Допечатная подготовка публикаций
Творческий замысел, технологичность и функциональность печатного издания
Творческий замысел, технологичность и функциональность печатного издания
Любое печатное издание создано для решения конкретных задач. Для читателя его функциональность определяется содержанием, оформлением и удобством восприятия. Последнее, как правило, зависит от правильности подготовки оригиналов издания к печати и послепечатной обработки оттисков, а также от качества печати.
Ограничимся двумя примерами для доказательства данного утверждения:
- Прекрасный в содержательном и стилистическом отношении текст может остаться непрочитанным, если он напечатан мелким и плохо читаемым шрифтом.
- Прекрасная по сюжету фотография, напечатанная серо-бурмалиновым цветом на газетной бумаге, вряд ли надолго задержит внимание читателя.
Отсюда следует, что если были нарушены какие-то технологические требования в процессе подготовки издания к печати, то результат один печатное издание не решит тех задач, ради которых оно создавалось.
Не подлежит сомнению, что любая деятельность человека всегда начинается с творческого замысла. Поэтому требовать, чтобы дизайнер с самого начала работы над оригинал-макетом издания думал о его технологичности, нельзя. Однако по мере формирования идеи издания, разработки его формы дизайнер должен учесть и технологические особенности издания, иначе его ждет провал. Триада творческое начало—технологичность исполнения—функциональность восприятия ярко выражена в печатной рекламе. Поэтому все дальнейшие рассуждения и рекомендации будут делаться именно на ее примере, хотя они в полной мере относятся и к другим видам литературы.
Взаимосвязанности творческого замысла, технологичности и функциональности издания в печатной рекламе и посвящена данная статья.
Компоненты печатного издания
Печатное издание, как правило, содержит следующие компоненты:
- текст;
- изображение;
- цвет;
- фирменный стиль (дополнительные краски при печати со строго определенным цветом);
- технологические элементы печати эталоны, образцы, контрольные шкалы, метки, надписи и тест-объекты;
- технологические элементы послепечатной обработки образцы, надписи и метки обрезки, разрезки, фальцовки, биговки, брошюровки, лакирования, высечки, тиснения и пр.
Необходимо заметить, что технологические элементы печати и послепечатной обработки удаляются при обрезке и подрезке готовой продукции, но иногда остаются в готовом издании, оставаясь незаметными для читателя. Очень редко технологические элементы одновременно являются и оформительскими элементами самого издания.
Далее рассмотрим все компоненты печатного издания по отдельности и в сочетании друг с другом, и определим требования полиграфических технологий, которые необходимо учитывать при подготовке печатных изданий к тиражированию.
Одним из основных изобразительных элементов текстового компонента печатного издания является шрифт. Функционально шрифт это средство воспроизведения текста в печатном издании. Однако шрифт является носителем не только логической, но и эстетической информации. Например, читатель, рассматривая тексты, напечатанные на незнакомом языке, воспринимает только эстетическую информацию шрифта изображение знака, например иероглифа.
Следовательно, шрифт – это:
- графическая форма знаков определенной системы письма;
- комплект знаков, необходимых для воспроизведения текста на каком-либо языке, который содержит все буквы данного алфавита или иероглифы, а также цифры и специальные знаки.
Рисунок шрифта имеет свои стилистические особенности, которые сложились исторически. Они определяют назначение шрифта по видам литературы (художественная, научная, рекламная, справочная) и по роли шрифта в издании (текст, заголовок и другие элементы издания).
Однако полиграфисты знают, что на воспроизведение шрифта на запечатываемом материале оказывают сильно влияние как способ и технология печати, так и используемые материалы и оборудование. Это стало одной из основных причин, приведших к большому разнообразию шрифтов.
Шрифты можно охарактеризовать:
- графической основой знака письменности;
- рисунком;
- начертанием;
- размером.
Под графической основой знаков письменности подразумевается набор знаков алфавита, необходимый для воспроизведения текста на каком-либо языке. Состав алфавита и характерный общий стиль шрифтов определяется исторически сложившимися национальными особенностями письменности.
Каждый элемент знака облегчает его опознание и способствует улучшению его читаемости. Кроме того, форма элементов делает шрифт по-своему красивым, улучшает «архитектуру» знаков, алфавита и текста в целом.
Шрифты по своему назначению делятся на книжные, газетные, плакатно-афишные, картографические, декоративные, рекламные. Кроме того, можно выделить особую группу шрифтов специального назначения. Например, шрифты для набора документов строгой отчетности (банковские чеки, книжки сберегательных касс и др.), имитационные шрифты, например шрифты, рисунок которых близок к каллиграфическому письму, шрифты для нотного набора.
Один из главных признаков, характеризующих рисунок шрифта, – контраст шрифта, то есть соотношение толщины основных и соединительных штрихов буквы. Основные штрихи могут завершаться засечками, которые имеют различную форму.
Начертание шрифтов характеризуется: насыщенностью (толщиной) штрихов, наклоном основных штрихов относительно горизонтальной линии шрифта, высотой знаков (кеглем) и характером заполнения.
По насыщенности различаются шрифты: светлые, полужирные и жирные. Часто насыщенность шрифта указывается в его названии, например в гарнитуре Futura есть шрифты FuturaLightC (светлый), FuturaMediumC (полужирный) и Futura Black Narrow (жирный) рис. 1.
По наклону основных штрихов различают шрифты: прямые, с вертикальными основными штрихами, и курсивные, характеризующиеся отклонением основных штрихов от вертикального положения и тем, что рисунок строчных букв (например, а, ч, д, т и др.) в некоторой степени напоминает буквы, написанные от руки. Наклонные шрифты повторяют рисунок всех знаков прямого шрифта, но основные штрихи наклонены обычно вправо. Шрифты с наклоном влево встречаются реже.
По относительным размерам ширины и высоты знаки шрифта делятся на пять групп: нормальные, узкие, сверхузкие, широкие и сверхширокие.
По характеру заполнения штрихов шрифты бывают: нормальные, контурные, выворотные, оттененные, штрихованные и др. Все шрифты, кроме шрифтов нормально заполненных, имеют специальное назначение. В практике они используются реже, например для набора пригласительных билетов, афиш, рекламных изданий и т.п. Их характерная особенность – не очень хорошая читаемость (рис. 2).
Кегль одна из основных характеристик шрифта, определяющая высоту прямоугольника, в который может быть вписан любой знак алфавита данного размера с учетом верхнего и нижнего просвета, необходимого для образования межстрочного пробела (интерлиньяжа). Кегль принято измерять в типографских пунктах. Ширина прямоугольника зависит от формы знака. Например, для буквы Ш ширина прямоугольника будет больше, чем ширина прямоугольника для цифры 1 или знака ! (рис. 3).
Шрифты, имеющие кегль до 12 пунктов (включительно), принято считать текстовыми, а шрифты, кегль которых больше 12 пунктов, называются титульными, или заголовочными.
Комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера называют гарнитурой. Гарнитуры имеют условные названия, например Литературная, Плакатная, Arial, Helvetica, Times New Roman и др.
Шрифты в компьютерных издательских системах
Шрифт в компьютерных издательских системах это группа файлов, обеспечивающих вывод текста определенного шрифта. Обычно это основной файл, содержащий описание символов, и информационные и метрические файлы, используемые прикладными программами.
При работе с программами многошрифтового редактирования и программами верстки имеется возможность выбора шрифта по имени, а также указания начертания (прямое, полужирное, курсив) и размера в пунктах. Большинство программ обеспечивает печать с подчеркиванием (двойным подчеркиванием), перечеркиванием, надстрочными и подстрочными индексами.
Пользователи имеют возможность использовать растровые (битовые) и векторные (масштабируемые) шрифты. Файлы растровых шрифтов содержат описания знаков в виде матриц растра последовательностей печатаемых точек. Каждому кеглю растрового шрифта соответствует файл на диске, используемый программой при печати. Поэтому для растровых шрифтов часто используется термин шрифторазмер шрифтовой файл для определенного размера и начертания определенного шрифта. Растровые шрифты при отсутствии динамической загрузки или шрифтового картриджа должны быть предварительно загружены в лазерный принтер.
В векторных шрифтах знаки описаны не как растровые матрицы, а как геометрические фигуры. Использование векторных шрифтов не ограничено перечнем имеющихся кеглей. Имея один файл векторного шрифта, можно выбрать любой нужный кегль, а также указать прямое или наклонное начертание.
Оценка функциональности шрифта
В полиграфии принято оценивать функциональность шрифта понятиями «удобочитаемость» и «четкость». Четкость определяется легкостью, с которой читатель отличает один символ от другого. Удобочитаемость более широкое понятие и характеризует легкость, с которой читатель воспринимает колонку или полосу набора. Кроме того, удобочитаемость, связана с написанием текста, с расположением и длиной строк и со стилем изложения.
С точки зрения типографики (художественной графики, использующей полиграфические средства и оформительские элементы линейки, орнаменты, знаки и, главное, наборные шрифты, для решения задачи оптимального восприятия текста читателем) удобочитаемость непосредственно зависит от следующих факторов (рис. 1, 2 и 3):
- Начертания шрифта стилистически знакомые шрифты, как правило, более удобочитаемы. Курсивное начертание знака затрудняет его узнавание;
- кегля шрифта чем крупнее кегль, тем лучше различимость;
- длины строки разумно узкие колонки лучше широких;
- интерлиньяжа большинство кеглей шрифтов основного текста могут использовать интерлиньяж в пределах от равного кегля до вдвое большего;
- контраста между темным текстом и светлой бумагой чем контраст сильнее, тем лучше;
- текстуры бумаги она не должна мешать восприятию знаков;
- связи между шрифтом и другими элементами оформления полосы она должна быть очевидной, логичной и функциональной. Удобочитаемость текста и восприятие оформительских элементов должны не мешать, а облегчать восприятие;
- соответствия шрифта содержанию текста при выборе шрифта должна быть учтена индивидуальность шрифта. Например, об абстракционизме нелогично писать старославянским начертанием шрифта.
Кегль шрифта, длина строки и интерлиньяж регламентированы для различных изданий отраслевыми стандартами: ОСТ 29.124 – 94, ОСТ 29.127 – 96, ОСТ 29.62 – 86 и ОСТ 29.115 – 88. Однако каждый дизайнер имеет и свои предпочтения. Некоторые шрифты настолько универсальны, что подходят практически для любого издания.
Например, для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов; для квалифицированного читателя шрифты 8-10 пунктов; для справочных изданий, предназначенных для выборочного чтения, кегль шрифта может быть уменьшен.
Для обеспечения хорошего восприятия трудно рекомендовать что-либо конкретное. На вопрос: какой шрифт использовать для заголовков лучшим ответом будет: удобочитаемый, но с учетом смысла заголовка.
При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание особенности запечатываемого материала его фактуру, цвет поверхности, а также особенности и возможности различных способов печати. Например, некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся на грубых поверхностях или при использовании офсетного и трафаретного способов печати.
Несомненно, все вышеизложенные факторы влияют на характер оформления печатных изданий. Практика выработала ряд правил, которые изложены в инструкциях и в учебной литературе в виде рекомендаций, к которым следует прислушиваться.
Принципы выбора шрифта
Печатные издания являются носителями логической и эстетической информации, комфортность ее восприятия читателем во многом зависит от верстки и шрифта.
Хотя работа над изданием творческий процесс, однако некоторые общие принципы могут облегчить и ускорить его, гарантируя при этом хорошие результаты.
К общим принципам можно отнести следующие (рис. 2, 3 и 4):
- удобочитаемость гарантируют проверенные временем классические шрифты;
- большое количество шрифтов, разных начертаний и кеглей в одном издании затрудняет восприятие информации;
- использование для выделения в тексте близких по начертанию шрифтов неэффективно;
- использование только прописных знаков при оформлении текста затрудняет его восприятие;
- курсивное начертание шрифта сильно затрудняет восприятие текста;
- шрифты с 8 до 12 кеглей максимально удобочитаемые;
- разнообразие шрифтов по кеглю и по насыщенности затрудняет восприятие текста;
- слишком темные и слишком светлые, слишком узкие и слишком широкие шрифты затрудняют восприятие текста. Слишком большие и слишком маленькие расстояния между знаками, словами и строками затрудняют восприятие полосы в целом;
- равномерная текстура текста на полосе определяется выбранным шрифтом, межбуквеным, межсловным и межстрочным расстояниями, длиной строки и выключкой строк. Оптимальная выключка для европейского и американского читателя – флаговая с выключкой влево;
- любые выделения и нарушения линейности расположения слов и строк ухудшают целостное восприятие полосы;
- умеренный контраст (по насыщенности или по цвету) между текстом и фоном улучшает восприятие текста.
Вышеизложенные принципы не являются законом, это всего лишь подсказка, которая поможет вам при выборе шрифта.
Продолжение следует