КомпьюАрт

4 - 2001

Бумажная элита или Fine Papers in Russia

Татьяна Горбашева, Александр Харатян

Fine papers. Этот английский термин знаком, наверное, не всем полиграфистам. Тем не менее он наиболее точно передает назначение материалов, которые в русском языке называются по-разному: бумага и картон для рекламно-представительской продукции, материалы для производства представительской продукции, бумага для дизайнерских разработок, элитная бумага, эксклюзивная бумага. Сами эти названия говорят о сфере применения данных материалов — изготовление всего спектра представительской продукции фирмы (визитки, бланки, папки, приглашения, открытки, годовые отчеты, фирменные письма), изготовление рекламно-сувенирной продукции, изготовление эксклюзивной упаковки. Эти материалы применяются везде, где необходимо подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, приверженность определенному стилю.

Сегодня практически каждый крупный поставщик бумаги в России имеет в своем ассортименте несколько эксклюзивных коллекций из разряда Fine papers. Наиболее популярные и пользующиеся спросом коллекции поставляются сразу несколькими фирмами. Количество коллекций Fine papers, представленных на рынке, превышает 70, что существенно больше, чем в любой другой группе материалов для полиграфии. А если учесть, что в каждой коллекции может быть от 1 до 50 цветов (наиболее распространены коллекции, содержащие 10-15 цветов), а также до 15 различных видов тиснений (наиболее распространены наборы из 3-6 популярных тиснений), то можно представить, какая непростая задача стоит перед человеком, желающим выбрать бумагу или картон для своего заказа. Попытаемся несколько упростить решение этой проблемы. Отметим сразу, что в данном обзоре рассматривается только ассортимент, предлагаемый поставщиками со склада в Москве. Обычно это наиболее ходовые цвета и тиснения. Ассортимент, производимый фабриками, как правило, существенно шире по всем параметрам — цвету, тиснению, плотности, форматам. Поэтому, если вы при таком огромном выборе не смогли найти материал, наиболее ярко и точно отражающий ваш стиль или идею, или же хотите заказать эксклюзивный материал, какого еще ни у кого нет, вы можете подобрать необходимую бумагу по каталогам производителей. Все крупные поставщики бумаги осуществляют поставки материалов под заказ в довольно реальные сроки — от двух недель. Кроме того, некоторые производители предлагают даже создание собственной бумаги по предоставленным образцам или разработку новой коллекции по вашему заказу. К сожалению, удовольствие это очень дорогое, да и минимальный объем производимой под заказ бумаги должен быть достаточно большим. Поэтому, если вам все же хочется создать нечто нестандартное, постарайтесь ограничиться, например, созданием собственного водяного знака. Это возможно, поскольку цены и минимальные объемы здесь значительно ниже, они зависят от сложности знака и определяются индивидуально каждой фабрикой-изготовителем.

Несмотря на огромное разнообразие названий, все представленные коллекции можно условно разделить на 10 групп. Наиболее многочисленную группу составляют тонированные в массе бумаги и картоны (различных цветов, в том числе с эффектом «металлик»), которые могут быть как гладкими, так и с различными тиснениями. Среди этой группы можно выделить следующие популярные серии:

  • Acquerello (бумаги и картоны с легким двусторонним тиснением «микровельвет», поставляются в двух оттенках цвета «слоновой кости»);
  • Bodonia (поставляется только цвета «слоновой кости»);
  • Century (тиснение «молоток»);
  • Chagall (бумага и картон с двусторонним тиснением «фетр» — производят впечатление бумаги ручного производства);
  • Classic (названия сортов, попадающих в данную группу, говорят сами за себя — Linen, Brightwater Rib, Wove, Super Wove, Parchment);
  • Dali (с двусторонним тиснением «микровельвет»);
  • Design (новая коллекция, содержащая три различные серии: CoverRidget, Pinhead и Summertime, первая из которых — картон с элегантным линейным односторонним тиснением, вторая — декоративная высококачественная бумага с оригинальным мелкоячеистым тиснением, а третья — матовый картон с двусторонним тиснением «фетр»);
  • Diabolo (тиснения «линия» и «призма»);
  • Fantasy (отличается нестандартными оттенками и плотностями);
  • Havanna (поставляется в двух вариантах — с матовой и ттсненой поверхностями);
  • Keaykolour (картон со специальной фактурой поверхности, напоминающей мелковолокнистую шерсть);
  • Malmero (поставляется с тиснением «лен» и «молоток»),
  • Nettuno (тиснение «микровельвет»);
  • Notturno (отличается насыщенным черным цветом, поставляется как в гладком исполнении, так и с двусторонним тиснением);
  • Rives (представлено сериями Tradition, с «фетровым» тиснением, Reflection, с тиснением «волна», Design, с сетчатым тиснением, и Classic, которая относится к следующей группе бумаг с тиснением «верже»);
  • Tintoretto;
  • Zeta Mattpost.

Наиболее широкий диапазон плотностей представлен в коллекции Nettuno (пять плотностей от 100 до 360 г/м2), — к сожалению, только одно тиснение. Лидером по количеству тиснений является коллекция Keaykolour (пять тиснений). Она же вместе с коллекцией Rives держит первенство по количеству цветов (22 — от светлых пастельных до темных насыщенных). Всего на один цвет отстала от нее коллекция Sirio: 21 цвет и два вида тиснений. Напоминаем еще раз, что мы рассматриваем только материалы, предлагаемые в настоящее время со склада в Москве. Поэтому, если вы делаете заказы постоянно, рекомендуем запрашивать у поставщиков новую информацию по ассортименту.

Отдельно, видимо, следует выделить группу тонированных в массе бумаг и картонов «верже». Обычно называемое тиснением, «верже» не является, то есть не наносится на готовую бумагу при помощи специальных клише, а получается в процессе производства бумаги и скорее напоминает водяные знаки. Бумаги «верже» наиболее часто используются для изготовления фирменных бланков. В этой группе можно выделить Classic Laid (производство компании Curtis Fine Papers), Conqueror (производство компании Arjo Wiggins), Corolla (производство компании Fedrigoni), Grand style (производство компании Gmund). По количеству цветов лидируют две последние коллекции (в них по 15 цветов, в том числе по нескольку оттенков белого). Коллекция Classic Laid делит первое место по количеству доступных плотностей — их всего шесть (от 85 до 300 г/м2) — с Corolla (от 70 до 200 г/м2) в группе бумаг «верже». А среди всех представленных цветных бумаг со структурной поверхностью самое большое разнообразие плотностей у коллекций Acquerello производства Fedrigoni — их семь. Оптимальные возможности по созданию фирменного стиля предоставляет коллекция Conqueror, поскольку кроме бумаги и картона в ней представлены конверты 10 цветов и 4 размеров.

Еще одна группа — цветные бумаги, обладающие высокой гладкостью. В ней можно выделить такие популярные коллекции, как Colorplan, Flying colours и POP’SET. Особенность этой группы бумаг состоит в том, что входящие в нее коллекции поставляются не только в полиграфических форматах, но и в офисных (А4 и А3), что позволяет использовать эти материалы для тиражирования на копировально-множительной технике, а также для производства небольших тиражей рекламной продукции в условиях офиса.

Другой группой, близкой по внешнему виду к первой, являются тонированные в массе бумаги и картоны с включениями волокон (чаще всего — хлопковых). Волокна могут быть совсем незаметными — в виде крапинок, короткими или длинными, темнее или светлее самой бумаги. Материалы этой группы также могут поставляться как гладкими, так и с тиснением. Наиболее известные коллекции этой группы — Kaschmir, Mineral Countryside, Sirio. Среди менее известных Bakri, Freelife Picnic, Retreeve Earthtints, Savile Row Tweed, Tintoretto Melange. Упомянем также об одной из самых изысканных марок бумаг, производимых компанией Curtis Fine Papers, — Esparto, поставляемых в Россию на заказ. Esparto — название произрастающей в Африке травы. Эта трава собирается вручную, сушится и затем используется при изготовлении бумаги. 85% в составе бумаги составляет именно эта трава, а 15% — хлопок, который придает бумаге дополнительную прочность. Лидером в этой группе является коллекция Kaschmir, представленная в 12 цветах и 4 плотностях. Большое количество коллекций в этой группе говорит о популярности таких материалов — не совсем однотонных и в то же время — и не таких пестрых. Они входят в группу, описанную ниже.

Следующая группа также близка по своему виду к перечисленным выше — тонированная в массе бумага и картон, поверхность которых имитирует различные природные текстуры. В нее входят Marble Cover и Elefantenhaut, достаточно давно известные на рынке, и Marina производства Cartiere Fedrigoni. Компания August Koehler, производящая коллекцию Marble Cover, представляет свою продукцию на российском рынке более 6 лет. Эта коллекция была очень популярна в течение нескольких лет не только благодаря своему внешнему виду, но также из-за отсутствия других предложений. В последние годы с резким увеличением ассортимента Fine papers популярность этой коллекции падает, но тем не менее у нее остаются свои поклонники, успешно работающие с этой коллекцией.

Отдельную группу, давно завоевавшую признание заказчиков, составляют картоны повышенной белизны с различными тиснениями и без них, называемые также «визиточными». Самые известные среди них — Avantage, Constellation, Extraweiss, Ivobel, Ivoline, Splendorgel, Superwhite Ivory Board. А самый известный из известных — Superwhite Ivory Board, производимый уже упоминавшейся компанией August Koehler. Эти картоны без преувеличения можно назвать классикой среди бумаг Fine papers в России. Практически в любой типографии или рекламном агентстве клиенту при заказе визиток будут предложены картоны из коллекции Superwhite Ivory Board. Чаще всего используются гладкий картон и картоны с тиснениями «лен» и «молоток». Здесь следует отметить, что компанией производится картон с односторонними тиснениями 20 видов и двусторонними тиснениями 10 видов. Каждое тиснение имеет собственный номер. Названия тиснений появились для удобства описания внешнего вида картонов. Например, тиснение «лен» напоминает поверхность льняной ткани. Сейчас в ассортименте фирм, поставляющих бумагу, можно встретить «лен» нескольких разновидностей, поэтому при заказе всегда необходимо уточнять номер. Также нужно учитывать, что внешний вид тиснений с одним и тем же названием в разных коллекциях может очень сильно отличаться. Еще одно небольшое отступление по поводу тиснений. В каталогах производителей, можно встретить такие экзотические названия (в переводе на русский язык), как «северный олень» или «гренадер». В трактовке же российских поставщиков названия тиснений обычно являются одновременно и описаниями внешнего вида («лен», «вельвет», «сетка», «рябь»). В последние годы большую популярность приобрел относительно недорогой картон Avantage производства Intermills.

Кроме бумаг и картонов, тонированных в массе, на рынке представлено несколько групп белых бумаг с различными покрытиями. Первая из них — это бумага с флуоресцентным одно- или двусторонним покрытием (Affisch fluor, Radiante). Гораздо более известны самоклеящиеся материалы с флуоресцентным покрытием, но при изготовлении ценников, афиш, рекламных плакатов просто не заменимы флуоресцентные бумаги и картоны.

Следующая группа — бумага и картон с цветным перламутровым покрытием и тиснением (Constellation Jade, Olimpo, Tatjana). При этом материалы в серии Tatjana представлены в 11 цветах и имеют одно геометрическое тиснение, а картоны из серии Constellation Jade и Olimpo, наоборот, — одного цвета, но представлены в различных тиснениях.

И еще одна группа (более многочисленная, чем предыдущие) — картон с литым мелованием лицевой стороны. Обратная сторона при этом остается белой. Лицевая сторона может иметь покрытие различных цветов, в том числе с эффектом «металлик» и перламутровым эффектом. Эти картоны поставляются как гладкими, так и тиснеными. Самые популярные — Bindakote, Chromolux, Splendorlux, Venicelux. Наиболее многочисленна по цветовой гамме коллекция Chromolux (в общей сложности в ней насчитывается около 40 цветов — пастельных, ярких, темных, «металлизированных» и «перламутровых»). Коллекция Splendorlux, в свою очередь, отличается от остальных наличием картонов с тиснением.

И наконец, сравнительно недавно появившаяся на рынке, но стремительно набирающая популярность, — полупрозрачная бумага, больше известная под названием «калька». Такая бумага может быть белой или цветной, а также гладкой или тисненой. Наиболее известные серии — Cromatico, Classic Translucent, GSK, Pergamenata, Transparence, Virtual Vision. Бумага в коллекции Pergamenata более плотная и напоминает скорее пергамент. Коллекция Transparense более прозрачная, имеет различные тиснения, а также представлена в более широком диапазоне плотностей (пять плотностей от 30 до 145 г/м2). Сromatico, при плотностях от 100 до 200 г/м2, отличается широкой и яркой цветовой гаммой, а Virtual Vision представляет собой цветную полупрозрачную бумагу а-ля папирус — с «ребристой» поверхностью и шесть оттенков: Cactus, Sierra, Sandy, Bluebell, Lavender и River.

Отдельно рассмотрим бумаги с водяными знаками. Поскольку коллекции Fine Papers зачастую используют для печати различных фирменных документов, наличие водяного знака служит дополнительным элементом не только дизайна, но и защиты от подлога или подделки. Подлинный водяной знак создается в процессе производства бумаги с помощью специального валика из сплава бронзы, фосфора и меди, имеющего метку или тиснение в определенных местах. Существуют три принципиально разных стиля водяного знака: линейный водяной знак (на бумаге он выглядят ярким, светлым на фоне готовой бумаги), рельефный водяной знак или водяной знак с тенью (он выглядит более темным на фоне бумаги) и, наконец, комбинированный водяной знак (сочетание линейного и рельефного).

Очень многие из вышеперечисленных сортов бумаги поставляются или могут поставляться с водяными знаками, например Classic, Century, Corolla, Conqueror и ряд других.

В заключение немного общей информации о всех коллекциях. Диапазон плотностей, в которых поставляются Fine papers, очень широк. От 30 г/м2 (для кальки) до 700 г/м2 (для картона). Практически во всех коллекциях присутствуют бумага двух различных плотностей и под стать ей картон одной-двух плотностей. В наиболее известных коллекциях можно найти еще более дифференцированную по плотностям бумагу, картон двух-трех плотностей и конверты различных форматов. Это позволяет заказчику найти материалы для воплощения своей идеи в одной серии и выполнить все в едином стиле. Если же в выбранной вами серии есть картон, но нет бумаги, или наоборот, то эту проблему тоже можно решить. Как правило, бумаги и картоны из разных коллекций, но объединенные в одну группу, прекрасно сочетаются друг с другом, и определить их принадлежность к конкретным коллекциям может только специалист. А удачно подобранные материалы из разных групп своим контрастом только подчеркивают неповторимость друг друга.

Большинство коллекций поставляется в наиболее удобном для полиграфистов формате 700×1000 мм. Также можно встретить бумагу и картон в форматах 430х610, 450х640, 610х860 мм, но они гораздо менее распространены.

К сожалению, как показывают опросы конечных потребителей, далеко не все дизайн-бюро представляют, насколько широк ассортимент Fine papers, поставляемых в Россию, и ограничивают выбор своих заказчиков бумагами из четырех-пяти известных им коллекций. Поэтому мы надеемся, что этот обзор позволит разнообразить выпускаемую представительскую и рекламную продукцию и даст возможность создать для каждого заказчика свой неповторимый стиль. Конечно, кроме всех вышеперечисленных групп бумаг, относящихся к Fine papers, в Европе можно встретить пока еще не появившиеся на российском рынке экзотические сорта, такие как парфюмированная бумага или бумага ручной выделки из редких пород древесины. Также выпали из рассмотрения синтетические бумаги, которые благодаря своей стойкости к воздействию воды, тепла и некоторых химических реактивов нашли свое применение там, где подобные свойства просто необходимы, например в оформлении витрин и прилавков. Тем не менее тот факт, что ассортимент Fine papers, активно расширяющийся в последние 3-4 года, гораздо богаче ассортимента любых других материалов для полиграфии, позволяет надеяться, что это направление в полиграфии будет развиваться, и к визиткам, наконец-то ставшим необходимым элементом корпоративной культуры, добавятся и другие столь же необходимые элементы.

КомпьюАрт 4'2001

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства