КомпьюАрт

3 - 2002

Цель предпечатной подготовки, или На чем ставит подпись заказчик

Александр Шмаков

Новые тенденциина рынке цветопробы

Продвижениедистанционной пробы

Выше гор

СIP3 по CreoScitex

Вы делаете цветопробу? Нет? Напрасно, здесь есть тонкий момент! На чем будет ставить подпись заказчик? На вашем мониторепри просмотре? На распечатке струйника? На ваших PS-файлах? На цветопробе, сделанной без учета характеристик печатного процесса? Или на тиражном оттиске?

Что делать, когда заказчик сетует на несоответствие тиражного оттиска цветопробе? Можно поставить такой эксперимент: вывести пяток цветопроб в разных препресс-бюро. Думаю, эти цветопробы будут различаться между собой гораздо сильнее, нежели ваши тиражные оттиски, и, вероятно, несколько более, чем тиражный оттиск и проба заказчика. Но это — неконструктивный подход, как и предложения сделать цветопробу на принтере Epson. Технологичную операцию для визуальной оценки ожидаемых результатов печати представляет именно верно произведенная цветопроба.

«Для объективного контроля результатов усилий, затраченных на допечатной стадии на достижение высокого качества, во избежание дополнительных временных и материальных затрат, связанных с изготовлением печатных проб, а иногда и для уменьшения циклов традиционной пробной печати используют многочисленные методы, устройства и системы имитации тиражного оттиска», — так определяет назначение цветопробы Ю.В. Кузнецов в книге «Основы подготовки иллюстраций к печати».

Выполнение цветопробы может преследовать несколько основных целей. Первая — самоконтроль: оператору цветоделения для выполнения цветокоррекции необходимо знать, что получится в печати. Именно на стадии цветопробы возможно наиболее дешевое устранение ошибок, если уж они покинули пределы вашего компьютера. И можно выполнять столько циклов «цветопроба-коррекция», сколько потребуется для достижения безупречного качества. Вторая — предъявление работы заказчику до печати тиража для согласования. Третья — передача в качестве контрольного образца в типографию.

Идеальный вариант цветопробы — это отпечаток, выполненный теми же красками и на том же оборудовании, что и тираж. Но это дорого и долго, и в последнее время практикуется нечасто. Для быстрого и недорогого выполнения пробы в настоящий момент служат цветопробные устройства.

Цветопробное оборудование завоевало популярность как оперативное и недорогое средство получения цветных отпечатков, имитирующих конечный полиграфический оттиск. Так сложилось, что цветопробой называют как сам цветопробный оттиск, так и процесс получения, а часто — и оборудование.

По принципу работы оборудования цветопробу разделяют на два типа — аналоговую и цифровую. Для получения аналоговой применяются фотоформы, которые будут использованы при изготовлении печатных форм. Устройства цифровой цветопробы — это, по сути дела, принтеры, имеющие механизмы эмуляции печатного процесса.

Как правило, цветопробу делают при передаче фотоформ в типографию. Наличие качественной цветопробы предоставляет печатнику цветовой ориентир, устраивающий заказчика. Бессмысленно объяснять на пальцах, что вам нужно, и выяснять, какой цвет красный. Все люди видят по-разному — поэтому нужен аналог. (Поясню на примере. При оценке на глаз высоты какого-либо объекта два человека вполне могут разойтись во мнениях, но вряд ли кто-то из них будет утверждать, что один из двух стоящих рядом объектов существенно выше, если они одинаковы.) Такая цветопроба называется контрактной, то есть по условиям контракта (пусть и устного) предполагается соответствие цвета на оттиске и пробе и, как правило, выполняется аналоговым способом. Для более подробного знакомства с цветом можно порекомендовать «Руководство по работе с цветом компании X-Rite» (опубликована в Компьюарт № 7-12'99). Аналоговая цветопроба делается с готовых фотоформ (пленок). Пробу можно выполнить на тиражной бумаге и, естественно, передать растровую розетку. К аналоговым пробам относятся, например, Agfa PressMatch Dry и Cromalin Studio-Sprint. А система Kodak Polychrome Graphics Approval позволяет получать цветопробы на любом запечатываемом материале. В системе Approval изображение создается при помощи четырех донорных листов с голубым, пурпурным, желтым и черным красителями.

Рассмотрим также вкратце работу с системой аналоговой цветопробы Agfa PressMatch Dry. На основу, имитирующую один из вариантов тиражной бумаги, с помощью ламинатора наносится цветной пигментный слой, соответствующий одной из триадных красок. Полученный материал вместе с наложенной цветоделенной пленкой, соответствующей одному из цветов, экспонируется в копировальной раме. После экспонирования пигментный слой вручную отделяется от основы вместе с красителем на местах пробельных элементов. Процесс повторяется для каждого из используемых цветов. В конце можно нанести матовый или глянцевый финишный слой.

Цифровые цветопробы до последнего времени многими практиками не рассматривались в качестве серьезной альтернативы аналоговым, несмотря на то что новая технология имела ряд преимуществ (например, возможность учесть и имитировать параметры печатного процесса). И, как правило, устройства цифровой пробы использовались как «дизайнерские» — то есть для условной проверки работы после «мониторной» цветопробы. Но теперь, отчасти в связи с распространением систем прямого вывода (CTP, сomputer-to-plate), где предварительного вывода пленок просто нет, некоторые цифровые цветопробы отечественные поставщики склонны относить к разряду контрактных. Например, ТЕРЕМ упоминает в качестве таковой DuPont Cromalin Digital. Автоматическая загрузка бумаги позволяет производить до 50 проб в час. Система управления цветом Cro MANet позволяет достичь качества контрактной цветопробы за счет анализа введенных в компьютер тест-форм печатной машины и калибровочных шкал других устройств, входящих в систему. Другой особенностью системы является способность воспроизводить свойства разных сортов бумаги и соответствовать стандартам Pantone и Hexachrome.

При создании пробы с пленок растровые точки переносятся на пробу. В технологических процессах на основе CTP элементы полутонового растра на цифровой пробе могут значительно отличаться от результатов печати; нередко для цифрового устройства цветопробы и системы непосредственного вывода форм используются различные RIP, что означает разные алгоритмы растрирования и различные формы элементов растра.

В ряде случаев целесообразным представляется совмещение предварительных распечаток на качественном цветном принтере — для первичного контроля верстки, PDF и спуска полос утверждения макетов и аналоговой цветопробы (для утверждения заказчиком и подписания в печать). Например, цветной лазерный принтер Xante ColourLaser позволяет получать высококачественные continuous tone изображения с линиатурой 175 линий на дюйм. «Этот прорыв в технологии особенно важен для печати цветопроб с линиатурой до 175 lpi — величины, ранее не возможной на цветных лазерных принтерах», — считает Роберт Росс, президент Xante Corporation.

Поставщики препресс-оборудования рассматривают цифровую контрактную цветопробу лишь как средство для контроля цветопередачи, поскольку цифровые системы лишь приблизительно имитируют элементы растра печатного оттиска. Не столь однозначно, как дизайнеры и заказчики, относятся к цветопробе и типографии. Вот какие размышления, например, приводятся на сайте петербургской типографии «Текст» в разделе «Требования к цветопробе»: «Процесс получения цветопробы требует предварительного учета значений параметров, характеризующих процесс тиражной печати. Получить цветное изображение, максимально приближенное к будущему тиражному оттиску, можно при помощи видео-, цифровой или аналоговой цветопробы, откалиброванной под предполагаемый печатный процесс, то есть при получении пробы должны использоваться профиль цветопробного устройства и профиль будущего печатного процесса. Если цветопроба получена без учета характеристик печатного процесса, тиражный оттиск может заметно отличаться по цветовым показателям от цветопробного. Дело в том, что красители цветопроб не всегда соответствуют красителям печатных красок, в печати может быть использован другой порядок наложения красок, растискивание может не совпадать с тем, которое реально существует в печати и т.д.».

Новые тенденциина рынке цветопробы

Печатники привыкли видеть растр на цветопробе с того времени, когда цветопроба и формы изготавливались с одних и тех же пленок. Сегодня есть только две системы, которые используют полностью идентичные механизмы для производства форм и пробы, — Presstek и CreoScitex. Другие системы производят моделирование, которое, может быть, и точно, но не реально. В последнее время на рынке наметился ряд интересных тенденций, развитие которых может привести к неожиданным результатам.

Компания Best Software возражает против описания технологии Screenproof как моделирования. Разработчики сообщают, что Screenproof генерирует свои точки математической «проекцией» побитовых отображений форм для системы цветопробы. Компания Best Software исходит из идеи, что ценность пробы в том, что она выглядит похожей на отпечатанный лист. На выставочной демонстрации Screen-proof в рамках Print’01 компания представила аналогичные пробы и печатные оттиски. На печатном листе был виден муар, вызванный интерференцией между образцом ткани и растром в 150 линий на дюйм. Проба показывала муар на тех же местах. В настоящее время система работает только с Epson 10000, но Best Software обещает поддержку других устройств.

Компания SeeColor также производила средства для цветопробы в течение нескольких лет, но лишь для газетного рынка, где обычны низкие линиатуры. Теперь обеспечивается качественное воспроизведение до 133 lpi на HP 5000. Подобно Best Software, SeeColor производит пробу математическим преобразованием побитовых отображений пластины, называя свой метод обработкой сигнала. Но дело в том, что SeeColor управляет печатью, используя HP Varware, чтобы приобрести прямое управление над соплами печатающих головок.

В начало В начало

Продвижение дистанционной пробы

В 90-х годах компания 3M пыталась позиционировать систему дистанционной пробы, основанную на устройстве Rainbow. Rainbow неплохо продавалось, но из-за того, что каналы связи были слишком медленными и слишком дорогими, дистанционная система была проигнорирована рынком. Сегодня широкополосные соединения становятся повсеместными, и различные поставщики используют их, чтобы поддержать появление средств дистанционной пробы новой генерации. Они делятся на два основных класса — струйные и экранные.

В качестве свидетельства возрастающего значения первого из направлений дистанционной цветопробы можно привести тот факт, что в игру вступает HP, обещая выпустить программное обеспечение в ближайшее время. Клиенты, которые купят принтер HP Design-jet моделей 10ps, 20ps и 50ps, имеющих встроенный денситометр, смогут затем получить программное обеспечение свободно. HP сообщает, что программное обеспечение для дистанционной цветопробы использует PDF/X-3 как файловый формат, а в качестве средства управления работами — JDF (job-definition format консорциума СIP4).

Второе направление — экранные пробы — также представлено серьезными игроками.

Компания Heidelberg лицензировала программное обеспечение RealTimeImage и реализует его как HDProof. Очередная версия RTI может «распахивать» экран вплоть до показа фактических точек и треппинга. Эти возможности были разработаны специально по заказу Heidelberg.

А компания Global Graphics представляет систему мониторной цветопробы GlobalColor, которая подает надежды, как и RTI. Основное различие в том, что RTI требуется центральный сервер, а GlobalColor — нет. Любая рабочая станция, на которой установлено специальное программное обеспечение, может начать сеанс и пригласить других участников к соединению. Все участники видят документ идентично. Инициатор осуществляет контроль при помощи мыши и клавиатуры и может временно передать управление другой станции. Для калибровки используется GretagMacbeth. Интересно также, что Global Graphics рекомендует использовать LCD-дисплеи, а не CRT-мониторы.

В начало В начало

Выше гор

Agfa представила принтер Sherpa в 1999 году. По всей видимости, Agfa ставила своей целью заменить на рынке лидера цифровой пробы Iris, а также атаковать популярные системы цветопробы Approval от Kodak Polychrome Graphics (desk-top-proofing.com). Независимо от того в какой степени была достигнута эта цель, более чем 3000 проданных устройств свидетельствуют: эти планы не безосновательны.

Sherpa базируется на струйной технологии печати, разработанной совместно Epson, Mutoh и Agfa. Mutoh производит Sherpa для Agfa на своем заводе в Бельгии. Струйные головки 720 dpi, которые поставляются Epson, — такие же, что используются в принтерах Epson Stylus Pro серий 5000 и 9000. Устройство может оперировать носителем толщиной до 2,2 мм.

Sherpa управляется Agfa Apogee PDF Proofer RIP и принимает данные от Heidelberg Delta List, CreoScitex CT/LW и Harlequin Scriptworks через интерфейс Open Access (программное обеспечение DI Plot от Digital Information Ltd). Чтобы гарантировать, что принтеры Sherpa стабильно поддерживают качество на всем протяжении их работы, Agfa разработала Quality Management System (QMS 1.0). Калибровка осуществляется при помощи спектрофотометра X-Rite DTP41, а управление цветом — Agfa ColorTune Pro. Agfa полностью переписала свой пакет ColorTune 4.0, чтобы обеспечить поддержку 16-битного цвета. ColorTune больше не предлагается для продажи как отдельный продукт, а поставляется вместе с устройством для цветопробы Sherpa и сканерами Agfa XY-15 и T5000.

Общий (хотя, может быть, и неожиданный) вывод таков: благодаря реализованным технологиям и стоимости эксплуатации Sherpa вполне может стать более популярной системой, чем CreoScitex Trendsetter Spectrum, Fuji Final Proof, Kodak Approval, Polaroid PolaProof и Presstek PearlHDP. Время покажет.

КомпьюАрт 3'2002

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства