Типографика – наука или искусство?
Бессмыслен труд типографа, если печатное произведение нельзя прочесть.
Эмиль Рудер
С XV века — начала книгопечатания — пройден долгий путь. Практически каждый век оставил нам лучшие образцы своей печатной продукции. Благодаря книгопечатанию были признаны такие особенности типографики, как понимание формы шрифта и его единства; восприятие в слове, строке, полосе набора как единого целого по отношению к остальной незапечатанной поверхности и многое другое... Вообще типографика определяется как «раздел искусства печати, связанный со шрифтами и зрительным восприятием текста».
Хотелось бы поговорить о типографике именно с точки зрения восприятия текста. На создание условий для комфортного чтения влияют такие факторы, как форма и контрформа, членение текста, пропорции, контрасты, единство текста и формы, ритм и многие другие. Некоторых из них мы сегодня и рассмотрим.
Форма и контрформа
Отпечатанное на бумаге, естественно, является антиподом незапечатанной поверхности. Но вместе они создают целое. Соотношение внутрибуквенных и межбуквенных просветов создает некий оптический эффект. Например, плотный набор делает незапечатанные участки более интенсивными и активизирует внутрибуквенное белое. Управляя разрядкой между буквами, можно создать гармоничное сочетание черного и белого. Другими словами, в умелых руках разрядка может выступать в роли инструмента ослабления или усиления контраста в отношениях внутрибуквенных форм.
Не меньшую роль играет и междустрочная разбивка. Чрезмерные белые полосы между строк ухудшают восприятие текста. В металлическом наборе пробел между строками не мог быть меньше кегля, то есть размера металлической литеры. В наше время компьютерные программы позволяют сделать это расстояние любым. Но в хорошо набранной полосе баланс между запечатанной и незапечатанной поверхностью должен быть тщательно выверен, создавая эффект набора и линейный эффект строк.
Специалисты уже поняли, что в предыдущих абзацах речь шла о таких понятиях, как кернинг и интерлиньяж. Межстрочные и межбуквенные пробелы не должны быть настолько малы, чтобы перестать играть роль членения текста, но и не должны быть настолько велики, чтобы доминировать над текстом. Незапечатанные поверхности можно с успехом использовать в иерархическом членении текста.
Разделение
Нас окружает огромное количество информации. Десятки газет и журналов, выпускающихся сегодня, предлагают неимоверную массу различных сведений на любой вкус. И, конечно, читателю трудно усвоить все это. Типограф должен систематизировать и подать информацию, разделяя ее на более важную и второстепенную с помощью отбивок, красок, насыщенности шрифта, его размера и т.п. Количество текста на странице должно быть таким, чтобы он воспринимался комфортно. Избыток текста утомляет, но и слишком малое его количество приводит читателя в раздражение, заставляя часто переворачивать страницы. Сплошная масса текста без абзацных отступов и концевых строк также является признаком непрофессионализма.
Единообразие
Сегодня многие издания являются частями одного целого. В рекламе — это элементы фирменного стиля на визитках, буклетах, фирменных бланках, а применительно к книгам — серии какого-либо издательства. При оформлении книги все должно соответствовать единому стилю — гарнитура шрифта, кегль, ширина полосы набора и т.д.
При создании фирменного стиля надо соблюдать единообразие всей печатной продукции, что гарантирует использование одних и тех же элементов оформления: логотип, «фирменный» шрифт, цвет, композиция.
Вариации
Понятие «вариация» можно определить как многократное преобразование второстепеной части в рамках основной темы. Известны по крайней мере три типа вариаций: изменение типа композиции, шрифта и цвета при неизменности текста; модификация текста при неизменности композиции, шрифта и цвета; изменение всех элементов при условии узнаваемости основной темы.
Динамика, движение
Текст всегда находится в некотором движении. Большинство букв имеет собственную динамику. Вы никогда не замечали некоторых затруднений при чтении слов, в которых встречаются буквы З и Э? Это происходит потому, что такие буквы открыты в обратную сторону, относительно направления чтения текста. Но большая часть букв все же имеет положительную динамику, то есть они открыты слева направо: Б, В, Г, Е, С и т.д.
Складываясь в слова и строки, буквы создают общее движение слева направо и сверху вниз. Пользуясь возможностями современных программ дизайна и верстки, мы можем придавать тексту дополнительное движение к центру и из центра, по диагонали и даже по кругу.
Данная статья не ставит перед собой цели дать полный материал по типографике, да это и невозможно сделать, оставаясь в рамках объема журнала... Здесь показана лишь малая часть из того, что относится к типографскому искусству. Желающим получить основательные знания по данной тематике я рекомендую одну из лучших, на мой взгляд, книг — «Типографика» (автор Эмиль Рудер). «Эта книга — плод размышлений сильной Личности и одновременно культурное наследие современности» — так оценил ее Адриан Фрутигер.
КомпьюАрт 4'2000