Есть такая теория!
Научный подход к гармонии цвета
Представление о гармонии давно вошло в нашу жизнь, имеет глубокие исторические корни. Мы любим порассуждать о гармонии в архитектуре, в музыке, о гармонии чувств, наконец. Существует и понятие цветовой гармонии, без которой невозможно обойтись при оценке эстетического качества произведений культуры, дизайна, рекламы.
В обиходе представление о гармоничных сочетаниях цветов весьма далеко от научного описания природы гармонии. Люди, не сведущие в искусстве, гармоничные или дисгармоничные (диссонирующие), сочетания цветов вообще оценивают исходя из ощущений «нравится – не нравится», «приятно – не приятно». Чаще всего понятие «гармоничное сочетание цветов» складывается из личных ощущений и связано с индивидуальными цветовыми предпочтениями и привычками. Во многих случаях суждения о цвете очень субъективны и неоднозначны. Исследования показывают, что «гармоничными цветовыми сочетаниями» в восприятии рядовых потребителей оказываются сочетания родственных друг другу или близких цветовых тонов, а также цветов, имеющих одинаковую светосилу. Сильные цветовые контрасты при этом гармоничными не считаются.
Однако художнику-прикладнику, например, работающему в рекламе, субъективизм в оценке может сослужить плохую службу. Поэтому ему необходимо внести ясность в свои представления о гармонии и перенести их из области субъективного восприятия в область объективных закономерностей. Препятствием обычно является отсутствие соответствующих знаний. Только в самое последнее время проблеме изучения механизма цветовой гармонии начали уделять большое внимание*. Однако появляющаяся информация еще не стала достоянием всех заинтересованных специалистов. Настоящая статья в какой-то мере должна восполнить существующий пробел.
Прежде всего гармония – это равновесие, симметрия сил. В переводе с греческого языка гармония буквально означает связь, стройность, соразмерность. Cогласно мифам Гармония – дочь Марса, бога войны, и Венеры, богини любви, то есть воплощение слияния двух противоположных начал, в данном случае агрессии (Марс) и любви (Венера).
Именно взаимодействие и соразмерность противоположных сил рождает равновесие, умиротворение. Однако это равновесие не есть полный покой или отсутствие движения. Наоборот, сочетание двух сил дает подвижное равновесие, или уравновешенное движение.
Дочь Гармонии – Пропорция – означает соотношение величин, взвешенность. В математике под пропорцией понимают равенство между отношениями четырех величин: а : b = с : d. Гармоничная пропорция есть не что иное, как знаменитое золотое сечение, и представляет собой соотношение, при котором целое так относится к части, как часть относится к разнице целого и этой части, то есть а : b = b : (а – b). Гармония возникает именно из пропорционального, соразмерного соотношения сил или величин.
В Европе современное понимание красоты во многом строится на основе греческой культуры и мифологии. Но и на Востоке есть сходное представление о равновесии. Это представление выражено в символическом знаке «двух головастиков» (рис. 1). В замкнутом круге движутся два головастика (черный и белый), символизирующие две силы (темную и светлую). Они так плотно прижаты друг к другу, что между ними нет никакого пространства. «Головастики» очень подвижны, они не могут остановиться и постоянно двигаются по кругу, что символизирует движение жизни в результате воздействия сил. Взаимосвязь между силами выражается в том, что темная сила (черный «головастик») имеет небольшой элемент светлой силы (белый глаз), а светлая сила (белый «головастик») имеет элемент темной силы (черный глаз).
В природе солнечный свет рождает тень. Свет и тень неразрывно связаны. Ночь «зажигает» звезды на небе, причем, как говорится, чем чернее ночь, тем ярче звезды. Человек также с приходом ночи зажигает свет. Значит, и ночью и днем черное и белое находятся в постоянном взаимодействии. Они неразрывны. Вопрос только в том, что доминирует в данный момент, то есть превосходит по массе.
С движением «головастиков» связано и представление о чередовании «черных» и «белых» полос нашей жизни. Но исходя из неразрывности черного и белого можно сказать, что они друг друга уравновешивают. Несмотря на активное движение «головастиков», знак в целом создает ощущение устойчивости движения, выраженное в наличии замкнутого круга, так называемого круга жизни, или колеса судьбы.
С физиологической точки зрения гармония цвета связана с понятием одновременного и последовательного контраста цветов. Так, если долгое время смотреть на черный квадрат на белом поле (позитивное изображение), а потом закрыть глаза, то возникнет образ белого квадрата на черном поле (негативное изображение) (рис. 2). Аналогичная трансформация происходит с хроматическими цветами. Если долгое время созерцать красный квадрат на зеленом поле, а потом закрыть глаза, то возникнет зрительный образ зеленого квадрата на красном поле (рис. 3). Когда мы долго смотрим в окно на голубое небо, а потом закрываем глаза, у нас возникает образ окна, в котором видно желто-оранжевое небо. Если день пасмурный и небо в окне белого или светло-серого цвета, при закрытых глазах возникает образ черного или темного неба за окном. Это явление называется последовательным контрастом и заключается в формировании в сетчатке глаза цвета, противоположного реально воспринятому.
Существует также и явление одновременного контраста. Так, если небольшой серый квадрат положить на цветовое поле, допустим желтого цвета, то квадрат будет казаться голубовато-серым (рис. 4). На красном поле тот же квадрат будет казаться зеленовато-серым, на голубом – желтовато-серым и т.д. Серый цвет подобно хамелеону будет менять свой оттенок в зависимости от фона. Только в отличие от хамелеона серый цвет будет приобретать оттенок, противоположный окружающему цвету.
Последовательный и одновременный контрасты говорят о том, что глаз воспринимает равновесие на основе закона дополнительных цветов. Этот закон был сформулирован Иоханнесом Иттеном, рассмотревшим действие закона применительно к творчеству и композиции цвета. Дополнительными считаются хроматические цвета, которые при смешении образуют ахроматический (белый или серый) цвет. Эвальд Геринг объяснил действие этого закона на основе процессов диссимиляции/ассимиляции сил, затраченных на восприятие цвета. Он считал, что ощущение равновесия при восприятии цвета возникает в том случае, когда энергия, затраченная на восприятие (диссимиляция), равна энергии восстановления (диссимиляции). С этой точки зрения серый цвет является наиболее гармоничным, так как содержит все уравновешивающие цвета.
Тот же Геринг доказал, что для глаза комфортнее всего средний серый цвет; в его отсутствие теряется ощущение равновесия. Если при восприятии черного квадрата на белом поле или белого квадрата на черном поле возникает последовательный негативный (противоположный) образ, то при созерцании серого квадрата последовательный образ не возникает. Нейтральный средний серый цвет не вызывает расход энергии (диссимиляции) при восприятии и, следовательно, не требует компенсации энергетических затрат (ассимиляции).
Серый цвет можно получить различными способами: смешением светлых и темных ахроматических цветов, включая чистые черный и белый. Кроме того, его можно получить смешением двух дополнительных другу другу хроматических цветов (красного и зеленого, голубого и оранжевого, желтого и синего и т.п.), а также смешением нескольких цветов в пропорциях, позволяющих получить нейтральный серый. Исходя из положения, что в сетчатке глаза три типа рецепторов восприятия цвета (красный, синий и желтый), сочетание трех цветов (красного, синего и желтого) также создает ощущение гармонии.
Все цветовые сочетания, не дающие в сумме серого цвета, по своему характеру становятся экспрессивными, или дисгармоничными. Такие сочетания действуют на глаз возбуждающе и требуют компенсации в виде «последовательного» цветового образа. Они вызывают ощущение неуравновешенного движения, однонаправленной динамики. Таким характером обладает известное всем сочетание синего и красного цветов, свойственное спортивной «олимпийской» форме. Сумма красного и синего дает пурпурный цвет, поэтому и сочетание их в целом воспринимается как динамичное. Такими же экспрессивными будут сочетания желтого и зеленого, зеленого и синего, желтого и красного и т.п. (рис. 5).
Гармоничность, а соответственно и дисгармоничность цветовых сочетаний можно определить по цветовому кругу. Гармоничные (дополнительные) цвета расположены на противоположных концах диаметра, лежащего в цветовом круге (рис. 6). Важно отметить, что их сумма всегда будет равна нейтральному серому цвету (рис. 7).
Итак, мы убедились, что каждый цвет можно представить в виде суммы двух цветов. Применительно к цветовым гармониям этот принцип используется как «раскачивание» цвета вправо и влево от исходного по цветовому кругу. Так, желтый получается из суммы желто-зеленого и желто-красного; зеленый – из суммы сине-зеленого и желто-зеленого и т.п. Таким образом гармония дополнительных (диаметрально противоположных) цветов может быть преобразована в гармонию, построенную на основе равнобедренного прямоугольника, когда один из цветов представлен в виде суммы двух других. Если же «раскачать» оба дополнительных исходных цвета вправо и влево по цветовому кругу, то можно получить гармонию на основе прямоугольника, вытянутого по горизонтали или по вертикали, а также многоугольника (рис. 8).
Кроме того, одним из принципов гармоничного согласования цветов является их расположение на основе «равносторонности», когда цвета находятся в круге на одинаковом расстоянии друг от друга и при соединении их прямыми линиями образуются правильные геометрические фигуры (рис. 9). Если в композиции используются три цвета, то для их гармонизации необходимо применять вписанный в круг правильный (равносторонний) треугольник, если четыре цвета, требуется применять квадрат, пять цветов – правильную пентаграмму, шесть – правильный шестиугольник и т.д. Во всех случаях сумма цветов по-прежнему останется равной нейтральному серому цвету.
При поиске пропорций цвета, то есть оптимального соотношения цветовых масс, необходимо также учитывать еще и активность цветов. Наиболее активными считаются желтый и оранжевый, а наиболее пассивными – синий, фиолетовый, серый. Гёте определял активность цвета в зависимости от его яркости, выражать цветовую насыщенность можно в баллах следующим образом: желтый – 9, оранжевый – 8, красный и зеленый – по 6, синий – 4, фиолетовый – 3. В итоге он вывел следующую формулу количественного соотношения цветов в гармоничном сочетании:
Желтый : оранжевый : красный : зеленый : синий : фиолетовый = 3 : 4 : 6 : 6 : 8 : 9.
Таким образом, если мы хотим получить гармоничную композицию, то желтый должен занимать в ней 3 доли, оранжевый – 4, красный и зеленый – по 6 долей, синий – 8 и фиолетовый – 9. В целом пассивные цвета должны занимать в дизайнерской композиции большую площадь, а активные – сравнительно небольшую. На рис. 10 показаны образцы гармоничных сочетаний.
При изменении насыщенности и светлоты исходных цветов, участвующих в композиции (скажем, вместо красного – бледно-красный, вместо зеленого – бледно-зеленый, наоборот, вместо красного – темно-красный, вместо зеленого – темно-зеленый т.п.), цветовая гармония сохраняется. При этом согласно закону дополнительности, если светлота одного из двух дополнительных цветов увеличивается, то светлота другого должна уменьшаться, с тем чтобы сумма цветов оставалась в пределах нейтрального серого цвета, соотношение же площадей цвета, участвующих в композиции, при этом сохраняется. Теоретически наиболее удачными будут такие сочетания, в которых один цвет в паре темный, а другой светлый (рис. 11). Однако на практике часто встречаются и пары «темный-темный» и «светлый-светлый», которые тоже можно признать гармоничными (рис. 12).
При использовании в композиции малонасыщенных (неярких) оттенков цветов их соотношения в целом также сохраняются (рис. 13). Если же изменяется насыщенность (яркость) только одного из исходных цветов, то площадь яркого цвета должна быть уменьшена ровно настолько, насколько увеличена его насыщенность, а площадь малонасыщенного неяркого цвета, наоборот, должна быть увеличена настолько, насколько была снижена его насыщенность – для сохранения равновесия цветов (рис. 14).
И наконец, последнее. При создании композиции, подчиняющейся законам гармонии, важен и выбор конкретного типа цветового круга. Известны два типа круга: аддитивный (основан на четырех цветах – желтый, красно-алый, зеленый, синий) и субтрактивный (в основе три цвета – желтый, красно-малиновый, синий) (см. рис. 6). Аддитивный цветовой круг строится на сложении цветовых потоков и используется в светотехнике, оптике, пуантелистической живописи и т. п. Субтрактивный цветовой круг строится на вычитании цветовых потоков и используется в живописи при механическом смешении красок, в фототехнике в цветовых фильтрах, слайдах и т.п.
Существенная разница между этими цветовыми кругами наблюдается в основном в нижней части. По сравнению с субтрактивным кругом в аддитивном цветовом круге несколько больше область желто-зеленых оттенков цветов и меньше область пурпурных оттенков. В аддитивном цветовом круге напротив желтого цвета находится синий, а в субтрактивном – фиолетовый. При аддитивном смешении цвета (сложении) синий и желтый в сумме дают белый, при субтрактивном смешении (вычитании) желтый и синий дают зеленый цвет, а для того чтобы получить белый, необходимо субтрактивное смешение желтого и фиолетового.
КомпьюАрт 4'2001