КомпьюАрт

3 - 2002

Биогенная упаковка

Киуд Вассерман

Коробочки из древесной массы

Единый подход

Одной экологии недостаточно

Превратить отходы в биосинтетические материалы

Вспененные водорослив качестве упаковочного материала

На один метр за двенадцать часов — с такой скоростью растут водоросли, считающиеся в Центре упаковки в австрийском городе Граце чуть ли не идеальным сырьем для упаковочного материала. Поэтому там с энтузиазмом занимаются поиском заменителя стиропора на основе водорослей. В центре внимания этого предприятия, специализирующегося на оптовой торговле биогенной упаковкой, также находится разработка биосинтетических материалов.

Директор Центра упаковки в Граце Cюзанна Майнингер, без сомнения, принадлежит к числу тех женщин, которых можно назвать предпринимателями в полном смысле этого слова. В ней сочетаются дар предвидения и умение целенаправленно действовать; эта комбинация внесла существенный вклад в историю успеха Центра. Это предприятие — оптовый продавец, уже более десяти лет специализирующийся на сбыте биогенной упаковки. Биогенная упаковка изготавливается из растительного сырья по экологически безвредным технологиям и может утилизироваться биологическим путем. «В этой области кроется большой потенциал, хотя ее возможности используются бессистемно, так как изготовители проводят исследования в ограниченном объеме и им не хватает духа первопроходцев», — рассказывает Сюзанна Майнингер об исходной ситуации. Поэтому она сделала то, что совершенно нетипично для чисто торгового предприятия, — возглавила исследования по использованию новых биологических материалов в качестве упаковки, проводимые совместно с несколькими университетами.

Коробочки из древесной массы

Первыми биогенными упаковками семейного предприятия в Граце были коробочки из древесной массы, возродившиеся в 90-е годы в качестве упаковки для перевозки клубники. Отец Сюзанны Майнингер вспоминает, что раньше, до 60-х годов, они были широко распространены, а затем их постепенно вытеснила упаковка из синтетических материалов. Древесная масса — очень хороший биогенный материал для упаковки. Тонкомерная древесина, образующаяся при прочистке леса, обрабатывается и, с добавлением воды, превращается в пульпу. Содержащаяся в древесине смола без дополнительных клеящих веществ сцепляет массу, из которой затем можно формировать коробочки. Преимущества коробочек из древесной массы по сравнению с пластиковыми заключаются в возможности их компостирования, в способности впитывать излишнюю влагу, а при необходимости снова отдавать ее. Тем самым создается естественный климат для продуктов питания, замедляющий размножение болезнетворных бактерий и плесени на три-четыре дня.

В начало В начало

Единый подход

Сегодня уже 90% оборота (примерно два миллиона евро) приходится на биогенную упаковку. Помимо упаковки из древесной массы к ней относятся и деревянные столовые приборы, и сетка из хлопка, и упаковка на основе крахмала, и бумажные мешки для различных областей использования. Наибольшим успехом пользуются сетки из натуральных волокон, обладающие необыкновенной прочностью благодаря новой технологии плетения, разработанной в центре упаковки в Граце. По этой технологии, получившей название «Double-Twist» (двойное кручение), каждая нить дважды перекручивается через другую, чем и объясняются повышенная прочность и одновременное уменьшение расхода материала.

В начало В начало

Одной экологии недостаточно

К выбору продуктов Сюзанна Майнингер подходит очень прагматично и всегда с позиции того, что «упаковка далеко не всегда будет экологичной только лишь потому, что она изготовлена из природных материалов». Центр упаковки включает в экологический баланс продукта и затраты энергии, и доставку, и возможности утилизации.

Однако сегодня для того, чтобы выстоять в конкурентной борьбе на рынке, одной лишь экологии мало. Биогенная упаковка должна быть выгодна экономически. «Потребители всегда готовы платить немного больше за экологически чистую упаковку, однако по опыту можно сказать, что «болевой порог» составляет примерно 20% по сравнению с альтернативной продукцией», — уверена Сюзанна Майнингер. Кроме того, Центр упаковки своей работой подтверждает, что экология и эстетика ни в коем случае не противоречат друг другу. На предприятии создана собственная творческая мастерская, руководит которой сестра Сюзанны Майнингер модельер и дизайнер Беттина Райхль. Именно она заботится о том, чтобы биогенная упаковка представала в торговых точках в лучшем виде.

Беттина Райхль посвящает себя не только оформлению и презентации продукции, но и теме «Упаковка и окружающая среда» в контексте современного художественного творчества. В связи с этим настоящий фурор производят показы модной упаковки, проходящие в Австрии уже в 25-й раз. Эту идею подхватило в связи с 250?летним юбилеем фирмы «Villeroy & Boch» рекламное агентство «Waltl & Waltl», поставив настоящий спектакль. По помосту ходили манекенщицы в костюмах из целлюлозных тарелок, созданных Беттиной Райхль. Кроме того, г?жа Райхль участвовала в выставке «En Quete d’Objects», проходившей в Центре Жоржа Помпиду в Париже, и в выставке «Design now. Austria», впервые проводившейся в 1998 году во время EXPO в Лиссабоне.

В начало В начало

Превратить отходы в биосинтетические материалы

Красной нитью через все исследовательские мероприятия, проводимые Центром упаковки в области биогенной упаковки, проходят три главных направления — экология, экономика и эстетика. Завораживает проект по созданию биосинтетических материалов, осуществляющийся в сотрудничестве с Техническим университетом в Граце. Предшествующие работы в этом направлении доказали реальность данной технологии. Однако использовались такие дорогостоящие исходные материалы, как сахар и крахмал, что увеличивало стоимость упаковки в шесть раз по сравнению с традиционными синтетическими материалами.

Для того чтобы снизить стоимость биосинтетических материалов, Центр сделал ставку на сельскохозяйственные отходы. В одной лишь Австрии при производстве соков ежегодно образуются тонны обрезков сахарной свеклы и яблочной выжимки, не находящие должного применения. Этот путь предположительно позволит снизить стоимость биосинтетических материалов на 70%. Само предприятие вовсе рассматривает биосинтетические материалы не в качестве полной замены традиционных синтетических материалов, а скорее как дополнение к ним. Когда мы спросили Сюзанну о свойствах биосинтетических материалов, она с увлечением рассказала нам, что «у них ниже уровень пропускания кислорода, они более устойчивы к воздействию жиров, газа и ультрафиолетовых лучей. Они не электризуются, их можно утилизировать биологическим путем». Возможно применение биосинтетических материалов в качестве специального слоя в картонной упаковке для напитков. Картон со слоем из биосинтетического материала обладает достаточными барьерными характеристиками, и, в отличие от нынешней упаковки, после использования его без проблем можно выбрасывать в контейнер для макулатуры.

В начало В начало

Вспененные водорослив качестве упаковочного материала

Второй проект, завораживающий не менее первого, посвящен полноценной замене стиропора материалом на основе водорослей. Водоросли — это имеющееся в избытке быстрорастущее сырье. «Существуют виды водорослей, вырастающие в течение двенадцати часов на целый метр, то есть их можно срезать каждый день», — с энтузиазмом поясняет Сюзанна Майнингер. Пенопласт на основе водорослей наполняется в Центре исключительно воздухом без FCKW, и после использования его можно компостировать или подвергать вторичной обработке вместе с макулатурой. Пенопласт на основе водорослей дороже стиропора всего на 15%, что компенсируется за счет более низких затрат на утилизацию.

Базовые исследования пенопласта на основе водорослей Центр упаковки уже завершил, а в июне 1999 года ввел в эксплуатацию первую пробную установку по его производству. Команда Сюзанны Майнингер теперь ищет партнеров для продолжения прикладных разработок и доведения нового пенопласта до уровня продукта, полностью готового к выходу на рынок.

КомпьюАрт 3'2002

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства