Новые книги о книге и книжном деле
21 ноября 1991 года президент РСФСР подписал указ «Об организации Российской академии наук». Тем самым было как бы возвращено к жизни ведущее научное учреждение России, долгие годы существовавшее под маркой Академии наук СССР. К 10-летию воссоздания Российской академии и была выпущена книга, с которой мы решили ознакомить читателей. Написал ее генеральный директор Академиздатцентра «Наука», президент Ассоциации книгоиздателей России Владимир Иванович Васильев. Поясним читателям, что Академиздатцентр это концерн, в состав которого входят 7 издательств в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске, 5 полиграфических предприятий, книготорговая фирма «Академкнига», владеющая многими книжными магазинами в разных городах страны, внешнеторговая фирма и др.
Труд, о котором пойдет речь, назывется «Из истории России. Академическая книга в 1991-2001 годах». Название свидетельствует о том, что В.И.Васильев рассматривает становление и развитие книгоиздания в рамках общеисторического процесса, а это хороший пример для многих историков, которые попросту игнорируют историю книжного дела. Чтобы далеко не ходить, упомянем книгу члена-корреспондента РАН Б.Н.Флори «Иван Грозный» (М., 2003), в которой не нашлось места для рассказа о важнейшем событии того периода о начале книгопечатания в России.
Надо сказать, что перестройка научного книгоиздания в 90-х годах ХХ века не была легким делом, и В.И.Васильев показывает это, иллюстрируя свои мысли многочисленными примерами, цифрами, таблицами и диаграммами. Суммарные показатели сразу же пошли вниз. В 1991 году издательство «Наука» выпустило 1627 названий книг, а к 1996 году этот показатель упал почти в 4 раза до 442 названий. Снижение общих тиражей книжной продукции вообще было катастрофическим с 12 802 тыс. экземпляров в 1991-м до 523 тыс. в 1997 году в 24,5 раза. Аналогичным образом упали и показатели выпуска журнальной продукции. Снизился общий объем изданий. Процесс выздоровления был трудным, но он все-таки начался. До доперестроечных показателей, правда, еще далеко: в 2001 году вышло всего 641 название общим тиражом всего в 672 тыс. экземпляров.
В.И.Васильев анализирует причины спада и приходит к следующим выводам. Книга стала дорогой, и многим прежде активным читателям пришлось отказывать себе в радости приобретения приглянувшегося, а то и насущно необходимого издания. Резко сократилось финансирование библиотек. Все это привело к уменьшению количества изданий и тиражей наиболее тиражной литературы собраний сочинений классиков литературы, книг из серии «Литературное наследство», научно-популярных и учебных изданий.
Любопытной особенностью, отмеченной В.И.Васильевым, является тот факт, что после 1992 года журнальная продукция по показателям выпуска в академическом издательстве стала опережать книжную, ибо создание монографии требует большого труда и длительного времени. Скажем от себя, что ранее трудозатраты ученого частично компенсировались гонорарами, (которые, впрочем, большими никогда не были), а теперь подавляющее большинство изданий «Науки» безгонорарные. Не удивительно, что в этих условиях ученые стали предпочитать излагать результаты научных исследований в виде компактных статей. К тому же статья может быть опубликована весьма оперативно, тогда как публикации монографии иногда приходится ждать годами.
Следует также сказать о том, что академические институты в 1988-1989 годах получили разрешение заниматься издательской деятельностью. Число самостоятельных институтских изданий возросло с 635 в 1992-м до 1326 в 2001 году. Это, естественно, сказалось и на показателях общеакадемического книгоиздания.
В.И.Васильев подробно анализирует тенденции развития издательского репертуара за последние 10 лет. Одно из наиболее интересных и в принципе полезных явлений возрастание удельного веса издательских серий (с 10,3 до 28,6 %). В приложении к труду В.И.Васильева публикуется перечень отдельных изданий общеакадемических серий, увидевших свет в 1991-2001 годах. Перечислено 397 названий. Лидируют серии «Научно-биографическая литература» (98 изданий) и «Литературные памятники» (96 изданий). В перечнях приведены сведения о тиражах и объемах изданий. Книги из серии «Литературные памятники» в начале 90-х годов выпускались тиражом 25-50 тыс. экз. Все рекорды побили вышедшие в 1991 году «Письма к незнакомке» Андре Моруа 140 тыс. экз. «Декамерон» Джованни Боккаччо был издан в 1992 году тиражом более 130 тыс. экз., 2001 году тираж книг этой серии упал до 1000-2000 экз.
О тиражах книг из серии «Научно-биографическая литература» я могу судить на собственном примере. Моя книга «Андрей Чохов» была издана в 1982 году тиражом в 48,5 тыс. экз., книга «Иван Федоров» в 1985 году тиражом в 50 тыс., книга «Иоганн Гутенберг» в 1989 году тиражом в 5,2 тыс., а книга «Анисим Михайлов Радишевский» в 1997 году тиражом, смешно сказать, в 250 экз. И это не предел. Так, книга о специалисте в области дорожного строительства Г.Д.Дубелире увидела свет в 1995 году всего в 120 экз., а книга о кораблестроителе И.Г.Бубнове в 1999 году в 170 экз.
Динамика выпуска общеакадемических серий представлена В.И.Васильевым в виде графически точной диаграммы, наглядно демонстрирующей все отмеченные выше тенденции. Сильной стороной рецензируемого труда является то, что его автор откровенно говорит о болевых точках и не старается скрыть отрицательные тенденции в деятельности возглавляемого им издательства. Откровенный разговор и объективный анализ залог того, что узкие моменты будут со временем преодолены.
Впрочем, и сегодня издательству «Наука» есть чем похвалиться. Мы убедились в этом, знакомясь с разделом «Достижения науки и культуры в изданиях первого десятилетия воссозданной РАН». В.И.Васильев скромно говорит о роли издательского репертуара в формировании книжной культуры, но с полным основанием можно утверждать, что этот издательский репертуар был сформирован во многом благодаря самоотверженной деятельности издательства «Наука». Популярные ныне разговоры о гибели российской культуры не более чем пустой звук. Культура в целом и ее составляющие наука и книжное дело живут и развиваются. В 1991-2001 годах было начато издание 8 академических полных собраний сочинений русских писателей, среди которых 100-томное собрание сочинений Л.Н.Толстого и 20-томные А.Блока и И.А.Гончарова. Ряд важных и интересных изданий был приурочен к 275-летию Российской Академии наук, отмечавшемуся в 1999 году. Список таких изданий, приведенный В.И.Васильевым, насчитывает 18 позиций. Издаются труды по истории и теории философии, которую в недавние времена укладывали в прокрустово ложе марксистско-ленинской идеологии. Начато издание серии «Памятники религиозно-философской мысли Древней Руси». Выпущена историческая энциклопедия, посвященная событиям во многом трагического ХХ столетия. Многообразна и широка тематика изданий в области естественных наук. Всего, конечно, не перечислишь.
Краткое заключение книги В.И.Васильева по своей сути представляет собой эссе, посвященное проблемам книжной культуры. Нельзя сказать, что термин этот в нашей литературе широко распространен, но он очень хорошо передает суть и содержание того феномена, который порожден книжным делом как совокупностью отраслей культуры и народного хозяйства.
В завершение скажем, что последняя работа В.И.Васильева является закономерным продолжением ранее изданных его трудов, посвященных истории академического книгоиздания, таких как «Издательская деятельность Академии наук в ее историческом развитии» (М., 1998-1999).