КомпьюАрт

3 - 2004

Украшаем текст

Владимир Афанасьев http://spiker.ru

1. Выделение отдельных букв слова

2. Выделение одного или нескольких слов в предложении

Текст, как бы ровно и аккуратно он ни был набран и сверстан, не только смотрится, но и воспринимается гораздо лучше, если в нем присутствуют выделения, акцентирующее внимание на основной мысли, основном положении. Впрочем, они существуют не только для этого. Их в равной мере применяют и для зрительного отделения от основного текста второстепенных или поясняющих материалов.

Выделение это такое изменение текста по отношению к его общему массиву, которое заставляет читателя обратить внимание на выделенный фрагмент или подчеркивает его вторичность по отношению к основному тексту.

 

Можно ли разделить выделения на какие­то группы? Да, конечно. Например, так:

1. Шрифтовые приемы выделения.

2. Нешрифтовые приемы выделения.

3. Смешанные приемы выделения (или все прочие).

 

А можно сделать так:

1. Выделения отдельных букв слова.

2. Выделения одного или нескольких слов в предложении.

3. Выделения одного или нескольких последовательных абзацев текста.

 

При желании можно придумать и другие классификации. Возьмем за основу второй вариант разбивки на группы, дополним его первым и на этой базе опишем основные текстовые выделения.

1. Выделение отдельных букв слова

1.1. Самым ярким примером этого типа выделения являются инициалы (буквицы) это первая прописная буква текста издания или его структурной части увеличенного размера, наборная или рисованная/гравированная, в виде изображения, часто включающего сложную орнаментально­декоративную или сюжетную композицию.

 

Перечислим основные типы по месту расположения:

Простые буквицы.

Эти буквицы применяются, как правило, в газетно­журнальной верстке (рис. 1) в заголовках, набранных прописными буквами. Буквица представляет собой просто выделенную полужирным или, что, конечно же, предпочтительнее, написанную жирным шрифтом (ExtraBold) букву этой же гарнитуры. Замена гарнитуры применяется гораздо реже.

 

Поднятые буквицы (Raiser Сap). Подобные инициалы, как правило, делают простым увеличением кегля первого знака (при сохранении интерлиньяжа; см. рис. 2). И очень часто для того, чтобы еще больше отделить их от основного текста, изменяют гарнитуру знака. Например, если основной текст был набран гарнитурой с засечками, то буквицу желательно сделать рубленой гарнитурой. Также необходимо помнить и том, что абзац, содержащий инициал, должен быть тупой, то есть без абзацного отступа.

И все бы ничего, но в русском языке встречаются буквы, явно не приспособленные к тому, чтобы из них делали простые инициалы. Например, такие как «Д», «Ц» и «Щ», которые своими хвостиками стремятся залезть на нижерасположенную строку (рис. 3).

Существует много способов борьбы с этим безобразием. Перечислим некоторые из них:

• обратиться к редактору с просьбой изменить текст этого абзаца таким образом, чтобы он не начинался с проблемных букв;

• заменить гарнитуру буквицы на такую, в которой выносные элементы минимальны по размеру;

• посадить упрямый хвостик в пробел между словами (что далеко не всегда возможно).

 

Последний из перечисленных способов, естественно, не очень хорош, и применять его можно только в безвыходных ситуациях.

Оптимальный выход — уже на этапе проектирования издания предусмотреть возможность появления таких проблем и разработать действенные способы их решения.

Следует отметить, что крайне нежелательным является увеличение интерлиньяжа первой строки абзаца, находящейся под буквицей (этот прием частенько встречается в изданиях). Это приводит к значительному ухудшению вида, так как строка с буквицей кажется оторванной от нижерасположенных.

Пример скрипта для изготовления буквицы, показанной на рис. 5

Автор — Дмитрий Злотников


style “Body Text with Bucv”
textcursor -para, 1
textselect +char, 1
copy
textcursor +char, 1
textcursor -char, 1
paste
textcursor -para, 1
textselect +char, 1
size 17
font “Ab”
color “50%grey”
textcursor +char, 1
textselect -char, 1
size 17
font “Ac”
textcursor +char, 1

Комментарий
Результат работы этого скрипта вы можете увидеть в каждом номере журнала КомпьютерПресс. Обратите внимание, что здесь используются два шрифта, в одном из которых и воспроизведена часть логотипа издания.

И помните, что под буквицей обязательно должно быть не менее 2 строк текста.

 

Подвешенные, или висячие, буквицы (Hanging Сap).

Такие буквицы можно сделать двумя способами (рис. 4):

• выделением буквицы в отдельный текстовый блок (фрейм), для которого устанавливается необходимое обтекание;

• обратным абзацным отступом с последующим использованием штатных средств программ верстки.

 

На первый взгляд, второй способ кажется предпочтительнее, но... буквы имеют различную ширину, а следовательно, нам придется каждый раз вручную подгонять абзацный отступ, что, согласитесь, не слишком удобно. Поэтому гораздо лучше использовать первый способ, учитывая при этом, что все необходимые нам буквицы хранятся в библиотеке и что размеры этого фрейма легко определить в соответствующем пункте меню.

 

Следует упомянуть еще один тип буквиц, который показан на рис. 5. Он является чем­то средним между поднятой и висячей буквицами. Как правило, его делают рисованным и подставляют либо из заранее созданной библиотеки, либо при помощи простых скриптов (пример такого скрипта показан во врезке).

 

Опущенные буквицы (Drop Сap).

Подобные инициалы (рис. 6) обычно изготавливаются штатными средствами верстальных программ (в PageMaker для этого служит дополнение Drop Cap, а в InDesign это можно сделать в меню свойств абзаца). К сожалению, возможности этих средств довольно ограниченны.

Отметим, что и для этого типа буквиц существует та же проблема, что и у описанных выше поднятых буквиц, то есть проблема упрямых хвостиков.

 

1.2. Казалось бы, выделение отдельных знаков ограничивается только инициалами. Это почти верно. Но только почти. В последнее время распространилась мода на выделение полужирным или курсивным начертанием отдельных букв в словах для того, чтобы указать в них правильное ударение (рис. 7). Ведь, как известно, в великом и могучем русском языке от того, где стоит ударение, зачастую зависит смысл фразы. Например, «Васе Пупкину досталась бо ' льшая часть наследства» или «Васе Пупкину досталась больша ' я часть наследства». Не думаю, что это правильное решение для обычного текста. Но подобный способ вполне применим в учебной литературе, где такое выделение дополнительно акцентирует внимание учащегося на правильном ударении. Более того, дополнительное выделение цветом в подобных случаях не только уместно, но и вполне оправданно.

В начало В начало

2. Выделение одного или нескольких слов в предложении

Начнем с наиболее распространенных выделений — шрифтовых.

2.1. Шрифтовые приемы выделения — это такие выделения, которые производятся путем изменения гарнитуры, вида начертания или кегля выделенного фрагмента.

2.1.1. Конечно же, мы должны упомянуть о самых распространенных видах шрифтовых выделений, которые производятся изменением начертания шрифта на курсив или полужирный . Однако, производя подобные изменения, следует помнить, что при использовании данных видов выделения необходимо наличие соответствующего комплекта шрифтов, например ArtsansC Regular, ArtsansC Bold, ArtsansC Italic, ArtsansC BoldItalic. Это связано с тем, что программная трансформация шрифта порой существенно отличается от задуманной дизайнером­шрифтовиком (рис. 8): вверху — начертания, полученные программно из шрифта ArtsansC Regular, внизу — входящие в полный комплект). Впрочем, подобным «самовольством» отличаются не все программы верстки.

В случае же использования наклонного начертания (не путать с курсивным!) желательно, чтобы угол наклона шрифта не превышал 10 о , так как больший угол приводит к снижению удобочитаемости.

 

2.1.2. Также очень действенным в качестве выделения явялектся изменение гарнитуры или рисунка шрифта (рис. 9). Хотя этот прием чаще всего применяют для выделения больших кусков текста, но не менее эффективно его можно использовать и для выделения отдельных слов. Самое главное в этом случае — так подобрать гарнитуру, чтобы она была контрастной по отношению к основному тексту.

Полезные ссылки

Скрипт для PageMaker, автоматизирующий изготовление переносов.

Автор — Андрей Макаренко

http://spiker.ru/pmn/index.php?razdel=scripts&id=108&action=view

Этот скрипт ставит ударение над выделенными буквами. Для удобства пользования он запоминает последние примененные значения параметров в отдельном файле.

 

Скрипт для PageMaker, расширяющий возможности изготовления инициалов .

Автор — Андрей Макаренко

http://spiker.ru/pmn/index.php?razdel=scripts&id=117&action=view

Данный скрипт является хорошей альтернативой штатному (входящему в поставку). Он не только правильно ставит переносы, но и позволяет «раскрашивать» буквицы.

Здесь хотелось бы акцентировать внимание на том, что гарнитуры отличаются друг от друга не только названием и начертанием, но и размером строчного знака при одном и том же кегле. На рис. 10 каждая буква в слове имеет свою гарнитуру, но одинаковый кегль. Поэтому необходимо как­то компенсировать разницу в высоте знаков, что достигается подбором кегля гарнитуры, для которой мы производим выделение, с тем чтобы не нарушать стройность строки. В примере, представленном на рис. 9, кегль выделенного слова увеличен на 0,3 пункта. Если в InDesign сделать это просто — достаточно создать соответствующий стиль для знака, то в PageMaker это можно сделать только с помощью скрипта. Например, такого:

font “OptimaC”

size 9.3

2.1.3. К подобного рода выделениям можно отнести и выделение слова или фразы путем увеличения или уменьшения ширины знаков (рис.11) посредством изменения шрифта на сжатый (condensed) или широкий (extended). Не рекомендуется использовать возможности программ верстки для значительного изменения ширины знаков, так как это приводит к заметному искажению рисунка знака. Однако если вы все­таки решитесь на это, то должны знать, что предельное значение, после которого начинаются существенные искажения, — изменение ширины на 15%. Поэтому в таком случае предпочтительнее менять шрифт: например, на condensed (сompressed) или на extended. Хотя этот прием не столь эффектен, как предыдущий (с заменой гарнитуры), но забывать его все­таки не следует.

 

2.1.4. Еще один вид шрифтовых выделений, который достался нам от горячего набора, — набор прописными . Если при выделении какого­либо слова этот прием не вызывает особых нареканий, то его применение для фраз или, тем паче, для крупных кусков текста, приводит к значительному снижению удобочитаемости (рис. 12). Поэтому его лучше заменить на набор капителью, которая существует в любой уважающей себя программе верстки.

 

2.1.5. Набор капителью. Этот способ незаслуженно позабыт как верстальщиками, так и редакторами. Пришел он к нам, так же как и предыдущий, из горячего набора. Не забывайте использовать этот прием, который особенно полезен для выделения отдельных слов (рис. 13). Следует учитывать, что, в связи с пропорциональным уменьшением прописных букв до размера строчных, оформленный при помощи данного выделения текст будет компактнее и светлее, чем окружающий. Поэтому подобный способ рекомендуется применять к тексту, носящему вспомогательный или уточняющий характер.

Правила пишут только для того, чтобы было что нарушать

Всем известно, что буквицы рекомендуется всегда делать с тупой строки. Но всегда ли верно это правило? Можно ли делать буквицу в абзацах с отступом? А почему бы и нет! Надо только отдавать себе отчет в том, что любое отступление от принятых правил должно быть достаточно веско обосновано, ибо в противном случае мы рискуем получить просто неряшливую верстку.

2.1.6. Упомянем еще один прием выделения, который также обычно применяют для выделения второстепенных или вспомогательных материалов, — уменьшение размера кегля шрифта (рис. 14). В этом случае кегль шрифта, как правило, уменьшают на 1–2 пункта (но не более чем до 7­го кегля), так как более значительные изменения размера знаков влекут за собой снижение удобочитаемости. Интерлиньяж же здесь оставляют прежний, то есть основного текста (для улучшения все той же удобочитаемости и сохранения приводности верстки). Важно помнить, что при выделении отдельных слов или частей предложения следующие за ними (за выделенными словами) знаки препинания набирают шрифтом основного текста.

 

Мы рассмотрели ряд шрифтовых приемов выделения, которые получили наибольшее распространение. Теперь перейдем к нешрифтовым.

 

2.2. Нешрифтовые выделения — это такие выделения, которые не ведут к изменению гарнитуры, вида начертания или кегля шрифта выделенного фрагмента.

 

2.2.1. Самый известный из этого вида выделений — разрядка , которая применялась еще в эпоху пишущих машинок и ручного набора. Если ранее этот прием выделения использовался сплошь и рядом, то в настоящее время мы все чаще встречаем его лишь в виде каких­либо дизайнерских изысков (рис. 15). Отказ от этого приема выделения тем более оправдан в связи со всё большим употреблением узких колонок, где увеличение межбуквенных пробелов ухудшает общее впечатление от всего набора и ведет к резкому снижению удобочитаемости.

Бывает и обратное, когда использование неоправданно узких колонок или оборок при выключке по формату приводит к неожиданному появлению слов, набранных вразрядку. Именно этого следует избегать всеми доступными способами.

Но если вам все­таки приходится применять данный вид выделений, то делать его следует не с помощью пробелов (на этапе набора), поскольку мы сразу же столкнемся и с проблемой потери переносов, а увеличением кернинга на этапе верстки.

 

2.2.2. Изменение цвета шрифта. Этот прием получил наибольшее распространение в газетно­журнальной верстке, то есть в цветных изданиях. (рис. 16). Прием очень хорош уже потому, что дополнительно усиливает выделение. Следует только помнить, что выделенный другим цветом текст желательно сделать полужирным начертанием или полужирным курсивом, если у вас не слишком «плотная» гарнитура (то есть слишком светлое очко знаков). А также не забывать, что знаки препинания, стоящие после такого выделения, должны иметь цвет основного текста.

В начало В начало

КомпьюАрт 3'2004

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства