КомпьюАрт

3 - 2005

Дефис и тире

Владимир Афанасиев

В одном издательстве на вопрос: «А почему, собственно, вы употребляете, например, в предложении “в статистике продаж чаще наблюдаются результаты в 2-3 миллиона долларов» дефис, тогда как в другом месте этой же статьи “Однажды на картину “Парусники в Коллюр” был даже установлен эстимейт в 3–4 миллиона долларов, но своего покупателя она не нашла” используете короткое тире? Где же логика?» — последовал ответ: «Если этот знак можно заменить на “или”, то следует употреблять дефис».
В качестве комментария к этому ответу и написана данная статья.

Итак, поговорим об этих самых «черточках».

Какие же они бывают?

В отличие от лингвистики, где их всего два вида — дефис и тире — в современной полиграфии их три: дефис, короткое тире и длинное тире1.

 

Первый тип — это всем известный дефис, который употребляется в основном в словах типа «как-нибудь» и им подобных, а также в качестве знака переноса. Как явствует из его назначения, этот знак пишется слитно с предыдущими и последующими знаками, за исключением таких случаев, как, например, «радио- и телеаппаратура», где он применяется совместно с пробелом справа (так называемый висячий дефис).

Дефис употребляется и при наборе телефонных номеров, где служит разделителем2 для более удобного прочтения и запоминания. Этот знак также используется при написании имен сайтов и почтовых адресов в Интернете.

 

Второй тип — это длинное тире. Размерность его обычно равна кеглю шрифта, из-за чего его иногда называют кегельным тире (в Windows — alt + 0151, в PM и InDesign его можно набрать, используя Shift + Alt + -). Длинное тире представляет собой тот самый знак, который все мы так не любим именно за его «кегельность» — то вот, что пишет Гиленсон о правильном оформлении этого знака: «Тире в начале абзацного отступа должно быть отделено от последующего текста полукегельной (полукруглая шпация или пробел, равный половине кегля шрифта набора). Тире за запятой или точкой, а также между числами в значении «от—до» должно быть расположено без отбивки. Во всех остальных случаях тире отбивается двухпунктовыми шпациями».

Некоторые нюансы, или «Пляшущие черточки»

Первое. При проектировании шрифта каждый из вышеупомянутых знаков располагается по-разному. Обычно дефисы и длинное тире центрируют таким образом, чтобы они располагались посередине строчных знаков, а короткое тире — посередине цифр* или прописных знаков (рис. 1). Отсюда возникают небольшие проблемы, связанные, например, с тем, что если знак «дефис» (или «длинное тире») стоит в слове (фразе), набранном прописными буквами, то его необходимо поднимать вручную.

Второе. Если предыдущая проблема хорошо всем знакома и уже успела набить оскомину, то вторая встречается лишь в некоторых шрифтах. Она заключается в том, что дизайнеры шрифтов, руководствуясь одним только им ведомыми соображениями, нарушают приведенное выше правило и выравнивают тире почему-то посередине (и выше) прописных знаков (рис. 2).

Третье. Если бы первыми двумя нюансами все ограничилось, то большинство полиграфистов могли бы считать себя самыми счастливыми людьми на свете. Однако не все так просто. Дизайнерская мысль идет дальше и преподносит нам новые подарки. Не подумайте, что на рис. 3 а показано короткое тире. Вовсе нет. Именно таким в представлении доморощенного дизайнера должен быть дефис. На рис. 3 б продемонстрирована та же самая гарнитура, но созданная профессионалами. Как говорится, почувствуйте разницу!

Четвертое. Естественно, что дизайнеры — народ творческий и потому им некогда отслеживать такие мелочи, как разница в размерах тире в одной и той же созданной ими гарнитуре (рис. 4). А выкручиваться приходится верстальщику.


Понятно, что самое большое желание самодеятельных дизайнеров, берущихся за создание и разработку шрифтов — сделать так, чтобы никому (ни верстальщику, ни корректору, ни редактору) не было скучно, а основной их заботой стало бы отлавливание всех этих «блох», помещаемых творческими личностями в самых неожиданных местах. Поэтому мой вам совет: пользуйтесь только проверенными, отобранными гарнитурами.

Цитируемый абзац состоит из трех предложений. Первое предложение никаких возражений не вызывает. Можно только добавить, что необходимо обязательно ставить жесткую полукруглую шпацию, а не просто пробел, так как это выравнивает строки по вертикали.

Теперь о двух других предложениях.

Во втором предложении Гиленсон озвучивает один из подходов к употреблению знака тире с пробелами. Другой подход — даже после точки или запятой нужно ставить перед этим знаком пробел. Впрочем, этот вопрос до настоящего времени никак не урегулирован, то есть единое мнение отсутствует. Я думаю, что все-таки следует заключать тире в пробелы во всех случаях, кроме рассмотренного ниже. Это позволяет читателю делать хотя бы маленькую паузу в условиях современного, достаточно плотного набора.


А теперь про исключение из этого правила: знак тире следует ставить без отбивки между словами в значении «от—до». Например: поезд «Москва—Владивосток» (чтобы нельзя было прочесть как «Москва — это Владивосток»). Почему я ратую за употребление в подобных случаях именно тире, а не короткого тире? А вы попробуйте набрать без тире такое, например: «поезд Комсомольск-на-Амуре—Ростов-на-Дону». Для нормального чтения здесь необходимо только полноценное тире. А вот между числами в значении «от—до», думаю, допустимо использовать короткое тире без пробелов — как более компактную форму записи (например, 1941–1945), что очень актуально, с учетом повсеместного распространения узких колонок.

В третьем предложении Гиленсон говорит, что «…тире отбивается 2-п. шпациями». Дело в том, что Гиленсон писал свой справочник в эпоху повсеместного горячего набора; но сегодня вставка двухпунктовой шпации вызовет известные затруднения. А потому предлагаю читать третье предложение так: «Во всех остальных случаях тире отбивается обычным пробелом».

 

Третий тип — короткое тире. Как уже писалось выше, этот знак следует употреблять между числами в значении «от—до», ибо это более компактная форма записи. Нежелательно, но допустимо употреблять этот знак вместо полноценного длинного тире в газетах и журналах, если в них бездумно, то есть без учета специфики русской полиграфии (и в первую очередь — шрифтов), спроектирован макет издания.


1 В данной статье мы не рассматриваем еще один вид «черточек» — знак «минус».

2 Знак «дефис» применяется в качестве разделителя не только для цифр, но и для слов (пример: «Комсомольск-на-Амуре»), в отличие от некоторых западных издательств, где используют слэш (пример: «Frankfurt/M», то есть «Франкфурт-на-Майне).

КомпьюАрт 3'2005

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства