КомпьюАрт

3 - 2004

Широкоформатные струйные принтеры

Надежда Романова

Струйная печать является процессом бесконтактного печатания, при котором изображение и текст формируются точным позиционированием очень маленьких (пиколитрового объема, 10-12литра) капель чернил, которые с большим ускорением выбрасываются из сопел печатающих головок, управляемых компьютером.

В начале развития цифровой широкоформатной печати в России и за рубежом для определения новых машин использовали термин «плоттер», который до этого применяли для широкоформатных графопостроителей, выполнявших также обрезку отпечатка по контуру. Сегодня данный термин применим для режущих устройств, а для определения широкоформатных цифровых печатающих устройств следует использовать слово «принтер».

Еще недавно широкоформатные струйные принтеры продавались как недорогие универсальные полноцветные печатные машины для малых тиражей, способные отпечатать все что угодно — от двухкрасочных плакатов для недельной распродажи до художественных репродукций, предназначенных для многолетнего использования. д ействительно, на практике на одном широкоформатном принтере можно выполнять различные работы, однако многие пользователи считают, что более эффективно использовать принтер для одного­двух видов работ. Это объясняется тем, что на самом деле речь идет не о машине как таковой, а о совокупности дополняющих друг друга компонентов, и в зависимости от их сочетания принтеры приобретают существенные различия. Варьироваться могут все компоненты системы: печатающая головка, чернила (которые могут быть на красителях или пигментированными, на водной основе или на основе растворителя), запечатываемый материал. Если изменить какой­либо из параметров, может потребоваться перенастройка всей системы, поэтому опытные пользователи предпочитают настроить машину на выполнение определенного вида работ.

encadNovaJet 880

encadNovaJet 880

UltraVu150

UltraVu150

Первоначально технология широкоформатной цифровой печати развивалась преимущественно в небольших полиграфических фирмах. При этом происходило быстрое и дискретное расширение рынка. Однако в определенный момент дальнейшее развитие рынка широкоформатной печати потребовало значительных инвестиций в технологию, и тогда на него вышли крупные компании.

В 2002 году Служба информации по маркетингу в полиграфии США (GAMIS) провела исследование рынка широкоформатной многокрасочной цифровой печати. Специалисты GAMIS констатировали, что на рынке цифровой печати широко внедряются УФ­отверждаемые чернила и поверхности без покрытия (clear coats). Основным фактором их продвижения на рынок стало развитие технологии печати на жестких материалах, позволяющей избежать операции наклеивания отпечатка на твердую основу (эта операция необходима для 30­35% работ цифровой широкоформатной печати). Во многих случаях УФ­чернила могут заменить сольвентные чернила (содержащие растворитель, который менее благоприятен с точки зрения экологии), поэтому GAMIS прогнозирует хорошие перспективы УФ­технологии на рынках тех стран, где есть жесткие экологические ограничения.

В типографиях широкоформатная многокрасочная цифровая печать используется в основном для получения пробных отпечатков. Широкоформатные принтеры стали применяться в этой области в 1992 году с внедрением 8­страничных фотонаборных аппаратов, выводивших на пленку спуски полос. Переход к использованию СtР еще больше увеличил спрос на такие пробопечатные устройства.

Опрос GAMIS показал, что развитие широкоформатной цифровой печати вызывает опасения у компаний, занимающихся трафаретной печатью, — они жалуются на ценовое давление и быстрый рост использования новой технологии в сфере малых тиражей. Офсетчики не испытывают конкурентного давления, поскольку работают с другими тиражами. При этом многие из них сами используют широкоформатную цифровую печать для расширения бизнеса: они могут изготовить небольшой тираж на струйном ­принтере, затем переключиться на офсет и отпечатать большой тираж, расширяя базу своего бизнеса и повышая конкурентоспособность в плане трафаретной печати в нише малых тиражей. В числе технических преимуществ цифровой струйной печати, по сравнению с трафаретной, можно отметить более высокое разрешение печати, а также отсутствие проблем с приводкой.

Специалисты GAMIS сделали заключение, что коммерческие типографии могли бы более активно выходить на рынок широкоформатной печати. Например, перспективным для коммерческих типографий направлением является изготовление на широкоформатных принтерах рекламы, размещаемой на транспорт­ных средствах. В этой области используются гибкие виниловые пленки, в том числе специально перфорированные для наклеивания на окна, с отверстиями, сохраняющими обзор для пассажиров.

Наиболее близко к трафаретной печати по возможностям промышленного применения подходят сольвентные струйные устройства — не случайно их приобретают многие крупные предприятия, специализирующиеся в области трафаретной печати

В области производства обоев концепция применения широкоформатной многокрасочной цифровой печати строится на возможностях воспроизведения уникального дизайна, а также быстрого выпуска каталога образцов и изготовления небольших серий или уникальных комплектов обоев.

В США цифровые широкоформатные устройства занимают второе место в области производства полиграфической продукции по доходности. Специалисты фирмы Web Consulting утверждают, что со временем широкоформатная многокрасочная цифровая печать выйдет на первое место по доходности и на второе — по объемам производства.

ENCADVinylJet 36

ENCADVinylJet 36

Еще пять лет назад казалось, что в области промышленной печати цифровые устройства не смогут конкурировать с трафаретной технологией. Однако сегодня цифровая печать успешно используется и в этой области. Например, поставщик принтеров для печати рекламы на жестких материалах — компания Zund с удивлением обнаружила, что ее машины используют для печати на ковриках, занавесках, дверях и т.д. Вместе с тем разработаны и специализированные струйные устройства для электронной промышленности, декоративной отделки товаров и т.п.

Вместе с тем Web Consulting высказывает мнение, что развитие струйной печати не окажет принципиального влияния на объемы применения трафаретной технологии. Обладая гораздо более низким, чем струйная печать, разрешением, трафаретная печать имеет преимущество в возможности нанесения толстых слоев краски, поэтому она незаменима во многих отраслях промышленности. В области печати на текстиле обе технологии отчасти конкурируют, а отчасти дополняют друг друга. Web Consulting видит в струйной технологии не угрозу для предпринимателей, специализирующихся в области трафаретной печати, а всего лишь новую возможность развития их бизнеса. Вкладывая средства в разработку систем струйной печати следующего поколения, они могли бы сохранить свою долю бизнеса на рынках и найти новые возможности роста.

Эффективность использования струйных принтеров определяется отсутствием затрат на вывод пленок, изготовление трафаретной сетки, промывку. Пользователи, которые эксплуатируют параллельно трафаретные машины и широкоформатные струйные принтеры, отмечают, что даже при хорошей работе допечатного подразделения заказы до 15­30 экз. оказывается более выгодно выполнять на принтере. Так, средний размер тиража, который обычно печатают на принтере Arizona в трафаретной типографии Hazard Screen Printing (Канада), составляет 100­200 экз., хотя встречаются и тиражи до 2 тыс. экз.

MimakiJV-4

MimakiJV-4

Наиболее близко к трафаретной печати по возможностям промышленного применения подходят сольвентные струйные устройства — не случайно их приобретают многие крупные предприятия, специализирующиеся в области трафаретной печати. Сольвентные принтеры отличает как высокая цена самого оборудования, так и стоимость его эксплуатации (8­10% первоначальной цены). Однако они имеют значительно более низкую стоимость чернил по сравнению с теми струйными принтерами, в которых используют чернила на водной основе. Эти принтеры также характеризуются более высоким разрешением, которое позволяет печатать работы, предназначенные для рассматривания с близкого расстояния. При этом в скорости они пока что проигрывают и трафаретным машинам, и электростатическим принтерам.

Разработан ряд критериев, облегчающих задачу выбора печатного устройства для цифровой широкоформатной печати.

Прежде всего необходимо конкретизировать практическое применение машины. Нужно определить запечатываемый материал — будет ли это печать по бумаге, ткани или по виниловому пластику, который обычно используют для наружной рекламы. Если устройство предназначено для получения пробных отпечатков, скорее всего оно будет постоянно использоваться с одинаковыми материалами и чернилами. В другом случае продукция может быть более разнообразной, и одно печатающее устройство будет использоваться для разных работ, требующих различных сочетаний чернил и материалов. Для уточнения параметров производительности важно знать, сколько отпечатков понадобится печатать за день. Формат устройства зависит от требований к ширине отпечатков. Реальные требования к качеству изображения во многом зависят от того, с какого расстояния зритель будет рассматривать отпечаток. Имеет значение и время, которое может быть затрачено на подготовку и печать каждого изображения, а также на его переделку.

Другая группа критериев связана с режимом работы и с особенностями управления машиной. Следует выяснить ответы на следующие вопросы. Должна ли машина постоянно работать под наблюдением оператора или большую часть времени она может функционировать в автоматическом режиме без присмотра? Насколько легко и чисто происходит переход с одного комплекта чернил на другой? Каким образом загружается бумага и как осуществляется проводка? Как обрезаются отпечатки? Какие устройства применяются для выравнивания бумаги в процессе печатания? Если машины эксплуатируются не каждый день, не грозит ли это забиванием печатающих головок засохшими чернилами? Есть ли встроенные механизмы для контроля забивания головок и устранения этой проблемы? Каковы при этом отходы бумаги и чернил?

Предпочтительно, чтобы была возможность автоматической транспортировки отпечатка из принтера в ламинатор

Ряд вопросов связан с программным обеспечением и работой в сети. Самый важный из них: каков выбор растрирующих процессоров (RIP) и какими функциями они обладают? Насколько пригоден данный принтер для сетевого использования несколькими операторами?

Что касается расходных материалов, то важно выяснить, какие чернила поставляет производитель оборудования и по какой цене; на какой срок службы рассчитаны картриджи; как часто нужно менять печатающие головки; сколько стоит их замена и каков простой оборудования при этом. Кроме того, полезно узнать, есть ли другие поставщики чернил; разработаны ли профили для распространенных видов материалов. Стоит поинтересоваться, проводились ли поставщиками испытания и тестирование чернил. Необходимо выяснить, какие существуют на рынке виды запечатываемых материалов с шириной, соответствующей параметрам печатающего устройства.

Обращая внимание на отделку готового отпечатка, следует уточнить продолжительность сушки до того момента, когда отпечаток можно ламинировать. Необходимо выяснить, есть ли на рынке требуемые виды пленки для ламинирования и твердые основы для наклейки отпечатков нужной ширины. Предпочтительно, чтобы была возможность автоматической транспортировки отпечатка из принтера в ламинатор.

Стоит обратить внимание и на техническую поддержку, которую можно получить на месте и от производителя, а также на возможность последующей модернизации оборудования поставщиком.

КомпьюАрт 3'2004

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства