КомпьюАрт

3 - 2005

Сергей Власов: параллели

Наш бывший соотечественник Сергей Власов (provisoire@yandex.ru) — сегодня успешный и невероятно талантливый бельгийский графический дизайнер. Он работал над проектами многих крупных заказчиков, в числе которых такие компании, как Jaguar, Citibank, Coca-Cola, McDonalds и многие другие. Нам очень повезло: когда этот номер готовился к печати, Сергей оказался в Москве и согласился дать нам интервью, в котором рассказал о тенденциях российского и европейского графического дизайна и, конечно же, о своей работе.

КомпьюАрт: Сергей, с чего вы начинали свой путь в мир графического дизайна?

Сергей Власов: Сначала я работал в сфере индустриального дизайна, но вскоре понял, что технология в этой области крайне неразвита и работать просто невозможно. т огда я принял решение заняться графическим дизайном, где возможностей было гораздо больше.

КА: Что вы можете сказать о графическом дизайне того времени?

С.В.: Графический дизайн того периода можно разделить на два направления: ангажированно-политический и творческий. Творчески в то время можно было работать в области детской иллюстрации, театрально-концертного плаката, в классическом дизайне (логотипы, каталоги и пр.), но, конечно, и это имело свои рамки свободы, которые регулировались различными художественными советами.

КА: Что бы вы отметили как главную тенденцию современного отечественного графического дизайна?

С.В.: Главная специфика российского дизайна (и она же — самая плохая его тенденция) состоит в том, что заказчик считает, что раз он платит за работу, то он и диктует, как и что нужно сделать. Почти все строится по принципу «сделай меня красивым» или «я плачу, я и заказываю праздник». На з ападе к дизайнеру относятся как к личности, профессионалу, ему доверяют, его мнение уважают, могут не соглашаться, но всегда можно все обсудить и прийти к общему решению.

КА: А каковы тенденции бельгийского дизайна?

С.В.: Не думаю, что есть такое понятие — «бельгийский дизайн», скорее можно говорить о специфике западных дизайн-бюро и агентств. Для них характерна узкая специализация. Я знаю одного французского дизайнера, который занимается рекламой только минеральной воды, и, например, за рекламу фруктовой воды он уже не возьмется, но в своей области он настоящий профессионал. Также и рекламные агентства: они работают годами и даже десятилетиями со своими постоянными клиентами, придерживаясь узкой специализации. Для меня интереснее работать с разными клиентами, и чем разнообразнее работа, тем интереснее, поэтому я работаю как независимый дизайнер.

Если говорить о тенденциях, то сейчас в Бельгии крупные сетевые агентства стали выделять бюджет для работы над проектами-перспективами. Эти проекты не имеют конкретного клиента, это проекты-тенденции, будущее лицо агентства.

Что еще более интересно, так это приемы работы агентов-коллективов, характерные не только для дизайнеров, но, и например, для фотографов, причем часто это совсем небольшие коллективы. Сначала они разрабатывают идею, под эту идею находят клиента, убеждают его в перспективности данной идеи, получают финансирование и реализуют ее. При этом дизайнерская разработка составляет 10-15% от всей работы коллектива, но такой подход дает максимальный результат как для клиента, так и для творчества. Это замечательно!

КА: А как вы лично смотрите на графический дизайн — как на искусство или как на продукт утилитарного назначения?

С.В.: Безусловно, это искусство. Но результат творчества зависит от того, какие взаимоотношения складываются между дизайнером и клиентом. Если дизайнер талантлив и достаточно свободен, то работа, которую он создает, может стать произведением искусства. Хотя проект в то же время может иметь утилитарное назначение.

КА: В Европе уличные рекламные плакаты — части единого целого, а в России — разбросанные по городу разрозненные картинки. Чем это, по-вашему, обуслов-лено?

С.В.: Я думаю, что, к сожалению, общая культура графического дизайна в России достаточно низкая. Конечно, есть настоящие мастера своего дела, но основная масса работ выполняется неквалифицированными людьми. Кроме того, важен и сам подход к наружной рекламе. В России стараются насытить рекламу как можно большим объемом информации. Заказчики думают примерно так: «Если есть рекламная площадь, то я должен поместить все 564 модели, которые выпускает моя компания». Но от этого ни покупательная способность, ни тем более визуальная сторона рекламы не выигрывает.

КА: В западном дизайне основной акцент делается на типографику?

С.В.: Шрифт имеет не меньшее, а зачастую и большее значение, чем картинка. Шрифт является несущей основой графического рекламного изображения. Культуру шрифта и его воздействие на зрителя на Западе понимают гораздо лучше, чем в России. Каждому российскому дизайнеру знакомы проблемы, связанные с неуклюжестью и тяжеловесностью кириллических шрифтов, но значимость шрифта при этом никоим образом не уменьшается. Но картинка и шрифт, несомненно, должны гармонично сочетаться. Например, одна из самых любимых моих реклам — это реклама «жука» от Volkswagen. На совершенно белом поле, внизу, — маленькая букашечка с крошечными буквами. Но такая реклама работает лучше, чем что бы то ни было, потому что достигнута гармония изображения и шрифта.

КА: Почему, на ваш взгляд, ничего подобного не создают в России?

С.В.: Как я говорил, в России заказчик постоянно навязывает свой вкус, и часто не лучшие его проявления. Зрители, видя такую рекламу, думают, что так и должно быть. Таким образом, создается замкнутый круг, а потребители получают дурное воспитание.

КА: Видите ли вы для российского дизайна выход из сложившейся ситуации?

С.В.: Очень хочется надеяться, что заказчики изменят свои взаимоотношения с дизайнерами. А дизайнеры и агентства в условиях доверия смогут свободно работать, создавая настоящие произведения графического искусства.

КА: Не секрет, что в России много дизайнеров-самоучек. Не портят ли они вкус зрителей и заказчиков?

С.В.: В ответ на этот вопрос расскажу историю, которая отражает массовую тенденцию. Познакомился я с одним человеком, мы разговорились. На вопрос, чем он занимается, он ответил, что работает дизайнером. Затем я спросил его, где он учился, и он рассказал мне, как обучался дизайну на двухнедельных курсах. Это очень показательная история. В Бельгии дизайнер нуждается в допуске на рынок труда страны, что предполагает наличие определенного уровня образования. Даже те, кто получает неполное высшее образование, приобретают очень хорошую базу практических навыков и знаний.

КА: Сложно ли на Западе работать фрилансером?

С.В.: Основная сложность — это наличие клиентов, поскольку независимо от того, есть у тебя работа или нет, ты обязан платить налоги. Вот я, например, с точки зрения законодательства и налогообложения — такой же частный предприниматель, как владелец банка или магазина.

Кроме того, чтобы получить право работать как независимый дизайнер, нужно собрать огромное количество бумаг. Иногда ситуация доходит до абсурда. Например, у меня два высших образования, но для того, чтобы получить право работать независимым дизайнером, я должен был доказать, что у меня есть среднее образование; в течение пятнадцати лет я был владельцем рекламного агентства в Москве, а в Бельгии я должен был доказывать, что у меня есть базовые навыки управления.

Еще есть так называемый доступ к профессии. Например, станковый художник не нуждается в доступе к профессии, а графический дизайнер или фотограф — нуждается. В каждой стране имеется список профессий, которые свободны для рынка труда страны или нуждаются в доказательстве необходимости вашего присутствия на рынке труда данной страны.

КА: Вы сами ищете клиентов или они находят вас?

С.В.: И то и другое. Нередко клиенты, для которых я уже однажды сделал работу, возвращаются ко мне с повторными заказами. Помимо этого я предлагаю свои услуги агент-ствам, если их направление или их клиенты мне интересны. Ведь не секрет, что больше 90% независимых дизайнеров работают через агентства. Ни одна крупная компания не будет сотрудничать с дизайнером как с частным лицом.

КомпьюАрт 3'2005

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства