КомпьюАрт

3 - 2005

Четкость восприятия: швейцарский графический дизайн

Марго Григорян

Герберт Люпин (Herbert Leupin)

Йозеф Мюллер-Брокманн (Josef Muller-Brockmann)

Швейцарский графический дизайн — это удивительный пример того, как посредством формы, цвета, текста и изображения можно в точности передать зрителю ту или иную идею. Швейцарских дизайнеров отличает оригинальный подход к графическим элементам: буквы, слова и даже целые предложения превращаются в их работах в продолжение иллюстративных элементов, гармонично сливаясь с изображением.

Специфику швейцарского графического дизайна во многом определяет в этой стране уровень культуры вообще и изобразительной культуры в частности. Зрители здесь более требовательны к работам, а дизайнеры постоянно пытаются удивить, создать нечто новое и оригинальное, часто используют в своих работах элементы игры и тонкий юмор. На этой постоянной взаимосвязи дизайнера и зрителя и построен швейцарский графический дизайн: тщательно выверенный, но в то же время игривый и высокохудожественный.

В этой статье мы расскажем о трех мастерах швейцарского графического дизайна, имена которых известны всему миру, а работы стали культовыми.

Герберт Люпин (Herbert Leupin)

Герберта Люпина можно заслуженно причислить к самым успешным швейцарским графическим дизайнерам. Он один из немногих коллег-соотечественников, кому удалось прославиться не только на родине, но и во всем мире. Люпин был одним из самых высокооплачиваемых графических дизайнеров в Швейцарии, и одно уже это о многом говорит. За свою тридцатилетнюю карьеру этот талантливейший дизайнер удостоился свыше 90 наград и создал около 500 постеров, не говоря уже о других работах. Творческий кругозор Люпина был очень широк — от разработки дизайна упаковки до театральных афиш. Однако именно постеры принесли дизайнеру мировую славу и на протяжении довольно долгого времени оставались главным направлением его работы.

Рекламный плакат мыла работы Герберта Люпина

Рекламный плакат мыла работы Герберта Люпина

Плакаты, созданные Гербертом Люпиным для минеральной воды «Eptinger»

Плакаты, созданные Гербертом Люпиным для минеральной воды «Eptinger»

Родился Люпин в 1916 году, а обучение начал в крупном швейцарском городе Базеле. Но вскоре он переехал в Париж, где учился в течение двух лет. Там он познакомился с множеством талантливых художников и графиков, расширил свой творческий кругозор. В Париже Люпин и нашел свой стиль, в котором гармонично сочетаются сильная графическая школа, которую он прошел в Швейцарии, и более свободная художественность.

Дизайнер вернулся в Базель перед самым началом Второй мировой войны. В тот период он создавал работы в реалистичном стиле, разбавляя их крупицей юмора. За десять лет Люпин и его швейцарские коллеги работали столь продуктивно и успешно, что стали культовыми дизайнерами, и им впоследствии приписывали создание так называемой базельской школы графического дизайна.

В 1950-е годы Люпин сменил свой художественный стиль на более мягкий и спокойный. Эта перемена наиболее заметна в серии работ для рекламной кампании минеральной воды «Eptinger». Над проектами по продвижению этой минеральной воды дизайнер работал с 1941 года и продолжал сотрудничать с данной фирмой более десяти лет. Новому стилю, который, впрочем, остался крайне изобретательным и инновационным, Люпин был верен на протяжении долгих лет, вплоть до 1970-х годов. Дизайнер выработал удивительную манеру отображать сущность самых незатейлевых изделий и продуктов с шармом и элегантностью.

Позднее Люпин снова поменял свои предпочтения, на этот раз обратившись к иллюстрации детских книг. И здесь его тоже ждали успех и признание.

Дизайнера не стало в 1999 году.

В начало В начало

Никлаус Трокслер (Niklaus Troxler)

Никлаус Трокслер — один из наиболее типичных представителей современного швейцарского графического дизайна. Его работы — необычайно яркие, запоминающиеся своей четкостью и в то же время высокохудожественные. Помимо графического дизайна Трокслер занимается архитектурными проектами и разработкой дизан-концепций для разного рода мероприятий. По словам самого Трокслера, графический дизайн должен не только отличаться индивидуальным стилем, но и, несомненно, передавать идею, послание. Дизайнер считает, что очень важную роль играет и жанр, в котором выполняется работа. Трокслер также говорит, что, работая в своей студии, он старается сосредоточиваться на своих собственных импровизациях, на своем художественном чутье и ни за что не позволит банальности прокрасться в его работы.

Йозеф Мюллер-Брокманн (Josef Muller-Brockmann)

Йозефу Мюллеру-Брокманну многим обязаны все современные графические дизайнеры. В своей книге «Grid Systems in Graphic Design» («Модульные сетки в графическом дизайне») он изложил теорию об одном из наиболее популярных методов конструирования полиграфической продукции — модульной сетке. Сегодня ни один профессиональный дизайнер, работающий над созданием макета того или иного печатного издания, не обходится без модульной сетки, благодаря которой информация, поданная с логически построенными графическими и текстовыми элементами, не только быстрее и легче читается, но и лучше воспринимается и усваивается человеком. Естественно, все работы Мюллера-Брокманна построены на основе тщательно выверенных и просчитанных модульных сеток. Именно поэтому они идеально структурированы, благодаря чему необычайно легко воспринимаются зрителем.

Обложка книги «Geschichte des Plakats» Йозефа Мюллера-Брокманна

Обложка книги «Geschichte des Plakats» Йозефа Мюллера-Брокманна

Плакат работы Йозефа Мюллера-Брокманна

Плакат работы Йозефа Мюллера-Брокманна

Мюллер-Брокманн родился в 1914 году в швейцарском городе Рапперсвиле. Перед тем как юного Иозефа захватил мир графического дизайна, он пробовал получить образование в самых разных областях. Но, попав в Цюрих, Мюллер-Брокманн окончательно определился с выбором профессии и был принят учеником в студию графического дизайна. В 1932 году Мюллер-Брокманн оставил студию и начал посещать курсы в школе искусств Zurich School of Arts and Crafts. Двумя годами позже он попробовал работать как фрилансер, а в 1936 году основал в Цюрихе свою собственную студию графического дизайна, коммерческого искусства и фотографии. с этого момента карьера молодого дизайнера пошла в гору.

В 1939 году Мюллер-Брокманн принял участие в Национальной швейцарской выставке, прошедшей в Цюрихе. Затем, после окончания Второй мировой войны, он продолжил заниматься дизайном — в этот период было создано множество сценических декораций для театров в Цюрихе, а также серия марионеток для театрального представления.

В начале 1950-х годов Мюллер-Брокманн принял решение вернуться к графике. В эти годы он расширил свою студию. Тогда же дизайнер создал один из первых прославивших его постеров — «Watch that Child!» — для швейцарского автомобильного клуба.

В этот период своей жизни Мюллер-Брокманн много путешествовал, читал лекции по всему миру и даже жил некоторое время в Нью-Йорке. А в 1957 году он принял предложение Zurich School of Arts and Crafts, в которой когда-то учился, и начал преподавать там графический дизайн. Казалось, что творческой энергии дизайнера нет границ: годом позже он вместе со своими коллегами основал журнал «New Graphic Design», который, к сожалению, закрылся после 18 выпусков.

Современный швейцарский графический дизайн — работы Никлауса Трокслера Современный швейцарский графический дизайн — работы Никлауса Трокслера

Современный швейцарский графический дизайн — работы Никлауса Трокслера

Но тяга к совмещению художественного и литературного творчества у Мюллера-Брокманна осталась: в 1961 году он издал книгу «The Graphic Artist and his Design Problems». Кроме этой книги и знаменитого труда о модульных сетках, на счету Мюллера-Брокманна еще две книги: «Geschichte des Plakats», «Geschichte der visuellen Kommunikation».

Дальнейшая деятельность Мюллера-Брокманна была очень активной. Он занимался преподаванием, экспонировал свои работы, работал консультантом в IBM Europe, а также попробовал себя в роли скульптора. Дизайнер удостоился множества престижных наград, и даже был принят в почетные члены Российской академии графического дизайна. Мюллер-Брокманн скончался в 1996 году у себя на родине, оставив огромное наследие работ и публикаций.

В начало В начало

КомпьюАрт 3'2005

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства