Зарубежные художники шрифта
Все дизайнеры в той или иной мере используют шрифты. Но что мы знаем об их создателях? Даже те, кто никогда не интересовался этой областью дизайна, наверняка слышали такие фамилии, как Лазурский, Банникова, Боярский и др. А вот зарубежных разработчиков знают только специалисты, поскольку информация о них почти недоступна. Цель этой публикации состоит как раз в том, чтобы познакомить широкий круг читателей с дизайнерами тех шрифтов, которые мы используем почти ежедневно.
Мэтью Картер (Matthew Carter) — один из немногих разработчиков, который создавал шрифты для металлического и фотонабора, а в настоящее время проектирует цифровые шрифты. Его карьера начиналась в период между учебой в средней школе и Оксфордским университетом в словолитне Энсхеде в Нидерландах. Это было хорошее время для приобретения основных знаний в области печати и словолитного дела. Особенно ценными были знания, полученные им под руководством одного из лучших мастеров двадцатого столетия – Редиса (P.H. Radish). Именно в то время Картер начинает разрабатывать шрифты.
По возвращении в Лондон в 1957 году Картер начинает работать как свободный дизайнер и каллиграф. В 1963 году он присоединился к Crosfield Electronics, британскому партнеру Lumitype, где он работал под руководством Адриана Фрутигера, создателя шрифтов Univers, Serifa, Frutiger.
Двумя годами позже Картер переезжает в Нью-Йорк, чтобы работать в Linotype. За следующие двадцать лет он создал одну из самых больших и самых богатых библиотек шрифтов для фотонабора. Его партнерами в этом деле были Майк Паркер (Mike Parker) и Чен Кон (Chene Cone). В 1981 году Картер, Паркер, Кон и некоторые другие служащие Linotype оставили фирму и перешли в Bitstream —первую компанию по производству цифровых шрифтов.
В последующие несколько лет Bitstream пробрела репутацию компании —разработчика качественной продукции. К сожалению, работа в компании оставляла Картеру мало времени для создания новых шрифтов, и в 1991 году он уходит из Bitstream и создает вместе с Коном фирму Carter&Cone Type.
Carter&Cone
Начав совместную работу, Картер и Кон обнаружили, что у такого бизнеса, как создание шрифтов, есть две особенности. Первая — производство шрифтов для розничной продажи, то есть создание какого-либо шрифта и его продажа всем желающим за небольшую цену. Это дает возможность в долгосрочной перспективе вернуть вложенные на разработку шрифта средства. Другая особенность заключается в работе по контрактам. В этом случае разработчик получает заказ от клиентов, которыми могут быть журналы, газеты, разработчики программного обеспечения или любая компания, которая придает значение наличию фирменного шрифта, необходимого ей для каких-либо специфических целей. Здесь есть как свои преимущества, так и недостатки, поскольку шрифты, созданные по заказу, не обеспечивают непрерывный доход. Поскольку они разрабатываются за аккордную плату. Картер и Кон нашли выход из этого положения, оговаривая в контрактах, что после некоторого периода времени права на шрифт возвращаются обратно к разработчикам. Если же такой возможности нет, как в случае со шрифтами, созданными для компании Microsoft, то стоимость разработки существенно увеличивается.
За прошедшие годы Картером было создано огромное количество шрифтов, многие из которых стали классикой в буквальном смысле этого слова. Например, в 60-70-х годах им были созданы такие шрифты, как Auriga, Snell Roundhand, Cascade Script, Olympian, Shelley Script, Helvetica Compressed, Video, ITC Galliard, Bell Centennial, National Geographic Caption; а в 80-90-е — ITC Charter, Elephant, Mantinia, Sophia, Time, Big Caslon, Skia, Interchange, Walker, Wiredbaum, Alisal, Tahoma, Sokin-tai, Verdana, Miller, Georgia.
Продолжение читайте в следующих номерах КомпьюАрт.
КомпьюАрт 3'2001