КомпьюАрт

3 - 2001

Флексография отстаивает свое лидерство в печати упаковок

Тенденции и новинки в специальных видах печати

Перспективы роста

Единство и борьба технологий

Цифра рвется в бой

Пришествие PDFв печать упаковок

Перспективы роста

Согласно исследованию, проведенному The Freedonia Group, Inc., потребность в бумажных и пластиковых упаковках на рынке США будет возрастать примерно равными темпами, несколько превышая 2% в год.

В разных секторах рынка эти конкурирующие материалы будут прогрессировать разными темпами. Так, в производстве пищевых упаковок спрос на пластиковые упаковки будет расти быстрее ввиду их экономических и функциональных преимуществ. Успешное применение обоих материалов во многом связано с распространением комбинированных упаковок, в которых сочетаются достоинства каждого из них.

Преимущества картона и бумаги связаны с лучшими экономическими показателями в ряде приложений, экологическими достоинствами, а также существованием определенных ниш, в которых они вне конкуренции (например, коробки из гофрокартона).

Потребность в упаковках из бумаги и картона к 2004 г. составит около 37 млн. т. Наиболее быстрый рост ожидается в производстве пищевых упаковок. В то же время бумага продолжит уступать свои позиции в упаковке овощей и фруктов, где пластик уже сейчас преобладает. Пластик будет также вытеснять картон в производстве упаковок для транспортировки различных товаров, поскольку обеспечивает легкость, прочность, влагостойкость, а также возможность повторного использования. Поэтому увеличится производство пластиковых ведер, ящиков и т.д.

В использовании полиграфических красок ожидается рост порядка 5% в год с выходом на уровень 5,6 млрд. долл. в 2004 г. Относительно быстрее будет расти спрос на цифровые краски (тонеры, краски для струйной печати). Здесь ожидается рост порядка 11% в год с выходом в 2004 г. на уровень 5% от общего объема рынка. Темпы роста будут выше среднего также у качественных красок, в связи с расширяющимся их применением в упаковке и печати рекламной продукции. Рост потребности в флексографских красках составит порядка 5,4%, что тоже выше среднего. К 2004 г. потребность в них составит 1,3 млрд. долл.

Краски для традиционных видов печати сохранят за собой наибольшую долю рынка – около 43% к 2004 г. В абсолютном выражении расти будет только потребность в офсетных красках, в других видах (таких, как краски для высокой печати) она будет уменьшаться.

Главные рынки для печатных красок в США – упаковки и коммерческая печать, их доля в общем объеме составит 36% и 33%, соответственно.

В начало В начало

Единство и борьба технологий

В журнале Pharmaceutical & Medical Packaging News проводится анализ различных технологий, борющихся за первенство в печати медицинских упаковок.

К особенностям медицинских упаковок относится необходимость печатания часто изменяющейся информации, такой как номер партии изделия, дата изготовления, срок годности. Объем переменной информации еще более возрос в связи с глобализацией экономики и выходом компаний на новые рынки, в связи с чем потребовалось печатать информацию на языках разных стран в зависимости от назначения партии товара. Вот почему многие производители упаковок обратили внимание на печать термопереносом: не надо постоянно менять печатные формы, вывод легко программируется и возможна цифровая печать прямо из базы данных.

Однако отказываться от технологии, хорошо отлаженной и продолжающей прогрессировать, тоже не хочется. По данным Flexographic Technical Association, 70% пленок на 18-миллиардном рынке печати на пленке обрабатывается на флексографских машинах. В медицине флексография доминирует как способ печати упаковок благодаря гибкости и экономической эффективности. Она имеет очевидные преимущества перед термопереносом при печати на фольге, пленке и гибком пластике. Она позволяет получать высокую производительность при непрерывной рулонной подаче, в то время как термоперенос — процесс, выполняемый полистно. Наконец, логотипы и тонкие линии в целом лучше получаются в флексографии. И, конечно, цена — печать посредством термопереноса обычно обходится существенно дороже, чем флексографская печать.

В то же время присутствие переменной информации приводит к необходимости менять флексографские формы и изготавливать новые, причем цена комплекта составляет порядка 500 долл. Так, фирма Medtronic DLP тратила 150-200 тыс. долл. в год на формы для печати упаковок (она производит кардиохирургическое оборудование и инструменты, которые экспортируются во многие страны).

Естественный выход заключается в том, чтобы печатать постоянную информацию на флексографской машине, а переменную наносить посредством термопереноса. Вопрос в том, где это лучше делать — в той же типографии или в фирме, занимающейся упаковкой и отправкой потребителю готовой медицинской продукции. Немаловажно и то, какой продукт подлежит упаковке — если это недорогое лекарство или инструмент, выпускаемый крупными партиями, уместно может быть одно решение, а если дорогой и малосерийный прибор — другое. В последнем варианте рулонная печать и связанная с ней высокая производительность вообще не актуальны, скорее нужны технологии, позволяющие печатать документы минимальными тиражами, вплоть до одного экземпляра.

Так, компания Kendall Healthcare Products Co., производящая стерильные перчатки, наборы игл для шприцев и подобную массовую продукцию, сама приобрела и флексографскую машину, и термопереносный принтер и ни к кому не обращается по вопросу печати упаковок. Раньше у нее была простая листовая печатная машина, дооборудованная горячим прессом. Однако возможность печати переменной информации при этом была явно недостаточной, поскольку литеры в горячем прессе нужно было менять вручную. Ныне компания печатает переменную информацию (код партии продукта, краткое описание, количество изделий и срок годности) черным цветом на термопереносном принтере, а информацию, не связанную с конкретной партией (в том числе общие сведения на нескольких языках) — коричневым на флексографской машине.

Иным путем пошла компания Medtronic. Она решила полностью отказаться от флексографии. Кроме программируемости термопереносного принтера, для нее существенным оказалось еще одно обстоятельство — комбинированная печать потребовала бы наличия персонала, поддерживающего обе технологии.

Прогресс в флексографской печати продолжается. В последнее время качество печати значительно повысилось благодаря лазерной гравировке валиков. Экологические характеристики улучшились с введением красок на водной основе, хотя в медицинских приложениях есть одно существенное «но» — в ряде случаев надо обеспечить стойкость красок к стерилизации. Идеального решения здесь не существует, но в частных случаях с проблемой справиться удалось. Цифровые технологии меняют всю организацию процессов препресса и печати в флексографии, образуя единую хорошо управляемую систему СТР с фотополимерными формами, такими как DuPont Cyrel. Флексография идет в ногу со временем, обеспечивая не только быструю переналадку и соответствующую эффективность даже при небольших тиражах, но и гибкую основу для создания гибридных установок, способных вести печать с большим количеством переменных данных. Поэтому специалисты не считают термопереносную печать серьезным конкурентом флексографии — скорее это союзник, с которым можно успешно кооперироваться. Реальная же угроза исходит от струйной печати — тоже полностью цифровой и еще не раскрывшей в полной мере свои потенциальные возможности. Но это уже тема для отдельного разговора, время для которого пока не пришло.

В начало В начало

Цифра рвется в бой

Вслед за офсетом и флексографией наведение цифровых мостов между препрессом и печатью пришло и в трафаретную печать. Цифровым технологиям изготовления трафаретов посвящена статья Томаса Швейцера в журнале «Der Siebdruck». Автор работает в швейцарской компании Luescher AG, разработавшей технологию JetScreen — комбинацию струйной и трафаретной печати, послужившую основой для нескольких десятков устройств переноса изображений, введенных в эксплуатацию еще до конца 1997 года. Эти устройства первоначально предназначались для печати на тканях, но затем для них нашли и другие применения. Особенно способствовало успеху то обстоятельство, что технология JetScreen хорошо масштабируется (изготовлены устройства размером до 3500×5200 мм) и при этом не требует промежуточных носителей на пленках. С помощью машин компании Luescher осуществляли печать огромных плакатов, изображений на больших стеклянных панно и других масштабных работ. Теперь появилась возможность изготавливать трафареты на компьютеризованной системе. Это должно существенно повысить привлекательность машин, основанных на JetScreen, поскольку быстрота и легкость получения трафаретов значительно снижает эксплуатационные расходы. Поле деятельности для такой печати огромно — от нанесения изображений на футболки до интерьера зданий, самолетов, автомобилей.

В JetScreen получены более широкие диапазоны интенсивности цвета, чем в распространенных пленочных технологиях. Замечательно и то, что «проявка» (точнее, промывка) готовых форм (трафаретов) осуществляется… обычной водой. Печатающая головка в этой технологии имеет разрешение 633×633 dpi, что гарантирует высокое качество изображений даже при малом формате; для печати гигантских изображений имеет смысл задавать меньшее разрешение, что значительно ускоряет процесс печати. А увеличение геометрических размеров изображения не так сильно сказывается на скорости печати, поскольку часть времени тратится на холостой ход головки, который не зависит от размеров линейно. Поэтому рекомендуется максимально заполнять рабочее поле машины, «монтируя» заказы малых форматов для одновременной печати.

В машинах Luescher применяются печатные головки двух типов — с 96 и 256 соплами. Скорость печати изображения размером 1×1 м с максимальным разрешением составляет 22 минуты для первой головки и 7,5 минут — для второй.

Заказчику поставляется устройство для изготовления форм и программный пакет, с помощью которого выполняется обработка изображений, цветоделение, растрирование и макетирование изображения, а также управление изготовлением форм. Для работы с этим комплектом не требуется каких-либо особых знаний и навыков сверх тех, которые обычно нужны в препрессе.

В начало В начало

Пришествие PDFв печать упаковок

Вслед за системой Prinergy, разработанной CreoScitex в рамках совместной работы с Heidelberg, появился новый пакет для управления препрессом, на сей раз ориентированный на производство упаковок. Этот пакет является расширением Prinergy и носит название Prinergy Powerpack. В журнале Package-PRINTING опубликовано интервью с ведущим разработчиком Creo-Scitex по печати упаковок Стефеном Миллером. Автором интервью является редактор по допечатным процессам Терри Макконнелл. Приводим фрагменты их беседы.

pP. Вы работаете в этой отрасли давно, и бурный технологический прогресс происходил на ваших глазах. Какие события вы считаете наиболее значимыми?

С.М. Началом было появление недорогих настольных издательских систем. Доступность и дружественность Маков к пользователю обеспечили доступ к работе с ними большому количеству людей, что ускорило переход к цифровым технологиям. Далее, важным моментом было появление программных средств проектирования и макетирования упаковок с управлением треппингом и свойством step-and-repeat, обеспечивающим полную повторяемость любых операций.

Потом появились широкоформатные струйные принтеры, и пропала необходимость раскладывать маленькие кусочки пленки на монтажном столе. Затем развитие средств телекоммуникации позволило передавать файлы туда и обратно по всей стране и даже по всему земному шару. Последним значительным событием стало появление систем СТР. Кажется, сейчас оно открывает перед нами самые важные перспективы.

рР Как, по-вашему, будет происходить внедрение СТР в печать упаковок?

С.М. Думаю, так же, как и в большинстве приложений, связанных с коммерческой печатью. Файлы с изображениями размером в целый лист формы будут передаваться по линиям связи от дизайнеров печатникам и упаковщикам, имеющим оборудование для изготовления форм, расположенное рядом с печатными машинами.

Чтобы это произошло, нам нужно расстаться с представлением о пленке как о «надежном» носителе, служащем для передачи изображения в типографию. Это очень важный момент, потому что с ним связано понятие выполненной работы… Пора осознать, что файл — столь же целостная реалия, как лист пленки. В этом главная идея системы Prinergy Powerpack и нашей ориентации на формат PDF. Мы даем дизайнеру возможность создать PDF файл, содержащий треппинг, управление цветом, данные для step-and-repeat и так далее.

рР Почему мы не могли сделать то же самое с Postscript?

С.М. Потому что Postscript — язык описания страниц, который не дает полной независимости от устройства вывода. PDF позволяет нам работать в не зависящем от выводного устройства пространстве и видеть заказ во всех его элементах до того, как он будет подвергнут рендерингу для конкретного устройства.

рР По поводу PDF скептицизма сейчас не меньше, чем по поводу Postscript в первое время после его появления. В каких случаях формат PDF не является хорошим решением?

С.М. У нас в CreoScitex есть готовый ответ таким скептикам: «Проблема не в формате PDF, а в инструментах, которые у нас есть для работы с ним». Формат PDF — лучший мыслимый стандарт отрасли, а разработчики должны создать соответствующие программные средства для работы с ним. Что сейчас и происходит… Одно из заблуждений относительно PDF заключается в том, будто бы в нем можно определить всего четыре цвета. На самом деле PDF может содержать до 8 цветовых каналов, и Powerpack будет поддерживать все восемь.

К тому же это открытый формат, к которому каждый может создать дополнительные модули. Мы больше не обязаны принимать решений типа «все или ничего», делая выбор того или иного инструмента. Все открыто и адаптируемо…

рР Как средства управления препрессом скажутся на улучшении работы?

С.М. Что мы имеем сейчас? Островки индивидуальной трудовой деятельности — здесь готовят форму упаковки, там — изображение. Посреди всего этого бегают контролеры и спрашивают: «Чем вы сейчас занимаетесь? Готова ли такая-то работа?».

Сервер системы Prinergy Powerpack создает среду для сотрудничества, позволяющую всем видеть состояние работы и влиять на ход ее выполнения. В основе сервера — мощная база данных Oracle, использующая ту же архитектуру Prinergy, которая уже применяется в сотнях действующих систем.

В PDF включен PJT — Portable Job Ticket, то есть переносимый паспорт задания, в который заносится вся необходимая информация для обработки на разных стадиях. Она же записывается в базу Oracle. Если потом возникнет необходимость полностью или частично повторить задание, оператор препресса может извлечь хранящиеся данные из базы, при необходимости отредактировать их и вновь запустить задание на выполнение.

Кроме того, в Powerpack имеются Web-инструменты, позволяющие выгружать, загружать задания и согласовывать их запуск в онлайновом режиме на расстоянии. Это существенно ускоряет процесс согласования и общее время выполнения заданий. Это позволяет также работать вместе независимо от географического расположения заказчика, дизайнера и печатника, что особенно актуально при нынешней глобализации…

Обзор подготовил В. Мурахвери

КомпьюАрт 3'2001

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства