Рекламный дизайн в России глазами профессионалов
Какая она, наша реклама? Ответить на этот вопрос нам помогли основатели дизайн-студии «OPEN!Design&Concepts», имеющие многолетний опыт работы в сфере рекламы, Стас Жицкий и Сергей Кужавский. В интервью нашему журналу они рассказали о тенденциях российского рекламного дизайна, о его специфике, достоинствах и недостатках.
КомпьюАрт: Какие заказы по созданию рекламы вы получали в начале творческого пути вашей студии?
Стас Жицкий: Практически такие же, что и сейчас. Другое дело, что требования к выполнению этих заказов были иными.
Сергей Кужавский: Как правило, к нам поступают заказы на изготовление наружной рекламы или рекламы для прессы.
КА: Сильно ли изменились требования к рекламе?
С.К.: Это в большей степени зависит от нас. Сейчас мы ставим перед собой иные цели: мы стремимся сделать не просто рекламу, а рекламу, которая действительно помогает продавать товар.
С.Ж.: Раньше многие клиенты приходили с парадоксальными просьбами например просили сделать рекламу «как у всех».
С.К.: Но рынок развивается: растут и клиент, и изготовители рекламы. И можно сказать, что сегодня в России есть образцы рекламы, которые соответствуют мировым стандартам.
КА: Часто ли российские дизайнеры заимствуют идеи у своих иностранных коллег?
С.Ж.: Все реже и реже. Наши дизайнеры стали более самостоятельными. Пришло понимание того, что российский рынок имеет свою специфику, даже импортные товары в России продаются другими способами. Сейчас очень часто рекламу для иностранных компаний, ориентированную на наш рынок, делают российские дизайнеры. Причем это не адаптация, как было еще пятьсемь лет назад, а самостоятельная реклама.
КА: Сильно ли отличается отечественная реклама по качеству от рекламы тех же товаров, сделанной за рубежом?
С.К.: Уже не так сильно. Хотя, конечно, общий уровень качества на Западе выше.
С.Ж.: В Европе и США даже небольшая компания может позволить себе хорошую рекламу. В России далеко еще не все малые компании способны заказать дорогую рекламу. Многие компании экономят на рекламе. А хорошей дешевая реклама по определению быть не может.
С.К.: В России создать рекламу мирового уровня могут, наверное, лишь пять солидных рекламных агентств. В основном это сетевые агентства, имеющие очень крупных клиентов.
КА: Можно ли сказать, что существует мода на рекламу?
С.К.: Три года назад трудно было убедить клиента, что реклама может состоять из одной фразы. Тогда клиент считал, что в рекламе обязательно должен быть слоган, а также картинка и логотип. Сейчас клиенты легче принимают интересные работы, потому что подобное уже кемто делалось. Клиенты, к сожалению, очень не любят быть первыми.
С.Ж.: Но все же это вопрос не моды, а тенденций. А тенденции психологически оправданны.
КА: Идут ли тенденции российского рекламного дизайна в ногу с теми, что наблюдаются в иностранной рекламе?
С.Ж.: Да, но направление может быть немного другим, учитывая, что рынки разные. Это нормально. Например, в Африке реклама совсем иная, чем в США или в России.
КА: Кто определяет тенденции развития рекламного дизайна: рекламные агентства и дизайнстудии или заказчики?
С.Ж.: Тенденции диктуют хорошие рекламные агентства. И даже мы, не являясь рекламным агентством в чистом виде, пришли к тому, что стараемся донести до клиента новые возможности. Бывает, мы спрашиваем у наших коллег и конкурентов, почему они сделали некачественную работу, а они оправдываются тем, что клиент заставил. В нашем понимании это абсолютно непрофессионально, потому что профессионал должен уметь не только хорошо сделать работу, но и продать ее заказчику, то есть объяснить, почему созданный им проект эффективен и поможет заказчику в его бизнесе. Если заказчик верит дизайнеру как профессионалу, то он согласится; по крайней мере можно будет найти компромисс. Если же заказчик контролирует работу дизайнера, стоя у него за спиной, и воспринимает его лишь как приложение к компьютеру, то, значит, этому дизайнеру надо расстаться с рекламным бизнесом или повысить свою квалификацию.
С.К.: Вопервых, качественную рекламу могут заказать только компании с солидным бюджетом, имеющие возможность обратиться в рекламные агентства с хорошим творческим коллективом. Компании с небольшим бюджетом этого позволить себе не могут. Вовторых, к сожалению, все диктуют деньги. В нашем понимании реклама сейчас идет по экстенсивному пути. Иными словами, есть определенный минимальный бюджет, необходимый для раскрутки, к примеру, новой торговой марки традиционным способом. Если у компании нет двух миллионов, то у нее нет шансов на раскрутку при помощи рекламы. У крупных рекламных агентств с этим проблем нет им выгодно брать проекты с большим бюджетом и получать с них большие проценты. И при этом гарантией успеха рекламы является только количество публикаций, а не их качество. Таким образом, создание высококачественной интересной рекламы для крупных рекламодателей не так уж и важно. Достаточно почаще размещать рекламу, и продукт начнут покупать.
Получается, что если у компании нет средств, она ничего не может. Единственно правильное решение этой проблемы избрать нестандартные способы продвижения товара, не предполагающие размещение рекламы на щитах или в телеэфире. Мы считаем, что это наиболее перспективные способы для российских рекламодателей, и это то, что мы можем предложить своим клиентам.
Реклама водки «Флагман» еще одна известная работа студии «OPEN! Design&Concepts». Ставший классикой слоган «Имеешь право!» сначала не очень понравился заказчику, но дизайнеры настояли на своем и не прогадали
КА: Создается впечатление, что в Москве рекламные щиты основной способ рекламы. Чем это обусловлено?
С.К.: Да, это популярный жанр, что обусловлено, скорее всего, менталитетом.
С.Ж.: Вся Москва забита щитами 3 x 6 м, и, безусловно, большое количество одноформатных картинок раздражает. На мой взгляд, столь широкое распространение рекламы на щитах объясняется в немалой степени коммерческими интересами рекламных агентств. Если у рекламного агентства есть 150 щитов по Москве, оно и будет предлагать их клиентам!
С.К.: Зачем придумывать чтото новое, если рекламу на щитах все равно ктото закажет?
КА: Много ли у вас заказов на рекламу по сравнению с другими видами работы?
С.Ж.: У нас нет стабильности в получении заказов.
С.К.: Мы разочаровались в схеме, когда заказчик диктует нам свои правила. Нам кажется неправильным и нерациональным, что клиент, не зная, какой будет реклама, пытается определить объем ее размещения. В последнее время мы берем на себя более широкие функции. Прежде всего мы выясняем, чего клиент хочет добиться с помощью рекламы. Достаточно часто бывает, что клиент приходит к нам заказать рекламу одного вида, а в ходе работы останавливается на другом. Мы помогаем заказчику понять, какая реклама для достижения его целей будет наиболее эффективной. Когда же мы не можем доказать, что клиент не прав и что мы можем предложить ему куда более интересное и эффективное средство, то мы теряем к клиенту интерес.
КА: Часто ли вы отказываетесь от заказов?
С.Ж.: Мы очень разборчивы в плане клиентов. По приблизительным подсчетам, около 70% обращений к нам не идут дальше стадии предварительного телефонного разговора. По тому, как поставлена задача, по тону разговора, по степени пафосности и напыщенности потенциального заказчика опытный аккаунтменеджер сразу может определить, есть ли смысл вести переговоры дальше. Если заказчик лучше нас знает, что ему нужно, ему просто незачем к нам обращаться. А из оставшихся 30% только половина заказов идет в работу.
КА: Получается, что не заказчик вас выбирает, а вы выбираете заказчика?
С.Ж.: Да. Мы себя не заставляем работать только ради денег и отказываемся от клиента, если видим, что делаем для него некачественную работу, которая ему не поможет, а нам будет просто неинтересна.
С.К.: А неинтересную работу делать очень тяжело и мучительно, тем более зная, что она бесполезна.
КА: Есть ли среди ваших работ рекламный проект, которым вы особенно гордитесь?
С.Ж.: Мне нравится проект «Дверь по прозвищу Зверь». Нам была поставлена задача сделать рекламу стальных дверей для размещения в газете «Экстра М». Казалось бы, задача очень прозаичная и мы должны были бы отказаться. Но нам было интересно сделать такую рекламу, которая выделялась бы из множества разношерстных мелких объявлений, была бы понятной и вызвала интерес. И мы придумали следующее: на рекламном объявлении была изображена дверь, на которой был написан слоган, меняющийся в каждом выпуске газеты.
КА: С какими заказами сложнее всего работать?
С.Ж.: Если задача интересная, то мы готовы рассмотреть любой способ ее решения. Неинтересных способов быть не может есть неинтересные задачи, которые не хочется решать даже интересными способами.
КА: Изменяется ли в вашей студии со временем количество заказов на рекламу?
С.Ж.: В этом году у нас меньше заказов на рекламу в силу того, что мы стали больше заниматься другими проектами, касающимися в большей степени дизайна и рекламы в ее нестандартных проявлениях.
С.К.: Например, мы стараемся создать продукт, который бы сам себя рекламировал и не требовал бы больших вложений.
С.Ж.: Методика эта называется «Управление общественным поведением». Это чуть больше, чем реклама. Суть этой методики в том, чтобы нетипичным способом заставить человека совершить определенный поступок: купить товар, воспользоваться услугой или просто запомнить новое название.
С.К.: Соки и нектары «Rich» как раз пример такого приема, когда с помощью мерчандайзинга решается задача стимулирования покупки. Нам интересна работа, которая связана с публикой, работа, где можно непосредственно отследить результат.
КА: Когда заказчик диктует свои правила, а дизайнстудия соглашается, лишь бы не потерять заказ, создается тупиковая ситуация и в результате получается некачественная реклама. Видите ли вы выход из такой ситуации?
С.Ж.: Эта проблема со временем решится сама собою. Когда будет больше качественного дизайна, заказчики поймут, что некачественный дизайн невыгоден для них и что им следует обратиться в другую студию. Тогда студии, выполняющие некачественную работу, закроются по причине отсутствия заказов. Это естественный отбор!
С.К.: Нет необходимости в большом количестве плохих студий. Рано или поздно такие студии неизбежно прекратят свое существование, и все от этого только выиграют. Поэтому не стоит жалеть о фирмах, которые готовы на все ради заказчика. Естественно, их сотрудники не могут думать о качестве работы.
С.Ж.: Эти люди могут пойти работать в область, где надо удовлетворить потребности клиента любой ценой. Официанту или портье любезность и услужливость нужны гораздо больше, чем креативность.
С.К.: Во всем угодить клиенту стремятся только те студии, которым больше нечего предложить. Если у тебя есть хорошая идея, ты даже вопреки законам client service попытаешься ее продать. Пусть есть риск, что ты поссоришься с заказчиком, но ты сделаешь достойную работу.
КА: Не портит ли, по вашему мнению, некачественная реклама вкус потребителей?
С.Ж.: Реклама не портит вкус, реклама является отражением общественного вкуса. Люди получают такую рекламу, какую они заслуживают.
Набор граненых стаканов в подарочной упаковке
КА: А начинающие дизайнеры и студенты, увидев такую рекламу, не надумают брать с нее пример?
С.Ж.: Только если они ничему не научились!
С.К.: В России хорошее рекламное образование получить нельзя по одной простой причине: успешно практикующие профессионалы никогда не пойдут преподавать. Не учат рекламе и в «Полиграфе» (Московском государственном университете печати. Прим. ред.). Преподаватели не знают маркетинга, они художники, а не успешные профессионалы в сфере рекламы.
С.Ж.: И дизайну ведь неправильно учат вот в чем беда. Учат дизайну как искусству, то есть тому, как сделать красивую картинку. Никто не задумывается о том, какова функция этой картинки.
КА: Тогда откуда же берутся в России хорошие дизайнеры, создающие качественную рекламу?
С.Ж.: Этому можно научиться в процессе работы. А наши высшие учебные заведения пока многого здесь дать не могут.
КА: Получается замкнутый круг: дизайну не учат, много плохой рекламы. Можно ли сказать, что рекламный дизайн в России переживает нелегкие времена?
С.К.: Мы считаем, что кризис имеет место, хотя никто этого не замечает. Кризис вызван незаинтересованностью рекламных дизайнеров в результатах своей работы.
С.Ж.: Кризис это громко сказано, скорее определенная стагнация. Все как шли по хорошо протоптанной дорожке, так и идут. А причина сложившейся ситуации в том, что те, кто делает рекламу, не отвечают за результат.
С.К.: При создании рекламы используются довольно хитрые инструменты, такие как фокусгруппы. А по мнению многих серьезных маркетологов, эти инструменты не работают, потому что ни одно исследование не дает готовых рецептов: оно только показывает картину, и то неполную. Но, тем не менее, клиент, ставя задачу, опирается именно на исследования. Мы через это проходили и потому понимаем всю условность данного метода. Нам кажется, что когда дизайнеры будут материально зависеть от эффективности своей рекламы, ее качество значительно повысится.
КА: Но ведь нельзя отрицать того, что качество рекламного дизайна в России повысилось?
С.К.: Да, безусловно. Но мы высокий уровень качества воспринимаем как должное. Да, реклама уже выглядит хорошо, но это еще полдела. Важен результат. Реклама должна не только быть красивой, но и продавать товар. Вот о чем нужно думать и клиенту, и дизайнеру.
С.Ж.: На самом деле в этом есть определенная российская специфика. Для многих производителей реклама это исключительно статусный поступок. Поможет им эта реклама или не поможет не важно. Надо заплатить, чтобы никто не подумал, что ты хуже своих конкурентов.
С.К.: Хотя имиджевая реклама тоже имеет право на существование в определенных сферах.
КА: Возможно ли, что улучшение качества рекламного дизайна зависит от появления на российском рынке иностранных компаний, к уровню которых подтягиваются наши дизайнеры?
С.Ж.: Отчасти да. Шестьсемь лет назад можно было увидеть рядом две рекламы, на одной из которых было написано «Новое поколение выбирает Pepsi», а на второй «Пейте без остановки напитки из “Черноголовки”». Сейчас такое встречается реже. Российские производители начинают подтягиваться к западным стандартам к уровню, а не к специфике, и это нормально: западный уровень более высокий, качественный и профессиональный.
КА: Действительно ли западная реклама существенно отличается от нашей не только визуально, но и по тем образам, которые она в себе несет?
С.Ж.: Да, и здесь главную роль играет культурная вовлеченность. Проще говоря, за границей люди видят больше красивых вещей, соответственно у них получается более изысканная реклама. Европейский или американский потребитель к такой рекламе готов.
С.К.: А в Индии реклама совершенно другая она рисованая. Например, я видел рекламу, нарисованную на камне, который стоит посереди горной реки.
КА: Есть ли какаято характерная особенность у российской рекламы, что у нас любят делать больше всего?
С.К.: У нас любят делать то, что проще. Возможно, есть своя специфика в телерекламе. Известно, что русские рекламные ролики не понятны иностранцам. В российской рекламе есть очень много хороших сюжетов, которые завязаны на русском языке и на русском восприятии, менталитете.
С.Ж.: Это нормально. Например, реклама ювелирных изделий «Адамас»: слоган «Любишь докажи!» и крупные бриллианты. Можно ругать эту рекламу с позиции эстетики. Но на самом деле она хорошая, потому что продает товар «Адамас» тем людям, для которых он предназначен. Она адекватная, а значит, хорошая. Она может нас с вами раздражать, но покупают эти изделия совсем другие люди. И на них реклама воздействует отлично.
В рекламе стальных дверей в каждом выпуске еженедельной газеты обновлялся слоган
КА: Какой случай из вашей практики вы считаете особенно интересным?
С.К.: Наиболее интересный случай совсем свежий. Мы сделали набор из шести граненых стаканов в коробке в качестве новогоднего подарка нашим клиентам и друзьям. Это пример того, как упаковка может продать товар, который в принципе продать невозможно.
С.Ж.: А нам удалось создать товар, который сам себя продает. По большому счету товаром является упаковка, а не стаканы.
С.К.: Стакан это повод. Мы дизайном не занимались, а занимались именно рекламой, идеологией продукта, потому что коробка это рекламное средство.
С.Ж.: Стаканы мы не можем рекламировать на щитах это нерентабельно. А вот на прилавке они сами себя продают это та реклама, которая адекватна рекламируемому товару.
С.К.: А еще оказалось, что наша аудитория люди достаточно богатые, их нечем удивить…
С.Ж.: Это шутка. Когда человеку дарят такой подарок, он радуется как ребенок.
С.К.: Мало того, они достают эти стаканы и пьют из них. Начинается игра...