Токен: 2SDnjemsM7f

Рекламодатель: АО «ВИП-СИСТЕМЫ»

ИНН/ОГРН: 7720215108/1037739054980

Сайт: https://pulisirussia.ru

КомпьюАрт

3 - 2003

Допечатная подготовка публикаций

Стефан Стефанов, market@aqualon.ru
Идея статьи Юлианны Стефановой

Творческий замысел, технологичность и функциональность печатного издания

Компоненты печатного издания

Управление

Заключение

Принципы выбора шрифта

Творческий замысел, технологичность и функциональность печатного издания

Любое печатное издание создано для решения конкретных задач. Для читателя его функциональность определяется содержанием, оформлением и удобством восприятия. Последнее, как правило, зависит от правильности подготовки оригиналов издания к печати и послепечатной обработки оттисков, а также от качества печати.

Ограничимся двумя примерами для доказательства данного утверждения:

  1. Прекрасный в содержательном и стилистическом отношении текст может остаться непрочитанным, если он напечатан мелким и плохо читаемым шрифтом.
  2. Прекрасная по сюжету фотография, напечатанная серо-бурмалиновым цветом на газетной бумаге, вряд ли надолго задержит внимание читателя.

Отсюда следует, что если были нарушены какие-то технологические требования в процессе подготовки издания к печати, то результат один — печатное издание не решит тех задач, ради которых оно создавалось.

Не подлежит сомнению, что любая деятельность человека всегда начинается с творческого замысла. Поэтому требовать, чтобы дизайнер с самого начала работы над оригинал-макетом издания думал о его технологичности, нельзя. Однако по мере формирования идеи издания, разработки его формы дизайнер должен учесть и технологические особенности издания, иначе его ждет провал. Триада творческое начало—технологичность исполнения—функциональность восприятия ярко выражена в печатной рекламе. Поэтому все дальнейшие рассуждения и рекомендации будут делаться именно на ее примере, хотя они в полной мере относятся и к другим видам литературы.

Взаимосвязанности творческого замысла, технологичности и функциональности издания в печатной рекламе и посвящена данная статья.

В начало В начало

Компоненты печатного издания

Печатное издание, как правило, содержит следующие компоненты:

  • текст;
  • изображение;
  • цвет;
  • фирменный стиль (дополнительные краски при печати со строго определенным цветом);
  • технологические элементы печати — эталоны, образцы, контрольные шкалы, метки, надписи и тест-объекты;
  • технологические элементы послепечатной обработки — образцы, надписи и метки обрезки, разрезки, фальцовки, биговки, брошюровки, лакирования, высечки, тиснения и пр.

Необходимо заметить, что технологические элементы печати и послепечатной обработки удаляются при обрезке и подрезке готовой продукции, но иногда остаются в готовом издании, оставаясь незаметными для читателя. Очень редко технологические элементы одновременно являются и оформительскими элементами самого издания.

Далее рассмотрим все компоненты печатного издания по отдельности и в сочетании друг с другом, и определим требования полиграфических технологий, которые необходимо учитывать при подготовке печатных изданий к тиражированию.

Одним из основных изобразительных элементов текстового компонента печатного издания является шрифт. Функционально шрифт — это средство воспроизведения текста в печатном издании. Однако шрифт является носителем не только логической, но и эстетической информации. Например, читатель, рассматривая тексты, напечатанные на незнакомом языке, воспринимает только эстетическую информацию шрифта — изображение знака, например иероглифа.

Следовательно, шрифт – это:

  • графическая форма знаков определенной системы письма;
  • комплект знаков, необходимых для воспроизведения текста на каком-либо языке, который содержит все буквы данного алфавита или иероглифы, а также цифры и специальные знаки.

Рисунок шрифта имеет свои стилистические особенности, которые сложились исторически. Они определяют назначение шрифта по видам литературы (художественная, научная, рекламная, справочная) и по роли шрифта в издании (текст, заголовок и другие элементы издания).

Однако полиграфисты знают, что на воспроизведение шрифта на запечатываемом материале оказывают сильно влияние как способ и технология печати, так и используемые материалы и оборудование. Это стало одной из основных причин, приведших к большому разнообразию шрифтов.

Шрифты можно охарактеризовать:

  • графической основой знака письменности;
  • рисунком;
  • начертанием;
  • размером.

Под графической основой знаков письменности подразумевается набор знаков алфавита, необходимый для воспроизведения текста на каком-либо языке. Состав алфавита и характерный общий стиль шрифтов определяется исторически сложившимися национальными особенностями письменности.

Каждый элемент знака облегчает его опознание и способствует улучшению его читаемости. Кроме того, форма элементов делает шрифт по-своему красивым, улучшает «архитектуру» знаков, алфавита и текста в целом.

Шрифты по своему назначению делятся на книжные, газетные, плакатно-афишные, картографические, декоративные, рекламные. Кроме того, можно выделить особую группу шрифтов специального назначения. Например, шрифты для набора документов строгой отчетности (банковские чеки, книжки сберегательных касс и др.), имитационные шрифты, например шрифты, рисунок которых близок к каллиграфическому письму, шрифты для нотного набора.

Один из главных признаков, характеризующих рисунок шрифта, – контраст шрифта, то есть соотношение толщины основных и соединительных штрихов буквы. Основные штрихи могут завершаться засечками, которые имеют различную форму.

Начертание шрифтов характеризуется: насыщенностью (толщиной) штрихов, наклоном основных штрихов относительно горизонтальной линии шрифта, высотой знаков (кеглем) и характером заполнения.

По насыщенности различаются шрифты: светлые, полужирные и жирные. Часто насыщенность шрифта указывается в его названии, например в гарнитуре Futura есть шрифты FuturaLightC (светлый), FuturaMediumC (полужирный) и Futura Black Narrow (жирный) — рис. 1.

По наклону основных штрихов различают шрифты: прямые, с вертикальными основными штрихами, и курсивные, характеризующиеся отклонением основных штрихов от вертикального положения и тем, что рисунок строчных букв (например, а, ч, д, т и др.) в некоторой степени напоминает буквы, написанные от руки. Наклонные шрифты повторяют рисунок всех знаков прямого шрифта, но основные штрихи наклонены обычно вправо. Шрифты с наклоном влево встречаются реже.

По относительным размерам ширины и высоты знаки шрифта делятся на пять групп: нормальные, узкие, сверхузкие, широкие и сверхширокие.

По характеру заполнения штрихов шрифты бывают: нормальные, контурные, выворотные, оттененные, штрихованные и др. Все шрифты, кроме шрифтов нормально заполненных, имеют специальное назначение. В практике они используются реже, например для набора пригласительных билетов, афиш, рекламных изданий и т.п. Их характерная особенность – не очень хорошая читаемость (рис. 2).

Кегль — одна из основных характеристик шрифта, определяющая высоту прямоугольника, в который может быть вписан любой знак алфавита данного размера с учетом верхнего и нижнего просвета, необходимого для образования межстрочного пробела (интерлиньяжа). Кегль принято измерять в типографских пунктах. Ширина прямоугольника зависит от формы знака. Например, для буквы Ш ширина прямоугольника будет больше, чем ширина прямоугольника для цифры 1 или знака ! (рис. 3).

Шрифты, имеющие кегль до 12 пунктов (включительно), принято считать текстовыми, а шрифты, кегль которых больше 12 пунктов, называются титульными, или заголовочными.

Комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера называют гарнитурой. Гарнитуры имеют условные названия, например Литературная, Плакатная, Arial, Helvetica, Times New Roman и др.

В начало В начало

Шрифты в компьютерных издательских системах

Шрифт в компьютерных издательских системах — это группа файлов, обеспечивающих вывод текста определенного шрифта. Обычно это основной файл, содержащий описание символов, и информационные и метрические файлы, используемые прикладными программами.

При работе с программами многошрифтового редактирования и программами верстки имеется возможность выбора шрифта по имени, а также указания начертания (прямое, полужирное, курсив) и размера в пунктах. Большинство программ обеспечивает печать с подчеркиванием (двойным подчеркиванием), перечеркиванием, надстрочными и подстрочными индексами.

Пользователи имеют возможность использовать растровые (битовые) и векторные (масштабируемые) шрифты. Файлы растровых шрифтов содержат описания знаков в виде матриц растра — последовательностей печатаемых точек. Каждому кеглю растрового шрифта соответствует файл на диске, используемый программой при печати. Поэтому для растровых шрифтов часто используется термин шрифторазмер — шрифтовой файл для определенного размера и начертания определенного шрифта. Растровые шрифты при отсутствии динамической загрузки или шрифтового картриджа должны быть предварительно загружены в лазерный принтер.

В векторных шрифтах знаки описаны не как растровые матрицы, а как геометрические фигуры. Использование векторных шрифтов не ограничено перечнем имеющихся кеглей. Имея один файл векторного шрифта, можно выбрать любой нужный кегль, а также указать прямое или наклонное начертание.

В начало В начало

Оценка функциональности шрифта

В полиграфии принято оценивать функциональность шрифта понятиями «удобочитаемость» и «четкость». Четкость определяется легкостью, с которой читатель отличает один символ от другого. Удобочитаемость — более широкое понятие и характеризует легкость, с которой читатель воспринимает колонку или полосу набора. Кроме того, удобочитаемость, связана с написанием текста, с расположением и длиной строк и со стилем изложения.

С точки зрения типографики (художественной графики, использующей полиграфические средства и оформительские элементы — линейки, орнаменты, знаки и, главное, наборные шрифты, для решения задачи оптимального восприятия текста читателем) удобочитаемость непосредственно зависит от следующих факторов (рис. 1, 2 и 3):

  • Начертания шрифта — стилистически знакомые шрифты, как правило, более удобочитаемы. Курсивное начертание знака затрудняет его узнавание;
  • кегля шрифта — чем крупнее кегль, тем лучше различимость;
  • длины строки — разумно узкие колонки лучше широких;
  • интерлиньяжа — большинство кеглей шрифтов основного текста могут использовать интерлиньяж в пределах от равного кегля до вдвое большего;
  • контраста между темным текстом и светлой бумагой — чем контраст сильнее, тем лучше;
  • текстуры бумаги — она не должна мешать восприятию знаков;
  • связи между шрифтом и другими элементами оформления полосы — она должна быть очевидной, логичной и функциональной. Удобочитаемость текста и восприятие оформительских элементов должны не мешать, а облегчать восприятие;
  • соответствия шрифта содержанию текста — при выборе шрифта должна быть учтена индивидуальность шрифта. Например, об абстракционизме нелогично писать старославянским начертанием шрифта.

Кегль шрифта, длина строки и интерлиньяж регламентированы для различных изданий отраслевыми стандартами: ОСТ 29.124 – 94, ОСТ 29.127 – 96, ОСТ 29.62 – 86 и ОСТ 29.115 – 88. Однако каждый дизайнер имеет и свои предпочтения. Некоторые шрифты настолько универсальны, что подходят практически для любого издания.

Например, для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов; для квалифицированного читателя — шрифты 8-10 пунктов; для справочных изданий, предназначенных для выборочного чтения, кегль шрифта может быть уменьшен.

Для обеспечения хорошего восприятия трудно рекомендовать что-либо конкретное. На вопрос: какой шрифт использовать для заголовков — лучшим ответом будет: удобочитаемый, но с учетом смысла заголовка.

При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание особенности запечатываемого материала — его фактуру, цвет поверхности, а также особенности и возможности различных способов печати. Например, некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся на грубых поверхностях или при использовании офсетного и трафаретного способов печати.

Несомненно, все вышеизложенные факторы влияют на характер оформления печатных изданий. Практика выработала ряд правил, которые изложены в инструкциях и в учебной литературе в виде рекомендаций, к которым следует прислушиваться.

В начало В начало

Принципы выбора шрифта

Печатные издания являются носителями логической и эстетической информации, комфортность ее восприятия читателем во многом зависит от верстки и шрифта.

Хотя работа над изданием — творческий процесс, однако некоторые общие принципы могут облегчить и ускорить его, гарантируя при этом хорошие результаты.

К общим принципам можно отнести следующие (рис. 2, 3 и 4):

  • удобочитаемость гарантируют проверенные временем классические шрифты;
  • большое количество шрифтов, разных начертаний и кеглей в одном издании затрудняет восприятие информации;
  • использование для выделения в тексте близких по начертанию шрифтов неэффективно;
  • использование только прописных знаков при оформлении текста затрудняет его восприятие;
  • курсивное начертание шрифта сильно затрудняет восприятие текста;
  • шрифты с 8 до 12 кеглей максимально удобочитаемые;
  • разнообразие шрифтов по кеглю и по насыщенности затрудняет восприятие текста;
  • слишком темные и слишком светлые, слишком узкие и слишком широкие шрифты затрудняют восприятие текста. Слишком большие и слишком маленькие расстояния между знаками, словами и строками затрудняют восприятие полосы в целом;
  • равномерная текстура текста на полосе определяется выбранным шрифтом, межбуквеным, межсловным и межстрочным расстояниями, длиной строки и выключкой строк. Оптимальная выключка для европейского и американского читателя – флаговая с выключкой влево;
  • любые выделения и нарушения линейности расположения слов и строк ухудшают целостное восприятие полосы;
  • умеренный контраст (по насыщенности или по цвету) между текстом и фоном улучшает восприятие текста.

Вышеизложенные принципы не являются законом, это всего лишь подсказка, которая поможет вам при выборе шрифта.

Продолжение следует

КомпьюАрт 3'2003

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства