КомпьюАрт

4 - 2000

Струйная печать завоевывает мир

Александр Глезеров

Не знаю, можно ли назвать революцией то, что происходит со струйной (inkjet) печатью, но, похоже, что этой технологии принадлежит будущее. Так во всяком случае нам показалось при посещении всемирного компьютерного форума CeBit-2000. Какие главные недостатки были раньше у inkjet? Низкое качество, низкая скорость, низкая устойчивость к воде и ультрафиолетовому излучению, высокая себестоимость. Что теперь: разрешение 1440 dpi, 6-8 цветов, 2-3 года гарантии уличного применения, десятки (а в ближайших проектах — сотни) квадратных метров час, 0,1 долл. за формат А4. Впечатляет? Пока, правда, скорость и качество, гарантии и себестоимость, являясь диалектическими противоположностями, не смогли объединиться в одной машине. Но все меняется очень быстро.

Семья поставщиков плоттеров продолжает расширяться. Тенденция вовлечения все новых игроков достаточно отчетлива и может быть формализована очень простыми правилами: графические плоттеры в основном поставляют гиганты либо фотоиндустрии и препресс, либо офисной и инженерной техники. Небольшие компании, созданные специально для разработки плоттерной техники, вскоре также поглощаются этими брэндами, иногда оставляя за собой старое наименование.

Новости плоттерного рынка

Agfa — уже больше двух лет предлагает плоттеры под торговой маркой Agfajet Montana (являющиеся по сути восьмикрасочными Display Maker от Colorspan). Не затрачивая силы на печатающий механизм, Agfa разработала свой RIP и набор расходных материалов. Основная целевая группа — фотолаборатории, осваивающие цифровые технологии печати. Сейчас сотрудничество с Colorspan продолжается на базе Display Maker XII поставляются плоттеры Agfajet Montana II шириной 62" и 72". Однако Agfa, четко отслеживая тенденции рынка, предложила также плоттеры с пьезоголовками Epson (Mutoh 6100) с торговой маркой Agfa Sherpa, снабдив собственным RIP и специальными расходными материалами.

Brady — торговая марка плоттеров, предлагаемых японским фотогигантом Fuji. Модель с не очень удачной рыночной судьбой, практически неизвестная в Европе, а тем более в России. Имеет пьезоголовки с разрешением 180 dpi и приличную скорость печати, но новые модели не появляются уже несколько лет.

Canon — впервые вышел на рынок с плоттерами. В запасе имеет огромный опыт на фоторынке (в том числе и цифровом), собственные технологии струйной печати Canon Bubble-jet. Предложены плоттеры для рынка CAD и GIS — BJ-W3000 (36") и BJ-W3050 (24"), для графического рынка BJ-W7000 (36") — все с разрешением 360 dpi. Совсем горячей новинкой был плоттер с разрешением 1200 dpi (истинных, а не видимых, как у Display Maker), для которого даже не успели напечатать буклетов, и только гордые собой японцы отвечали на технические вопросы.

ColorSpan — на CeBit'е не присутствовал, но новая модель Display Maker FabriJet XII присутствовала на стендах партнеров. От базовой модели, появившейся год назад, отличается специализированным механизмом подачи тканевых материалов, не имеющих бумажной подложки. Снабжается специальным RIP и реактивными чернилами для ткани (об этом см. ниже). В остальном те же двенадцать головок 600 dpi, скорость до 22 кв.м/час и возможность использования только оригинальных чернил.

EnCad — недавний абсолютный лидер постепенно сдает позиции. Если на выставках графического направления 1996-97 годов доля EnCad была 60-70%, 1998 — 40-50%, то сейчас — не больше четверти. На мой взгляд, вызвано это тем, что за последние годы EnCad не внес в конструкцию своих аппаратов ничего принципиально нового. Смена линейки оборудования прошлым летом была скорее декоративным мероприятием: серии 500 и 630 — переименованные Pro-e и Pro600e, а 700 — лишь тьюнинг Pro600e. Правда, на CeBit'е был представлен новый плоттер CadJet 3D, явно ставший ответом на модель HP 1050. Так же как и успешная модель Hewlett Packard, CadJet 3D предназначен для инженерной графики, но имеет высокую скорость печати при максимальном качестве: 4,9 кв.м/час при 600 dpi в режиме Best. Модели 630 и 700 также остаются популярными, чему способствуют и низкая стоимость чернил, и развитый сервис, и отношения с OEM-партнерами: Oce, Illford и Kodak (USA) продают их под своими торговыми марками на тех рынках, где традиционно сильны.

Epson — плоттер этой фирмы давно ожидался на рынке, ведь печатные головки Epson стали синонимом пьезотехнологии струйной печати (их использовали Roland, Mutoh, Mimaki). Постепенно увеличивая ширину устройства, Epson добрался до 44-дюймового шестицветного плоттера Stylus Pro 9000 с разрешением 1440x720dpi. По соотношению «цена/качество», знаменитой надежности и сервису Stylus Pro 9000 имеет шансы стать лидером своего сегмента рынка. В России он пока не очень заметен из-за низкой активности дистрибьютеров (потенциальный спрос на такое оборудование в тысячи раз меньше офисного; клиенты сложные, тема новая).

Hewlett Packard — серьезных новинок не было, доля представленных на выставке машин этой марки сократилась в 2-3 раза по сравнению с 1998 годом. Удачная модель HP1050 существует уже около года, а плоттеры HP2800/3800 — лишь HP2500/3500 с новыми RIP Fiery X2-CP.

Illford — английский поставщик фотографического оборудования и материалов традиционно продает под своей торговой маркой IllfoJet плоттеры EnCad, комплектуя их собственными чернилами и расходными материалами. Весьма активен и заметен на западноевропейском рынке, особенно в Скандинавии. На обеих выставках имел собственные стенды — и не маленькие.

Kodak — на CeBit'е был представлен пятью стендами, один из которых был полностью посвящен плоттерам, другие — частично. Особое внимание Kodak к широкоформатной цифровой печати иллюстрирует тот факт, что нынешние плоттеры — уже третье поколение. Первые базировались на HP — Kodak LFP 1000, затем Kodak LFP 2042 и 2060 (EnCad Novajet Pro42e и Pro60e), теперь LFP 3038, 3043 и 3062 (Mutoh 4100 и 6100). Правильный, на мой взгляд, выбор сделало европейское подразделение Kodak, а на американском рынке в качестве новых моделей продолжают продавать EnCad. Будучи крупным концерном с химическими производствами, Kodak разработал набор экономичных расходных материалов для струйной печати и собственные чернила, которые стали очень популярны на развивающихся рынках: Ближний Восток, Восточная Европа (не в последнюю очередь — Россия). Из перечисленных моделей наилучшие перспективы имеет шестикрасочная LFP 3043, являющаяся по потребительским качествам почти полным аналогом Epson Stylus Pro 9000, но существенно более доступная на российском рынке (первый плоттер появится в Москве через месяц). Обладая физическим разрешением 360, 720 или 1440 dpi, за счет использования осветленных красок cyan и magenta плоттер дает видимое разрешение примерно в полтора раза выше. А значит, при скорости печати около восьми метров в час его качество сопоставимо с наилучшей печатью 600 dpi на EnCad NovaJet 700 (а для Kodak 3043 это наименее качественный режим). Другими важными преимуществами новой модели являются долговечные пьезоголовки, низкий расход чернил и большой объем встроенной оперативной памяти (40 Мбайт). Все это позволяет использовать плоттер с минимальными эксплуатационными расходами (до $2-3/кв.м) и максимальной производительностью.

Mimaki — на выставках замечена не была. Перспективная семикрасочная модель JV2-130, представленная два года назад, успеха на рынке практически не имела.

Mutoh — изделия этой фирмы были повсюду: под своим именем или именем Kodak. Mutoh представила уже известную модель Falcon RJ-4100 и семейство новых шестикрасочных Falcon RJ-6100 (43", 54", 62"). Но наибольшее впечатление в ее линейке производил плоттер Albatros 54, использующий сольвентные чернила с трехлетней гарантией уличного использования без ламинирования. Разрешение достигает 768 dpi, а максимальная скорость — 15 кв.м/час (при 192 dpi). Отзывов о этой технике пока не слышал, но для этого аппарата есть совершенно незанятая ниша на рынке (Arizona от Raster Graphics так и не появилась в России).

Nur — как и другие производители оборудования гранд-формата (3-5 метров) — двинулся в сторону уменьшения ширины. Так, показанный на DigiPrint Nur Fresco имеет ширину печати 1,8 м, разрешение 360 dpi, а скорость печати у него достигает 90 кв.м/час. Аппарат вполне может иметь успех, но не в Москве, где рынок перегружен плоттерами, а низкие цены на печать делают вложение денег в организацию производства весьма рискованным делом.

Oce — крупный поставщик инженерной техники, предлагающий на европейском рынке (в основном в Германии и Голландии) плоттеры EnCad (уже новые модели).

Raster Graphics — судьба этой американской компании весьма непростая. Создавая машины, опережающие конкурентов и время, они не смогли построить правильной сбытовой сети и, наверное, наделали много других ошибок. Более года назад Raster Graphics был куплен швейцарской фирмой Gretag Imaging. Такое объединение пошло ему на пользу, и Raster Graphics на обеих выставках имел собственные стенды с тремя плоттерами: PiezoPrint 5000 (наиболее удачная модель трехлетней давности), печатающий пигментными чернилами на масляной основе, сделанная на его базе Arizona (350 инсталляций по всему миру за два года продаж), использующая сольвентные чернила, и новинка — Bellise. Последний использует обычные водные чернила, а шестикрасочная технология ColorBlend позволяет при физическом разрешении головок 720 dpi получать изображение, аналогичное 1440 dpi. Скорость печати колеблется от 40 кв.м/час (720 dpi, два прохода) до 5 кв.м/час (1440 dpi, 8 проходов). Ширина у всех плоттеров одинаковая — 54".

Roland — сделав два года назад Hi-Fi Jet с наивысшим на то время качеством печати, Roland опять вернулся на родную стезю, присоединив к печатающей головке режущую. Получился CammJet CJ-500.

Scitex — демонстрирует всю мощь и гибкость израильских технологий. Имея огромный опыт и достижения в области цифрового препресса, Scitex два года назад купила венчурную компаию Idanit и подразделение компании Matan, тем самым войдя в пятерку поставщиков оборудования для прямой баннерной печати. Сейчас компания представила две модели в продолжение Idanit: Idanit Novo (скорость печати до 170 кв.м/час, максимальный размер изображения 1,57x2,49 м, разрешение 200/300 dpi) и PressJet (скорость печати до 250 кв.м/час, максимальный размер 1,62x3,66 м, разрешение 200/300 dpi), а также три модели в продолжение темы Matan GrandJet: Scitex GrandJet V2, V3 и V5 (у всех разрешение 185/370 dpi, ширина соответственно 2,2 м, 3,2 м, 5 м, скорость печати 50/25 кв.м/час). Все плоттеры используют пьезоэлектрическую технологию печати, а Idanit отличается тем, что блок головок занимает всю ширину запечатываемой поверхности. На CeBit'е Scitex даже не упомянула об этом направлении, а на DigiPrint’е показала модель GrandJet V2.

Signtech — в выставках не участвовал, хотя совсем недавно анонсировал модификацию своих плоттеров Salsa — SalsaII, имеющих восемь красок, видимое разрешение 600 dpi и ширину 2,4 м, 3,2 м и 4,8 м.

Vutek — признанный лидер в области плоттеров гранд-формата, не смог не ответить на тенденцию уменьшения ширины. UltraVu 2360 SC печатает с разрешением 360 dpi шестью красками полосу 2-метровой ширины со скоростью от 18,5 до 65 кв.м/час; показан на DigiPrint.

Xerox — выпустив больше двух лет назад совместно с фирмой Olympus плоттер Xpress, Xerox сделал передышку и не представил ничего нового, кроме программного апгрейда. По словам специалистов, теперь при двухпроходной печати достигается качество, близкое к тому, что было раньше при четырехпроходной. А, значит, скорость увеличивается вдвое и достигает 8 и 32 кв.м/час при печати соответственно 720 и 360 dpi.

Обзор плоттерного рынка затронул лишь компании, поставляющие оборудование с технологией inkjet. Однако на рынке по-прежнему существуют альтернативные технологии. Компании Xerox, Raster Graphics, Phoenix по-прежнему выпускают электростатические плоттеры, Gerber и Starcolor — плоттеры для термопереноса (сублимации), Durst и Gretag — фотоплоттеры. Их сегмент рынка стремительно сокращается, пав жертвой «реактивных чернил». Подобная судьба грозит и другим технологиям печати, в числе которых может оказаться и цветная лазерная печать, и скоростная трафаретная (дупликаторы), и, через некоторое время, офсет. Основание для подобных прогнозов дают новые разработки печатающих головок для inkjet. Английская компания Xaar анонсировала разработанную в сотрудничестве с Agfa пьезоголовку шириной 20 см. Массив из четырех головок, установленных друг за другом, может наносить полноцветное изображение со скоростью от 240 до 350 форматов А4 в минуту или от 14 400 до 21 000 в час!!! Нужен формат А2 — поставьте еще четыре головки. Разрешение печати пока не превышает 300 dpi, но это только начало. Представьте машину размером с письменный стол и производительностью четырехкрасочного Heidelberg'а. Да, качество пока существенно ниже. Но качество — лишь вопрос количества дюз в печатной головке. Себестоимость — вопрос объемов производства, стойкость красителей — вопрос инвестиций в исследования. А исследования идут полным ходом. Так, в штаб-квартире Scitex в Дайтоне разрабатываются новые головки с непрерывным потоком чернил (в отличие от drop-on-demand, когда капелька вылетает лишь в нужный момент), подобные тем, что использованы в IRIS и Nur, но с огромным быстродействием. Также установленные в массив из четырех головок они дают скорость до 1000 форматов А4 в минуту, или 60 000 в час, при разрешении до 600 dpi.

Думаю, пройдет совсем немного времени, и во всем мире чернил будет выпускаться больше чем офсетной краски. За струйной печатью будущее. Добро пожаловать в разноцветный мир!

КомпьюАрт 4'2000

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства