составили заказ, результат должен быть удовлетворительным.

Издательства также должны указать требования по качеству клея на этикетках. Например, для одних издательств этикетки должны быть намертво приклеены к книгам, а другим могут быть нужны отклеивающиеся этикетки, если книги предназначены для подарка.

Печатаемые наклейки могут производиться самыми разными способами, включая производство листов и рулонов, использование специальных картриджей для инструментов нанесения и даже создание части линии производства, совмещенной с принтером.

То, что напечатано на этикетке, является исключительно важным, поэтому для достижения сканируемости этикетки необходимо контролировать качество работы на всех предшествующих стадиях.

Рабочая организация по машинно читаемым кодам предлагает следующие рекомендации по графической структуре и расположению непосредственно напечатанных символов:

ISBN должен быть точным. Он должен быть указан отдельно — над EAN-13;

ISBN должен быть связан со штрих-кодом EAN-13. Нужно ввести только один номер для расчета символа, то есть программа должна автоматически подтверждать истинность ISBN и рассчитывать EAN на его основе;

трих-код EAN-13 должен быть сканируемым.

В начало В начало

Печать штрих-кодов силами издательства

У некоторых издательств может иметься компьютерное оборудование (или существовать доступ к нему), которое может использоваться для производства штрих-кодов.

Большинство матричных принтеров не подходит для печати штрих-кодов. Наиболее удачным способом печати ISBN/EAN-13, соответствующим точности требований, будет термопринтер и лазерный принтер.

Стойкость изображения также является важным фактором при выборе системы. Символ должен сохраняться на протяжении приблизительно двух лет и выдерживать до десяти сканирований. Некоторые способы печати не удовлетворяют этим стандартам, на другие могут повлиять условия хранения и обращения, ультрафиолетовый свет и электронное сканирующее оборудование.

В начало В начало

Услуги агентств

Издательства, которые решили воспользоваться услугами агентства, должны удостовериться, что их поставщик не только ознакомлен со стандартами и рекомендациями издания «Машинно-читаемые коды для книготорговли», но и сможет удовлетворить требования издателя/типографии.

В начало В начало

Цвета

Все сканирование напечатанных образов, включая и человеческое зрение, является адсорбцией и отражением света цветами напечатанного изображения. При сканировании штрих-кода нужно прежде всего помнить, что сканер воспринимает цвета не так, как глаз человека.

Штрих-код EAN сканируется в оранжево-красном секторе спектра, поэтому он должен иметь достаточную контрастность на этой длине волны. Это означает, что цвета, которые представляются темными для глаза человека, могут оказаться светлыми для сканера, и наоборот. Поэтому следует внимательно изучить «Руководство по цветам и размерам штрих-кода ANA» и выбрать необходимую комбинацию.

Для полной точности следует произвести измерения отражаемости и контрастности печати согласно требованиям EAN. Мы можем предложить вам простые рекомендации:

  • черные штрихи на белом фоне. Это идеальный вариант;
  • цветные штрихи на белом фоне. Для поставщика оригиналов на пленке или типографа достаточно легко определить, подходит ли цвет чернил для белой подложки;
  • черные штрихи на цветном фоне. Желтый и красный подходят для цвета фона. Другие цвета следует предварительно проверить. Возможно выбрать цветовую подложку или использовать подложку с напечатанным желтым или красным фоном;
  • цветное на цветном является наиболее сложной комбинацией, потому что печать одного цвета на другом может создать контраст, который отличается от контраста этих двух отдельных цветов;
  • обычно в качестве цвета фона используются теплые цвета (желтый, оранжевый, красный), в то время как для печати штрихов — холодные (голубой и зеленый). Показатели отражения коричневых, сиреневых и розовато-лиловых цветов, содержащие синий/черный, так же как и желтый/красный цвет, должны быть проверены на их соответствие требованиям EAN. Бледно-зеленый и голубой тоже проблематичны по причине содержания в них желтого/белого. Производители оригиналов на пленке также могут помочь вам в подборе цветов;
  • металлические цвета, такие как золотой и серебряный, не следует использовать в качестве ни фона, ни штрихов, так как они могут отразить сканирующий луч под самым неожиданным углом;
  • не следует использовать в качестве фона рельефное изображение на обложке/суперобложке. Если используется техника рельефа, он должен находиться по крайней мере в 1 см от штрих-кода.
В начало В начало

Параметры печати

Для того чтобы точно определить параметры печати, нужно иметь знания и опыт печати штрих-кода. У многих издательств эта информация отсутствует, поэтому они должны проконсультироваться с типографом, печатающим обложку или суперобложку, и с поставщиком оригинала на пленке.

Рассмотрим эти параметры.

В начало В начало

Фактор увеличения

Размер символа определяется в основном способом печати или, точнее, вариацией в процессе печати. Это приводит к изменениям намечаемой ширины штрихов и просветов от отпечатка к отпечатку. Некоторая вариативность возможна, если соблюдаются пределы допуска для данного фактора увеличения. Если вариативность слишком высока, можно увеличить допуск на точность печати посредством большего увеличения символа.

Увеличение может быть от 80 до 200% номинального размера, но по возможности следует избегать минимального увеличения, чтобы избежать проблемы при сканировании.

В начало В начало

Уменьшение ширины штрихов

В процессе работы — от создания первоначального варианта до изготовления печатных форм и самого процесса печати, отдельные штрихи могут стать толще, чем предполагалось. В этом случае говорят о «размазывании краски». В п.1 мы обсуждали вариативность ширины штрихов, а размазывание краски относится к средней ширине напечатанных штрихов. Для того чтобы избежать этого явления, используется уменьшение ширины штрихов при производстве оригинала на пленке. Суженные штрихи на пленке расширятся при печати, но будут соответствовать своим идеальным размерам.

Если ожидается, что в процессе печати произойдет уменьшение ширины штрихов, следует увеличить ее на пленке.

В начало В начало

Полярность изображения и ориентация эмульсии (изображения)

Эти технические термины употребляются типографом и поставщиком пленки. Коротко объясним их значения, оригинал на пленке должен применяться на последних стадиях изготовления печатных форм, при этом изображение может быть позитивным или негативным (отсюда полярность). Ориентация эмульсии определяет поверхность, на которой расположено изображение. Если поверхность неподходящая, толщина пленки может исказить ширину напечатанных штрихов. Оригинал на пленке должен отражать наиболее подходящее изображение и устраивать типографию.

В начало В начало

Как должна выглядеть система для нанесения штрих-кода

Приведенный ниже контрольный список поможет в определении достаточности любой системы производства штрих-кода; компьютерная система должна уметь автоматически рассчитать EAN на основании введенного ISBN:

  • программа генерации штрих-кода должна уметь расчитывать штрих-код EAN-13 на основании ISBN;
  • обязательна система контроля целостности ISBN;
  • ни при каких обстоятельствах EAN-13 не должен использоваться для создания символа ISBN/EAN;
  • система, непосредственно наносящая штрих-код, должна уметь выбрать такой фактор увеличения, который привел бы штрихи и просветы в соответствие с допуском;
  • следует использовать уменьшение ширины штрихов для того, чтобы ширина оставалась в пределах допуска;
  • весь штрих-код должен быть получен в результате единой операции. Монтаж путем наклеивания для перестановки элементов символа может нарушить точность измерений и правильность сканирования в точке продажи.

За более подробной информацией можно обратиться по адресу:

http://www.bowker.com/standards/home/isbn/international/group_agencies.html, где вы сможете найти адрес и телефоны российского представительства от ISBN International.

© Information Society Press Syndicate 2000. (http://www.osi.hu/)

КомпьюАрт 3'2001

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства