Токен: 2SDnjdcciqw

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

Токен: 2SDnjeZdLGq

Рекламодатель: ИП Печенюк Марина Александровна

ИНН/ОГРНИП: 391501720367/314392603600110

Сайт: https://stanber.com

Токен: 2SDnje5G9Yd

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

КомпьюАрт

3 - 2005

Отделочные технологии: цели и задачи

Дмитрий Гудилин

Отделка с целью улучшения внешнего вида печатной продукции

Отделка с целью защиты оттисков от внешних воздействий

Отделка с целью придания оттискам необходимой геометрической формы

Отделка с целью сообщения печатной продукции специальных технологических свойств

Отделка с целью защиты от подделки

В последнее время заказчики печатной продукции стали придавать все большее значение качеству ее отделки. Спрос рождает предложение: теперь такие отделочные операции, как лакирование, высечка по сложному контуру, горячее тиснение фольгой и конгревное тиснение, не только перестали быть экзотикой, но и прочно вошли в перечень предоставляемых типографиями услуг.

Отделкой печатной продукции называют совокупность способов финишной обработки, служащих для придания ей товарного вида, а также необходимых эксплуатационных свойств.

с пособы отделки отличаются большим разнообразием — как с технологической точки зрения, так и в плане решаемых задач. Пожалуй, объединяет их только место в производственном процессе — все они выполняются после основного процесса печати — «основного», поскольку граница между печатными и отделочными процессами, изначально не обозначенная очень четко, сейчас все больше стирается. Многие специалисты рассматривают лакирование и тиснение фольгой как печатные процессы, в то время как печать металлизированными красками, нанесение маркировки и, в ряде случаев, трафаретную печать можно отнести к отделочным процессам. Особое место среди отделочных технологий занимает штанцевание, зачастую рассматриваемое как финишная операция, не относящаяся к отделке.

Отделочные операции могут преследовать следующие цели:

• улучшение внешнего вида печатной продукции;

• защита печатной продукции от внешних воздействий;

• придание отпечаткам необходимой геометрической формы;

• сообщение печатной продукции специальных технологических свойств;

• защита печатной продукции от подделки.

Отделка с целью улучшения внешнего вида печатной продукции

Отделка с целью улучшения внешнего вида отпечатков, или декоративно-оформительская отделка, способствует привлечению внимания покупателей к изготавливаемой продукции. Изменение внешнего вида оттиска при декоративно-оформительской отделке достигается за счет изменения оптических свойств его поверхности. Наибольшее распространение получили следующие виды декоративно-оформительской отделки:

• придание поверхности глянцевого эффекта;

• придание поверхности матового эффекта;

• имитация металлического покрытия;

• создание рельефного изображения;

• придание поверхности специальных оптических свойств (голографического эффекта, люминесценции, перламутрового блеска).

Глянцевый эффект обусловлен высокой гладкостью поверхности оттиска, благодаря которой отраженный световой поток становится более упорядоченным, цвета воспринимаются как более насыщенные и оттиск кажется более контрастным. Этот эффект сообщается поверхности отпечатка посредством лакирования, экструзионного ламинирования, каширования прозрачной пленкой и каландрирования.

При лакировании повышение гладкости происходит за счет заполнения глянцевым лаком микро- и макронеровностей поверхности оттиска. Наибольший глянец достигается при использовании глянцевых УФ-отверждаемых лаков.

При экструзионном ламинировании на поверхность оттиска наносится расплав полимера. Выравнивание и повышение гладкости поверхности оттиска при экструзионном ламинировании происходит таким же образом, как и при лакировании.

Приклейка к поверхности оттиска прозрачной полимерной пленки высокой гладкости при кашировании способствует значительному повышению глянца оттиска. В процессе приклейки неровности, имеющиеся на поверхности оттиска, заполняются прозрачным клеем.

При каландрировании производится механическое сглаживание поверхности оттиска нагретым каландром. Каландрирование может производиться как перед лакированием или ламинированием для ликвидации макронеровностей оттиска, так и после лакирования. Каландрирование лакированных оттисков позволяет получить очень высокую степень глянца.

Матовый эффект обусловлен высокой рассеивающей способностью поверхности оттиска. Оттиск с матовым покрытием отличается характерным бархатисто-шелковистым видом. Для придания поверхности отпечатков матового эффекта используется лакирование матовым лаком или каширование матовой пленкой.

Эффект металлического покрытия достигается за счет нанесения на поверхность оттиска мелкодисперсных частиц металла. Для имитации серебра используются алюминиевые пигменты золота и бронзы — алюминиевые, подкрашенные прозрачным цветным лаком, или бронзовые пигменты. Наиболее распространенные способы имитации металлического покрытия — тиснение металлизированной фольгой, бронзирование, лакирование металлизированными лаками и печать металлизированными красками.

Тиснение фольгой позволяет получить оттиски с наибольшей степенью металлического блеска благодаря применению при ее производстве технологии вакуумного напыления, позволяющей формировать слой из мельчайших частиц металла. Металлизированная фольга может быть глянцевой или матовой. Повышенную степень глянца обеспечивает включение в состав фольги лакового слоя.

Бронзирование предполагает напыление металлической пудры на предварительно нанесенный на оттиски адгезионный слой. Эффект металлизации при бронзировании несколько ниже, чем при тиснении фольгой, однако выше, чем при лакировании металлизированными лаками.

Металлизированные лаки и краски представляют собой дисперсии, содержащие металлические пигменты и отличающиеся высокой кроющей способностью. Применение металлизированных лаков и красок позволяет добиться средней степени металлического блеска.

Придание изображению рельефности — эффектный оформительский прием, создающий иллюзию объемности изображения, особенно сильную при его боковом освещении. Создание рельефного изображения возможно двумя способами: избирательной деформацией материала оттиска и избирательным нанесением на его поверхность покрытия большой толщины.

Формирование рельефа в результате избирательной пластической деформации материала характерно для способов печати и отделки, при которых разные участки материала подвергаются воздействию существенно различающихся по величине деформирующих нагрузок. Подобный эффект присутствует на оттисках, получаемых способом высокой печати, а также в результате тиснения.

Изобразительная роль рельефа наиболее ярко выражена при конгревном и блинтовом тиснении, а также при гренировании. При блинтовом тиснении и гренировании создается углубленное рельефное изображение, при конгревном тиснении — углубленное или выпуклое. Наибольшую высоту или глубину рельефа обеспечивает конгревное тиснение. Применение блинтового тиснения целесообразно только при достаточно большой толщине материала, поэтому данный вид отделки применяется в основном для отделки продукции из картона.

Формирование выпуклого рельефного изображения за счет избирательного нанесения на поверхность оттиска покрытий возможно способами трафаретной печати, термографии (термоподъема) и флокирования.

Трафаретная печать — технология, позволяющая наносить на оттиск слой краски большой толщины. Высота рельефа при этом не очень значительна, однако при определенных углах зрения рельеф хорошо заметен. Ощутим рельеф и на ощупь — трафаретным способом печатают книги для слепых.

Термография — нанесение на адгезионный слой специального порошка, формирующего рельеф. Закрепление порошка на оттиске осуществляется термически.

Флокирование — нанесение на адгезионный слой волокнистого материала, придающего поверхности оттиска рельефный бархатистый эффект.

Придание поверхности специальных оптических свойств (голографического, люминесцентного эффектов или перламутрового блеска) находит в последнее время все большее распространение.

Голография ( от греч . hуlos — весь, полный) — метод получения объемного изображения объекта, основанный на интерференции волн. Используемые в полиграфическом производстве голограммы можно разделить на три типа: 2D (плоские), 2D/3D (содержащие несколько различных уровней, создающих эффект объема изображения), 3D (трехмерные изображения объектов). Голограммы наносятся на оттиски методом припрессовки. Широкое распространение получило тиснение голографической фольгой.

Люминесценция ( от лат . luminis — свет) — возникающее при определенных условиях свечение веществ, избыточное над их тепловым излучением при данной температуре. В производстве печатной продукции применяются люминесцентные лаки и краски, содержащие специальные пигменты, имеющие свойство свечения под действием излучения определенной части спектра, чаще всего УФ-света.

Перламутровый эффект обусловлен отражением света от частиц специального пигмента. Подобный перламутровый пигмент чаще всего изготавливается из слюды. При разных углах зрения перламутровое покрытие меняет свой цвет, может темнеть или казаться подсвеченным изнутри. Отражение света пластинками слюды сопровождается образованием интерференционной картины, обусловливающей специфический радужный блеск покрытия. Для придания перламутрового эффекта печатным оттискам применяется лакирование перламутровыми лаками.

В начало В начало

Отделка с целью защиты оттисков от внешних воздействий

При таких способах отделки, как лакирование и ламинирование, на поверхность оттиска наносятся покрытия, предохраняющие его от механических повреждений (например, истирания), улучшающие его механические характеристики (например, прочность на разрыв) и защищающие его от воздействия химических веществ: воды, кислот, щелочей, жиров и т.д.

При производстве упаковки защитные покрытия могут наноситься как на внешнюю, так и на внутреннюю ее сторону. Во втором случае покрытие не только предохраняет упакованный продукт от внешних воздействий, но и защищает упаковку от воздействия на нее продукта.

В начало В начало

Отделка с целью придания оттискам необходимой геометрической формы

Для придания оттискам необходимой геометрической формы служит операция высечки, или вырубки, при выполнении которой печатная продукция отделяется от лишней, идущей в отходы части материала.

В начало В начало

Отделка с целью сообщения печатной продукции специальных технологических свойств

Некоторые отделочные операции являются подготовительными или служат для облегчения выполнения последующих технологических операций. Примеры таких операций — биговка и перфорация, служащие для облегчения фальцовки; рицовка, повышающая качество склеивания; нанесение грунтовочных лаков, позволяющее улучшить адгезию между запечатываемым материалом и отделочным лаком; каландрирование, повышающее гладкость поверхности перед лакированием или кашированием.

В начало В начало

Отделка с целью защиты от подделки

Большинство способов отделки печатной продукции в той или иной степени повышают степень ее защищенности от подделки, что особенно актуально для этикетки и упаковки. Используя различные отделочные технологии, производители этикеточной и упаковочной продукции стараются затруднить ее подделку или сделать ее экономически невыгодной. Наиболее часто в этих целях используются имитация металлических покрытий, припрессовка голограмм, высечка по сложному контуру, то есть виды отделочных операций, характеризующиеся высокой технологической сложностью и значительно повышающие стоимость этикетки и упаковки при малом тираже.

С целью затруднения повторного использования упаковки может применяться нанесение на этикетки или защитные наклейки просечек.

В начало В начало

КомпьюАрт 3'2005

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства