КомпьюАрт

4 - 2000

Цифровая ретушь для ленивых

Виктор Дедерер

То, что мелко, легко рассеять. Действие надо начать с того, чего еще нет. «Лао-Цзы»

В этой статье речь пойдет о том, что иногда даже самую сложную и кропотливую работу цифрового ретушера можно заменить легким и приятным манипулированием слоев в Photoshop’e — работой, с которой справится любой начинающий. При этом никакой ручной работы, никаких plug-in’oв и вообще ничего, кроме эффектов наложения слоев. Не верите? Тогда читайте дальше...

«Примитивные» царапины

Случаи посложнее

Тисненая фотография

Как сделать две экспозиции в Photoshop’e?

Литература

«Примитивные» царапины

Начну с простого примера. Слева фрагмент фотографии до и после ретуши. Аккуратная работа, не правда ли? Как вы думаете, сколько у меня ушло времени на восстановление поврежденных участков? Четверть часа? Или, быть может, пять минут? А какие инструменты были при этом использованы? Штамп? Аэрограф?.. Не торопитесь с ответом, все равно не угадаете. На самом деле я вообще ничего здесь не ретушировал. Вся работа заключалась лишь в том, чтобы правильно расположить оригинал в сканере. Правильно в данном случае — это трещинами вдоль линии сканирования. Хм... Так в чем же дело?

Хорошо известно, что применение сильного бокового освещения (а в сканере именно такое освещение) подчеркивает структуру поверхности, на которой выполнен оригинал. Хорошо известно и то, что правильной установкой освещения можно избавиться от теней, создаваемых трещинами и другими «объемными» дефектами. Фотографы, к примеру, при репродуцировании старых потрескавшихся фотографий и картин добиваются значительного ослабления или даже полного устранения дефектов на репродукции. Так, трещины и глубокие царапины на эмульсионном слое, идущие по белому фону, они стараются устранить, освещая их направленным светом, идущим вдоль трещин. А для устранения тех же царапин на темном фоне применяют косой свет, направленный перпендикулярно к направлению трещин. В каждом отдельном случае при подготовке оригинала к съемке фотограф, перемещая лампы, подбирает наиболее выгодную для него установку света.

В сканере направление освещения оригинала совпадает с направлением движения лампы, поэтому для того, чтобы осветить снимок в нужном направлении, достаточно просто расположить его вдоль линии сканирования. В случае с фото на рис. 1 результат получился особенно заметным из-за того, что эмульсионный слой в дефектных участках снимка при повреждении не был удален, как может показаться из фрагмента (а), а лишь немного «вмят» в фотографию.

В начало

В начало

Случаи посложнее

Вот еще один пример. На рис. 2 — старая потрескавшаяся фотография со множеством трещин. Кроме того, во многих местах поверхность бумаги помята, что тоже добавляет теней при сканировании.

С одним источником света тут явно делать нечего. Как ни крути снимок в сканере, трещин от этого меньше не станет, исчезнут одни — проявятся другие. Как же быть? Может, этот снимок вообще не стоит сканировать, а попросить фотографа сделать его копию? По крайней мере, при пересъемке можно будет расставить несколько источников света и таким образом уменьшить те искажения, которые неизбежно создаст сканер.

Поступим проще. Оказывается, при сканировании можно легко работать не с одним, а с несколькими источниками освещения. Каким же образом? Как создать в сканере несколько ламп, освещающих фотографию с разных сторон? Поступим так же, как и фотографы, когда у них только один источник света, а оригинал необходимо осветить с нескольких сторон. В таких случаях они в течение половины времени экспозиции освещают одну из сторон оригинала, а затем в течение такого же времени и с такого же расстояния освещают его вторую сторону. Другими словами, нам нужно отсканировать фотографию несколько раз (каждый раз располагая ее под новым углом к линии сканирования), а затем совместить полученные сканы, используя полупрозрачные слои Photoshop’a (о том, как это сделать, читайте на вкладке). Результат этих манипуляций будет таким же, как если бы мы одновременно осветили оригинал несколькими источниками света.

Заметим, что эту фотографию достаточно отсканировать дважды: первый раз сверху вниз, как обычно (а), а второй раз снизу вверх (повернув для этого снимок в сканере на 180°).

В начало

В начало

Тисненая фотография

Сами по себе тисненые фотографии не выглядят дефектными до тех пор, пока не попадают в сканер. При сканировании с ними происходит то же самое, что и при сканировании потрескавшихся снимков, — неровности выглядят еще более неровными, а едва заметные впадинки на поверхности бумаги могут превратиться в огромные кратеры. Разница лишь в том, что таких «трещинок» на тисненой фотографии гораздо больше, а их размеры меньше. Все это особенно сильно бросается в глаза при увеличении таких фотографий. Бороться с подобными дефектами штатными средствами Photoshop’a можно, но удовлетворительные результаты получить весьма и весьма сложно.

Ну, а какой результат получится, если использовать «ленивый» метод ретуши? Смотрим. На рис. 3 приведен пример тисненой фотографии. После двукратного сканирования и наложения полученных сканов в Photoshop’e с прозрачностью 50% (фрагмент б) рельефность бумаги все-таки осталась. Результат получился значительно лучше после совмещения друг с другом четырех различных сканов (фрагмент в) со следующими параметрами наложения: Background — Normal, 100%; Layer 1 — Darken, 100%; Layer 2 — Darken, 50% и Layer 3 — Normal, 25%. Обратите внимание на то, что для некоторых слоев вместо метода наложения Normal использован Darken. Дело в том, что Normal дает хорошие результаты тогда, когда тени и блики уравновешены, а на этом фото бликов, создаваемых тисненой поверхностью, зрительно больше, чем теней. При использовании метода наложения Darken в качестве результирующего цвета точки изображения Photoshop’ом выбирается тот из них, который темнее. Таким образом, если на одном из слоев находится блик, а на другом участок с нормальной тональностью, и для верхнего из слоев установлен метод наложения Darken, то в результате мы получим изображение без блика. Если же на одном из слоев находится участок с тенью от трещины, а на другом — то же изображение, но без тени, а в качестве метода наложения используется Lighten, в результате мы получим изображение без тени. Используя различные комбинации этих режимов наложения слоев и подбирая значения их прозрачности, можно с успехом избавляться от рельефных дефектов различной природы и степени сложности.

Таким образом, мы видим, что из нескольких сканов дефектной фотографии (взяв от каждого из них только неповрежденные участки) можно, как минимум, получить изображение без теней и бликов, которые создаются рельефными участками (трещинами, царапинами, вмятинами и проч.), а в лучшем случае вообще полностью избавиться от них, не потеряв при этом ни одной детали изображения. При общепринятых же способах компьютерной ретуши все то, что нам удалось восстановить методом нескольких экспозиций, пришлось бы либо придумывать (при ручной ретуши), либо усреднять (в случае использования различных алгоритмических методов).

КомпьюАрт 4'2000

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства